РГОУ «Батыревская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат»

       Минобразования Чувашии

     

Анализ реализации программы развития

 

Анализ

реализации программы развития

РГОУ «Батыревская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

 Минобразования Чувашии.

     

 Необходимость разработки программы обусловлена созданием  условий для эффективного развития школы-интерната в ходе осуществления  модернизации образования в условиях развития рыночной экономики  страны, с целью организации помощи  и поддержки  воспитанникам, детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения при  возникающих трудностях  в современном  мире.

         Руководствуясь Президентской программой «Новая школа», начатой в 1997 году, внедряя Комплексные проекты модернизации образования в Чувашской Республике, РГОУ «Батыревская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии ставит главной  целью программы развития - создание новой модели коррекционной школы-интерната, работающей в едином образовательном режиме саморазвития в соответствующей правовой среде, с учетом складывающих динамичных, социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей и перспектив развития Чувашской Республики. Первичной задачей  новой модели коррекционной школы-интерната является - социализация личности ребенка  с  проблемами в  интеллектуальной  и эмоциональной сфере к самостоятельной жизни, его   адаптация к новым экономическим условиям, самоопределение, самовоспитание.

           

1. Условия достижения цели:

Объединить и скоординировать усилия всех участников  педагогического процесса, включив их в активную работу по достижению  генеральной цели.

Факторы, обеспечивающие выполнения целей программы:

- достижение благополучной социальной адаптации, т.е. социализации  выпускников  через организацию внутренних и внешних факторов  успешности трудового обучения, организации быта и насыщенности  досуга;

- поиск и  построение обходных путей, использование специфических  средств обучения и развития, дифференцированное, пошаговое,     развивающее обучение, учитывающее несформированность у   воспитанников целого ряда базовых механизмов;

-  организацию  реабилитационной  среды, отличной от воспитательной  и  образовательной  среды  здорового  ребенка;

- максимальное расширение реабилитационного пространства, означающее необходимость целенаправленной коррекционной работы с  детьми за пределами школы-интерната;

- систематическое изучение личности каждого ребенка  и  установление  зоны его ближайшего развития с целью определения потенциальных компенсаторных  возможностей  ученика;

- введение инновационных  процессов  в  школе-интернате с целью  формирования у учащихся  интереса к процессу обучения, развития мотивации познавательной деятельности, поиска оптимальных форм  коррекционного  воздействия;

           - обеспечение учащихся  учебной  и художественной литературой;

           - улучшением  лечебно – профилактической  работы;

           - охрана  прав  детей,  не  имеющих  родителей;

           - индивидуальная работа с детьми  «Группы  риска»;

           - повышение качества преподавания, профессионализм педагогов;

           - работа  по   оздоровлению  учащихся ;

           - систематическая  работа  по  научно  методическому обеспечению;                                

            - анализ    катамнестических  данных  и  последующей жизненной  адаптации  и  трудоустройстве  выпускников;

            - укрепление  материальной  базы  школы- интерната; 

 

             ОСНОВНЫЕ   БЛОКИ     ПРОГРАММЫ:

 

                I. Учебно-методический.

 Учебно-воспитательный процесс в школе-интернате   сформирован с целью:

1. Выстраивать приоритетность предметов в образовательной  программе  с точки зрения  их  значимости  в  решении вопросов социальной адаптации воспитанников.

2. Включать целенаправленное рассмотрение практической  значимости  и жизненной необходимости в будущем в содержании материала каждого  урока любого предмета.   

3.   Использовать формы и методы работы, повышающие интерес детей  к процессу познания и мотивации к учению.

          4.  Внедрение и разработка новых технологий коррекционного обучения   с  целью развития механизма компенсации каждого ученика.

         5.  Создание базы данных по вариативным формам и методам   организации коррекционного обучения; организации постоянной системы  повышения квалификации педагогов.

 

Структура

                  Задачи

 

Особенности  процесса  обучения

1 ступень

1-4 классы

1. Обеспечить правильную диагностику коррекции звукопроизношения, развитие  фонематического слуха.

2. Начать  работу по формированию  навыков письма и чтения, умения слушать и слышать, выполнять элементарные  инструкции, опыта общения и первых межличностных отношений.

3.  Овладение  элементарными навыками  счета  и измерений, уточнение представлений об окружающем мире. 4. Активизация словаря и формирование диалогической  речи. Развитие  ручной умелости.

- Ориентация  на  возможности  ребенка в усвоении определенного уровня обучения.

- Изучение личностных особенностей и зоны ближайшего развития  ребенка.

- Коррекционная  работа  по  развитию  моторики  на  примере  практических  упражнений. Элементы дифференциации  в методике.

- Составление планов индивидуального  обучения  для учащихся с  выраженной  формой диагноза.

- Проведение дополнительных  коррекционных  занятий по  логопедии, ритмике, лечебной  физкультуре, развитие психомоторики и сенсорных процессов.

П ступень

5-9 классы

1. Формирование  базы  основных знаний, умений и навыков.

2. Расширение знаний  об  окружающем  мире, развитие  устной  речи; развитие  умения  делать  выводы и обобщения, правильно выражать  свою  мысль, развитие измерительных и  вычислительных операций в сочетании с трудовым обучением.

3. Закрепление  навыков правильного письма.

4. Обобщение профессиональных   умений, практических  знаний.

- Особую  важность  имеет  межпредметная  связь.

- Учет психофизических особенностей подросткового возраста.

- Развитие интереса  к  процессу  обучения  на  основе  индивидуальных возможностей  учащихся  в  усвоении  программного  материала.

- Воспитание  в  учебной  деятельности правильных межличностных отношений.

Учебный план включает общеобразовательные  предметы, содержание которых  приспособлено к возможностям умственно отсталых  обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Режим работы школы-интерната – шестидневная   учебная   неделя. Продолжительность урока в I  классе - 35  мин (1 четверть) во II-IX классах  - 45 мин. На индивидуальные коррекционные и групповые занятия по  логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и  сенсорных  процессов   по  расширению  отводятся  часы, как   в  первую, так  и  во  вторую  половину  дня. Их продолжительность 20 мин.

Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности  речевых двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии  медицинскими рекомендациями. С целью получения дополнительных  жизненно необходимых знаний часть   факультативных  занятий  отводится   на   изучение  истории   и культуры родного  края, на  элементы   физики и химии, на обслуживающий  и  сельскохозяйственный   труд. Для  занятий   по   трудовому  обучению обучающиеся  5-9  классов  делятся на  2  группы   с  учетом   профессиональной   направленности и количества   учащихся.  евочки - швейное дело, мальчики - сапожное дело и  столярное  дело).

Основное направление образовательного   процесса в школе-интернате -  совершенствовать систему  работы  в  школе-интернате, направленную на   сохранение   и  укрепление  здоровья  учащихся;

- привитие навыков здорового образа   жизни через совершенствование системы  медицинской, психологической  и  социальной  помощи  с  учетом  особенностей  их  развития и  здоровья.

- развитие психомоторики и  сенсорных  процессов;

- через  организацию  досуга  детей.

 Исходя из этих проблем формировались  вопросы фронтального   контроля: «Совершенствование программы и учебно-методические  комплексы, организации физкультурно-оздоровительной работы школы-интерната, совершенствование системы  медицинской, психологической  и  социальной  помощи  с  учетом  особенностей  их  развития и  здоровья». Инспектирование уроков и внеклассных мероприятий  проходит в форме письменных работ, проверки  практических  умений,  устных  опросов,  собеседований, тестирования. Результаты контроля обсуждаются  на   предметных   ШМО, совещаниях при директоре,  педсоветах.

Творчески к работе подходят учителя: Тарасова А.Н., Урукова Л.В., Лепешкина К.А, Илюткина  Р.В., Кириллова Г.Ф. Шабукова  А. А.

При анализе уроков нужно отметить следующее:  творчески подходят к подготовке   уроков учителя: Тарасова А.Н., Урукова Л.В., Лепешкина К.А, Илюткина  Р.В., Кириллова Г.Ф. Шабукова  А. А., умеют   активизировать детей,  проявляют   родительскую заботу, которая так необходима нашим детям. Из   вышеизложенного  можно   сделать    следующие   выводы: учителя  умеют отбирать содержание учебного   материала  в соответствии  с   поставленной   целью, планировать  этапы урока; умело ставят  дидактическую   цель,  знают  реальные возможности учащихся  и  их индивидуальные   особенности, учитывают   степень дефекта,  правильно  отбирают  совокупность  метода   обучения. Благодаря использованию методов мотивации удается подключить    всех   учащихся  в   учебную деятельность.

Результаты обучения за последние 2 года

 Итоги успеваемости по итогам учебного года по всем предметам:

Кл.     Год.

2005-2006 уч.г.

2006-2007 уч.г.

1-4кл

5-9кл.

1-9кл.               

85%

100%

95%

92%

100%

98%

 

Результаты экзаменов за 2005-2006 уч.год:

Виды экзаменов

Кол-во

уч-ся

на «5»

на «4»

на «3»

на «2»

Столярное дело

 

Обувное дело

 

Швейное дело

9

 

9

 

6

50%

 

60%

 

57%

50%

 

40%

 

43%

-

 

-

 

-

-

 

-

 

-

 

Результаты экзаменов за 2006-2007 уч. год

Виды экзаменов

Кол-во

уч-ся

на «5»

на «4»

на «3»

на «2»

Столярное дело

 

Обувное дело

 

Швейное дело

9

 

9

 

6

55%

 

55%

 

67%

45%

 

45%

 

33%

-

 

-

 

-

-

 

-

 

-

 

            Итого успевают на «3», «4», «5» всего 107 учащихся из 110 , что составляет 98 % от общего количества учащихся.

           

            С целью повышения педагогического мастерства школа выписывает такие научно-методические журналы, как: «Вестник образования», «Справочник руководителя образовательного учреждения», «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушением развития», «Воспитание школьников», «Народная школа», «Дети как дети» и др.

            В школе проводятся совещания при директоре, заседания педагогического совета, занятия теоретического  семинара, где были заслушаны и обсуждены следующие доклады: «Нравственное воспитание в школе», «Профориентационная работа на уроках швейного дела»,   «Социально запущенные дети», «Неуспевающий ребенок».

    Изучали   Послание Президента ЧР Н.В.Федорова Государственному совету Чувашской Республики «Дорожить  временем, служить людям».                                                       

                        По итогам проверок  составлены следующие справки:

  - Итоги проверки выполнения «Единых требований к учащимся Батыревской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната по письму, ведению и проверке тетрадей».

  - Справка по итогам конкурса «Самая уютная спальня».

 - Справка по итогам конкурса «Образцовый класс».

 -  Справка по итогам недели естествознания, географии, истории.

            В целях развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, интеграции их в среду сверстников, изменения отношения к ним общества в Республике организовываются разные конкурсы. В республиканском конкурсе «Специальная Олимпиада»         учитель физвоспитания Елкин Г.В. с футбольной командой школы на первенстве по мини футболу среди коррекционных школ с учащимися  старших классов  заняли Ш место в 2005- 06 учебном году, П место   по Республике в 2006-07 учебном году.

            Учитель СБО Юрмина С.В. приняла участие в республиканском конкурсе «Дефектолог-2007», представив авторскую работу «Совершенствование методов обучения и контроля за знаниями учащихся» и заняла 1 место. Подготовила и дала  открытый урок в 6 классе по СБО по теме: «Виды телеграфных услуг. Заполнение  бланков» в присутствии  представителей из «Центра психолого-педагогической  реабилитации и коррекции» Осиповой Евгенией Юрьевной и  Роспотребнадзора Коршуновой Наталией Михайловной.  Гости оценили урок  на  высоком уровне и  Юрминой С.В. была присвоена высшая квалификационная категория.

            Работы девочек 6-9 классов представлены в республиканский конкурс «Золотые

руки» и заняли призовые места. Руководители: Юрмина С.В.  и Лепешкина К.А.

            В 2006-2007  учебном году  наши воспитанники  приняли участие и заняли призовые места в семи конкурсах муниципального уровня: «О тебе, моя Россия!», «Праздник Пасхи», « Игрушки руками детей»,  конкурс рисунков «Сердце матери», «Художественная фотография», «Адрес детства - Россия». В районном конкурсе в номинации «Лучший кабинет» в 2006 году победителем признан кабинет швейного дела Лепешкиной К.А. Наша школа-интернат  ежегодно принимает участие на Республиканских педагогических чтениях, где Владимирова И.С., зам. директор по учебной работе  выступала с докладами «Организация работы школьных методических объединений в Батыревской школе-интернате»  и  «Специальная адаптация выпускников в Батыревской специальной (коррекционной) школы-интерната к условиям жизни  в современном мире» в 2006 году. Также приняли активное участие в  научно-методической конференции на тему: «Разработка и создание учебно-методической литературы  нового поколения для детей с особыми образовательными потребностями» в г. Москва  в 2007 году.

            Результаты  экзаменов по трудовому обучению показывают, что учащиеся имеют определенные знания, умения и навыки трудовой деятельности по вышеназванным видам трудового обучения и готовых к выполнению нескольких видов работ на предприятиях различных отраслей народного хозяйства.

 

            Результаты экзаменов за 2006-2007 уч. год таковы:

 

 Виды экзаменов

Количество

учащихся

на «5»

на «4»

на «3»

на «2»

Сталярное дело

9

5 уч.(55%)

4 уч. (45%)

-

-

Обувное дело

9

5 уч.(55%)

4 уч. (45%)

-

-

Швейное дело

6

4 уч.(70%)

2 уч. (30%)

 

 

 

            Были проведены следующие предметные недели:

 

1.Месячник с\х труда, осенний бал  ( сентябрь, октябрь);

2.Неделя русского языка и литературы, логопедии ( ноябрь);

3.Неделя математики ( декабрь);

4.Неделя истории, географии, биологии, естествознания.  (январь);

5.Неделя здоровья ( физкультуры, ритмики, музыки)         ( апрель);

6.Неделя начальных классов                                                  (февраль);

7. Неделя ИЗО, СБО, трудовые обучения                              ( март).

            В 2006 – 2007 учебном году были даны открытые уроки следующими педагогами:

1) 20 октября 2006 года Лепешкина К.А. дала открытый урок по швейному делу. Присутствовала инспектор РУО Цветкова Валентина Сергеевна, Тема урока «Соединение плечевых срезов»

2)  Открытый урок  по СБО  на тему « Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими  детьми»                                                                               ( Юрмина С.В.)

3) 23 ноября 2006 года учитель начальных классов Полякова О.В. в 1 классе по математике «Число и цифра 3».

4) 25 ноября 2006 года Открытый урок в 1 классе по развитию речи «Звук и буква Н»

                                                                                                                     Отв. Полякова О.В.

5)  Открытый урок во 2 классе по логопедии «Звук и буква К»           Отв. Егорова А.А.

  «Автоматизация звука К»

6)  19 декабря 2006 года был дан открытый урок по математике в 4 классе по теме « Деление на 6 равных частей»                                                                    Отв. Илюткина Р.В.

7) Открытый урок по чувашскому языку в 7 классе по теме « Яков Ухсай. Жизнь и твор-

чество» Урок был посвящен 95 летию со дня рождения и 25 летию со дня смерти великого

чувашского поэта провела Шулепова А.В. с использованием ИКТ для моделирования урока.

8)  Воспитательское мероприятие Поляковой О.В. « Веселые старты» состоялось

 25  декабря 2006 г.

9)  Во 2 классе Тарасовой А.Н. был дан открытый урок по трудовому обучению по теме:

«Изготовление открытки на 8 марта».

            Открытый урок по сапожному делу с мальчиками 8 класса «Изготовление деталей для декоративных тапочек».                                                                 Отв. Маркиданов В.П.

11) Урок по СБО Юрминой С.В. «Виды телеграфных услуг. Заполнение бланков»

12). Лепешкиной К.А , учитель трудового обучения 1 категории, на неделе трудового обучения  провела  открытое мероприятие,  где воспитанники демонстрировали:

-  легкую спортивную одежду, сшитую мальчиками 5 класса;

-  модели вечерних платьев, сшитых девочками  5-9 классов;

-  традиции, обычаи, обряды чувашского народа по мотивам поэмы К.Иванова «Нарспи».

            Все открытые уроки отличаются добросовестной подготовкой к ним, разнообраз-

ными методическими приемами, направленными на исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка, с применением богатого дидактического материала и наглядных пособий, с использованием  компьютерной техники. 

            Работает фотокружок,  оформлены стенды :

«День знаний», «Золотая осень», «С новым годом», «Наши таланты», «Ветераны»,

«Творить добро», «Выпускники», «Наши будни» и т.д.

            В классах оформляются фотоальбомы и в методкабинете пополняются папки

«Зарница», «Акция «За здоровый образ жизни».

            Проведятся общешкольные собрания учащихся, на  которых обсуждаются вопросы учебы и поведения учащихся, прошли осенние и весенние кроссы. Выпускалась

общешкольная тематическая газета « Дружба». Газеты выпускались по знаменательным  

датам, они были красочны и содержательны. Удачно и грамотно подбиралась информация для учащихся.

            В газету подбираются материалы с полезными советами и веселыми шутками.

            Со 22 апреля 1994 года в школе работает психолого-медико- педагогическая комиссия, председателем которой является Толстова К.А. Комиссия решает вопросы о возможных переводах учащихся в последующие классы , учитывая возраст, физическое

развитие, состояние здоровья, уровень знаний, умений, навыков ученика.

            В 2006-2007 учебном году было проведено четыре заседания комиссии, а с момента

создания 52 заседания.

            Для более полной реализации  учебно-воспитательских задач в школе-интернате появились компъютеры, учебники по многим предметам, методическая литература.

 

                                  Выводы и предложения.

            1. Педагогам считать принцип  коррекционной направленности ведущим.

            2. Активизировать работу  по  формированию трудовых умений и навыков у детей

с ограниченными возможностями здоровья.

            3.Создавать условия для участия во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе со здоровыми сверстниками.

            4. Использовать новые технологии  для обучения чтению, письму.

            5. Готовить  своих воспитанников  к непосредственному  включению в жизнь трудовую деятельность в условиях современного производства.

 

 

 

II. Воспитательный.

Планируя   и  организуя   воспитательный процесс в  школе-интернате, педагогический   коллектив  отчетливо   представляет,  что   воспитание   личности ребенка  с  интеллектуальным   дефектом  требует   комплексного   планирования  всего воспитательного  процесса,   в   котором   использование  разнообразных   приемов  коррекционного   воздействия  должно   сочетаться  с  непременным соблюдением щадящего    режима,  санитарно-гигиенических,  эстетических  и  нравственных  правил адаптации  жизнедеятельности  детского    коллектива.  Вся   воспитательная  работа направлена  на социализацию   личности,  привитие    практических  умений, необходимых  ребенку  для  дальнейшей  жизни    в   обществе

Воспитательный процесс в школе-интернате   сформирован с целью:

 

1. Использовать каждую ситуацию формального и неформального  общения с ребенком для формирования правильного (социально адекватного, соответствующего смысла ситуации и целям ученика) поведения  в   различных жизненных ситуациях, сознательного отношения к окружающему  миру, к себе и другим.

2. Мотивировать учащегося к освоению правильного поведения через  осознание им выгоду последствий такового для самого себя и чувства  комфорта  и радости  как  его  следствия.

3. Включать в содержание учебных программ (СБО, труд, развитие  речи, логопедия и т. д.) отработку правильного поведения с социального  поведения в социально – ролевых взаимодействиях, в частности,  разыгрывание  сюжетно – ролевых ситуаций на  уроке (устройство на работу,  обращение за помощью, организация  игры  и т.д.)

            4. Обучать  точному  соблюдению  принятых   правил  и самоконтроля  в  общественных  местах, в  том  числе    в  школе, в  мастерских,  на  уроках.

            5. Организовать и проводить внеурочную работу в школе и внешкольные  мероприятия  с учетом  задач  социальной адаптации (развитие  коммуникативных  навыков,  навыков  правильного  поведения, выполнения  принятых  правил  и  норм, мотивирование  к  этому.

     Воспитательная программа школы-интерната составлена, учитывая  все проблемы современной жизни, возрастные и индивидуальные особенности детей с задержкой психического развития.

Огромная работа в школе-интернате  ведется:

- по социальной защите детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей;

- по  профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- по выполнению требований санитарно-гигиенических норм;

- по развитию творческих личностей учащихся.

              Ключевым, целевым моментом воспитательной работы в нашей школе-интернате является - положительные личностные приобретения подростков, личностный рост, формирование  ценностных ориентаций, умений и навыков жизни в настоящем и будущем в обществе. Немаловажным является удовлетворенность родителей  и социума результатами школьного  воспитания. Для достижения качества воспитания, в школе проводятся целевые педагогические мероприятия.

            Воспитательная  работа   в   классе    планируется   по  полугодиям  исходя    из основных   направлений    общешкольного   плана.  План   работы  воспитателей состоит из  11  разделов:   учении, здоровье,  общение , досуг , образ   жизни , правоведение, ОБЖ, ГО, ТБО,ПДД, ППБ.  На   воспитателей  возложена  организация    и  проведение во второй   половине  дня   уроков   здоровья, права, ОБЖ, охраны   труда и  т.д.

Заместителем директора по воспитательной работе на каждую   неделю составляется недельный план, куда воспитатели включают проводимые   мероприятия. В школе утвержден распорядок проведения основных  мероприятий по дням недели:

понедельник - банный  день, урок  здоровья; вторник  - день  самоуправления, общешкольная линейка, уроки ГО, ТБ, ОБЖ, ПДД. ППБ;

          среда - информационный  день, работа  с активом кл., беседа  по  разделу  «Учение»;

четверг  - урок  права, экскурсии, прогулки, НРК, КРК;

пятница - день  самоуправления, час чтения, беседа по разделу «Общение»; 

суббота – мероприятия по разделу «Досуг» (вечера отдыха, тематические  вечера);

воскресенье  - генеральная  уборка  классных   и  спальных помещений, просмотр  видеофильма, подведение  итогов  недели.

 С 1998  года работает детская организация самоуправления «Дружба». В свободное время с детьми проводятся разнообразные  мероприятия: тематические вечера, предметные недели, спортивные   мероприятия, экскурсии, трудовые десанты, работа в подсобном хозяйстве   школы, концерты художественной самодеятельности, дни рождения, КВН, традиционные праздники и мн.др. 99 % детей имеют общественные   поручения.  Каждый  ребенок   дежурит по классу, в спальне, старшие дети -  в  столовой, по школе. 

  Ежегодно  составляется  общешкольный  план   мероприятий  по  предупреждению  безнадзорности,   правонарушений  и  преступности  школьников. У  воспитателей  группы  есть   индивидуальные   планы, где  указываются  темы бесед   и  уроков  права. Регулярно организовывются    встречи   с  работниками   РОВД, ПДН, наркологом. Проводится акция против курения, алкоголя, токсикомании  и  наркомании.

               Воспитатели классов ведут ежедневные дневники, где учитываются проводимые   мероприятия,  наблюдения за детьми.  

Вся  внеклассная работа имеет развивающее, познавательное, воспитывающее значение. Они  направлены на исправление недостатков общего, речевого, физического развития с использованием жизненно важных ситуаций. В школе разработана методика системного анализа и оценка эффективности воспитательного мероприятия.

Вся работа направлена на развитие «Я», на воспитание доброты, милосердия и сострадания, на подготовку наших детей, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к трем главным ролям реальной, современной, нелегкой жизни- гражданина, работника, семьянина.

            В школе  проводятся разнообразные общешкольные мероприятия: «Здравствуй школа», «Здравствуй, осень золотая», «Новогодние представления», месячник военно-спортивной игры «Зарница-2007», «Осторожно на дороге», «Вахты памяти», посвященная  Великой Победе, «А в школе бродит вальс печальный».

 Акции: «Молодежь за здоровый образ жизни», «Дыши легко» с целью профилактика зависимости от табакокурения и алкоголя.

 Кроме этого в каждую субботу проводятся «Вечера отдыха» на различную тематику.

 Были организованы незабываемые встречи:

- с детской писательницей Тамарой Крюковой.

- с ведущим программы «Звездный час», телезвездой Возяковым Алексеем.

- с работниками по делам несовершеннолетних и противопожарной безопасности.

           

                Мониторинг воспитанности обучающихся показывает рост уровня 4,14 в 2007 году против 3,78 в 2006 году. Мониторинг показал, что за последние 2 года нет классов с низким уровнем воспитанности.

В 2006-2007 уч.году воспитанники  школы-интерната приняли участие и заняли призовые места  в 7  конкурсах муниципального уровня: «О тебе, моя Россия!», «Праздник Пасхи», «Игрушки руками детей», конкурс рисунков «Сердце матери»,  конкурс творческих работ «Сердце матери», конкурс рисунков среди детей-инвалидов, в номинации «Художественная фотография «Адрес детства - Россия»;

  республиканском конкурсе «Специальная Олимпиада» по мини-футболу среди коррекционных учреждений команда мальчиков заняла в 2005-2006 уч.году  III место, в 2006-2007уч.году – II место.

- в республиканском конкурсе «Золотые руки» девочки 9 классов заняли призовые места.    

Все учащиеся охвачены дополнительным образованием. В школе-интернате работают:

- кружки: «Художественная самодеятельность», «Фотокружок», «Танцевальный кружок», «Кружок вязания», «Умелые руки», «Бисероплетение» и др;

- секции «Вольная борьба», «Футбол», «Волейбол», «Общая физическая подготовка».

Круглые сутки работают «Кабинет Досуга» и «Кабинет здоровья»;

            Организация летнего  труда и отдыха учащихся.

 Во время  каникул все дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения передаются в семьи.

  Огромная работа проводится и пополняется база данных по выполнению  законодательства о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно уточняются данные о жилплощади и состоянии имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи (динамика в сравнении с показателями прошлого года):

- Если на май месяц 2007  года было 35 детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения (из них выпускники 5 человек) все  100% на каникулярное время устроены в семьи. Весной 2007 года над 3 несовершеннолетними  установили опеку и одну забрали в семью. В настоящее время в школе-интернате 29 детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, из которых     5   имеют опекунов.

           

                        Задачи на новый учебный год :

Создание условий коррекционно-развивающего сопровождения учебно- воспитательного процесса для формирования социально интегрированной личности. Для выполнения поставленной задачи направлениями являются:

1) Совершенствование содержания воспитательного процесса.

2)  Внедрение новых форм и новых технологий в организации воспитательной работы.

3) Изучение и отработка наиболее эффективных моделей коррекционно-развивающего пространства.

4) Повышение педагогического мастерства и квалификации  воспитательского корпуса.

            Эти основные направления будут ориентирами в  разработке перспективного и календарного планирования как воспитателей, так и всей воспитательской работы в целом.

 

          

 

III..Лечебно-оздоровительный.

 

1. Принимать  все   меры по предупреждению  заболеваний, сочетанию  медицинского  обеспечения с  коррекционно-педагогическими  мероприятиями.

           2. Укрепить  материальную  базу  кабинета  здоровья  и медицинского кабинета.

           3.Усовершенствовать качество преподавания групповых и индивидуальных  коррекционных  занятий  с  целью  устранения недостатков  в  развитии  воспитанников;

4. В  работе  по  формированию здорового образа  жизни больше  внимания  уделять   вопросам  гигиены тела, вреде  курения, наркомании,  токсикомании

В школе-интернате образовательный процесс направлен на   сохранение   и  укрепление  здоровья  учащихся, привитие навыков здорового образа   жизни, используя   при   этом   программы  образования  в   сфере улучшения  здоровья учащихся через  совершенствование уроков  физической культуры, лечебной физкультуры, логопедии, развитии психомоторики и  сенсорных  процессов, через  организацию  досуга  детей.

       В 2007 году проведена  диспансеризация  всех  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Взяты на  диспансерное наблюдение вновьприбывшие  дети и   выявленные больные. Один раз в год проводится  обследование  у врачей специалистов и  профилактическое лечение «Д» больных. Налажен  регулярный  выпуск  санбюллетней

В школе-интернате создан:

- методический  уголок  по  гигиеническому   воспитанию и обучению  учащихся для  педагогов;

-  фонд  наглядных  пособий  для  уроков, практической  гигиены.

Ежегодно проводится  «Неделя  здоровья», налажена   работа  по  пропаганде  гигиенических и медицинских знаний , проводятся беседы о  личной  гигиене учащихся, о соблюдении режима дня , профилактике травматизма и  правилах  уличного  движения,

охране  зрения , по  предупреждению  нарушения  осанки, сколиозов и .т.д

Школа располагает немалыми возможностями для организации  физкультурно-оздоровительной  и  спортивно - массовой  работы. Имеется  «Кабинет здоровья» с общей площадью 54 кв.м., где дети занимаются на  тренажерах, «Детский  стадион», «Кавказец», «Беговая   дорожка». Кабинет  частично оснащен гантелями, гирями, штангами, мячами, столом для игры   в  настольный теннис, боксерской грушей. В школе-интернате имеется  спортплощадка, оснащенная нестандартным оборудованием: шесты для лазания, перекладины разной  высоты, брусья, полоса препятствий и др.

Размеры  площадок:

для  игры  в  баскетбол                  12 м х. 14 м

для игры  в волейбол, пионербол  9 м х. 18 м

для  игры в мини – футбол            25 м х. 50 м

прыжковая  яма                                2 м х. 10 м.

для  игры  в  городки                       2м. х. 10 м.

           В школе-интернате  на  втором  этаже  расположен   актовый  зал  с общей площадью 104 кв.м., «Кабинет  досуга»  где  дети  в  свободное  от  учебы  время  играют  в настольные  игры  и  смотрят  телевизор.

 IV. Коррекционная работа.

Коррекционно-развивающая  обучаемость    учащихся   является     одним  из важнейших   условий   в  формировании   правильного  адаптированного  поведения  учащихся, имеющих  органическое  поражение  центральной     нервной  системы  в  период   ее  развития.

Для этого нами выбраны следующие направления:

1. Разработка базы  данных  по   планированию  и моделирование коррекционно- развивающих  уроков  для каждого звена  школы.

2. Разработка  системы – картотеки  специальных  коррекционных  упражнений  по  развитию.

3. Психических  функций (памяти, внимания, мышления для их  использования  педагогами  и   воспитателями в  ежедневной  работе.

4. Организация дифференцированного  и  индивидуального обучения с  целью  максимальной  помощи отдельным  ученикам.

5. Проведение  серии  методических  объединений  по обработке  коррекционных технологий  педагогами  и  воспитателями.

 

 Школа-интернат реализуют учение Л.С.Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка.  Именно ориентация на сохранные стороны личности ребенка, его потенциальные возможности, резервы организма является идеологическим стержнем программы развития учреждения.

            В качестве  инновационных технологий мы используем систему коррекционно развивающего обеспечения, разработанную Е.Д.Худенко. Одним  из основных   условий ее реализации является интеграция  коррекционного компонента в систему планирования всех служб учреждения,  в каждое конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста в отдельности и всех вместе взятых. Конкретные методические разработки, предлагаемые автором этой системы, делают ее конкретной и понятной каждому педагогу и воспитателю в плане моделирования и организации новых форм учебно-воспитательного процесса.

            Основным  направлением   учебно-воспитательной  и  коррекционной  работы является   программа    изучения  личности   учащихся. Врачебное  заключение  о нервно-психическом  состоянии   ученика  помогает    уяснить  причины  имеющейся   аномалии  и  служит  ключом  к  правильному   выбору   программы   обучения.

Коррекционная   работа    идет    через  развитие    всех  психических  процессов, речи, моторики, через   трудовое   воспитание  и  лечебно-оздоровительные    мероприятия,  а   также  эмоционально-волевую   и  познавательную  сферу  ребенка. Основные   усилия  педколлектива   в   этом   направлении   были  сконцентрированы  на  внедрение  и   отработку  специальных  технологий  коррекционного  обучения   и   воспитания,  на   разработку   картотеки  коррекционных  упражнений  для   развития   высших   психических функций   на    учебном   программном материале. Вся работа методобьединений    представляло   собой  семинары   по  овладению  педагогами  школы  нервно-психологическими   основами  коррекционно-развивающего   сопровождения   учебно-воспитательного    процесса.

С целью выявления  обучаемости в школе проводится  диагностический анализ   возможности  усвоения   программного    материала  в зависимости от степени выраженности основного диагноза и  сопутствующих ему осложнений. Здесь важно определить  зону  ближайшего  развития   ученика и его компенсаторные  возможности. Обсуждение  индивидуальных  особенностей  детей, их особенностей  в  усвоении   учебной   программы   ведется  на   заседаниях школьной медико-педагогической комиссии  и  педагогических  советах.

В  практике   планирования   уроков   в  начальном    звене  основное   внимание уделено  развитию  межанализаторных   связей   как   основы   для   формирования навыков   поведения. Для  этого   учителями     Тарасовой   А.Н., Поляковой О.В., Илюткиной  Р.В., Шулеповой  П.В. , Лепешкиной  К.А., Кирилловой Г.Ф., Уруковой Л.В.   разработаны задания  с  опорой на  несколько  анализаторов,  задания , предполагающие   смену доминантного анализатора , задания   по  принципу  нарастающей   сложности. Педагоги   школы  имеют богатые  методические   папки   по  коррекционной  работе. В  практику   работы  школы вошло  проведение   смотра   дидактических   материалов,  изготовленных  самими педагогами. В школе  имеются  оформленные  кабинеты   логопедии   и  психологии, где  работают   специалисты: логопед – дефектолог и  педагог- психолог.  В  кабинетах имеются  оформленные   стенды  «Говори   правильно», «Развивай  свою  речь»,  «Сам  себе  психолог»  и др. Ведется   вся  необходимая   документация. В  начале   учебного  года   все   дети    проходят   обследование, оформляются  индивидуальные  карты. 

V. Профессионально - трудовая работа.

 

Предполагает:

1. Формирование интеллектуальных  умений  в  труде.

2.Обучение  навыкам  самообслуживания  и самообеспечения  в  быту.

3.Становление личности ученика в  процессе  выбора (выбора профиля  трудового  обучения  как  психологическая задача).

4.Опора на общетрудовые умения  и  навыки  при допрофессиональной  или  адресной  подготовке  на  конкретное рабочее  место.

                Ребенку  с проблемами  в  интеллектуальном  и  физическом  развитии  нужна  особая  помощь  в  развитии  своих  способностей  к  трудовой  деятельности  и  реализации  своих  прав  на нее  с обоюдной  пользой  для  себя  и  окружающих.

 

Труд является средством коррекции личности умственно отсталого ребенка. Школьные мастерские, факультативные занятия по с\х труду, земельная площадь в 24 га, пришкольный участок в 2 га, свиноферма, теплица, трактор МТЗ -85, машины для посадки

 посева и обработки почвы, лошади помогают круглый год занимать воспитанников практической работой, что помогает определиться детям в выборе профессии.

      В школе-интернате  имеется  теплица  в  количестве 1 единицы с площадью 90 кв.м.  Микроферма , где  содержится  1 лошадь, 1 хряк и 1 свиноматка.

                Имеется учебно-опытный  участок , где  выращиваем  кабачковые культуры, рассады  цветов, цветы. Цветник  с  площадью   0,03га ,  где ежегодно радуют  глаза  цветы  разных   видов.

                В школе  работают  мастерские :  сапожная, швейная, столярная, где дети  на  уроках  и во  внеурочное  время изготавливают  разные  изделия обихода и  обмундирования,  тем самым  приносят  немалый   доход  подсобному  хозяйству  школы.

 

  Подсобное  хозяйство  школы-интерната создана  в  целях :

 

            - обеспечения  социальной адаптации  обучающихся, воспитанников, наиболее успешной интеграции  их  в  общество ;

 

            -  производства  сельскохозяйственной  продукции  для улучшения  питания обучающихся  воспитанников;

 

            -  организации трудового  обучения, воспитания , общественно – полезного,  производительного  труда , профессиональной  ориентации обучающихся  воспитанников, их экономического  образования  и  оказания  содействия  в  получении    начального  профессионального  образования;

 

             -  привития  навыков  исследовательской, опытнической  работы  обучающимися  воспитанниками .

                В школе-интернате  имеется  теплица  в  количестве 1 единицы с площадью 90 кв.м.  Микроферма , где  содержатся  2 лошади , 1 хряк  и 2 свиноматки.

                Ребенку  с проблемами  в  интеллектуальном  и  физическом  развитии  нужна  особая  помощь  в  развитии  своих  способностей  к  трудовой  деятельности  и реализации  своих  прав  на нее  с обоюдной  пользой  для  себя  и  окружающих.

                Созданные  в  подсобном  хозяйстве  условия  способны  обеспечить  ученику освоение в  соответствии  с  его  возможностями трудовых  умений  и  навыков, профессиональных  программ , формирование общей  культуры  личности , адаптацию к  общественной  жизни  и решению сопутствующих  проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно- этических , что позволяет  ученику  после  окончания  школы

выступать  на  рынке  труда в  доступных  для него  областях.

                 При  обучении  на  учебно-опытных  участках,  на  ферме, в  теплице   с\х  умениям  и  навыкам   решаются  следующие  з а д а ч и:

          1.Формирование  интеллектуальных  умений  в  труде.

          2. Обучение  навыкам  самообслуживания и самообеспечения  в быту.

          3.Становление  личности  ученика  в  процессе  выбора.

          4. Опора на  общетрудовые  умения  и  навыки  при допрофессиональ-

ной  или  адресной  подготовке  на  конкретное  рабочее   место.

 

                  Продукция  подсобного  хозяйства  реализуется :

 

          - интернатному  учреждению  по  рыночной  стоимости;

          - работникам  интернатного  учреждения  по льготным  ценам.

 

          Сельскохозяйственная  продукция  идет  на  питание  и обмундирование воспитанников,  товары  повседневного  обихода на  повседневные нужды  школы-интерната.

                    Батыревская    школа-интернат  в своей деятельности  большое  внимание  уделяет   развитию  учебно-опытного участка  и подсобного  хозяйства. С целью организации  целостного  воспитательно-образовательного  процесса  по  сельскохозяйственному  труду  и  обучения биологических  особенностей  растений  учебно-опытный  участок  имеет  богатый цветник, теплицу, действующую круглогодично  и земельный  участок.

На  земельном  участке  возделываются  различные  с\х  культуры . Выращенная  с\х  продукция   идет  на   улучшение питания детей.

 

         Одним  из  центральных  мест  приобщения  детей  к  природеи развития  у  них  эстетических  чувств  является  цветник. Цветник школы  разнообразен  различными  видами  цветов : флоксы , георгины, гладиолусы , лилии ,  виолы , лютики , ромашки , дельфиниумы , гвоздики мальвы , первоцветы , декоративные маки , астры , петунии , сальвии , цинии, агератумы , бархатцы, колокольчики , хризантемы , примулы, незабудки.

В соответствии требований   содержания  цветника  здесь  выделяются однолетние  и многолетние растения . Воспитанники  школы  -интерната имеют  возможность   вести наблюдение  за процессом   рост растений и ухода  за ними  как  на  уроках  так  и  внеурочное  время.

               Теплица  также  богата  разнообразием  культур. При  непосредственном  участии  детей   круглый  год   в  теплице  выращиваются  зеленый лук , зелень , самоопыляющиеся  огурцы  и  томаты. В  теплице  выращиваются  и цветы , такие как  каллы  и хризантемы . В  школе-интернатекруглогодично  организована  продажа  живых  цветов , зелени  и лука.   В весенний  период  под руководством  учителя труда  воспитанники   занимаются   выращиванием  рассады капусты , томата   и различных видов  цветковых  растений.  Рассады  пользуются   большим  спросом у населения.  Большая  часть  рассады  выращивается  для школы- интерната  бесплатно.

                 Во исполнении  указа  Президента ЧР  и экологического  образования  детей  школой  планируется  создание  богатого  цветника перед  зданием  школы.  С этой  целью   с детьми  была  организована большая  предварительная  работа   по  сбору   семян  цветов.  Также планируется  обобщение  опыта  работы школы  по экологическому  воспитанию  и привитию  любви  к  сельскохозяйственному  труду.

 

 

IV. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.

 

В  связи  с  глобальными   изменениями   в   стране, с  переходом    на  рыночные   отношения   появились   новые   понятия   и   в   образовании: конкурентоспособность, конкурентные    преимущества.  Чтобы   быть  конкурентоспособным    в  современном     мире,   наша   школа-интернат  делает    все возможное.

В 1993  году   школа   стала  называться  специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат.   В связи   с  этим   центральное   место  в   работе педагогического  коллектива  отводится  коррекции, исправлению   дефектов общего, речевого и  физического развития, нравственного   и   трудового  воспитания  детей, созданию условий для социальной  и   трудовой  реабилитации учащихся. Особое внимание обращается на коррекцию   специфических  нарушений и  всей   личности   в  целом.

Все  работники  школы-интерната  стараются помочь   детям   подготовиться  к  самостоятельной  жизни. В первую очередь - квалифицированный   педагогический коллектив, мотивированный на  коррекционно-развивающую работу с детьми и работу по  развитию общеобразовательного    учреждения.

 Педагоги   проходят  курсы    повышения  квалификации, аттестацию, что

позволяет  им   приобретать  и  использовать   в  работе   с  детьми  новые   подходы, современные  технологии. Следует  отметить, что  55 %  педагогов  имеют вторую  квалификационную категорию   и  достаточный  опыт  работы   с аномальными   детьми. У  педагогов  сформировались  свои   методы, подходы   к каждому    умственно  отсталому  ребенку.     Педагоги  не  только   дают   знания, но  и  развивают    волевые  качества, общительность, воспитывают  общечеловеческие  ценности  в  детях.

                        По результатам анкетирования родителей педагогом-психологом выяснилось, что родители наших воспитанников хорошего мнения о нашей школе. Они отметили, что в школе полноценное питание, хорошей уход за детьми. Родительское мнение для нас очень значимо, ибо это значит, что мы выполняем свою работу добросовестно и имеем конкурентные преимущества.

            Школа поддерживает тесную связь с выпускниками, интересуется их судьбой, трудоустройством, жилищно-бытовыми условиями жизни.

Ставя своей целью подготовку учащихся к самостоятельной жизни, школа интернат опирается на использовании в своей работе программ профессионально-трудового обучения, социально-бытовой ориентировки.

            Наши попытки найти разрешение сложной ситуации основываются на уверенности в том, что низкий уровень готовности к самостоятельной жизни подростков с интеллектуальными проблемами и нарушениями эмоционально-волевой сферы вызван не только недостаточностью их психофизического и интеллектуального развития, но и отсутствием разработанной системы психолого-педагогического сопровождения в становлении их жизненного опыта.

            Заявленная проблематика находит разрешение в условиях коррекционного учреждения нового типа.

          Инновационные подходы выражаются в следующих положениях:

 

1. Выдвижение  восстановительных, психологических, педагогических задач, обычно не включаемых в содержание и формы обучения, воспитания здоровых детей.

2. Организация реабилитационной среды, отличной от воспитательной и образовательной среды здорового ребенка.

3. Включение родителей и родственников в процесс реабилитации с самых первых шагов.

4. Регулярный контроль над соответствием избранной реабилитационной программы реальным достижениям и уровнем развития личности ребенка.

Целью работы коррекционного учреждения нового типа является определение и реализация программы системных мероприятий, позволяющих подготовить ребенка с проблемами в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере к самостоятельной жизни.

При определении стратегии и тактики коррекционной работы по подготовке к самостоятельной жизни названной категории лиц учитывают все составляющие этого процесса:

- прогностическую диагностику;

- комплексную коррекционную работы с детьми и подростками школьного возраста;

-   лечебно профилактическую работу;

-   работу с родителями;

- культурную реабилитацию, включая спортивный, досуговый, ремесленный разделы;

- консультативно-юридическую поддержку подростков, родителей и лиц их заменяющих, по вопросам социальной защищенности.

Необходимым условием реализации поставленной цели является психолого-педагогическая поддержка ученика («сопровождение») на всем протяжении его образования. Цель «сопровождения» - повышение эффективности и качества обучения и воспитания ученика путем оказания ему помощи в адаптации к условиям и задачам образовательного учреждения через организацию внутренних и внешних факторов успешности учебной деятельности.

 

 

 

V. КОНЦЕПЦИЯ ЖЕЛАЕМОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

 

5.1. «Деятельностно - ориентированная модель обучения»

 

В то время как характерной чертой ориентированного на развитие подхода к обучению является прямая связь учебных целей и учебного процесса, подход, связанный с деятельностью, ставит своей целью относительно открытую деятельность в реальных жизненных ситуациях. Речь идет о приобретении компетентности в действиях на основе собственной активности и опыта.

Действие – это «осуществление стремления к цели в мире через собственную деятельность субъекта», т.е. направленную деятельность называет это «целенаправленным поведением».

Значение деятельностной концепции обучения состоит в том, что она создает благоприятные условия для:

-обучения в полном смысле  этого понятия (обучающие ситуации);

-активности в социальных отношениях;

-понимания объективных взаимосвязей;

-формирования субъективности (самосознания);

-жизненно-практического решения задач и ориентировки;

-осмысления и творчества.

Эта концепция в сравнении с менее свободным, ориентированным на нормальное развитие подходом, ведет к открытости учебного процесса и учебных результатов и тем самым в большей мере отвечает человеческой потребности в свободе действий, творчестве и самореализации. Она как социально ориентированная, в известной мере, образует противоположный полюс модели, ориентированной на биологическое развитие.

Картина, которую сегодня представляет собой школа-интернат тем не менее сразу же указывает  границы последовательной реализации деятельностной модели.

 

 

Текущее ресурсное обеспечение школы.

Кадровые ресурсы.

Школа укомплектована кадрами полностью. В настоящее время в  школе работают 37 педагогов, из них 2 совместителя. В том числе награждены   Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ - 2 педагога, имеют звание «Отличник народного просвещения» - 1, нагрудной знак «Почетный работник общего образования РФ» - 1, награждены Почетной грамотой Минобразования Чувашии - 3.

Из педагогического состава:

            до 30  лет - 1 человек;

            от  30  до  55 лет  - 30  человек;

            старше  55 лет  - 6 человек.   

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".