Содержание воспитательной работы.
Планируя и организуя воспитательный процесс в школе - интернате, педагогический коллектив отчетливо представляет, что воспитание личности ребенка с интеллектуальным дефектом требует комплексного планирования всего воспитательного процесса, в котором использование разнообразных приемов коррекционного воздействия должно сочетаться с непременным соблюдением щадящего режима, санитарно-гигиенических, эстетических и нравственных правил адаптации жизнедеятельности детского коллектива. Вся воспитательная работа направлена на социализацию личности, привитие практических умений, необходимых ребенку для дальнейшей жизни в обществе
Воспитательный процесс в школе-интернате сформирован с целью:
1.Использовать каждую ситуацию формального и неформального общения с ребенком для формирования правильного (социально адекватного, соответствующего смысла ситуации и целям ученика) поведения в различных жизненных ситуациях, сознательного отношения к окружающему миру, к себе и другим.
2.Мотивировать учащегося к освоению правильного поведения через осознание им выгоду последствий такового для самого себя и чувства комфорта и радости как его следствия.
3. Включать в содержание учебных программ (СБО, труд, развитие речи, логопедия и т. д.) отработку правильного поведения в социально – ролевых взаимодействиях, в частности, разыгрывание сюжетно – ролевых ситуаций на уроке (устройство на работу, обращение за помощью, организация игры и т.д.)
4.Обучать точному соблюдению принятых правил и самоконтроля в общественных местах, в том числе в школе, в мастерских, на уроках.
5.Организовать и проводить внеурочную работу в школе и внешкольные мероприятия с учетом задач социальной адаптации (развитие коммуникативных навыков, навыков правильного поведения, выполнения принятых правил и норм, мотивирование к этому.
Воспитательная программа школы-интерната составлена, учитывая все проблемы современной жизни, возрастные и индивидуальные особенности детей с задержкой психического развития.
Огромная работа в школе-интернате ведется:
- по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- по выполнению требований санитарно-гигиенических норм;
- по развитию творческих личностей учащихся.
Ключевым, целевым моментом воспитательной работы в нашей школе-интернате является - положительные личностные приобретения подростков, личностный рост, формирование ценностных ориентаций, умений и навыков жизни в настоящем и будущем в обществе. Немаловажным является удовлетворенность родителей и социума результатами школьного воспитания. Для достижения качества воспитания, в школе проводятся целевые педагогические мероприятия.
Воспитательная работа в классе планируется по полугодиям исходя из основных направлений общешкольного плана. План работы воспитателей состоит из 9 разделов: учение, здоровье, общение, досуг, образ жизни. На воспитателей возложена организация и проведение во второй половине дня уроков здоровья, права, ОБЖ, охраны труда и т.д.
Заместителем директора по воспитательной работе на каждую неделю составляется недельный план, куда воспитатели включают проводимые мероприятия. В школе утвержден распорядок проведения основных мероприятий по дням недели:
понедельник - урок здоровья; вторник - день самоуправления, общешкольная линейка, уроки ГО, ТБ, ОБЖ, ПДД. ППБ;
среда - информационный день, работа с активом кл., беседа по разделу «Учение»;
четверг - урок права, экскурсии, прогулки, НРК, КРК;
пятница - день самоуправления, час чтения, беседа по разделу «Общение»;
суббота – мероприятия по разделу «Досуг» (вечера отдыха, тематические вечера);
воскресенье - генеральная уборка классных и спальных помещений, просмотр видеофильмов, подведение итогов недели.
С 1998 года работает детская организация самоуправления «Дружба». В свободное время с детьми проводятся разнообразные мероприятия: тематические вечера, предметные недели, спортивные мероприятия, экскурсии, трудовые десанты, работа в подсобном хозяйстве школы, концерты художественной самодеятельности, дни рождения, КВН, традиционные праздники и мн.др. 99 % детей имеют общественные поручения. Каждый ребенок дежурит по классу, в спальне, старшие дети - в столовой, по школе.
Ежегодно составляется общешкольный план мероприятий по предупреждению безнадзорности, правонарушений и преступности школьников. У воспитателей группы есть индивидуальные планы, где указываются темы бесед и уроков права. Регулярно организовываются встречи с работниками РОВД, ПДН, наркологом. Проводится акция против курения, алкоголя, токсикомании и наркомании.
Воспитатели классов ведут ежедневные дневники, где учитываются проводимые мероприятия, наблюдения за детьми.
Вся внеклассная работа имеет развивающее, познавательное, воспитывающее значение. Они направлены на исправление недостатков общего, речевого, физического развития с использованием жизненно важных ситуаций. В школе разработана методика системного анализа и оценка эффективности воспитательного мероприятия.
Вся работа направлена на развитие «Я», на воспитание доброты, милосердия и сострадания, на подготовку наших детей, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к трем главным ролям реальной, современной, нелегкой жизни- гражданина, работника, семьянина.
Каждое выступление учащихся показывает работу воспитателя над развитием личности ребенка, его способностей, возможностей и на исправление имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами.
В школе проводятся разнообразные общешкольные мероприятия: «Здравствуй, школа!», «Здравствуй, осень золотая!», «Новогодние представления», месячник военно-спортивной игры «Зарница-2007», «Осторожно на дороге», «Вахта памяти», «А в школе бродит вальс печальный», акции: «Молодежь за здоровый образ жизни», «Дыши легко» с целью профилактика зависимости от табакокурения и алкоголя,
Кроме этого в каждую субботу проводятся «Вечера отдыха» на различную тематику.
Были организованы незабываемые встречи:
1. С детской писательницей Тамарой Крюковой.
2. С ведущим программы «Звездный час», телезвездой Возяковым Алексеем.
3. С работниками по делам несовершеннолетних и противопожарной безопасности.
Мониторинг воспитанности обучающихся показывает рост уровня 4,14 в 2007 году против 3,78 в 2006 году. Мониторинг показал, что за последние 2 года нет классов с низким уровнем воспитанности.
В 2006-2007 уч.году воспитанники школы-интерната приняли участие и заняли призовые места в 7 конкурсах муниципального уровня: «О тебе, моя Россия!», «Праздник Пасхи», «Игрушки руками детей», конкурс рисунков «Сердце матери», конкурс творческих работ «Сердце матери», конкурс рисунков среди детей-инвалидов в номинации «Художественная фотография «Адрес детства - Россия»;
-в республиканском конкурсе «Специальная Олимпиада» по мини-футболу среди коррекционных учреждений команда мальчиков заняла в 2005-2006 уч.году III место, в 2006-2007уч.году – II место.
- в республиканском конкурсе «Золотые руки» девочки 9 классов заняли призовые места.
Все учащиеся охвачены дополнительным образованием. В школе-интернате работают:
- кружки: «Художественная самодеятельность», «Фотокружок», «Танцевальный кружок», «Кружок вязания», «Умелые руки», «Бисероплетение» и др;
- секции «Вольная борьба», «Футбол», «Волейбол», «Общая физическая подготовка».
Круглые сутки работают «Кабинет Досуга» и «Кабинет здоровья»;
Организован летний труд и отдых учащихся. На время каникул все учащиеся устраиваются в семьи.
Огромная работа проводится и пополняется база данных по выполнению законодательства о социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно уточняются данные о жилплощади и состоянии имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи (динамика в сравнении с показателями прошлого года):
- Если на май месяц 2007 года было 35 детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения (из них выпускники 5 человек) все 100% на каникулярное время устроены в семьи. Весной 2007 года над 3 несовершеннолетними установили опеку и одну забрали в семью. В настоящее время в школе-интернате 29 детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, из которых 5 имеют опекунов
Задачи на новый учебный год:
Создание условий коррекционно-развивающего сопровождения учебно - воспитательного процесса для формирования социально интегрированной личности. Для выполнения поставленной задачи направлениями являются:
1) Совершенствование содержания воспитательного процесса.
2) Внедрение новых форм и технологий в организации воспитательной работы.
3) Изучение и отработка наиболее эффективных моделей коррекционно-развивающего пространства.
4) Повышение педагогического мастерства и квалификации воспитательского корпуса
Эти основные направления будут ориентирами в разработке перспективного и календарного планирования как воспитателей, так и всей воспитательской работы в целом.