Методическое портфолио 

 педагога-психолога

Андреевой Наталии Николаевны 

Тренинги

   Урок коммуникативного тренинга

 

I. Теоретическая часть

            Если исходить из первоначального смысла понятия "коммуникация" то речь идет о путях сообщения, связывающих какие-либо объекты. Это путь, устроенный таким образом, чтобы по нему удобно было передвигаться. Таким же "удобно проходимыми" хотелось бы иметь и пути, по которым к нам поступает информация. Однако с этим, дело обстоит сложнее. Мы часто тешим себя иллюзиями насчет того, что и как сообщаем друг другу и как воспринимаем. Перечень наших грехов коммуникаций внушителен. Остановился на некоторых из них

1. Переоценка слов и недооценка невербальных средств коммуникаций (интонации, тесты, интенсивность речи).

2. Присутствие в большинстве сообщений оценочной информации, что приводит к реакции не на факт, содержащийся в сообщении, а на оценочную позицию говорящего.

3. Восприятие одной и той же информации по разному в зависимости от настроения, личностных качеств, призму взглядов, позиций, предрассудков и ожиданий, то есть избирательно.
4. Отсутствие восприимчивости к чтению между строк. Ошибочное восприятие фразы как точного отражения мысли.

5. Иллюзорное предположение, будто люди в общении обмениваются только информацией, а не эмоциями, чувствами, настроением и т.д.

            Коммуникативные способности - это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, розного уровня ' психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует о развитостью у него коммуникативных способностей.

            Чтобы оценить свою коммуникабельность, полезно задать себе вопросы. (А.А. Добрович "Общение: наука и искусство").1. Умеете ли вы так поздороваться или о чем-то опросить, чтобы человеку было приятно ответить вам?

2. Способны ли вы вызвать интерес и чувство доверия?

3. Если с вами грубы, находите ли ответную реакцию, помимо собственной грубости? Если у вас способность спокойно осадить грубияна, сделать его поневоле вежливее?

4. Умеете ли вы вовремя пошутить, разрядить накаленные страсти?

5. А прервать разговор, но так, чтобы собеседник не обиделся на вас?

6. А отказать в чьей-то просьбе, но не вызвать при атом враждебности?

7. А попрощаться - просто попрощаться, но так, чтобы вас хотели видеть еще раз?

Систематическая специальная тренировка сможет существенно повысить умение человека преодолевать разнообразные барьеры коммуникаций.

Как же выработать необходимые навыки?

Прежде всего определить уязвимые места в своем умении вступать в контакт и именно на них сосредоточить тренировочные усилия.

 

2.Тренинг - представление

            Разбиться на пары. Запастись визитной карточкой. Представиться своему партнеру. Представление - это начало разговора, поэтому после представления желательно сказать одну-две фразы. Женщине - комплимент, мужчине - ваше восхищение возможностью встретиться с ним. Можно оправиться о здоровье, поговорить о погоде, но пока ни слова о деле. Необходимо подготовить благоприятную почву для предстоящего разговора. Партнеру, представление которого доставило удовольствие, вручаете визитку, как бы вексель на предстоящее взаимопонимание. Кто наберет больше всех визиток, тот победитель. И самые коммуникабельные проводят показательные выступления - представление друг другу. Пользуясь визитными карточками, партнеры подходят к своим коллегам и продолжают разговор. Начало разговора во многом определяет успех. Не вое главное понимается сходу, необходимо настроиться на предстоящий разговор. Расположить собеседника к себе, выработать у него эмоционально-положительное отношение.

            Приемы:
1. Имя собственное - основан на произнесении вслух имени-отчества человека, о которым вы разговариваете, что " вызывает не осознаваемое приятное чувство, т.к. вы показываете этим внимание именно к данной личности. А это есть утверждение данной личности, что сопровождается положительными эмоциями к вам как их источнику.

2. "Зеркало отношения" - это наше лицо. Регулируем ли мы на нем свое "изображение"? Всегда ли на нем мягкая, добрая улыбка, обладающая способностью притягивать.

3. "Золотые слова" - это олова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств, т.е. комплименты. Каждый человек стремится выглядеть лучше, комплиментом вы эту потребность удовлетворяете и образуете положительные эмоции. В одобрении, похвале, комплименте заключена частичка поощрения хороших черт человека или внешнего вида, возможность активизации в нем всего лучшего. Отвечая социальным ожиданиям окружающих, которые видят в нем хорошие черты, человек невольно будет стараться поступать лучше. В одобрении и итог, и аванс: ты хороший, мы ждем от тебя хорошего, всегда будь хорошим.

4. "Личная жизнь" - о чем любит поговорить ваш партнер? Каковы его личные интересы, увлечения, личная жизнь? А может быть, увлеченность какой-либо идеей? Разговор в русле выраженного личного интереса сопровождается, как правило, положительными эмоциями. Примените эти приемы сначала по одному, а потом все в комплексе.

 

3. Угадывание по ассоциациям

            Один из участников выходит из аудитории. Остальные договариваются между собой, кого из группы они будут загадывать. Вернувшийся должен отгадать, кого из присутствующих загадала группа. Он это делает, задавая участникам по очереди вопросы типа: "Каким бы был этот человек, если бы он превратился в дерево, стал бы ветром, был бы животным, птицей?" и т.д. Тот участник, которому задан вопрос, должен описать предмет или явление, используя ассоциации о характеристиками загаданного человека. Его темперамент, характер, привычки, рост, цвет волос и т.д., но только не впрямую, а как бы описывая характеристики объекта, о котором спрашивает водящий.

Если водящий отгадывает, то следующим водит тот участник, по описанию которого водящий догадался о правильном ответе. Победитель тот, кто определит загаданного, опросив как можно меньше участников.

 

4.Публичное выступление. Тренинг-монолог

            В жизни каждого из нас встречается хотя бы один человек, который был бы благодарен за проявленное к нему внимание, заботу или помощь. Представьте себе этого человека. Вам предстоит его презентовать окружающим. Проговорите мысленно в течение одной минуты, а затем нужно выступить с речью. Оцениваются те выступления, которые больше всего понравились слушателям.

Используйте в монологе-презентации некоторые из предложенных приемов внимания:

T неожиданность; T провокация - реакция несогласия на короткое время; T сопоставление всех "за" и "против"; T делегирование возможностей принимать решения;. апелляция к авторитету опыта, науки, сидящего в зале; T сопереживание - эмпатия; T юмор; T изложение мысли в доходчивой форме, применяя для этого опросы, повторы, обобщения, перечисления, описания, возвращения к изложенному и др.

 

5. Умение слушать Разговор в парах.

            Предлагается одному партнеру рассказать об удачной сделке, об эффективном решении вопроса и т.д. Второй должен внимательно выслушать, используя приемы слушания:

сопоставление;

наводящий вопрос;

обращение к личности;

риторический вопрос и т.д.

Заслуживают внимание приемы активного слушания из арсенала Фила Донахью, это:

а) парафраз - повторение мысли собеседника своими словами:

- правильно ли я вас понял...

- вы хотите сказать...

б) уточнения:

- я не совсем понял, что вы имеете в виду когда говорите о -;

в) резюмирование - подведение краткого итога какой-то части беседы или всего разговора;

г) прием отражения чувств - внимание не только к тому, что говорит собеседник, но и к чувствам, которые он испытывает;

- мне кажется, вы чувствуете боль, когда говорите это...

- вы, должно быть, были очень довольны, когда...

При выслушивании партнера важно воспринимать две вещи: содержание (что сказано) и чувства говорящего. Важно обнаружить их и понять, чтобы выработать удовлетворительное решение. Можно в разговоре сделать намек, что скрываемые чувства не остались незамеченными, используя выражения:

мне кажется, что...

похожа, что...

            После обнаружения скрытых чувств, их открытого обсуждения и сознательного овладения ими появится больше шансов выработать решение. Правильно слушать - это слышать и воспринимать истинные чувства говорящего. Это ключевой принцип, его необходимо использовать в тренинге.

            Используйте и другие принципы активного слушания: T слушать с сочувствием, какими бы отрицательными эмоциями вы ни были охвачены;

            T сосредоточиться на предмете разговора;

            T относиться к говорящему уважительно, напоминая и другому собеседнику о необходимости сохранять уважительное отношение друг к другу, сказав, например: "Я знаю, что вы разгневаны, но давайте попробуем не наносить друг другу оскорблений, а попытаемся совместными усилиями найти приемлемое для обоих решение проблемы"       Контролируйте свои эмоции;

T слушать внимательно, не делая оценок. Это позволяет собеседнику "выпускать пар" Выставляйте реплики типа "да-да? "так вот что произошло? "да вы что?" и т.д.;

T высказать свое мнение об услышанном, чтобы показать человеку, что его действительно слушают. Употребляйте олова типа: "Дайте-ка сообразить, правильно ли я вас понял", "Прав ли я, полагая, что вы говорите";

            T отметьте то, чего вы не поняли или в чем вы не уверены. Для стирания пятен можно использовать следующие выражения: "Вы имеете в виду, что...", "Не могли бы вы рассказать о случившимся подробнее?", "Я не понял, что вы только что сказали";

T побуждайте человека к дальнейшему разговору. Обратитесь со следующими словами: " Не могли бы вы рассказать об этом немного подробнее?", "Расскажите мне об этом больше", "Не могли бы вы мне сказать, почему это так важно для вас?";

            T используйте для поддержания разговора неречевые средства. Улыбайтесь, склоняйтесь к говорящему, кивайте головой, смотрите в глаза, поддакивайте.

            Постарайтесь как можно больше приемов активного слушания использовать в диалоге.

6. Тренинг-диалог

            Участники делятся на пары'. Объявляется диалог в режиме "да" Партнер должен во всем соглашаться, отражая мысль участника разговора. Затем разговор проводится в режиме "нет" Вежливо, но настойчиво, партнер не соглашается с идеями и выводами твоего собеседника.

Третья форма диалога - захват инициативы в разговоре. Один начинает интересную для него тему, другой должен захватить инициативу и перевести разговор в русло интересующей его темы, используя:

переключение внимания;

резкую смену темы разговора;

не давать долго говорить партнеру;

задавать контрвопросы;

просить о повторе;

сохранять эмоциональную устойчивость и т.д.

На каждый диалог дается определенное время, затем партнеры меняются ролями.

 

7.Прием на работу

            Все участники делятся на команды по четыре человека. В команде наниматель и желающие поступить на работу. Игроки определяют ситуацию. Идет беседа с тремя желающими (о каждым отдельно) устроиться на работу. Из трех необходимо выбрать одного, кто лучше себя проявил в диалоге и соответствует по своим качествам требующемуся работнику.

Беседа ограничивается по времени, на нее отводится 5 минут. Затем наниматель-менеджер из каждой команды обосновывает, почему он принимает на работу именно этого желающего, какие критерии им были взяты для оценки работника.

 

8.Защита проекта

 

            Представьте, что участники обладают неограниченными возможностями. Им предстоит возглавить комиссию по выживаемости в городе. В командах по 4-5 человек участники обсуждают, используя метод "мозговой атаки" какие меры нужно срочно предпринять и как это можно быстро организовать.

Каждая команда защищает сдой проект. При этом рекомендуется закрепить следующие приемы:

- уважение позиции других команд;

- предоставление возможности высказаться другим о своих успехах ;

- способность смотреть на вещи глазами ваших партнеров ;

- умение высказать свое несогласие в подобной форме "На вашем месте я считал бы точно так же. Но мое мнение сводится к следующему..." и дальше высказать свое мнение. Чаще используйте прием "да - но"

Студенты выбирают лучший проект, определяется команда победительница.

 

9.Рефлексия занятия

 

10.Ритуал прощания

 

Сценарий тренинга
по развитию
исследовательской и творческой
мотивации у детей
младшего школьного возраста

Высокий уровень творческих достижений у детей может ожидаться только при совпадении трех факторов: творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. Именно поэтому становится особенно актуальной задача развития у детей творческой и исследовательской мотивации.
Цель тренинга: повысить уровень исследовательской мотивации и творческой направленности личности, помочь младшему школьнику обрести более глубокое и целостное восприятие.
Условия проведения: 10 занятий, 1 раз в неделю, продолжительность занятия — 1,5 часа. Небольшая группа — 10–12 человек. Часть упражнений проходит в тройках.

ЗАНЯТИЕ 1

Знакомство

Дети входят в кабинет психолога и располагаются вокруг круглого стола в центре комнаты.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в сказочное путешествие по волшебной стране. Вы будете не только слушать сказку, но и участвовать в ней, с вами будут происходить самые неожиданные приключения, а чуть попозже, когда сказка станет вашим другом, вы сможете сами придумать ее продолжение. А теперь давайте почувствуем, что мы — одна команда, ведь идти нам придется вместе.

Визуализация «Световой поток»

Цель. Снятие тревожности, создание атмосферы взаимопонимания и заинтересованности, развитие воображения.
Музыка «Море покоя».
Ведущий. Сложите ладони лодочкой, так, чтобы между ними осталось небольшое пространство. Хорошо. Теперь представьте себе, что между ладонями у вас оказался маленький теплый светящийся шарик. Почувствуйте, какой он мягкий, теплый, пушистый, светится каким-то светом...
Чтобы лучше представить себе этот свет, можете закрыть глаза. Какой он? Он может быть ярким или тусклым, ровным или переливающимся. Представьте себе, что этот светящийся теплый шарик у вас в руках...
А теперь оставьте этот шарик в правой руке и протяните эту руку своему соседу справа, а левой рукой прикройте такой же шарик в руке соседа слева. Хорошо.
Вы снова чувствуете этот теплый светящийся шарик в вашей правой руке... Интересно сравнить ощущения в правой и левой руке. Какая из них теплее? Какая тяжелее?
Представьте себе теперь, что теплый шарик начинает двигаться по вашей правой руке вверх, к локтю, плечу, переходит на другое плечо, опускается по левой руке... Вот он уже под вашей левой ладонью, греет, греет и — входит в ладонь соседа, двигаясь по его руке все выше, потом переходит на его другую руку, затем все дальше, дальше — от человека к человеку.
Ваш светящийся шарик — кусочек энергии. Он двигается по кругу и возвращается к вам. И вот он снова на вашей правой ладони. Соедините опять ладони лодочкой и направьте их к центру стола.
Представьте себе, что ваш светлый шарик превращается в луч и, сливаясь с другими лучами, исходящими от ваших товарищей, создает мощный поток света, теплый приятный поток. Он как будто все разрастается и постепенно окутывает всех нас, сидящих здесь, как теплый светящийся кокон, внутри которого мы в полной безопасности.
Побудем в этом состоянии еще немного.
Теперь постепенно начнем уменьшать наши лучики. Кокон становится прозрачнее, прозрачнее — и вот уже только покой и безопасность остались с нами.
И мы открываем глаза
...
Дети по кругу представляются и говорят о своих ощущениях во время этого упражнения.
Ведущий. Ну вот, волшебное пространство мы с вами создали, теперь можно начинать.

Сказка

Цель. Создание предпосылок для личностного роста.
Ведущий. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были... Кто? (Дети угадывают, а тем временем из-под стола вылезают куклы «дед» и «баба». Далее сказка разыгрывается.)
Много лет они прожили, а детей не нажили. Грустно им было на свете, одиноко на старости лет своих. Старуха огород разводила, дед на охоту хаживал, а то и рыбу промышлял.
Вот как-то раз и говорит дед:
— Пойду-ка я в лес на охоту. Давненько у нас дичи не было...
Взял лук да стрелы и пошел куда глаза глядят. Ходил дед, бродил, да не было ему в тот день удачи. Все-то стрелы он расстрелял, а ничего не добыл. Уж день к закату стал клониться...
Устал дед, сел под куст отдохнуть, да так и обмер: под кустом — гнездо, а в гнезде — десять яиц
(по числу детей в группе).
Обрадовался дед: «Хоть яиц добуду, все же старухе хоть что принесу!» Раскрыл дед суму да сложил туда все яйца из гнезда. И радостный домой отправился. Идет, песни распевает, а не знает того, что в суме той — дыра... И стали из сумы яйца через эту дыру вываливаться. Упадет яйцо на дорогу да разобьется, а оттуда (вот чудо чудное, диво дивное) добрый молодец выскочит, аль красна девица. Выскочит да за дедом и пристроится шагать.
А дед идет себе, ничего не замечает. Только у самой избы, когда уж последнее яйцо на дорогу выпало, удивился дед — что-то сума больно легкая стала. Заглянул в суму, охнул, оглянулся... да так с открытым ртом и замер. Стоят за ним в ряд десять детей: добрые молодцы да красные девицы, стоят и улыбаются.
Спрашивает дед:
— Вы кто таковы будете? Откуда взялися?
Выступает вперед меньшой молодец и говорит:
— Аль не признал, тятя? Ты нас в лесу отыскал, теперь мы дети твои.
Смекнул тут дед, что яйца те не простые были, волшебные. Обрадовался. Еще бы — то одни они со старухой жили, а тут вон какая радость привалила — целых десять детишек!
Позвал он старуху, та на радостях чуть чувств не лишилась. Стала на стол накрывать, детей целовать, миловать, всякой снедью угощать. После разговоры разговаривали. А там и ночь настала, спать все улеглись....
Наутро проснулся дед, смотрит — спят еще дети, только самого меньшого сына нету. Вышел дед из избы, видит — на пригорке Иван сидит, голову рукою подпирает.
Подошел к нему дед, сел рядом, спрашивает:
— О чем думу думаешь?
А Иван ему ответствует:
— Ой, батя, что делается со мною, не пойму никак. Вопросы в голове так и роятся, как пчелы, покоя не дают. Подсоби, ответь.
— Это можно, давай свои вопросы, — дед говорит и бороду довольно поглаживает (любопытным меньшой Иван оказался, значит, умом не обижен).
— Что там? — Иван спрашивает, а сам рукой окрест себя показывает.
— Мир, — старик отвечает.
— А что такое мир? — Иван опять вопрошает.
Поскреб старик макушку...
— Мир, Ваня, это мир. Ну как объяснить-то тебе? Люди там живут.
— Только люди?
— Ну, звери еще, птицы вот. Рыбы разные, а то еще — бабочки и мураши всякие.
— Так это получается, что миры-то это разные? — Ваня спрашивает. — В одном, к примеру, люди, а в другом — рыбы?
— Да нет, мир-то один, да и разный он тоже. Понимаешь?
— Не очень, — Иван ответствует. — А скажи, батя, что люди-то в миру делают?
— А всяко-разно. Кто плотничает, кто охотится, кто скотину разводит. А есть еще мудрецы, звездочеты там разные, звезды они оглядывают. Есть сочинители. Есть строители. Лекари-знахари. Пекари. Пахари. Цари есть. И конюхи. Да всего и не перечесть враз.
— Нет, батя, — помотал головой Ваня меньшой. — Не понять мне что-то, что тут главное? За что мне вопрос зацепить, чтоб от меня отцепился, да в голове жужжать перестал?
— Эх, — старик в сердцах шапку оземь бросил. — Неуч я старый. Объяснить толком, и то не могу.
Постоял Ваня, подумал, потом просветлело лицо его:
— Не печалься, отец. Сами мы ум да разум добудем. Полетим по белу свету да мир и узнаем. А потом к тебе вернемся.
Погоревали старик со старухой, да делать нечего. Мир-то узнать надо. И благословили они детей на прощание. Ударились дети оземь, в быстрых стрижей превратились и умчались. А перед разлукою, чтоб старику со старухою не скучно было, сделали каждый по птице. Да до своего возвращения на память и оставили.

Примечание. Сказка сопровождается разыгрыванием ролей с помощью кукол би-ба-бо. В качестве ролевых позиций, принимаемых детьми в процессе игры, предлагаются следующие:
исследователь — его основная задача — отыскивать все новое, необычное и таинственное, разгадывать найденные загадки;
творец — он создает новые произведения, следуя идеям, появляющимся в процессе игры, делает их необычными и разнообразными;
помощник —помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку.
Вопросы для кругового обсуждения
Что понравилось в этой сказке?
Какое свойство характера вы заметили у Ивана?
Как это свойство проявлялось?
Узнают ли дети мир? Почему?
Наблюдение
. Многим детям понравилось, как необычно появлялись на свет дети, Иван был смелый и любознательный. Дети уверены, что птицы узнают мир, потому что «очень хочется послушать сказку дальше».

Создание птиц

Цель. Закрепить метафору на материальном уровне, актуализировать различные ролевые позиции детей в процессе совместной деятельности.
Ведущий. Давайте и мы создадим сейчас каждый по птице из бумаги и оставим их здесь, в сказочном пространстве, до конца нашего сказочного путешествия.
Дети разбиваются на 2 команды. Каждой команде предлагается создать бумажного голубка, пользуясь готовым образцом. В процессе работы среди детей четко проявляются различные ролевые позиции — исследователя, изучающего «устройство» птицы, составляющего алгоритм ее построения; творца, который главную цель видит именно в создании птицы; помощника, который помогает другим детям из своей команды.
Задача ведущего — стимулировать ролевые проявления.

Рефлексия

Дети по кругу говорят, какую из трех ролей (исследователя, творца, помощника) они выбрали для себя как наиболее близкую. Группы получают задание помочь всем своим членам в создании птиц.
Наблюдение. Не все участники во время занятия сделали удачных птиц (ограничено время), поэтому было решено дать возможность детям, разобравшимся в конструкции птицы, выступить в роли помощников.

ЗАНЯТИЕ 2

Визуализация «Полет на ковре-самолете»

Цель. Актуализация внутреннего ресурса, исследование своего внутреннего мира на проективном материале, создание положительного эмоционального настроя.
Ведущий. Закройте глаза, посидите немного в тишине, послушайте эту тишину. Даже сейчас, когда вокруг тихо, сюда проникают какие-то звуки (перечисление).
И по мере того как вы слушаете эти звуки, ваше дыхание как-то изменяется. И пока оно становится иным, вы понимаете, что вы сейчас здесь в полной безопасности и можете расслабиться и пофантазировать.
Сейчас вы представляете себе все, о чем я говорю. Вы легко представите себе, что перед вами лежит ковер. Рассмотрите его, какого он цвета, какие на нем узоры. Насколько он пушистый, есть ли по краям бахрома.
Чтобы лучше его исследовать, представьте себе, что вы ложитесь на него. Почувствуйте, какой он — мягкий или не очень?
Вы устраиваетесь поудобнее, полностью спокойные и расслабленные... И ковер плавно начинает подниматься вверх.
Это не простой ковер, а самый настоящий ковер-самолет. И он может отнести вас в то место, где вы будете себя чувствовать спокойно и приятно. В то место, где вы отдыхаете, в то место, где вам интересно. Вы поднимаетесь все выше, видите над собой небо, облака...
И пока вы так спокойно лежите, вы рассматриваете, какой формы эти облака, какого они цвета, как они двигаются. Плавно двигаясь вместе с этими облаками, вы ощущаете покачивание ковра и можете увидеть, как проплывают внизу прекрасные пейзажи.
И вы выбираете из всего многообразия то место, в котором вы хотели бы оказаться. Вы выбираете то место, необыкновенно прекрасное для вас, где можно просто быть радостным и спокойным, где вам интересно, где вы наслаждаетесь и отдыхаете.
Это может быть лесная поляна или вершина горы, берег моря или лужайка у реки, а может быть, ковер принесет вас куда-то еще... Найдите это место и прикажите ковру так: «Вниз!»
И вот вы плавно опускаетесь вниз, туда, в это волшебное место, оглядываетесь вокруг, обращаете внимание на все детали: какой здесь ландшафт, какие вокруг краски...
Это яркие краски или нежные? Есть ли здесь растения, камни, животные, люди? Вы все запоминаете, все впитываете.
Какие у вас сейчас чувства?
Побудьте в этом прекрасном месте столько, сколько вам хочется...
А теперь сожмите крепко кулаки и на вдохе откройте глаза.
Запомните хорошенько, что вы себе представляли, какие у вас были чувства... Нам это еще понадобится.

Сказка

Цель. Создать аллегорическое изображение состояния творческого тупика и наметить начало личностного роста.
Ведущий. И вот полетели наши птицы, наши добры молодцы да красны девицы по белу свету. День летят, другой летят, а на третий видят — вдали город показался с церквами высокими, домами богатыми, куполами позолоченными.
Решили здесь осмотреться, счастья попытать. Ударились оземь да и превратились снова в людей. Вышли на улицы городские — ничего понять не могут.
Город богатый, стольный. Добра всякого видимо-невидимо, а народ на улицах ходит мрачный да понурый.
Обратился тут Иван меньшой к прохожему:
— Скажи, отчего все вы тут невеселые, отчего даже ребятишки на улицах не смеются и нигде песни удалой не слышно?
Отвечает прохожий:
— Напала на нашу страну хворь небывалая в прошлом году. Никто из нас порадоваться не может. Целый день мы работаем рук не покладая, а радости от работы не чувствуем. Призывал наш царь всяких мудрецов ученых, да только, видать, они тоже заразились, никто ничего путного придумать так и не смог.
Подумал Ваня, подумал и говорит:
— Может, мы чем поможем, все же недолго у вас тут побыли, хворь к нам еще не прицепилася.
— А что ж, — мужик отвечает, — и попробуйте.

Ведущий. Вот вам задание: придумать и нарисовать место, где есть такие целебные силы.

Творческая игра «Волшебный мир»

Цель. Закрепить различные ролевые позиции детей в процессе совместной деятельности, способствовать самопознанию, развивать наблюдательность (объект исследования — внутренний мир ребенка), тренировать способности визуализации.
Роли изменяются по этапам
1 этап
Все выступают в роли исследователей, рассказывают, какое место им представилось, объясняют, почему именно это место самое лучшее для исцеления. Обсуждение в команде.
Наблюдение. Дети увлеченно слушают, кто в каких мирах побывал, задают друг другу вопросы. Наташа и Глеб удивлены, что их воображаемые миры оказались похожи, Настя увлеченно рассказывает, что сбылась ее мечта подняться на высокую гору и увидеть мир. Шестилетняя Даша, видимо, решила отличиться и сочинила целую сказку с несколькими действующими лицами (главная идея — дружба).
2 этап
Совместное создание мира, в котором люди обретут радость, на листе бумаги. Дети работают на больших ватманских листах, используют для рисования пастель.
На этом этапе все — творцы, по очереди рисуют на листе какую-то незаконченную линию, а следующий должен превратить эту линию в объект и нарисовать свою незаконченную линию (говорить, какая фигура имелась в виду, нельзя).
Обсуждение в команде: что чувствовали участники, когда их понимали, а что, когда не понимали и дорисовывали что-то совсем другое.
3 этап
Все в роли помощников. Поменявшись рисунками, команды раскрашивают картину, придают ей законченный «психотерапевтический» вид.
4 этап
Представление проекта. Выбранный командой игрок, выслушав предложения членов группы, готовит небольшое сообщение, в котором доказывает, почему именно это место станет целебным для жителей города.
Наблюдение. Дети изобразили разрозненные картинки на одном листе, только небольшая группа детей объединила свои рисунки.

Рефлексия

Дети по кругу говорят, какая из трех ролей им наиболее близка.
Наблюдение. Очень привлекательной для детей оказалась роль творца. Роль исследователя также не была обойдена вниманием (например, Настя, 8 лет, сказала, что с удовольствием исследовала мир собственных фантазий). Дети обратили внимание на то, что очень приятно было, когда твою идею воспринимал и подхватывал товарищ. Они также заметили, что некоторые рисовали общую картинку, а другие старались работать в одиночку. Поэтому получилось много разных местечек, а общий мир не получился.

Домашнее задание

Цель. Развитие навыков конструктивного взаимодействия, развитие креативности и умения самостоятельно планировать работу.
Группы получают задание — нарисовать совместную картину, пользуясь отдельными линиями, нарисованными ведущим заранее на листе ватмана, превратив ее в изображение мира.

ЗАНЯТИЕ 3

Игра-дискуссия по материалам домашнего задания

Цель. Обучать навыкам сотрудничества и выработки групповых решений .
Задание группам — подготовить рассказ о получившемся мире (по картине). Группа распределяет роли (исследователь, помощник, докладчик) или все работают, сменяя одну роль на другую, но докладчик должен быть один. Игроки помогают докладчику, участвуют в обсуждении (10 мин).

Вопросы для обсуждения

Каков тот мир, который получился? (Описать его.)
Как в этом мире отразился внутренний мир участников? (Кто какой вклад внес?)
Мирно ли изображали мир? (Не было ли разногласий?)
Миром ли участвовали? (Все ли принимали участие?)
Наблюдение. Роль докладчика взял на себя Глеб. Он объяснил, что в этом мире, конечно же, жители излечатся и станут радостными, потому что они постарались и собрали в нем все самое лучшее. Высокие горы, чтобы был свежий воздух; цветы, чтобы было красиво; яблоневые сады, чтобы была еда; ковры-самолеты, чтобы каждый мог перенестись куда угодно; «американские горки», чтобы человек мог справиться со своей трусостью и стать смелым; машину времени для любопытных; а Настя даже придумала для самых маленьких летучие качели с руками, которые сами держат катающихся детей.
Надо обратить внимание детей на разное значение слова «мир»:

мир как какое-то место (пространство, наполненное чем-то);
мир как мысли и чувства человека;
мир как отсутствие вражды;
мир как «все вместе».

Вниманию участников предлагаются несколько афоризмов о мире. Они выясняют, в каком значении здесь употреблено слово «мир».

Мир — высшее благо, которого люди желают в этой жизни.

Мигель де Сервантес Сааведра

Все к лучшему в этом лучшем из миров.

Вольтер

Мир — прекрасная книга, но бесполезная для того, кто не умеет читать.

Карло Гольдони

Нет мира у огня с водою.

Адам Мицкевич

Мир держит все в своих объятиях.

Марк Туллий Цицерон

Лучше жить в мире, чем в злобе.

Поговорка

Наблюдение. Разные смысловые значения слова «мир» четко усвоены. Дети выводят их полностью самостоятельно.

Сказка

Цель. Закрепить понимание многозначности слова «мир», актуализировать необходимость задавать вопросы, спрашивать, для того чтобы больше узнать о мире.
Ведущий. Отыскали наши чудо-птицы, добры молодцы да красны девицы, такое место, в котором скука не водится, всякое дело спорится, рассказали об этом месте в городе.
Исцелились жители всем миром, от мала до велика. Зашумел люд на улицах, всяк своим делом с радостью занимается. Кто новое о мире узнает, кто новое в мире создает — радость да мир творит, а кто другим добро создавать всем миром помогает.
Понравилось в этом царстве нашим героям, решили они еще задержаться.
Вот как-то призывает их к себе царь и говорит:
— Устраиваю я для всех детей в царстве состязание. Кто больше всех вопросов о мире задаст, тот и выиграет. И вас всех я приглашаю.
Удивился Иван, спрашивает:
— А зачем вопросы задавать?
— Как зачем? Чтобы потом на них ответы искать, потом мир узнавать, потом в этом мире новое создавать да друг другу помогать. Кто много вопросов задает, у того это все лучше получается.
Вернулся Иван, рассказал все своим братьям да сестрам. Обрадовались они, зашумели: «Вопросы просто задавать, это соревнование мы точно выиграем!»
И вот в назначенный срок пришли они в царский дворец. Царь и его царедворцы в праздничных одеждах, трубы трубят, залы украшены, праздник, радость кругом...
Вот музыка стихла, гости расселись по местам, стал царь речь говорить:
— Дети мои милые, дети любезные. Все вы меня радуете веселостью своей да рукоделием, любознательностью да дружбой. Устраиваю я для вас сегодня это веселое состязание, чтобы могли вы силы свои проверить. И узнать сегодня хочу, кто из вас лучше других вопросы задавать умеет — о мирах, о том, кто в них живет, что там происходит. О причинах вещей и событий, об их свойствах. Потому что, кто больше вопросов задает, тот и знает больше... А победитель займет при нашем троне место придворного мудреца и будет награжден волшебной шляпой.
И вот началось соревнование. Перед участниками — дерево огромное, только листьев на дереве нет. Надо дерево в листву одеть, каждый листок — вопрос.

(Роль дерева может выполнять плакат, нарисованный на листе обоев и закрепленный на стене. Бумажные листья с вопросами дети прикрепляют при помощи клея.)

Мозговой штурм «Соревнование почемучек»

Цель. Побудить детей задавать «настоящие» вопросы, то есть такие, ответы на которые пока неизвестны.
Ведущий показывает пример и вешает на дерево первый вопрос:
«Какие бывают миры вокруг нас?»
Наблюдение. Первоначально дети затруднялись с формулировкой вопросов. Они старались задать такой вопрос, ответ на который уже заранее известен. («Какие значения слова «мир» бывают?») Но затем появились поистине философские вопросы.

Даша, 6 лет:
— Как создался мир?
— Какой закон в мире?

Паша, 7 лет:
— Как изучать мир?

Наташа, 8 лет:
— Как ты можешь сотворить мир?
— Есть ли дружба между временами года?

Рома, 8 лет:
— Нравится ли тебе мир и почему?
— Есть ли мир на другой планете?

Глеб, 8 лет:
— Как сделать мир красивым?
— Что такое мир?

Домашнее задание «Этот удивительный мир»

Цель. Развитие навыка взаимодействия в группе, развитие исследовательской мотивации.
Дети отвечают на вопрос, заданный в начале мозгового штурма ведущим: «Какие бывают миры?» Затем разбиваются на разновозрастные тройки. Помогая друг другу, они должны побыть в роли исследователей и узнать побольше об одном из миров, подготовить небольшое выступление о том, что узнали, нарисовать картину этого мира или оформить в тетради или альбоме небольшой доклад.
Ведущий. Вы должны разбиться на группы, выбрать один из миров и подготовить о нем сообщение, проиллюстрировать (рисунками или другими работами). Информацию вы будете искать всей командой. Затем надо выбрать себе роль (докладчика, демонстратора, режиссера).
Исследователями являются все — добывают информацию в книгах, фильмах, в Интернете, в беседах с родителями и учителями.
Затем все становятся творцами.
Докладчик готовит доклад, демонстратор оформляет наглядные материалы, режиссер выбирает форму представления доклада (телепередача, пресс-конференция, круглый стол и т.д.).
Наблюдение
. Дети выбрали мир животных, мир машин, мир моды.

ЗАНЯТИЕ 4

Деловая игра «Этот удивительный мир»

Цель. Актуализация потребности в исследовательском поиске, развитие коммуникативных навыков.
Докладчики от каждой группы готовят выступления, совещаясь с членами своей тройки.
Слушатели задают вопросы по докладу (каждый). Рядом с деревом вопросов вырастают деревца, связанные с другими мирами. Вопросы, заданные ребятами, вешаются на эти деревья.
Подготовка к выступлению может осуществляться следующим образом.
1) Участники оповещают всех, про какой мир они будут рассказывать.
2) Члены групп формулируют вопросы, которые они могут задавать про эти миры, и вешают их на свои деревца вопросов.
3) Выступающая группа распределяет роли (докладчик, демонстратор, содокладчик, режиссер).
Режиссер будет решать, какой стиль выступления ближе этой команде, кто в какой последовательности выступает.
Докладчик или содокладчики выступают с вербальной информацией, подготовленной заранее.
Демонстратор показывает наглядные материалы, приготовленные им ранее.
4) Выступление группы.
5) Дискуссия, опирающаяся на вопросы других команд. После ответа на вопросы их авторы снимают с дерева вопросов соответствующий листочек. Если вопрос остался без ответа или ответ на него неполный, листок остается. Деревце вопросов вручается команде-докладчику.
6) Обсуждение хода игры.Эмоциональная оценка участниками процесса игрового взаимодействия; оценка ведущим тренинга полноты ролевого исполнения; самоанализ качеств участников, помогавших и мешавших им в игре.
Наблюдение. В подготовке команд приняли участие воспитатели и родители, но их функция была только организационной — помощь в выборе места и времени для встречи и в сборе информации.
Выступление команды, исследовавшей мир моды, проходило в форме показа моделей. Детьми были представлены костюмы разных стран, изображенные на довольно крупных картинках, которые были нарисованы самими ребятами. В докладе были отмечены климатические и исторические особенности той или иной страны.
Выступление, посвященное миру водоплавающих птиц, сопровождалось показом самостоятельно нарисованного биогенетического сообщества — пруда.
Особого внимания заслуживает тот факт, что, задавая вопросы, дети испытывали значительные трудности, связанные с неумением формулировать вопрос точно и по существу. Эти недостатки преодолевались при помощи ведущего.

ЗАНЯТИЕ 5

Мозговой штурм «Как изучать мир?»

Цель. Систематизация основных направлений изучения мира, первая технологическая карта.
Опираясь на проведенное изучение определенных миров, решаем вопросы: «Как нам узнавать о мире? Как исследовать мир?»
Наблюдение. Ответы отдельных команд (в которых использовались листочки с дерева вопросов) были обобщены с помощью ведущего.
Выявлены следующие категории вопросов, которые можно задать, изучая мир:
1. Знакомство с предметами (имена вещей и их признаки) — вопросы начинаются с вопросительных слов «кто», «что», «какие».
2. Знакомство с их расположением в пространстве — вопросы начинаются с вопросительного слова «где».
3. Знакомство с изменениями предметов (время) — вопросы начинаются с вопросительного слова «когда».
4. Знакомство с тем, как предметы связаны между собой (диалектика), — вопросы начинаются с вопросительных слов «почему» или «зачем».
5. Знакомство со способами взаимодействия и изменением мира — вопросы начинаются с вопросительного слова «как».
Составлена технологическая карта исследователя, включающая все эти направления.

Сказка

Цель. Актуализация потребности в открытии через эмоциональный настрой.
Ведущий. Вот живут наши чудо-птицы, добры молодцы, красны девицы, в царстве сказочном, прекрасном, вопросы о вещах задают, ответы найти стараются. Потом в дело приспособить норовят. Процветание в царстве том наступило, всем жить интересно да радостно.
Однажды вызывает царь Ивана меньшого да говорит ему:
— Ай да порадовали вы меня, дети милые, любезные, ай да повеселили на старости лет моих... И мудрец придворный, и творец, и помощник — всякий на своем месте трудится, оттого и дело спорится. Да есть у меня еще одна беда-кручина... Не знаю, как и справиться с нею...
И замолчал тут царь, задумался накрепко...
— А какова кручина твоя и можем ли мы всем миром помочь тебе?
— А пожалуй, и нет, — царь отвечает. — Как тут поможешь? Есть в моей стране одно место безвестное, безымянное, никем не изведанное. Такое, что не знает никто, как туда добраться, а если и доберется, то не выбраться оттуда никак.
— Так что же, заколдовано оно, что ли?
— Нет, а вот не расколдовано еще — пожалуй.
— Как это так?
— В стране этой невиданной еще ни одна вещь не изучена, не исследована, даже именем не названа.
— Так можно попасть туда и все назвать, и все исследовать, и новое создать да на службу людям поставить, как здесь, у нас...
— Эх ты, лихой какой... Коли так, то просто все было бы. Да вот беда — всяк, кто туда попадает, все сразу забывает: и слова, и язык, и опыт, и знания. Как бы диким, необразованным становится...
— Зачем же ту страну открывать? Обходить ее стороной, да и вся премудрость...
— Так-то оно так, да говорят, в стране той богатство несметное таится, а откроет его тот, кто не испугается да отправится туда.
— А что же это за богатство?
— Никто не ведает...
Задумался Иван, в затылке почесал. Что тут поделаешь? Страшновато... Но интересно попробовать загадку разгадать, которую никто до сих пор не разгадывал, богатство отыскать, про которое никто не ведывал.
ернулся Иван к своим братьям и сестрам и рассказал им о своем разговоре.
Подумали ребята, посомневались да и говорят: «Ладно, где наша не пропадала... Попробуем».
Обрадовался царь такому решению, но и встревожился:
— Как же вы, дорогие мои? А если пропадете там, не знаю где, сгинете за то, не знаю что?
Встал тут маг и кудесник придворный и говорит:
— Могу я помочь вам, поскольку с волшебством знаком не понаслышке. Пусть сопровождают вас в путешествии двое наблюдателей. Лететь они будут над вами на волшебном ковре-самолете, все замечать и записывать, что происходит. На землю они не опустятся, поэтому и слов не забудут. Вот вам волшебная палочка моя. Пользуйтесь ею только в крайнем случае, если совсем уж знать не будете, что делать. Тогда сюда возвратитесь и все разом вспомните.
Тут произнес маг и волшебник заклинание, закружил, завертел наших героев, да и забыли они, как что называется, что откуда происходит, что для чего предназначено, что с чем связано. И отправились они в страну Безымянию, которая еще не исследована совсем.
Попали наши друзья в ту страну, и были здесь и разные предметы, и звери, и растения, и двигались они вокруг...
И стали друзья вперед продвигаться, а что дальше с ними случилось, то мы сейчас и узнаем.

Игра-инсценировка «Волшебное путешествие»

Цель. Развитие творчества и исследовательской мотивации при помощи создания ситуации незавершенности.
Дети разбиваются на три команды — художники, помощники и исследователи.
Исследователям дается задание, попав в волшебную страну, придумать имена животным и растениям, предметам, встречающимся в путешествии, а также ввести сигналы общения. Путешествие проходит в психотерапевтической песочнице с приготовленным заранее ландшафтом.
Помощники помогают художникам собирать информацию о том, что происходит в волшебной стране.
Художники-творцы по мере путешествия изображают на обоях названные детьми предметы и сигналы и обозначают их, составляя словарь.
Задача исследователям: «Представьте себе, что вы — первобытные люди. Общаться еще не можете, предметы никак не называете. Вам надо прожить в этой местности достаточно долго, научиться общаться и обозначать предметы.
Время на игру — 30 минут.
Наблюдение. Участники-исследователи очень эмоциональны и заинтересованны, но испытывают некоторые затруднения в координации совместных действий. Каждый исследователь, как правило, автономен.

Обсуждение

Цель. Анализ полученной информации, саморефлексия эмоционального состояния участников.
Наблюдение. Оказалось, что, вступая во взаимодействие с жителями мира, дети используют следующие слова (выдержки из словаря):

вари-вари-вари — уходи;
кокари — бойся;
бра-бра — привет;
кери-кери — ты мне нравишься;
рарара — я счастлива;
хоу — познакомимся;
мо-мо-мо — обвинения;
йг-йг — строительный материал;
магл — зверь.

Дети отметили, что первыми возникли не имена предметов, а сигналы, выражающие отношение и побуждение к действию. Общения все же не возникло, потому что непонятно было, как что называется. Отсюда вытекает необходимость разобраться, что же такое «имя»? Вопрос помещается на дерево вопросов.

Домашнее задание

Узнать, что обозначает, как переводится, откуда произошло собственное имя.

ЗАНЯТИЕ 6

Сказка

Цель. Актуализация потребности в открытии через эмоциональный настрой.
Ведущий. Вот вернулись наши странники, добры молодцы да красны девицы, к царю, да вернулись-то не с пустыми руками. Хоть и не привезли они богатства, которое в той стране загадочной спрятано, но привезли они словарь со словами умными, толковыми, друг к другу обращенными.
Похвалил их царь:
— Трудное это было задание. Неготовыми вы в страну-то отправились, потому и с задачей своей не до конца справились. Ну да той беде легко помочь. Собирайтесь-ка вы, дети мои, вместе да покумекайте, что такое ИМЯ? Что оно означает, из чего состоит? А начните-ка с себя. А то чтой-то вы у нас в безымянных числитесь, кроме меньшого Вани.
Как царь сказал, так и сделали. Собрались в доме своем вокруг одного стола и давай имена друг другу придумывать.
— Ты У-лю-лю будешь называться, — один говорит.
— А ты — Ме-ме!
— Не хочу У-лю-лю!
— Не буду Ме-ме!
Чуть все не перессорились.
Тут Иван слово взял.
— Тише, — говорит, — не ссорьтесь, не спорьте. А имена давайте друг другу справедливые, по качествам каждого да по заслугам.

Обрадовались ребята, интересно им стало, кто каким качеством обладает. И стали имена появляться: Прекрасная роза, Сильный орел, Дикий вепрь, Справедливый волк.
И так ребята увлеклись, что не заметили, как и день прошел. Всяк свое имя получил и гордиться им стал. И наступил вечер, но не затихала работа в тереме у птиц. И стали все ребята творцами. Решили они ковер прекрасный своими именами выткать и царю преподнести. Да не простой ковер, а с выдумкой!

Творческая игра «Образ моего имени»

Цель. Осознание качеств, определяемых именами, через образное восприятие; переживание творческой сопричастности к общему делу, выход на уровень обобщения в понимании того, что имя — характеристика основных качеств объекта.
Ведущий. Вот и мы сейчас, ребята, такой сказочный ковер, нашими именами вытканный, создадим. И поможет нам этот ковер еще лучше узнать, что же такое имя?

Процедура игры

1) На столе — большой лист бумаги, на котором дети цветными карандашами обводят свои руки. В отпечатке одной из них записывают свое имя.
2) Участники встают со своих мест и под музыку идут вокруг стола, останавливаются, как только музыка затихает, и разукрашивают свободное пространство между ладошками в том месте, где они сейчас находятся. В результате получается сплошной рисунок.
3) Участники возвращаются к своим ладошкам и во второй ладошке рисуют тот образ, который, как им кажется, символически отразит их имя. Если ребенок не знает истинного значения своего имени, то он изображает тот символ, который ему представляется как желаемый.
4) Лист вешают на стену. Участники говорят о чувствах, которые испытали, о том, где легче было работать — в общем пространстве или каждому в своем, почему.
5) Участники по очереди пытаются отгадать за символическим изображением значение того или иного имени, объясняют свои догадки.
6) Самопрезентация имени. Объяснение его значения. Почему нарисовали тот или иной образ. Наблюдение. Дети очень глубоко чувствуют символику образов. Практически все загаданные смыслы были ими угаданы. При этом некоторые дети не знали истинного значения своего имени. После проверки по книге значений имен оказалось, что даже этими детьми были избраны близкие образы.

Кристина («Крещеная») — хотела изобразить церковь, но затем нарисовала крест. Дети, интерпретируя этот образ, выдвигали предположения, что значение имени — смертная, крещеная.
Глеб («Любимец богов») — изобразил восточный знак «инь-янь», предположил, что имя символизирует, наверное, борьбу добра и зла, силу и справедливость. Дети предполагали, что речь о том, что даже в капельке белого всегда содержится черное, и наоборот. Круглая форма знака может означать бесконечность, вечность, судьбу.
Наташа («Близкая, родная») — изобразила Землю, сказала, что она, наверное, «земная, близкая всей Земле». Дети предположили, что она — охранительница Земли, смотрит, чтобы на Земле все было хорошо.
Настя («Возвращающаяся к жизни, воскресающая») — нарисовала много разных символов в каждом из пальцев руки: единство и борьбу противоположностей, солнце, зачеркнутое солнце, корону и перевернутую корону. Сказала, что ей кажется, будто она то есть, а то её нет и каждый раз она — разная. Предположения других детей — изменяющаяся, как бы меняющая маски, многоликая.
Алина («Благородная») — изобразила дерево, а на нем разноцветные цветы, объяснила это так, что чувствует, как будто в ней все разное и расцветает, а вместе — «ведь дерево очень сильное, соединяет небо и Землю».

В обсуждении результатов главными эмоциями, которые отмечали дети, были интерес и удивление тем, что их предположения совпали с трактовкой авторов-творцов и отчасти — с истинным значением имен.
Выводы, которые сделали дети, содержали убеждение в том, что название, имя несет в себе какую-то информацию о предмете или человеке.

ЗАНЯТИЕ 7

Сказка

Цель .Дать эмоциональный настрой для нового поиска.
Ведущий. После беседы вернулись ребята к царю и говорят:
— Поняли мы, что имя каждое содержит в себе какие-то качества того, кто носит его. И очень интересно эти качества определять и имя придумывать или изображать. Принесли мы тебе в знак того, что можем сами в задачах разбираться, ковер волшебный, нашими именами вытканный.
Обрадовался царь, что поняли они, насколько важно правильное имя дать, предмет назвать, и не просто так, а с вниманием. И чтобы похожие вещи с похожими признаками похожими именами назывались.
Но сказал царь такие слова:
— Радуете вы меня, дети, познаниями своими, творениями прекрасными. Да только страна Безымяния так безвестной и осталась. Не согласитесь ли вы снова туда отправиться? Ведь теперь вы знаете, как имена дают и что они обозначают.
Отправляйтесь-ка вы в волшебную страну снова на разведку. А пока вы обучались, мои придворные исследователи и творцы тоже времени даром не теряли. Приготовили они волшебную свечу (на столе зажигается свеча), которая не даст вам совсем память потерять и первобытными сделаться, а только названия вещей забудете вы.
Будете все вместе по тропе идти, названия придумывать. Про признаки не забудьте. Сначала установите, какие свойства этих предметов самые важные, потом им названия придумайте. И запомните все, что придумали. А чтобы легче вам было, некоторые из вас в наблюдателей превратятся, будут все записывать, словарь составлять.
Исследователи пойдут по волшебной тропе и по очереди будут давать названия всему, что встретят важного и интересного. Наблюдатели-помощники внимают исследователям, чтобы ничего не упустить, а творцы имена изображают да образы их зарисовывают, словарь составляют.
Примечание. Удобно, если ведущий также фиксирует все находки исследователей, так как некоторая часть информации может затеряться при передаче или из-за несформированности навыка письма, если составлять словари взялись первоклассники.

Игра-инсценировка «Волшебное путешествие»

Цель .Создание игрового контекста, ситуации, которая стимулирует исследователей искать разные решения, анализировать, делать выбор, придумывать различные названия, характеризуя свойства предметов.
Ведущий. Сейчас и мы с вами окажемся в той стране вместе с птицами-друзьями. Задача наша — научиться называть вещи. Для того чтобы не возникло путаницы, важно, чтобы схожие в чем-то предметы могли и называться похоже. Иногда схожие названия могут иметь животное и то, что это животное делает, или в имя могут входить название цвета животного, какие-то важные его качества. Не только животным надо дать имена. И это вы скоро поймете.

Процедура проведения

1) Группа делится на исследователей (которые пойдут по тропе, проложенной в психотерапевтической песочнице заранее), творцов (которые создают словарь новых названий) и помощников (которые наблюдают за процессом движения по песочнице и помогают творцам зафиксировать все новые слова).
2) Исследователи идут по дороге, делая ходы по очереди, придумывают название тому или иному предмету, объясняя, что значит та или иная часть слова, совещаются. Творцы записывают имена, рисуют образы имен с учетом признаков, составляют словарь.
3) Ведущий возглавляет путешествие, распределяя очередность продвижения по тропе, задает процессуальные вопросы, следит, чтобы были соблюдены правила учета признаков.

Круговое обсуждение

Ведущий. Поздравляю вас, ребята, с возвращением. Теперь мы с вами знаем, как называются вещи. Расскажите по кругу о чувствах, которые возникали у вас в сказочной стране, что понравилось и было особенно ценно. Поняли ли вы, какое же богатство в этой стране скрывалось?
Наблюдение
. Отвечая на вопрос, какое богатство скрывалось в этой стране, дети сказали: «Эта страна — как наша собственная», «Мы нашли знание», «Мы сделали настоящее открытие», «Это богатство — наш интерес».
Путешествуя по волшебной стране, дети составили словарь.
Интересно, что они учли различные признаки предметов в процессе словотворчества.

Игра «Рисуем карту»

Цель. Актуализация мотивации к изучению пространства и его особенностей. Формулирование основных свойств пространства при помощи его изображения.

1. Сказочное вступление

Ведущий. Вернулись птицы к царю, принялись наперебой о своих находках рассказывать, слова новые называть, как они появились объяснять. Похвалил царь ребят да и говорит:
— Хотел бы я знать, как мне ваши находки в той стране отыскать, узнать и полюбоваться ими?
И поняли птицы: мало знать, что в той стране есть, важно суметь в ней не заблудиться. Как же им рассказать, как можно найти то или иное в этой стране? Для этого надо хорошенько изучить все пространство волшебной страны.

2. Мозговой штурм «Вопросы о пространстве»

Ведущий. Интересно, знают ли уже птицы, с чего любое исследование начинается? (С вопросов.) Какие же вопросы о пространстве можно задать?
Дети размещают на дереве придуманные ими вопросы
Наблюдение. Дети придумали и разместили следующие вопросы:
Как изучать пространство?

Что есть в пространстве?
Как записывать знания о пространстве?
Что такое измерение?
Есть ли конец у пространства?

Ведущий обращается к ребятам с вопросом о том, как можно справиться с задачей царя, и предлагает детям на большом листе бумаги нарисовать карту сказочной страны, в которой они путешествовали. При этом каждый участник изображает свой фрагмент карты.

3. Обсуждение

Получилась ли карта, если да, то почему? Что помогло нарисовать ее?
Наблюдение. Дети легко пришли к идее рисования карты как модели пространства. Они отметили, что мелкие предметы изобразили маленькими, а крупные — большими. При этом все говорили, что размеры разных предметов приходилось при рисовании все время с чем-то сравнивать. Из этого наблюдения родился вопрос о мере.

Беседа «Что такое мера?»

Цель .Обсудить роль измерений при изучении свойств пространства, охарактеризовать измерения не только как математический инструмент, но и как средство познания мира.
Детям предлагаются пословицы о мере:

Без меры и лаптя не сплетешь.
Мера — всякому делу вера.
Когда смерил, так и поверил.

Затем на столе появляется лоток с различными измерительными приборами: линейка, сантиметр, рулетка, штангенциркуль. Предлагается по кругу называть и показывать разные способы измерения и называть известные меры. Ведущий на доске под диктовку детей составляет табличку линейных мер.
Ведущий обсуждает с детьми следующие утверждения о пространстве:

Пространство вовсе не есть пустая и черная дыра, оно везде разное, везде имеет свою специфическую физиономию!

А.Ф. Лосев

Здесь важно, как дети понимают, что пространство — только форма существования материи. При этом дети говорят, что «в разных местах находятся разные вещи, поэтому и пространство разное», «оно как бы переодевается в разные маски», «наполняется разными предметами и меняется, например — вот моя рука здесь есть, а вот ее здесь нет, пространство изменилось».

Пространство — форма существования материальных объектов и процессов.

Советский энциклопедический словарь

Дети объясняют, что пространство как бы оформляется по-разному, смотря что в нем существует. А измерения помогают нам описать, «сколько пространства предмет занимает».

Домашнее задание

Ведущий. Позвал царь ребят и говорит:
— Беда приключилась, сломалась волшебная палочка, теперь дорогу в эту страну найти будет нелегко. Надо бы ее отыскать самим. Да и другим помочь. А как? Не знаю...
Скажите, дети, а как можно это сделать?

Дети догадываются, что при помощи карты. Тогда ведущий предлагает детям, что он дорогу покажет, а дети запомнят и карту к следующему занятию нарисуют. Дети проходят за ведущим по школе по определенному маршруту, который заканчивается у песочницы.

ЗАНЯТИЕ 8

Игра-экспертиза «Совет мудрецов»

Цель .Развитие способности самостоятельно анализировать, самостоятельная выработка критериев для исследования пространства.
Ведущий. Принесли волшебные птицы свои карты царю, похвалил он их:
— Ай да молодцы! Но давайте позовем мудрецов, пусть посмотрят, можно ли по этой карте пройти да до волшебной страны добраться?

Команды обмениваются картами и исследуют их, разбираются, что на картах обозначено, двигаются по маршруту, обозначенному на карте, рассматривая, как отображено пространство, и делая по мере продвижения замечания. Затем аналогично производят экспертную оценку карты другой команды.
Затем проходит обсуждение внутри групп, цель — выработать критерии, важные при изучении пространства.
Ведущий задает командам вопросы:

Легко ли было по карте дорогу узнавать?
Какие правила важно было соблюдать, чтобы карта получилась хорошей?
Что не до конца соблюдала другая команда, подскажите, на что им надо будет обратить внимание?
Что было сделано хорошо?

Наблюдение. Дети отметили такие критерии, на которые мы обращаем внимание, изучая пространство:
протяженность предметов;
расстояние между предметами;
взаимное расположение предметов (учет направления и расстояния).
Ведущий. Итак, чтобы изучать мир, надо знать не только, кто в нем живет, какими свойствами обладает тот или иной предмет в мире, но и как эти предметы расположены, как устроено пространство этого мира. Но, может, этого еще недостаточно?
Послушайте, что дальше происходило в волшебной стране.

Сказка «Время»

Цель. Создание проблемной ситуации, задание контекста для обсуждения понятия «время».
Ведущий. Взяли ребята карты и, чтоб проверить их, отправились в волшебную страну, ими названную. Прилетели и видят: та страна, да и не та... Смотрят исследователи на карту страны, на страну, удивляются. Изменилась она, хоть и не совсем. Деревья листву сбросили, озеро больше стало, тропа шире сделалась и утоптаннее. Животные на другие пастбища ушли.
Как же это? Получается, карту нарисовали, а теперь — заново рисуй? Не узнать уже страну по карте. Что же делать? Покружили птицы над страной, полетали. Да и вернулись во дворец к мудрецам...
— Ничего не понимаем. Произошло что-то с волшебной страной. Объясните, мудрецы, что произошло?
А мудрецы только плечами пожимают.

Мозговой штурм «Что такое время?»

Цель. Активизация исследовательской мотивации.
Ведущий просит детей, которые уже догадались, что в волшебной стране прошло время, задавать вопросы о времени и помещать их на дерево вопросов.
Наблюдение.
Вопросы, придуманные детьми:

Что такое время?
Как измерять время?
Можно ли остановить время?
Есть ли конец у времени?
Есть ли начало у времени?
Можно ли путешествовать во времени?

Беседа «Что мы знаем о времени?»

Цель .Более глубокое понимание философской категории «время».
Ведущий. Великие мудрецы испокон веков задумывались о том, что же такое время? Давайте и мы подумаем об этом. Прежде всего, мы с вами тоже живем во времени, тоже меняемся, мы по-разному чувствуем, как течет время в разные моменты нашей жизни. По-разному понимаем, зачем время нам дается.
Ведущий зачитывает детям афоризмы, связанные с осознанием времени, с отношением людей к времени. Детям предлагается объяснить свое понимание каждого изречения.

Время — драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нем стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее.

Томас Манн

Минуты длительны, а годы быстротечны.

Анри Фредерик Амьель

Время не ждет и не прощает ни одного потерянного мгновения.

Н.Г. Гарин-Михайловский

Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас.

Гюстав Флобер

Время тянется так медленно, что кажется, будто оно остановилось.

Овидий

Неудержимо летит время.

Гораций

Затем зачитываются афоризмы, описывающие время как форму существования материи. Дети также по очереди говорят о своем понимании той или иной фразы.

Время открывает все сокрытое и скрывает все ясное.

Софокл

Все уносящее время в теченье своем изменяет:

Имя и форму вещей, их естество и судьбу.

Платон

Время неподвижно, как берег: нам кажется, что оно бежит, а, напротив, проходим мы.

Пьер Буайет

Ведущий помогает детям понять, что наблюдать процесс, изучать его можно только во времени. Процессы могут быть быстрыми и медленными.
Ведущий просит детей привести примеры быстрых (растворение сахара в кипятке) и медленных (рост растения) процессов. Затем задает вопрос: «А насколько тот или иной процесс можно назвать быстрым?» Длительность процесса обязательно надо с чем-то сравнивать. Возникает необходимость ввести понятие меры и поговорить о приборах, измеряющих время.
Детям предлагается вспомнить некоторые меры времени, разгадав загадки.

Стоит город, в городе двенадцать башен, в каждой башне по четыре окошка, из каждого окошка по семи выстрелов.

(Год, месяцы, недели, дни)

Сестра к брату в гости идет, а он от нее пятится.

(День и ночь)

Черная корова весь мир поборола.

(Ночь)

Лежит колода поперек дороги, в колоде 12 гнезд, в гнезде по 4 яичка, в яичке по 7 зародышков, что выйдет?

(Год)

В печурке 3 чурки, 3 гуся, 3 утки, 3 тетерева.

(Времена года)

Стучит, гремит, вертится, считает наш век, а не человек.

(Часы)

Вывод — оказывается, мир можно изучать не только в какой-то миг, делая фотографический снимок, а еще и на протяжении некоторого времени, наблюдая за изменениями.

Домашнее задание

На протяжении недели понаблюдать за каким-то процессом, зарисовать изменения, происходящие на протяжении времени, фиксируя временные промежутки.

ЗАНЯТИЕ 9

Сказка

Цель. Задать контекст для последующей деловой игры.
Ведущий. Вы, ребята, помните, как отправил царь наших птиц волшебных изучить, как же мир во времени изменяется. В разные места полетели птицы, по волшебной стране разбрелись — кто на луга, кто в леса, кто на солончаки подался. Много интересного им открылось, много необычного. А когда за изменениями понаблюдали, собрались все вместе в царском тронном зале. Позвал царь всех своих подданных и мудрецов пригласить не забыл. И начали птицы свой рассказ, а остальные все им внимали и вопросы задавали.

Деловая игра-конференция

Цель. Актуализация исследовательского мотива, постепенный переход от простого наблюдения к осмысленному эксперименту, изучению взаимосвязей между явлениями.
Участники по очереди рассказывают о наблюдавшихся процессах. Остальные задают вопросы после выступления, принимают участие в обсуждении результатов. Ведущий помогает поддерживать дискуссию.
Схема выступления говорящего (разъясняется ведущим и выдается каждому выступающему):

За чем ты вел наблюдение? (Каков объект?)
Что ты хотел узнать?
Что ты для этого сделал?
Какие изменения ты наблюдал?
Как часто велись наблюдения?
Какой вывод можешь сделать?
Можно ли предсказать, какие изменения последуют дальше?
Можно ли как-то самому изменить ситуацию?

Вывод: оказывается, изучая причины и последствия, можно предсказывать и изменять последующие события.

Беседа «О причинах и следствиях»

Цель. Помочь более глубокому осмыслению важности причинно-следственных связей.
Ведущий. Великие мудрецы задумывались о том, как важно знать причину происходящего. Тогда можно предсказывать, какие будут последствия. Давайте подумаем об этом вместе с ними.
Ведущий зачитывает детям афоризмы, связанные с осознанием людьми времени в качестве способа восприятия жизни и с отношением людей к времени. Детям предлагается объяснить изречения.

По силе потока в реке узнается о дожде, прошедшем в ее истоках.

Харибхадра

Причина великих событий, как и источники великих рек, часто бывает мала.

Джонатан Свифт

Ничто не происходит без достаточного основания.

Михаил Васильевич Ломоносов

Если слепой, споткнувшись о камень, упадет на дороге, он всегда ругает камень, хотя виной его слепота.

Генрик Сенкевич

Домашнее задание

Поставить эксперимент, исследующий какой-то процесс.
Для этого предлагается выдвинуть гипотезу, заинтересоваться: «А что произойдет, если я как-то вмешаюсь в процесс, изменю условия?»
Затем проверить, что получилось, записать или зарисовать результаты наблюдений в таблички, отмечая время.

ЗАНЯТИЕ 10

Сказка

Цель. Создание контекста для организации деловой игры-конференции.
Вот позвал царь своих гостей любезных, красных девиц да добрых молодцев, в свою светлую горницу и попросил рассказать, каковы же их исследования, что им выяснить удалось. Где происходили события, с какой скоростью, что изменялось? А прежде призвал он в залу мудрецов-знатоков, которые мир изучают, творцов-рукодельников, которые мир украшают, да молодцев-помощников, которые в мире житье-бытье облегчают.
И говорит царь, к ним обращаясь:
— Послушайте, что птицам узнать удалось, да подумайте, какие вопросы им можно задать и для чего такое знание пригодиться может.
Ведущий. Обо всем этом поговорим и мы с вами... Про дерево вопросов помните? Поглядывайте на него, может, еще какие листочки на нем появятся...

Игра-конференция

Дети выступают по очереди с докладами о проделанном эксперименте.
Роли для игры:

Докладчик — рассказывает о своем исследовании по плану.
Ведущий объясняет, что обязательно надо отметить:
Что хотел проверить? Узнать? Доказать?
Что делал, какие условия создал, какие предметы взял?
Что происходило потом?
Доказал ли то, что хотел? Если нет, чем это объясняешь?
Какие новые вопросы появились?
Исследователи
— задают вопросы, касающиеся наблюдаемого явления, вносят предложения по дополнительным условиям эксперимента.
Творцы — могут рассказывать о чувствах, возникающих у них в те или иные моменты рассказа, делать зарисовки эксперимента.

Наблюдение. Дети провели исследования.
Сергей исследовал, получится ли мыло, если смешать пену для ванны, зубную пасту и шампунь. При этом он не знал, как проверить, получилось ли мыло. Настя предложила ему помыть грязные руки, если руки будут чистые, то мыло получилось.
Рома решил узнать, что будет, если в кока-колу добавить сахар. Он насыпал 3 столовые ложки сахара в бутыль с остатками колы и засек время. Через 3 минуты вся бутыль была наполнена пеной, а потом полезла пена и лезла еще 3 минуты. Ребята предложили изменить количество сахара (предположение, что пены будет больше), взять соль вместо сахара (предположение, что ничего не случится), взять простую воду вместо колы (почти что утверждение, что ничего не будет, так как это проделывали почти все), взять воду вместо сахара. Рома поблагодарил всех и сказал, что он эксперимент продолжил, взял спрайт вместо колы и получилось то же самое. Он выдвинул гипотезу, что все газированные напитки обладают таким свойством. Поблагодарил за предложение испробовать соль, а также другие жидкости.

Сказка «Прощание»

Цель. Закрепление позитивного эмоционального настроя, стимул к самостоятельному обобщению материала.
— Ай да молодцы! — воскликнул царь. — Настоящие исследователи, замечательные творцы, добрые помощники. Теперь-то я спокоен за вас. Думаю, надо бы вам теперь и батюшку с матушкой навестить.
А и правда, подумал Иван, давно уж мы не виделись, пора и домой возвращаться. Попрощались они с царем сердечно, навещать его пообещали, оземь ударились, в птиц превратились и полетели восвояси. Вот уж внизу поля знакомые, леса родные, вот уж и дом деда. Опустились птицы на родимый двор, выбежали тут дед с бабой, да и давай ребят обнимать, целовать, а после — за стол усадили. И не было конца радости и рассказам о житье-бытье при дворе царском. И сказал старик:
— Ну, детушки, вы теперь умные у меня. Скажите-ка мне, неученому, что такое мир? Узнал ли ты, Иван, про мир-то?
Как же ответит Иван старику?

Мозговой штурм «Мир — какой он?»

Цель. Создание обобщенной картины мира.
Перед детьми располагается лист ватманской бумаги. Они, глядя на дерево вопросов, должны отвечать на них и рисовать схематический образ того, что узнали за время занятий.
Дети ищут ответы на вопросы и изображают схему (см. приложение).
Ведущий. Вспомните все, что мы говорили о мире прежде, что мы говорили о ролях человека в мире. И изобразите на картине модель МИРА, как вы это себе представляете.
Ведущий может давать лишь пояснения.
Наблюдение. Создавая картину, дети быстро организовались, распределили роли, сказали, что под словом «мир» мы понимаем внутренний мир, который внутри у человека, окружающий мир и дружбу между людьми. А люди могут помогать друг другу, тогда они действуют в мире людей, или исследовать окружающий мир, или творить, пропуская все через свой внутренний мир.

Завершение

Ведущий раздает детям птиц, сделанных на первом занятии, благодарит и предлагает, держа птичку в руках, высказать свои чувства и впечатления от занятий, рассказать, какая роль показалась ближе всего, что понравилось, высказать пожелания.
Наблюдение. Говоря о своих чувствах и впечатлениях от занятий, дети отметили, что особенно интересно было ставить эксперименты, так как они работали дружно и слаженно.
Наташа, 9 лет, задала вопрос: «А зачем мы здесь занимались? Я хочу понять, потому что чувствую, что я чему-то научилась, но не знаю, чему, не могу никак это назвать, ведь вы ничего об этом не говорили...»
Вопрос был переадресован детям. Среди вариантов ответов были следующие:

Научились дружбе. Мы теперь вместе как одна команда.
Узнали, какие бывают миры: внутренний мир, мир, в котором есть мы — люди и все дружим, мир вокруг нас.
Научились вопросы задавать, я их теперь каждый день маме и учительнице задаю.
Исследования проводить теперь сами можем.
Узнали, что можно быть творцом, а можно помощником, а еще — исследователем.
Это интересно — имена придумывать.

7-летняя Даша предложила сделать книгу экспериментов, придуманных детьми. Она отметила, что для нее ближе всего роль творца, ей нравится, когда появляется что-то необычное и красивое.
(Интересно, что неделю спустя было замечено: дети, участвовавшие в тренинге, собравшись группой, рисуют в тетрадке таблички, картинки, что-то оживленно обсуждают. Выяснилось, что дискуссия вызвана тем, что у двух ребят получились разные результаты в эксперименте по выращиванию кристаллов. Теперь им надо было выяснить, с чем это связано.)
Дети предлагали еще встречаться и что-нибудь исследовать. «Быть исследователем интереснее всего, особенно когда представляешь, как это хочешь сделать, — сказал Рома. — Я даже книгу специальную купил про опыты». Это высказывание заинтересовало детей, они принялись наперебой просить показать книгу.

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
Матюшкин А.М. Творческий потенциал одаренности: структура и развитие// Психология сегодня.
Т. 2. Вып. 1. М., 1996.
Одаренные дети. Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.
Одаренный ребенок. Под ред. О.М. Дьяченко, М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997.
Штерн В. Умственная одаренность. Санкт-Петербург: Союз, 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".