| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ реализации программы развития
Анализ реализации программы развития РГОУ «Батыревская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии.
Необходимость разработки программы обусловлена созданием условий для эффективного развития школы-интерната в ходе осуществления модернизации образования в условиях развития рыночной экономики страны, с целью организации помощи и поддержки воспитанникам, детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения при возникающих трудностях в современном мире. Руководствуясь Президентской программой «Новая школа», начатой в 1997 году, внедряя Комплексные проекты модернизации образования в Чувашской Республике, РГОУ «Батыревская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии ставит главной целью программы развития - создание новой модели коррекционной школы-интерната, работающей в едином образовательном режиме саморазвития в соответствующей правовой среде, с учетом складывающих динамичных, социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей и перспектив развития Чувашской Республики. Первичной задачей новой модели коррекционной школы-интерната является - социализация личности ребенка с проблемами в интеллектуальной и эмоциональной сфере к самостоятельной жизни, его адаптация к новым экономическим условиям, самоопределение, самовоспитание.
1. Условия достижения цели: Объединить и скоординировать усилия всех участников педагогического процесса, включив их в активную работу по достижению генеральной цели. Факторы, обеспечивающие выполнения целей программы: - достижение благополучной социальной адаптации, т.е. социализации выпускников через организацию внутренних и внешних факторов успешности трудового обучения, организации быта и насыщенности досуга; - поиск и построение обходных путей, использование специфических средств обучения и развития, дифференцированное, пошаговое, развивающее обучение, учитывающее несформированность у воспитанников целого ряда базовых механизмов; - организацию реабилитационной среды, отличной от воспитательной и образовательной среды здорового ребенка; - максимальное расширение реабилитационного пространства, означающее необходимость целенаправленной коррекционной работы с детьми за пределами школы-интерната; - систематическое изучение личности каждого ребенка и установление зоны его ближайшего развития с целью определения потенциальных компенсаторных возможностей ученика; - введение инновационных процессов в школе-интернате с целью формирования у учащихся интереса к процессу обучения, развития мотивации познавательной деятельности, поиска оптимальных форм коррекционного воздействия; - обеспечение учащихся учебной и художественной литературой; - улучшением лечебно – профилактической работы; - охрана прав детей, не имеющих родителей; - индивидуальная работа с детьми «Группы риска»; - повышение качества преподавания, профессионализм педагогов; - работа по оздоровлению учащихся ; - систематическая работа по научно методическому обеспечению; - анализ катамнестических данных и последующей жизненной адаптации и трудоустройстве выпускников; - укрепление материальной базы школы- интерната;
ОСНОВНЫЕ БЛОКИ ПРОГРАММЫ:
I. Учебно-методический. Учебно-воспитательный процесс в школе-интернате сформирован с целью: 1. Выстраивать приоритетность предметов в образовательной программе с точки зрения их значимости в решении вопросов социальной адаптации воспитанников. 2. Включать целенаправленное рассмотрение практической значимости и жизненной необходимости в будущем в содержании материала каждого урока любого предмета. 3. Использовать формы и методы работы, повышающие интерес детей к процессу познания и мотивации к учению. 4. Внедрение и разработка новых технологий коррекционного обучения с целью развития механизма компенсации каждого ученика. 5. Создание базы данных по вариативным формам и методам организации коррекционного обучения; организации постоянной системы повышения квалификации педагогов.
Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Режим работы школы-интерната – шестидневная учебная неделя. Продолжительность урока в I классе - 35 мин (1 четверть) во II-IX классах - 45 мин. На индивидуальные коррекционные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расширению отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 20 мин. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии медицинскими рекомендациями. С целью получения дополнительных жизненно необходимых знаний часть факультативных занятий отводится на изучение истории и культуры родного края, на элементы физики и химии, на обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Для занятий по трудовому обучению обучающиеся 5-9 классов делятся на 2 группы с учетом профессиональной направленности и количества учащихся. (девочки - швейное дело, мальчики - сапожное дело и столярное дело). Основное направление образовательного процесса в школе-интернате - совершенствовать систему работы в школе-интернате, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся; - привитие навыков здорового образа жизни через совершенствование системы медицинской, психологической и социальной помощи с учетом особенностей их развития и здоровья. - развитие психомоторики и сенсорных процессов; - через организацию досуга детей. Исходя из этих проблем формировались вопросы фронтального контроля: «Совершенствование программы и учебно-методические комплексы, организации физкультурно-оздоровительной работы школы-интерната, совершенствование системы медицинской, психологической и социальной помощи с учетом особенностей их развития и здоровья». Инспектирование уроков и внеклассных мероприятий проходит в форме письменных работ, проверки практических умений, устных опросов, собеседований, тестирования. Результаты контроля обсуждаются на предметных ШМО, совещаниях при директоре, педсоветах. Творчески к работе подходят учителя: Тарасова А.Н., Урукова Л.В., Лепешкина К.А, Илюткина Р.В., Кириллова Г.Ф. Шабукова А. А. При анализе уроков нужно отметить следующее: творчески подходят к подготовке уроков учителя: Тарасова А.Н., Урукова Л.В., Лепешкина К.А, Илюткина Р.В., Кириллова Г.Ф. Шабукова А. А., умеют активизировать детей, проявляют родительскую заботу, которая так необходима нашим детям. Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: учителя умеют отбирать содержание учебного материала в соответствии с поставленной целью, планировать этапы урока; умело ставят дидактическую цель, знают реальные возможности учащихся и их индивидуальные особенности, учитывают степень дефекта, правильно отбирают совокупность метода обучения. Благодаря использованию методов мотивации удается подключить всех учащихся в учебную деятельность. Результаты обучения за последние 2 года Итоги успеваемости по итогам учебного года по всем предметам:
Результаты экзаменов за 2005-2006 уч.год:
Результаты экзаменов за 2006-2007 уч. год
Итого успевают на «3», «4», «5» всего 107 учащихся из 110 , что составляет 98 % от общего количества учащихся.
С целью повышения педагогического мастерства школа выписывает такие научно-методические журналы, как: «Вестник образования», «Справочник руководителя образовательного учреждения», «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушением развития», «Воспитание школьников», «Народная школа», «Дети как дети» и др. В школе проводятся совещания при директоре, заседания педагогического совета, занятия теоретического семинара, где были заслушаны и обсуждены следующие доклады: «Нравственное воспитание в школе», «Профориентационная работа на уроках швейного дела», «Социально запущенные дети», «Неуспевающий ребенок». Изучали Послание Президента ЧР Н.В.Федорова Государственному совету Чувашской Республики «Дорожить временем, служить людям». По итогам проверок составлены следующие справки: - Итоги проверки выполнения «Единых требований к учащимся Батыревской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната по письму, ведению и проверке тетрадей». - Справка по итогам конкурса «Самая уютная спальня». - Справка по итогам конкурса «Образцовый класс». - Справка по итогам недели естествознания, географии, истории. В целях развития и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, интеграции их в среду сверстников, изменения отношения к ним общества в Республике организовываются разные конкурсы. В республиканском конкурсе «Специальная Олимпиада» учитель физвоспитания Елкин Г.В. с футбольной командой школы на первенстве по мини футболу среди коррекционных школ с учащимися старших классов заняли Ш место в 2005- 06 учебном году, П место по Республике в 2006-07 учебном году. Учитель СБО Юрмина С.В. приняла участие в республиканском конкурсе «Дефектолог-2007», представив авторскую работу «Совершенствование методов обучения и контроля за знаниями учащихся» и заняла 1 место. Подготовила и дала открытый урок в 6 классе по СБО по теме: «Виды телеграфных услуг. Заполнение бланков» в присутствии представителей из «Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Осиповой Евгенией Юрьевной и Роспотребнадзора Коршуновой Наталией Михайловной. Гости оценили урок на высоком уровне и Юрминой С.В. была присвоена высшая квалификационная категория. Работы девочек 6-9 классов представлены в республиканский конкурс «Золотые руки» и заняли призовые места. Руководители: Юрмина С.В. и Лепешкина К.А. В 2006-2007 учебном году наши воспитанники приняли участие и заняли призовые места в семи конкурсах муниципального уровня: «О тебе, моя Россия!», «Праздник Пасхи», « Игрушки руками детей», конкурс рисунков «Сердце матери», «Художественная фотография», «Адрес детства - Россия». В районном конкурсе в номинации «Лучший кабинет» в 2006 году победителем признан кабинет швейного дела Лепешкиной К.А. Наша школа-интернат ежегодно принимает участие на Республиканских педагогических чтениях, где Владимирова И.С., зам. директор по учебной работе выступала с докладами «Организация работы школьных методических объединений в Батыревской школе-интернате» и «Специальная адаптация выпускников в Батыревской специальной (коррекционной) школы-интерната к условиям жизни в современном мире» в 2006 году. Также приняли активное участие в научно-методической конференции на тему: «Разработка и создание учебно-методической литературы нового поколения для детей с особыми образовательными потребностями» в г. Москва в 2007 году. Результаты экзаменов по трудовому обучению показывают, что учащиеся имеют определенные знания, умения и навыки трудовой деятельности по вышеназванным видам трудового обучения и готовых к выполнению нескольких видов работ на предприятиях различных отраслей народного хозяйства.
Результаты экзаменов за 2006-2007 уч. год таковы:
Были проведены следующие предметные недели:
1.Месячник с\х труда, осенний бал ( сентябрь, октябрь); 2.Неделя русского языка и литературы, логопедии ( ноябрь); 3.Неделя математики ( декабрь); 4.Неделя истории, географии, биологии, естествознания. (январь); 5.Неделя здоровья ( физкультуры, ритмики, музыки) ( апрель); 6.Неделя начальных классов (февраль); 7. Неделя ИЗО, СБО, трудовые обучения ( март). В 2006 – 2007 учебном году были даны открытые уроки следующими педагогами: 1) 20 октября 2006 года Лепешкина К.А. дала открытый урок по швейному делу. Присутствовала инспектор РУО Цветкова Валентина Сергеевна, Тема урока «Соединение плечевых срезов» 2) Открытый урок по СБО на тему « Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми» ( Юрмина С.В.) 3) 23 ноября 2006 года учитель начальных классов Полякова О.В. в 1 классе по математике «Число и цифра 3». 4) 25 ноября 2006 года Открытый урок в 1 классе по развитию речи «Звук и буква Н» Отв. Полякова О.В. 5) Открытый урок во 2 классе по логопедии «Звук и буква К» Отв. Егорова А.А. «Автоматизация звука К» 6) 19 декабря 2006 года был дан открытый урок по математике в 4 классе по теме « Деление на 6 равных частей» Отв. Илюткина Р.В. 7) Открытый урок по чувашскому языку в 7 классе по теме « Яков Ухсай. Жизнь и твор- чество» Урок был посвящен 95 летию со дня рождения и 25 летию со дня смерти великого чувашского поэта провела Шулепова А.В. с использованием ИКТ для моделирования урока. 8) Воспитательское мероприятие Поляковой О.В. « Веселые старты» состоялось 25 декабря 2006 г. 9) Во 2 классе Тарасовой А.Н. был дан открытый урок по трудовому обучению по теме: «Изготовление открытки на 8 марта». Открытый урок по сапожному делу с мальчиками 8 класса «Изготовление деталей для декоративных тапочек». Отв. Маркиданов В.П. 11) Урок по СБО Юрминой С.В. «Виды телеграфных услуг. Заполнение бланков» 12). Лепешкиной К.А , учитель трудового обучения 1 категории, на неделе трудового обучения провела открытое мероприятие, где воспитанники демонстрировали: - легкую спортивную одежду, сшитую мальчиками 5 класса; - модели вечерних платьев, сшитых девочками 5-9 классов; - традиции, обычаи, обряды чувашского народа по мотивам поэмы К.Иванова «Нарспи». Все открытые уроки отличаются добросовестной подготовкой к ним, разнообраз- ными методическими приемами, направленными на исправление дефектов развития умственно отсталого ребенка, с применением богатого дидактического материала и наглядных пособий, с использованием компьютерной техники. Работает фотокружок, оформлены стенды : «День знаний», «Золотая осень», «С новым годом», «Наши таланты», «Ветераны», «Творить добро», «Выпускники», «Наши будни» и т.д. В классах оформляются фотоальбомы и в методкабинете пополняются папки «Зарница», «Акция «За здоровый образ жизни». Проведятся общешкольные собрания учащихся, на которых обсуждаются вопросы учебы и поведения учащихся, прошли осенние и весенние кроссы. Выпускалась общешкольная тематическая газета « Дружба». Газеты выпускались по знаменательным датам, они были красочны и содержательны. Удачно и грамотно подбиралась информация для учащихся. В газету подбираются материалы с полезными советами и веселыми шутками. Со 22 апреля 1994 года в школе работает психолого-медико- педагогическая комиссия, председателем которой является Толстова К.А. Комиссия решает вопросы о возможных переводах учащихся в последующие классы , учитывая возраст, физическое развитие, состояние здоровья, уровень знаний, умений, навыков ученика. В 2006-2007 учебном году было проведено четыре заседания комиссии, а с момента создания 52 заседания. Для более полной реализации учебно-воспитательских задач в школе-интернате появились компъютеры, учебники по многим предметам, методическая литература.
Выводы и предложения. 1. Педагогам считать принцип коррекционной направленности ведущим. 2. Активизировать работу по формированию трудовых умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.Создавать условия для участия во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе со здоровыми сверстниками. 4. Использовать новые технологии для обучения чтению, письму. 5. Готовить своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь трудовую деятельность в условиях современного производства.
II. Воспитательный. Планируя и организуя воспитательный процесс в школе-интернате, педагогический коллектив отчетливо представляет, что воспитание личности ребенка с интеллектуальным дефектом требует комплексного планирования всего воспитательного процесса, в котором использование разнообразных приемов коррекционного воздействия должно сочетаться с непременным соблюдением щадящего режима, санитарно-гигиенических, эстетических и нравственных правил адаптации жизнедеятельности детского коллектива. Вся воспитательная работа направлена на социализацию личности, привитие практических умений, необходимых ребенку для дальнейшей жизни в обществе Воспитательный процесс в школе-интернате сформирован с целью:
1. Использовать каждую ситуацию формального и неформального общения с ребенком для формирования правильного (социально адекватного, соответствующего смысла ситуации и целям ученика) поведения в различных жизненных ситуациях, сознательного отношения к окружающему миру, к себе и другим. 2. Мотивировать учащегося к освоению правильного поведения через осознание им выгоду последствий такового для самого себя и чувства комфорта и радости как его следствия. 3. Включать в содержание учебных программ (СБО, труд, развитие речи, логопедия и т. д.) отработку правильного поведения с социального поведения в социально – ролевых взаимодействиях, в частности, разыгрывание сюжетно – ролевых ситуаций на уроке (устройство на работу, обращение за помощью, организация игры и т.д.) 4. Обучать точному соблюдению принятых правил и самоконтроля в общественных местах, в том числе в школе, в мастерских, на уроках. 5. Организовать и проводить внеурочную работу в школе и внешкольные мероприятия с учетом задач социальной адаптации (развитие коммуникативных навыков, навыков правильного поведения, выполнения принятых правил и норм, мотивирование к этому. Воспитательная программа школы-интерната составлена, учитывая все проблемы современной жизни, возрастные и индивидуальные особенности детей с задержкой психического развития. Огромная работа в школе-интернате ведется: - по социальной защите детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей; - по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - по выполнению требований санитарно-гигиенических норм; - по развитию творческих личностей учащихся. Ключевым, целевым моментом воспитательной работы в нашей школе-интернате является - положительные личностные приобретения подростков, личностный рост, формирование ценностных ориентаций, умений и навыков жизни в настоящем и будущем в обществе. Немаловажным является удовлетворенность родителей и социума результатами школьного воспитания. Для достижения качества воспитания, в школе проводятся целевые педагогические мероприятия. Воспитательная работа в классе планируется по полугодиям исходя из основных направлений общешкольного плана. План работы воспитателей состоит из 11 разделов: учении, здоровье, общение , досуг , образ жизни , правоведение, ОБЖ, ГО, ТБО,ПДД, ППБ. На воспитателей возложена организация и проведение во второй половине дня уроков здоровья, права, ОБЖ, охраны труда и т.д. Заместителем директора по воспитательной работе на каждую неделю составляется недельный план, куда воспитатели включают проводимые мероприятия. В школе утвержден распорядок проведения основных мероприятий по дням недели: понедельник - банный день, урок здоровья; вторник - день самоуправления, общешкольная линейка, уроки ГО, ТБ, ОБЖ, ПДД. ППБ; среда - информационный день, работа с активом кл., беседа по разделу «Учение»; четверг - урок права, экскурсии, прогулки, НРК, КРК; пятница - день самоуправления, час чтения, беседа по разделу «Общение»; суббота – мероприятия по разделу «Досуг» (вечера отдыха, тематические вечера); воскресенье - генеральная уборка классных и спальных помещений, просмотр видеофильма, подведение итогов недели. С 1998 года работает детская организация самоуправления «Дружба». В свободное время с детьми проводятся разнообразные мероприятия: тематические вечера, предметные недели, спортивные мероприятия, экскурсии, трудовые десанты, работа в подсобном хозяйстве школы, концерты художественной самодеятельности, дни рождения, КВН, традиционные праздники и мн.др. 99 % детей имеют общественные поручения. Каждый ребенок дежурит по классу, в спальне, старшие дети - в столовой, по школе. Ежегодно составляется общешкольный план мероприятий по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступности школьников. У воспитателей группы есть индивидуальные планы, где указываются темы бесед и уроков права. Регулярно организовывются встречи с работниками РОВД, ПДН, наркологом. Проводится акция против курения, алкоголя, токсикомании и наркомании. Воспитатели классов ведут ежедневные дневники, где учитываются проводимые мероприятия, наблюдения за детьми. Вся внеклассная работа имеет развивающее, познавательное, воспитывающее значение. Они направлены на исправление недостатков общего, речевого, физического развития с использованием жизненно важных ситуаций. В школе разработана методика системного анализа и оценка эффективности воспитательного мероприятия. Вся работа направлена на развитие «Я», на воспитание доброты, милосердия и сострадания, на подготовку наших детей, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к трем главным ролям реальной, современной, нелегкой жизни- гражданина, работника, семьянина. В школе проводятся разнообразные общешкольные мероприятия: «Здравствуй школа», «Здравствуй, осень золотая», «Новогодние представления», месячник военно-спортивной игры «Зарница-2007», «Осторожно на дороге», «Вахты памяти», посвященная Великой Победе, «А в школе бродит вальс печальный». Акции: «Молодежь за здоровый образ жизни», «Дыши легко» с целью профилактика зависимости от табакокурения и алкоголя. Кроме этого в каждую субботу проводятся «Вечера отдыха» на различную тематику. Были организованы незабываемые встречи: - с детской писательницей Тамарой Крюковой. - с ведущим программы «Звездный час», телезвездой Возяковым Алексеем. - с работниками по делам несовершеннолетних и противопожарной безопасности.
Мониторинг воспитанности обучающихся показывает рост уровня 4,14 в 2007 году против 3,78 в 2006 году. Мониторинг показал, что за последние 2 года нет классов с низким уровнем воспитанности. В 2006-2007 уч.году воспитанники школы-интерната приняли участие и заняли призовые места в 7 конкурсах муниципального уровня: «О тебе, моя Россия!», «Праздник Пасхи», «Игрушки руками детей», конкурс рисунков «Сердце матери», конкурс творческих работ «Сердце матери», конкурс рисунков среди детей-инвалидов, в номинации «Художественная фотография «Адрес детства - Россия»; -в республиканском конкурсе «Специальная Олимпиада» по мини-футболу среди коррекционных учреждений команда мальчиков заняла в 2005-2006 уч.году III место, в 2006-2007уч.году – II место. - в республиканском конкурсе «Золотые руки» девочки 9 классов заняли призовые места. Все учащиеся охвачены дополнительным образованием. В школе-интернате работают: - кружки: «Художественная самодеятельность», «Фотокружок», «Танцевальный кружок», «Кружок вязания», «Умелые руки», «Бисероплетение» и др; - секции «Вольная борьба», «Футбол», «Волейбол», «Общая физическая подготовка». Круглые сутки работают «Кабинет Досуга» и «Кабинет здоровья»; Организация летнего труда и отдыха учащихся. Во время каникул все дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения передаются в семьи. Огромная работа проводится и пополняется база данных по выполнению законодательства о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно уточняются данные о жилплощади и состоянии имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи (динамика в сравнении с показателями прошлого года): - Если на май месяц 2007 года было 35 детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения (из них выпускники 5 человек) все 100% на каникулярное время устроены в семьи. Весной 2007 года над 3 несовершеннолетними установили опеку и одну забрали в семью. В настоящее время в школе-интернате 29 детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, из которых 5 имеют опекунов.
Задачи на новый учебный год : Создание условий коррекционно-развивающего сопровождения учебно- воспитательного процесса для формирования социально интегрированной личности. Для выполнения поставленной задачи направлениями являются: 1) Совершенствование содержания воспитательного процесса. 2) Внедрение новых форм и новых технологий в организации воспитательной работы. 3) Изучение и отработка наиболее эффективных моделей коррекционно-развивающего пространства. 4) Повышение педагогического мастерства и квалификации воспитательского корпуса. Эти основные направления будут ориентирами в разработке перспективного и календарного планирования как воспитателей, так и всей воспитательской работы в целом.
III..Лечебно-оздоровительный.
1. Принимать все меры по предупреждению заболеваний, сочетанию медицинского обеспечения с коррекционно-педагогическими мероприятиями. 2. Укрепить материальную базу кабинета здоровья и медицинского кабинета. 3.Усовершенствовать качество преподавания групповых и индивидуальных коррекционных занятий с целью устранения недостатков в развитии воспитанников; 4. В работе по формированию здорового образа жизни больше внимания уделять вопросам гигиены тела, вреде курения, наркомании, токсикомании В школе-интернате образовательный процесс направлен на сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, используя при этом программы образования в сфере улучшения здоровья учащихся через совершенствование уроков физической культуры, лечебной физкультуры, логопедии, развитии психомоторики и сенсорных процессов, через организацию досуга детей. В 2007 году проведена диспансеризация всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Взяты на диспансерное наблюдение вновьприбывшие дети и выявленные больные. Один раз в год проводится обследование у врачей специалистов и профилактическое лечение «Д» больных. Налажен регулярный выпуск санбюллетней В школе-интернате создан: - методический уголок по гигиеническому воспитанию и обучению учащихся для педагогов; - фонд наглядных пособий для уроков, практической гигиены. Ежегодно проводится «Неделя здоровья», налажена работа по пропаганде гигиенических и медицинских знаний , проводятся беседы о личной гигиене учащихся, о соблюдении режима дня , профилактике травматизма и правилах уличного движения, охране зрения , по предупреждению нарушения осанки, сколиозов и .т.д Школа располагает немалыми возможностями для организации физкультурно-оздоровительной и спортивно - массовой работы. Имеется «Кабинет здоровья» с общей площадью 54 кв.м., где дети занимаются на тренажерах, «Детский стадион», «Кавказец», «Беговая дорожка». Кабинет частично оснащен гантелями, гирями, штангами, мячами, столом для игры в настольный теннис, боксерской грушей. В школе-интернате имеется спортплощадка, оснащенная нестандартным оборудованием: шесты для лазания, перекладины разной высоты, брусья, полоса препятствий и др. Размеры площадок: для игры в баскетбол 12 м х. 14 м для игры в волейбол, пионербол 9 м х. 18 м для игры в мини – футбол 25 м х. 50 м прыжковая яма 2 м х. 10 м. для игры в городки 2м. х. 10 м. В школе-интернате на втором этаже расположен актовый зал с общей площадью 104 кв.м., «Кабинет досуга» где дети в свободное от учебы время играют в настольные игры и смотрят телевизор. IV. Коррекционная работа. Коррекционно-развивающая обучаемость учащихся является одним из важнейших условий в формировании правильного адаптированного поведения учащихся, имеющих органическое поражение центральной нервной системы в период ее развития. Для этого нами выбраны следующие направления: 1. Разработка базы данных по планированию и моделирование коррекционно- развивающих уроков для каждого звена школы. 2. Разработка системы – картотеки специальных коррекционных упражнений по развитию. 3. Психических функций (памяти, внимания, мышления для их использования педагогами и воспитателями в ежедневной работе. 4. Организация дифференцированного и индивидуального обучения с целью максимальной помощи отдельным ученикам. 5. Проведение серии методических объединений по обработке коррекционных технологий педагогами и воспитателями.
Школа-интернат реализуют учение Л.С.Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектом в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы ребенка. Именно ориентация на сохранные стороны личности ребенка, его потенциальные возможности, резервы организма является идеологическим стержнем программы развития учреждения. В качестве инновационных технологий мы используем систему коррекционно развивающего обеспечения, разработанную Е.Д.Худенко. Одним из основных условий ее реализации является интеграция коррекционного компонента в систему планирования всех служб учреждения, в каждое конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста в отдельности и всех вместе взятых. Конкретные методические разработки, предлагаемые автором этой системы, делают ее конкретной и понятной каждому педагогу и воспитателю в плане моделирования и организации новых форм учебно-воспитательного процесса. Основным направлением учебно-воспитательной и коррекционной работы является программа изучения личности учащихся. Врачебное заключение о нервно-психическом состоянии ученика помогает уяснить причины имеющейся аномалии и служит ключом к правильному выбору программы обучения. Коррекционная работа идет через развитие всех психических процессов, речи, моторики, через трудовое воспитание и лечебно-оздоровительные мероприятия, а также эмоционально-волевую и познавательную сферу ребенка. Основные усилия педколлектива в этом направлении были сконцентрированы на внедрение и отработку специальных технологий коррекционного обучения и воспитания, на разработку картотеки коррекционных упражнений для развития высших психических функций на учебном программном материале. Вся работа методобьединений представляло собой семинары по овладению педагогами школы нервно-психологическими основами коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса. С целью выявления обучаемости в школе проводится диагностический анализ возможности усвоения программного материала в зависимости от степени выраженности основного диагноза и сопутствующих ему осложнений. Здесь важно определить зону ближайшего развития ученика и его компенсаторные возможности. Обсуждение индивидуальных особенностей детей, их особенностей в усвоении учебной программы ведется на заседаниях школьной медико-педагогической комиссии и педагогических советах. В практике планирования уроков в начальном звене основное внимание уделено развитию межанализаторных связей как основы для формирования навыков поведения. Для этого учителями Тарасовой А.Н., Поляковой О.В., Илюткиной Р.В., Шулеповой П.В. , Лепешкиной К.А., Кирилловой Г.Ф., Уруковой Л.В. разработаны задания с опорой на несколько анализаторов, задания , предполагающие смену доминантного анализатора , задания по принципу нарастающей сложности. Педагоги школы имеют богатые методические папки по коррекционной работе. В практику работы школы вошло проведение смотра дидактических материалов, изготовленных самими педагогами. В школе имеются оформленные кабинеты логопедии и психологии, где работают специалисты: логопед – дефектолог и педагог- психолог. В кабинетах имеются оформленные стенды «Говори правильно», «Развивай свою речь», «Сам себе психолог» и др. Ведется вся необходимая документация. В начале учебного года все дети проходят обследование, оформляются индивидуальные карты. V. Профессионально - трудовая работа.
Предполагает: 1. Формирование интеллектуальных умений в труде. 2.Обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту. 3.Становление личности ученика в процессе выбора (выбора профиля трудового обучения как психологическая задача). 4.Опора на общетрудовые умения и навыки при допрофессиональной или адресной подготовке на конкретное рабочее место. Ребенку с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.
Труд является средством коррекции личности умственно отсталого ребенка. Школьные мастерские, факультативные занятия по с\х труду, земельная площадь в 24 га, пришкольный участок в 2 га, свиноферма, теплица, трактор МТЗ -85, машины для посадки посева и обработки почвы, лошади помогают круглый год занимать воспитанников практической работой, что помогает определиться детям в выборе профессии. В школе-интернате имеется теплица в количестве 1 единицы с площадью 90 кв.м. Микроферма , где содержится 1 лошадь, 1 хряк и 1 свиноматка. Имеется учебно-опытный участок , где выращиваем кабачковые культуры, рассады цветов, цветы. Цветник с площадью 0,03га , где ежегодно радуют глаза цветы разных видов. В школе работают мастерские : сапожная, швейная, столярная, где дети на уроках и во внеурочное время изготавливают разные изделия обихода и обмундирования, тем самым приносят немалый доход подсобному хозяйству школы.
Подсобное хозяйство школы-интерната создана в целях :
- обеспечения социальной адаптации обучающихся, воспитанников, наиболее успешной интеграции их в общество ;
- производства сельскохозяйственной продукции для улучшения питания обучающихся воспитанников;
- организации трудового обучения, воспитания , общественно – полезного, производительного труда , профессиональной ориентации обучающихся воспитанников, их экономического образования и оказания содействия в получении начального профессионального образования;
- привития навыков исследовательской, опытнической работы обучающимися воспитанниками . В школе-интернате имеется теплица в количестве 1 единицы с площадью 90 кв.м. Микроферма , где содержатся 2 лошади , 1 хряк и 2 свиноматки. Ребенку с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих. Созданные в подсобном хозяйстве условия способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ , формирование общей культуры личности , адаптацию к общественной жизни и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно- этических , что позволяет ученику после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях. При обучении на учебно-опытных участках, на ферме, в теплице с\х умениям и навыкам решаются следующие з а д а ч и: 1.Формирование интеллектуальных умений в труде. 2. Обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту. 3.Становление личности ученика в процессе выбора. 4. Опора на общетрудовые умения и навыки при допрофессиональ- ной или адресной подготовке на конкретное рабочее место.
Продукция подсобного хозяйства реализуется :
- интернатному учреждению по рыночной стоимости; - работникам интернатного учреждения по льготным ценам.
Сельскохозяйственная продукция идет на питание и обмундирование воспитанников, товары повседневного обихода на повседневные нужды школы-интерната. Батыревская школа-интернат в своей деятельности большое внимание уделяет развитию учебно-опытного участка и подсобного хозяйства. С целью организации целостного воспитательно-образовательного процесса по сельскохозяйственному труду и обучения биологических особенностей растений учебно-опытный участок имеет богатый цветник, теплицу, действующую круглогодично и земельный участок. На земельном участке возделываются различные с\х культуры . Выращенная с\х продукция идет на улучшение питания детей.
Одним из центральных мест приобщения детей к природеи развития у них эстетических чувств является цветник. Цветник школы разнообразен различными видами цветов : флоксы , георгины, гладиолусы , лилии , виолы , лютики , ромашки , дельфиниумы , гвоздики мальвы , первоцветы , декоративные маки , астры , петунии , сальвии , цинии, агератумы , бархатцы, колокольчики , хризантемы , примулы, незабудки. В соответствии требований содержания цветника здесь выделяются однолетние и многолетние растения . Воспитанники школы -интерната имеют возможность вести наблюдение за процессом рост растений и ухода за ними как на уроках так и внеурочное время. Теплица также богата разнообразием культур. При непосредственном участии детей круглый год в теплице выращиваются зеленый лук , зелень , самоопыляющиеся огурцы и томаты. В теплице выращиваются и цветы , такие как каллы и хризантемы . В школе-интернатекруглогодично организована продажа живых цветов , зелени и лука. В весенний период под руководством учителя труда воспитанники занимаются выращиванием рассады капусты , томата и различных видов цветковых растений. Рассады пользуются большим спросом у населения. Большая часть рассады выращивается для школы- интерната бесплатно. Во исполнении указа Президента ЧР и экологического образования детей школой планируется создание богатого цветника перед зданием школы. С этой целью с детьми была организована большая предварительная работа по сбору семян цветов. Также планируется обобщение опыта работы школы по экологическому воспитанию и привитию любви к сельскохозяйственному труду.
IV. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.
В связи с глобальными изменениями в стране, с переходом на рыночные отношения появились новые понятия и в образовании: конкурентоспособность, конкурентные преимущества. Чтобы быть конкурентоспособным в современном мире, наша школа-интернат делает все возможное. В 1993 году школа стала называться специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат. В связи с этим центральное место в работе педагогического коллектива отводится коррекции, исправлению дефектов общего, речевого и физического развития, нравственного и трудового воспитания детей, созданию условий для социальной и трудовой реабилитации учащихся. Особое внимание обращается на коррекцию специфических нарушений и всей личности в целом. Все работники школы-интерната стараются помочь детям подготовиться к самостоятельной жизни. В первую очередь - квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на коррекционно-развивающую работу с детьми и работу по развитию общеобразовательного учреждения. Педагоги проходят курсы повышения квалификации, аттестацию, что позволяет им приобретать и использовать в работе с детьми новые подходы, современные технологии. Следует отметить, что 55 % педагогов имеют вторую квалификационную категорию и достаточный опыт работы с аномальными детьми. У педагогов сформировались свои методы, подходы к каждому умственно отсталому ребенку. Педагоги не только дают знания, но и развивают волевые качества, общительность, воспитывают общечеловеческие ценности в детях. По результатам анкетирования родителей педагогом-психологом выяснилось, что родители наших воспитанников хорошего мнения о нашей школе. Они отметили, что в школе полноценное питание, хорошей уход за детьми. Родительское мнение для нас очень значимо, ибо это значит, что мы выполняем свою работу добросовестно и имеем конкурентные преимущества. Школа поддерживает тесную связь с выпускниками, интересуется их судьбой, трудоустройством, жилищно-бытовыми условиями жизни. Ставя своей целью подготовку учащихся к самостоятельной жизни, школа интернат опирается на использовании в своей работе программ профессионально-трудового обучения, социально-бытовой ориентировки. Наши попытки найти разрешение сложной ситуации основываются на уверенности в том, что низкий уровень готовности к самостоятельной жизни подростков с интеллектуальными проблемами и нарушениями эмоционально-волевой сферы вызван не только недостаточностью их психофизического и интеллектуального развития, но и отсутствием разработанной системы психолого-педагогического сопровождения в становлении их жизненного опыта. Заявленная проблематика находит разрешение в условиях коррекционного учреждения нового типа. Инновационные подходы выражаются в следующих положениях:
1. Выдвижение восстановительных, психологических, педагогических задач, обычно не включаемых в содержание и формы обучения, воспитания здоровых детей. 2. Организация реабилитационной среды, отличной от воспитательной и образовательной среды здорового ребенка. 3. Включение родителей и родственников в процесс реабилитации с самых первых шагов. 4. Регулярный контроль над соответствием избранной реабилитационной программы реальным достижениям и уровнем развития личности ребенка. Целью работы коррекционного учреждения нового типа является определение и реализация программы системных мероприятий, позволяющих подготовить ребенка с проблемами в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере к самостоятельной жизни. При определении стратегии и тактики коррекционной работы по подготовке к самостоятельной жизни названной категории лиц учитывают все составляющие этого процесса: - прогностическую диагностику; - комплексную коррекционную работы с детьми и подростками школьного возраста; - лечебно профилактическую работу; - работу с родителями; - культурную реабилитацию, включая спортивный, досуговый, ремесленный разделы; - консультативно-юридическую поддержку подростков, родителей и лиц их заменяющих, по вопросам социальной защищенности. Необходимым условием реализации поставленной цели является психолого-педагогическая поддержка ученика («сопровождение») на всем протяжении его образования. Цель «сопровождения» - повышение эффективности и качества обучения и воспитания ученика путем оказания ему помощи в адаптации к условиям и задачам образовательного учреждения через организацию внутренних и внешних факторов успешности учебной деятельности.
V. КОНЦЕПЦИЯ ЖЕЛАЕМОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
5.1. «Деятельностно - ориентированная модель обучения»
В то время как характерной чертой ориентированного на развитие подхода к обучению является прямая связь учебных целей и учебного процесса, подход, связанный с деятельностью, ставит своей целью относительно открытую деятельность в реальных жизненных ситуациях. Речь идет о приобретении компетентности в действиях на основе собственной активности и опыта. Действие – это «осуществление стремления к цели в мире через собственную деятельность субъекта», т.е. направленную деятельность называет это «целенаправленным поведением». Значение деятельностной концепции обучения состоит в том, что она создает благоприятные условия для: -обучения в полном смысле этого понятия (обучающие ситуации); -активности в социальных отношениях; -понимания объективных взаимосвязей; -формирования субъективности (самосознания); -жизненно-практического решения задач и ориентировки; -осмысления и творчества. Эта концепция в сравнении с менее свободным, ориентированным на нормальное развитие подходом, ведет к открытости учебного процесса и учебных результатов и тем самым в большей мере отвечает человеческой потребности в свободе действий, творчестве и самореализации. Она как социально ориентированная, в известной мере, образует противоположный полюс модели, ориентированной на биологическое развитие. Картина, которую сегодня представляет собой школа-интернат тем не менее сразу же указывает границы последовательной реализации деятельностной модели.
Текущее ресурсное обеспечение школы. Кадровые ресурсы. Школа укомплектована кадрами полностью. В настоящее время в школе работают 37 педагогов, из них 2 совместителя. В том числе награждены Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ - 2 педагога, имеют звание «Отличник народного просвещения» - 1, нагрудной знак «Почетный работник общего образования РФ» - 1, награждены Почетной грамотой Минобразования Чувашии - 3. Из педагогического состава: до 30 лет - 1 человек; от 30 до 55 лет - 30 человек; старше 55 лет - 6 человек.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |