| ||||||
|
| |||||
Родительские собрания
Здоровьесберегающее сопровождение родителей
16.01.2008 г. Родительское собрание 8-Б классе, Кл. руководитель Каримова Татьяна Викторовна
Развитие современного общества ставит воспитательно-образовательный процесс школы на путь преобразования и нового понимания целей и задач обучения и воспитания. В последнее время остро стоит вопрос о здоровьесбережении всех субъектов воспитательно-образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей. Влияние стрессогенных факторов заставляют человека постоянно пребывать в состоянии стресса, напряжения, агрессии, что не может не сказываться на соматическом и психическом здоровье. Для того, чтобы найти гармонию с окружающим миром, необходимы знания, помогающие решать возникающие проблемы и, соответственно, сохраняющие здоровье личности. В связи с этим нами разработана программа эдоровьесберегающего сопровождения родителей, которая предоставляет необходимые знания, дающие возможность при минимальных затратах получать максимальные результаты в воспитании детей.
Разработка родительского собрания в 8 классе. Подготовка к родительскому собранию: проведение методик: а) "Ваши нервы»; б) «Определение тревоги»; в) «Психогеометрический тест»;
Цели: знакомство родителей друг с другом и классным руководителем; сплочение родительского коллектива; ознакомление с особенностями подросткового возраста и особенностями развития своих детей (при помощи приведенных выше методик); оптимизация детско – родительских отношений. Форма: тренинг. Оформление и оснащение кабинета: парты расположены в форме круга, магнитофон с аудиозаписями спокойной, классической музыки. (Музыка может звучать в течение всего собрания.) Талисман: свеча. Время проведения: 1 – 1,5 часа. Ход собрания. 1 Этап. Что такое тренинг Упражнение «Мешочек проблем» Постановка целей родительского собрания. Упражнение "Знакомство". Цели: познакомить родителей друг с другом, с классным руководителем и педагогом-психологом; сплотить присутствующих на родительском собрании.
План представления (написан на доске): 1. Имя 2. Прилагательное характеризующее характер 3. Моя работа. 4. Увлечения (Практика показывает, что этот план является очень хорошим помощником как для родителей, так и для классного руководителя и психолога, так как он помогает раскрыться каждому участнику тренинга и сплачивает всех присутствующих.) После этого упражнения ощущается теплая атмосфера, устанавливается атмосфера открытости и доверия, что немаловажно для дальнейшей работы. Прежде чем перейти к основной части собрания проводим психологическую разминку. Слово учителя по итогам четверти.
Упражнение «Снежинка»
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее: 1. сложите лист пополам. 2. оторвите правый верхний уголок 3. опять сложите лист пополам 4. снова оторвите правый верхний уголок Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же как у вас. Вывод – дети все разные. Различны их способности, возможности и личные качества.
Упражнение "Дипломатический прием". Цель: создать эмоционально теплую, располагающую к открытости и доверию атмосферу в общении. 1. Участники встают в круг и рассчитываются на "первый — второй". 2. Все "первые" номера приобретают в игре статус "иностранных гостей", "вторые" номера – дипломатические работники. Задается такой сценарий: "Вы встречаете в аэропорту иностранного гостя из дружественной страны. В течение пяти минут необходимо сделать так, чтобы ваш гость почувствовал себя комфортно, в центре внимания и заботы". Члены группы разбиваются на пары и в каждой паре начинается разговор. Время строго фиксируется (по 2 минуты – поменялись ролями).
Обсуждение: В какой роли вам приятнее было находиться и почему? О чем вы говорили? В разговоре вам было свободно, или вы были смущены чем-либо?
Упражнение «Пальма, обезьяна, слон» Пальма – руки вверх, Обезьяна – закрыть руками глаза Слон – руки положить на живот.
Основная часть. План: 1. Беседа об особенностях подросткового возраста. 2. Индивидуально-психологические особенности подростков данного класса. В подростковом возрасте дети напоминают тех самых иностранных гостей, в роли которых вы сейчас побывали. И чтобы наладить теплые взаимоотношения с ними, необходимо приложить усилия, окружить их заботой и вниманием. Подростковый период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка. Во время подростничества изменяется все: тело, характер, мышление, идеалы, нормы, ценности и т.д. Изменения охватывают четыре сферы развития: тело, мышление, социальную жизнь, самосознание. Изменение телесных форм и его внутреннего строения влечет за собой необходимость перестройки сознания подростка, ему важно принять свой новый облик. Одним из новообразований этого периода можно назвать чувство взрослости. Это означает, что во время самого этого периода, у подростка нет чуткого ощущения "кто он?". Ему еще предстоит в этом разобраться. Он уже чувствует себя "не ребенком", но еще и не взрослым. И этот фактор является одним из тех, что заставляют подростка вступать в конфликты со взрослыми, так как он (подросток) стремится попробовать быть взрослым. Именно попробовать сам, ему недостаточно того, что он видит вокруг себя. Социальная сфера. Подростку необходимо занять определенное место в своей референтной группе. Влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, где молодой человек приобретает новые формы поведения и получает, соответственно, определенный статус. Именно в этот период взрослые, в частности родители, обижаются на своих детей, думая, что те совсем отходят от них, ощущая себя безразличными для своих детей. Это не совсем верно. Подростку важен взрослый, ему важно его признание, понимание, поддержка, однако взрослеющему человеку важно еще понять, по каким нормам живут люди во взрослом мире. Поэтому некоторые начинают курить, особенно, если в семье есть курящий родитель, некоторые пробуют алкогольные напитки, "пропадают" где-то допоздна. Они тем самым воспроизводят модель поведения взрослого человека (может, кто-то из членов семьи ведет себя подобным образом, может, эта модель поведения увидена подростком где-то из окружения, взята из фильма…). Но своим поведением подросток изучает и вашу реакцию. Ему важно знать, как вы поведете себя в той или иной ситуации, чтобы сделать для себя вывод – хочет он быть похожим на вас или нет. Это и есть путь становления индивидуальности. И тут родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: "Не выставляйся, будь таким, как все". А ребенок не хочет, да и не может быть таким, как все. Он стремится к индивидуальности, и все вокруг в таком же состоянии. Каким же ему быть? Это первый повод для разногласий между подростками и родителями. Во-вторых, в этот период ребенком особенно остро воспринимаются словесно передаваемые негативные предписания взрослых. Эти предписания имеют разрушительное содержание. Они подобны проклятиям, которые околдовывают подростка, особенно, если он очень восприимчив. Среди словесно передаваемых предписаний можно выделить заклятия, проклятия, негативные пророчества, стопперы. Заклятия – негативные определения типа: "Ты – грязнуля!", "Болван!", "Тупица!", "Ты ужасный ребенок!" и т.д. Проклятия — пожелание ущерба, имеющие характер прямого приказания: "Чтоб ты провалился!", "Нам было бы намного лучше без тебя!", "Почему ты не можешь быть человеком!". Негативные пророчества – ребенку сообщают, что его ждет в будущем: "Из тебя ничего толкового не выйдет!", "Тюрьма по тебе плачет!", "Ты никогда ничего не достигнешь!", "Ты никогда не станешь настоящим мужчиной!", "Будешь бомжом!". Стопперы (от слова стоп) – сообщения, в том или ином виде указывающие, чего нельзя делать: "Не умничай!", "Не сердись!", "Не думай о…", "Не трогай, у тебя все равно ничего не получится! Дай, лучше я!". Соотнесите эти фразы с теми, которые вы проговариваете своему ребенку. Неужели вы хотите, чтобы все, что вы говорите негативного, сбылось? А ведь не случайно в руссом языке есть поговорка "Слово, да не мимо идет"! Возможно, вы знаете и такие строки: "Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести!" Будьте осторожны со словами, проговариваемыми своим детям. Они могут сбыться!
Упражнение «Коллективное рисование» Договориться о рисунке
Релаксация «Прогулка по берегу моря» «Представьте себе, что вы идете гулять к морю. Перед вами простирается белый бесконечный песчаный пляж. Вы стоите босиком и чувствуете, как под вашими ногами поддается мелкий теплый песок. Вы полностью расслаблены и спокойны, вы вдыхаете поной грудью свежий, чистый морской воздух. Вы опускаетесь на колени и набираете в руки песок. Медленно вы просыпаете мелкий, сверкающий песок через пальцы. Вы сидите здесь, на теплом песке и слышите только шум моря. Вы снова встаете и спокойно идете дальше. Веет легкий приятный ветерок. Вы чувствуете, как он ласкает ваше лицо. Вам хорошо. Вы падаете в теплый песок,, и он охватывает вас. Вы лежите спокойно, не двигаясь, и ощущаете под собой тепло песка. Запомните эту картину и возьмите ее с собой обратно в класс. Вы полностью расслаблены, спокойны и счастливы. Вы полны свежих сил и готовы к работе».
2 Этап. Работа с родителями по результатам проведенных методик. Каждый родитель получает индивидуально-психологическую карту своего ребенка, где внесены данные методик. Упражнение «Мы с тобой похожи…»
Анкетирование родителей (микроисследование о нормализации учебной нагрузки)
Упражнение «Телеграф» Передавать сжимание руки по кругу. В конце сжимание должно дойти до ведущего.
3 Этап. Заключительный. Что же является самым главным для подростка в столь сложный для него период жизни? Думаю, что, во-первых, подросток должен знать, что родители его любят. Любовь рождает доверие друг к другу. Доверие является основой понимания и поддержки. На доске запись: ЛЮБОВЬ — ДОВЕРИЕ— ПОНИМАНИЕ — ПОДДЕРЖКА Родителям подростков психологи советуют: Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне; Не использовать ярлыки; Помочь ребенку найти компромисс души и тела; Помнить, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее; В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его самого; Не перегружать подростка опекой и контролем; Хотите, чтобы подросток сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтоб он сам этого захотел (Карнеги); Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
Упражнение «Коллективный счет от 1 до 10»
4 Этап. Рефлексия. "Свеча доверия"
Получение обратной связи от всех присутствующих на собрании. По кругу передается талисман и каждый участник делится своими мыслями, впечатлениями, открытиями, делает выводы, дает советы… Могут высказываться предложения.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |