| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планы школы
Программа развития МОУ «Испуханская ООШ» Красночетайского района Чувашской Республики на 2005 – 2010 годы
Рассмотрена на педагогическом совете от 1 сентября 2005 г. (протокол № 8) Цель программы: Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребенка. Основные задачи программы: - обеспечение прав ребенка на качественное образование; - построение образовательной практики с учетом региональных, социокультурных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, краю, России; - содействие повышению роли семьи в воспитании детей; - формирование культуры здорового образа жизни; - разработка и внедрение нового содержания образования в школе; - реорганизация системы управления школой; -развитие ресурсного (материально-технического, кадрового) обеспечения воспитательно-образовательного процесса; 1.1.Разработчики Программы. Программа разработана коллективом в составе: 1. Н.А.Катейкин – директора школы 2. Н.В.Ермаковой – заместителя директора школы по УВР 3. Э.Г.Бродюковой – старшая вожатая
Номенклатура оказываемых образовательных услуг: 1. Начальное общее образование со сроком обучения 4 года по очной форме обучения. 2. Основное общее образование со сроком обучения 5 лет по очной форме обучения.
Особенности управления школой. Административное управление осуществляет директор школы и его заместители. Основной функцией директора школы является его координация усилий всех участников образовательного процесса через методический совет школы, педагогический совет, родительский комитет. Заместители директора реализуют оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационно-целевую, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функцию.
ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ I. Характеристика действующего учебного плана школы Учебный план МОУ «Испуханская ООШ» составлен на основании базисного плана (приказ МО Чувашской Республики от 07.05.1998 года №170), который определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Базисный компонент включает учебные предметы, позволяющие заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий государственному стандарту образования. Удельная нагрузка не превышает предельно допустимую. Увеличение количества часов на введение новых предметов, углубленное изучение отдельных предметов осуществляется за счет вариативной части учебного плана. Учебный план и логика построения отражают цели и задачи, стоящие перед школой – создание условий для овладения учащимися базовыми учебными дисциплинами в соответствии с их учебными возможностями. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. В основе самоуправления первой ступени – путешествие «В страну знаний». 1-ая ступень обеспечивает развитие обучающихся: овладение чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культуры поведения и речи, основами личной гигиены, здорового образа жизни. 2-ая ступень обеспечивает усвоение обучающимися образовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, базой для обучения в классах с углубленным изучением отдельных предметов и для поступления в профильные классы. Основные цели и задачи в 5-9 классах: углубление навыков самостоятельного планирования и контроля познавательной деятельности, формирование базы для выбора дальнейшей специализации образования и уровня усвоения отдельных предметов; совершенствование навыков самостоятельной интеллектуальной деятельности, начало становления мировоззрения личности.
II. содержание образовательного процесса. Ведущие направления в работе школы – основная цель: 1. Создание системы обучения, обеспечивающей развитие каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами, возможностями. 2. Освоение всем педагогическим коллективом школы инновационных педагогических технологий обучения и воспитания, обеспечивающих ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, умения осуществлять самоуправление учебно-воспитательной деятельностью. 3. Создание условий для мягкой адаптации в переводе учебного процесса в учебно-исследовательский, обеспечение логической взаимосвязи между исследовательским компонентом базовых учебных дисциплин, дополнительным образованием и системой развивающих знаний. В школе выделяются две ступени обучения: начальная школа (1-4 классы), основная школа (5-9 классы). Они различаются содержанием и системой организации образовательного процесса. В 1-4 классах учащиеся овладевают фундаментальными понятиями соответствующих областей человеческой культуры. Общая цель обучения в 5-9 классах состоит в создании для учащихся условий овладения базовыми знаниями, способами деятельности, необходимыми для дальнейшего обучения в школе Основное направление образования в школе – адаптация учащихся в современном обществе на основе среднего образования. Технологии обучения должны подбираться таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно. Исходя из целей работы школы, приоритетных проблем, содержание образовательного процесса будет представлено следующими аспектами: 1. Диагностика учебных и личностных возможностей учащихся; 2. Развитие личностно-смысловой сферы школьников; 3. Сохранение и укрепление здоровья учащихся; 4. Обеспечение личностного самоопределения учащихся; 5. Реализация государственных образовательных стандартов; 6. Обеспечение самореализации учащихся в различных видах учебной и социальной деятельности.
УЧАСТИЕ НА РАЙОННЫХ И РЕСПУБЛИКАНСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ. Школа будет организовывать инновационную деятельность через участие в следующих проектах: «Русский медвежонок – языкознание для всех» - международная игра по русскому языку, «Кенгуру» - международная игра по математике, «Юные дарования», «Чувашская ласточка»; внедрение в учебный процесс авторских программ; внедрение интегрированных курсов: «Родной язык и КРК», «Физкультура и ОБЖ», «История и КРК», «ИЗО и художественный труд»; раннее изучение информатики и иностранного языка (со 2 класса). Должна ввестись работа по возрождению национальных традиций на уроках и во внеклассной работе. Отмечать юбилеи деятелей науки и культуры Чувашии. Проводить экскурсии в музеи, организовывать просмотры спектаклей Чувашского академического драматического театра им. К.Иванова и театра юного зрителя. Основными направлениями методической работы должны быть следующие: · повышение мотивации педагогов школы на участие в освоении передового педагогического опыта; · повышение учебной мотивации слабоуспевающих учащихся. Методическая работа должна быть нацелена на создание системы обучения, обеспечивающей образование потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями. Чтобы преодолеть все сопротивления в школе, необходимо: · создать условия для перехода к предпрофильному образованию; · всем учителям овладеть эффективными педагогическими технологиями; · формировать системы диагностики интересов, творческих возможностей и развития личности школьника и учителя, как основы перевода учебного процесса в учебно-исследовательский; · корректировать программы, изменять формы организации учебной деятельности в направлении разгрузки учащихся; · выработать критерии результативности работы педагогов по инновационным педагогическим технологиям и системам мониторинга такой работы. Принципы управления: · - уважение к индивидуальности и ценности каждого педагогического и руководящего работника; · поддерживание открытых и доверительных отношений и уважение работников друг к другу; · ответственность за обучение и повышение квалификации работников; · поощрение инициативы каждого, обеспечение свободной творческой деятельности; · поощрение принятия на себя ответственности в сложных ситуациях; · правильное осуществление расстановки кадров; · оценка результатов деятельности педагогических и руководящих работников по достижению поставленных целей.
Совершенствование воспитательной системы В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей иформируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит в конечном счёте состояние общественного сознания и общественной жизни. Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. Однако особую актуальность они приобрели в период социальных и экономических изменений, связанных со становлением рыночных социально-экономических отношений. Нестабильность экономической жизни, неясность перспектив применения своих знаний, духовный кризис, разрушение культивировавшихся ранее идеалов и ценностей, отсутствие чётких нравственных ориентиров – эти и другие факторы создали существенные проблемы в воспитательной деятельности педагогов. В такой ситуации новая воспитательная парадигма требует от учителей максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. Анализ жизнедеятельности школы показал, что необходимо изменить соотношение между воспитанием и обучением. В настоящее время не обеспечивается в полной мере единство учебного и воспитательного процессов. Обширная информация, которая предоставляется детям в ходе этих учений, отодвинула на задний план формирование у них нравственных начал. Это выражается в том, что в среде учащихся проявляются неуважительное, недоброжелательное отношение друг к другу, нежелание считаться с интересами окружающих. Следовательно, в повседневной школьной жизни воспитанникам необходимо прививать чувства взаимопонимания, сострадания и другие нравственные качества. В настоящее время на организацию воспитательной деятельности отрицательно влияет и ряд внешних по отношению к школе факторов. Широкое информационное поле (телевидение, радио, газеты, некоторые компьютерные программы) не являются помощником школе в воспитании подрастающего поколения. оказывая негативное воздействие на духовное и психическое развитие детей. Особое внимание необходимо уделить патриотическому воспитанию. Тревогу и озабоченность вызывает отсутствие у большинства ребят стремления служить в армии, незнание и нарушение гражданских прав и обязанностей. Хорошо известно, что гражданин отечества начинается с гражданина школы. Следовательно, задача педагогического коллектива – повысить требования к изучению и исполнению школьного законодательства, всемирно утверждать в сознании учащихся идеи гражданского патриотизма, гордости за свою школу, «малую» и «большую» родину. Эффективность воспитательной системы школы зависит от классных руководителей, их профессионального мастерства. Анализ их деятельности показывает, что многие классные руководители ставят перед собой и своим классом актуальные и реально выполнимые задачи, но при этом ни один классный руководитель не имеет стройной воспитательной системы класса. Многие из них не в полной мере используют воспитательные возможности классных часов. Изучение взаимоотношений классных руководителей со своими воспитанниками позволяет сделать вывод о том, что детям нужны учителя-мастера, способные не на словах, а на деле осуществлять союз с детьми, содержательно и интересно организовать их деятельность. На основании выявления проблем разработан раздел программы развития «Совершенствование воспитательной системы», включающий следующие направления: · формирование духовно-богатой, нравственной личности; · воспитание патриота и гражданина; · развитие опыта ученического самоуправления; · повышение профессионального мастерства классных руководителей.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Географическое положение.
МОУ «Испуханская основная общеобразовательная школа» расположена на территории Испуханской сельской администрации Красночетайского района (д.Испуханы ул.Школьная 15А). Школа находится в благополучном социально- культурном окружении. Расстояние от центра /с.Красные Четаи/ до школы – 12 км. В деревне имеется Дом Культуры, магазин, рядом –плотина, лесопосадки. В 2002 году село газифицировано. Социально – экономическое, культурное расположение школы. 5 семей - относятся к служащим 1 - частные предприниматели рабочие – 21 семей Из общего числа семей: многодетных семей –3; малообеспеченных –26; неблагополучных – 2; матерей-одиночек –4; детей-инвалидов – нет; вдовы – 6; состоящих на внутришкольном учете –нет состоящих на учете в районном ПДН – нет
Анализ состояния и прогноз изменения социального заказа на образование Социальный заказ на образование формировался в основном государством (в лице органов образования), обществом (в лице родителей). Целью данного заказа было обучение и воспитание «гармонически развитого человека», способного применить свои знания в различных сферах общественной жизни; при этом приоритетность того или иного направления образования регулировалась государственными потребностями, что выражалось в развитии сети образовательных учреждений, призванных обучать разным профессиям (ПТУ, техникумы, ВУЗы) и общеобразовательных школ, дающих базовые знания для поступления в данные образовательные учреждения. 14 октября 1992 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 787 было принято решение о разработке Программы, а в марте 2000 года принят Федеральный Закон, утверждавший Федеральную программу развития образования. В апреле 2002 года Указом Президента Чувашской Республики № 31 утверждена Программа развития образования ЧР. Главной целью Программы является «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной творческой личности». Интеллектуальные ресурсы- основное богатство республики, в отличие от природных, они неисчерпаемы. Соответственно, учащиеся должны быть конкурентноспособны, обладать новым информационным мышлением. Также важным является физическое здоровье детей. Программа развития МОУ «Испуханская основная общеобразовательная школа» призвана учитывать национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические особенности нашего микрорайона, реальные возможности школы, интересы всех участников педагогического процесса: учащихся, учителей, родителей; перспективы развития образования. Главная цель Программы развития - формирование гармонично развитой, социально активной, конкурентноспособной, творческой личности, способной адаптироваться в постоянно меняющемся мире. Программа развития должна способствовать переходу к устойчивому эволюционному развитию школьной системы образования, удовлетворяющей интересам и потребностям личности, общества и государства, поскольку обучение и воспитание учащихся проходит в новых политических и социально-экономических условиях. В настоящее время заказчиком школы является государство и его образовательные ведомства, формирующие государственное задание школе на производство продукции и услуг, родители и учащиеся.
Проблемы школы и их причины С целью выявления приоритетных проблем школы, для решения которых она имеет кадровые, финансовые, материально-технические, научно-методические и другие возможности, необходимо провести ряд мероприятий по устранению этих проблем. Проблема повышения мотивации учащихся – невысокий уровень познавательных интересов учащихся препятствует осознанному усвоению школьниками знаний. Причины:
Основные пути решения: переориентация работы учителей с формирования знаний умений и навыков учащихся на педагогическую поддержку школьников, обеспечивающую образование школьников в соответствии с их возможностями (реализация ресурсного подхода); организация работы учителей по раскрытию перед учащимися социальной, практической значимости изучаемого материала; подготовка учителей по вопросу развития познавательных мотивов учащихся; внедрение разноуровневого содержания образования. Проблема низкого качества знаний учащихся по отдельным предметам Причины: отсутствие индивидуальной работы учителя-предметника с учащимися; отсутствие системной целенаправленной работы с сильными детьми; отсутствие дифференцированных заданий слабым; бесконтрольность детей в семье; ухудшение состояния здоровья за время обучения в школе; «усредненный» подход к обучению и воспитанию учащихся. Решения: активно включать учащихся в постановку целей учебных и внеучебных занятий в определение их содержания и организационных особенностей; внедрять в школьную практику принцип выборности ряда учебных дисциплин; внедрять образовательные технологии, продуктивные формы и методы обучения, учитывающие возрастные и индивидуально- психологические особенности школьников и обеспечивающих увеличение самостоятельной работы школьников; обеспечить работу факультативных курсов с учетом желания и интереса учащихся; образовательный процесс ориентировать на углубленное изучение предметов, профильное обучение; учителям освоить методику составления разноуровневых проверочных работ; Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся Причины: наблюдается повышенный уровень учебных и других перегрузок учащихся; укреплению здоровья учащихся препятствует слабая организация лечебно-оздоровительной работы в школе; слабая материальная база, обеспечивающая содержание и организацию спортивно-оздоровительной работы в школе; социальная и экономическая нестабильность в обществе; рост детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Пути решения: исключить учебную перегрузку учащихся; обеспечить подготовку учителей по вопросам элементарной диагностики состояния здоровья детей по организации учебно-воспитательной работы с учащимися, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья; обеспечить соответствия школьной мебели и оборудования гигиеническим нормам; ввести обязательный ежедневный спортивный час (в начальной школе); разработать программу «Здоровье». Проблема обеспечения самореализации учащихся в различных видах учебной и социальной деятельности Причины: влияние социальных и экономических факторов; недостаточно выделяются в содержании учебного материала вопросы, касающиеся понимания учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала, осознания личностной значимости осваиваемого содержания; недостаточна и слаба диагностика учебных и личностных возможностей учащихся; слабая ориентация на творческое развитие каждого ученика. Пути решения: активизация работы с родителями и учащимися по повышению престижа образования; диагностика учебных и личностных возможностей учащихся должна осуществляться по следующим блокам: 1. личностно-смысловое отношение детей к изучаемому материалу, к процессу собственной познавательной деятельности; 2. интеллектуальная культура школьника; 3. культура учебной деятельности; 4. коммуникативная деятельность; 5. самостоятельно выработанные школьниками способы учебной работы, в которых представлены усвоенные в обучении приемы работы с материалом и результаты накопления ребенком собственного опыта; 6. обученность учащихся; ориентация учителей на использование в образовательном процессе заданий, требующих нестандартного подхода к их решению; развивать творческие способности учащихся в прцессе эстетическо-художественной деятельности; готовность педагогов школы к созданию условий для развития рефлексии школьников; активно включать учащихся в социум школы. Проблема несоответствия материально-технической базы школы современным требованиям и качественной подготовке учащихся Причины: остаточный принцип финансирования не позволяет оснащать школу современными ТСО, компьютерами, наглядными и дидактическими средствами обучения. Пути решения: поиск путей создания фонда дополнительных средств; целевое обеспечение обучающихся; обеспечить наличие необходимых дидактических и методических материалов; приобрести компьютерный класс; обеспечить оснащение школьной мастерской, лыжной базы, создание условий для кружковых работ. Приоритетные направления развития школы Содержательный блок: обновление и совершенствование содержания образования, предполагающее: - новый подход к развитию профессионального роста учителей, - поиск новых средств развития школы, - подготовка учителей к овладению новыми методами и приемами обучения, - развитие новых форм и методов воспитательной работы в в школе и микрорайоне, - переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров, - разработка системы дополнительного образования и организованного досуга. Организационно- структурный, управленческий блок: 1) управление программным развитием школы; 2) взаимодействие родительской общественности с педагогическим и ученическим коллективом; 3) использование диагностической карты исследований развития каждого учащегося с учетом разработанных критериев оценки развития личности. Финансово-экономический блок: 1) создание попечительского фонда школы; 2) развитие и совершенствование дополнительного образования.
Организационная структура кадровой службы МОУ « Испуханская ООШ» Координационный совет: Председатель совета – Катейкин Н.А.. – директор школы Аналитическая служба - ответственные - Ермакова Н.В. – зам. директора по УВР
Оперативно – стратегическая служба – ответственный – Бродюкова Э.Г. – старшая вожатая Служба трудовых отношений – ответственные – Катейкин Н.А., Иванов И.А,
Мероприятия по организации поставленных целей и задач Деятельность координационного совета школы
Деятельность аналитический службы
Деятельность оперативно – стратегической службы
Этапы перехода к новому состоянию школы 1 этап (2005-2006 уч. год) – подготовительный «Изучение микросреды школы, образовательный потребностей учащихся и их родителей». «Анализ состояния образовательного процесса с целью выявления противоречий его содержания и организации с учетом установленных потребностей учащихся и их родителей». . Анализ состояния обеспеченности учащихся всех двух ступеней учебниками и программами. «Разработка диагностических материалов, используемых для оценки уровней сформированности, обученности и развития учащихся». Аттестация педагогических кадров. Разработка Программы развития школы на 2005 – 2007 уч. годы и на период до 2010 года. Теоретическая подготовка учителей по изучению и осмыслению проблем школы, согласование целей образовательного процесса в решении выработанных задач (педагоги, ученики, родители, представители социума, партнеры). Участие в республиканском эксперименте по переходу на предпрофильное обучение в 9-ых классах. Создание условий для обучения компьютерной грамотности и английского языка со 2 класса с использованием вновь поставляемого учебного оборудования;
2 этап ( 2006 – 2007 уч. год) – переходный: организация деятельности учителей по проектированию педагогических технологий в системе личностно-ориентированного обучения. оказание психолого –педагогической помощи педагогам и учащимся; реализация внутришкольного контроля; апробация разработанных диагностических материалов (по всем показателям) и материалов, в частности элективных курсов в 9-ых классах; организация учебы персонала школы для работы с новыми информационными технологиями; пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, сельской молодежи и взрослого населения через привлечение к подготовке и проведению массовых спортивных состязаний. 3 этап (2007-2010 годы) – этап активных действий по реализации концептуальных идей. Развитие инновационной деятельности на уроках по внедрению национально-регионального компонента в работе школы: реализация учителями спроектированных целостных педагогических технологий в системе личностно-ориентированного образования, а именно: метод проектов, блочно-модульное обучение; создание общеобразовательной среды сотрудничества (общение на равных); всесторонняя диагностика (по разработанным критериям) уровня образовательной подготовки учащихся; мониторинг качества знаний, обученности, успеваемости учащихся школы за учебный год; формирование положительного имиджа школы; введение государственных стандартов, разработанных на федеральном уровне; дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; организация и проведение научно-практических конференций, предметных олимпиад, конкурсов среди учащихся школы; обобщение опыта работы учителей; широкое внедрение новых информационных технологий в учебный процесс – использование нового компьютерного оборудования; расширение сети спортивных секций и кружков по интересам через качественный подбор руководителей этих секций и кружков. Основные направления и задачи перехода к новому состоянию школы
Ожидаемый результат: Повышение качества образования и удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей; Выпуск из стен школы духовно-богатого, физически развитого, нравственно-воспитанного, любящего свою Родину и готового защищать ее человека; Иметь в школе классных руководителей способных не на словах, а на деле осуществлять союз с детьми, содержательно и интересно организовать их деятельность; Совершенствование воспитательной системы; Повышение роли семьи в воспитательно-образовательном процессе школы; Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса; Развитие внешних связей; Совершенствование системы управления школой; Директор школы Н.А.Катейкин Заместитель директора по УВР Н.В.Ермакова Старшая вожатая Э.Г.Бродюкова
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |