Система внеклассной работы
«Воспитательные программы»
Система внеклассной работы обеспечивает разнообразие потребностей личности воспитанников через воспитательные программы:
- Программа «Здоровье».
- Программа «Общение и культура».
- Программа «Мой родной край».
- Программа «Учение».
- Программа «Досуг».
- Программа "Образ жизни».
- Программа «Профессия».
Реализация системы воспитательной работы предполагает:
Формирование ведущих качеств личности;
Непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику, самосознание;
В практическую деятельность классного руководителя и воспитанников;
Содержание просвещения в области гуманитарной культуры;
Оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания.
Цель воспитания: свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося.
Задачи воспитания:
- Помочь учащемуся в профессиональном становлении, жизненном самоопределении.
- Создать максимальные условия для самореализации, ведущей к успеху.
Программа « Здоровье»
В условиях школы, класса предполагает:
O Работу по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья.
O Способность выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием; понимать себя.
O Умение делать самоанализ.
O Отсутствие психологического дискомфорта.
O Умение анализировать и прогнозировать ситуацию.
Содержание деятельности (учащихся, классного руководителя).
Оздоровительная среда:
u Организация работы спортивных секций;
u Организация спортивно-массовой работы школы;
u День здоровья.
Комфортная пространственная среда:
Работа по организации системы рационального питания;
Влажная уборка классов и рекреации здания. Санитарный день (каждый последний день месяца).
Необходимая психологическая среда:
O Совместная работа психолога и классного руководителя по различным вопросам диагностики и коррекции.
Программа «Общение и культура»
Ведущие критерии:
u Социальная активность личности;
u Сознательное соблюдение этических норм;
u Стремление к самосовершенствованию.
Главные нравственные ориентиры:
Ответственность перед обществом, государством, семьей;
Патриотизм;
Ответственное отношение к деятельности;
Высокие нравственные качества;
Уважительное отношение к людям;
Умение принимать верное решение;
Способность осуществлять неслучайный выбор.
Программа учит корректировать отношения между педагогами, родителями и учениками. В учебной деятельности это происходит через предметы общественно-гуманитарного цикла, во внеклассной работе, вечерах, походах, встречах с интересными людьми, акциях милосердия, благотворительных концертах. Учащиеся постигают общечеловеческие ценности (жизнь, мама, Родина, семья, природа). Индивидуальная работа с учащимися на основе личностно ориентированного подхода ведется по следующим аспектам:
u Изучение их взаимоотношений, проблемы общения;
u Изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение молодого человека (девушки) в семье;
u Создание условий для самоутверждения учащегося в школе;
u Проведение творческих игр по этике общения «Шаг навстречу», «Джентльмены», «Хороший тон дома и в школе», «Культура общения – способ организации жизни», «Человек - мера всему». Этические диалоги с учащимися: «Хороший тон в светской жизни», «Этика отношений в коллективе» и др.
Программа «Мой край родной»
Любовь к Родине, сильная привязанность к своим традициям, гостеприимство, хлебосольство, жизнерадостность – все это присуще людям, живущим на Русской земле.
Цель программы: воспитание молодежи гражданами своей Родины, России, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края.
Задачи:
1. Создание у учащихся более плотного представления о культуре народа через познание региональных культурных традиций.
2. Изучение своеобразного традиционного уклада жизни населения родного края.
3. Осознание молодежью своей причастности к истории всех народов.
Содержание деятельности:
Часы общения: «Славной истории строки», «Город моей юности», посиделки: «Здравствуй Масленица», «Из истории нашего города», праздник: «День Земли» и др.
Программа «Учение»
Направлена на создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании. Итогам претворения в жизнь данной программы должны стать: развитие способностей личности ученика, устойчивые естественнонаучные взгляды на природу и общество, самостоятельное, рациональное, критическое мышление, убежденность, готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, принятие учащимися ответственности за собственное развитие.
При этом используются следующие формы
u Проведение групповых дискуссий, ролевых игр для проявления и развития способностей;
u Ведение наблюдения за самовоспитанием;
u Составление анализа собственного поведения общения, результатов учебы.
Программа «Досуг»
Способствует созданию зоны отдыха для восстановления физических и духовных сил, развитию способностей и интересов. Форма и содержание досуговой деятельности учащимися не навязывается, а выбирается добровольно самими школьниками.
Досуговая деятельность строится на принципах самоуправления, учащиеся стараются сами стать организаторами своего досуга.
Классный руководитель стремится, чтобы досуговая деятельность была разнообразной и значимой для молодых людей, развивала познавательный и культурный кругозор школьников:
1. «Клуб молодежной моды».
2. Издание газеты «Ассорти».
3. Интеллектуально-развлекательная игра «Калейдоскоп».
4. Неделя «Учимся этикету». Праздник «В мире вежливости». Классные часы: «Что такое имидж?», «Речевой и танцевальный этикет».
5. Игра: «Этика телефонного разговора», «Служебно-деловой этикет».
6. Практикум в столовой «Столовый этикет» и др.
Программа «Образ жизни»
Эта программ:
Способствует повышению педагогической культуры родителей;
Помогает в организации совместной деятельности взрослых и учащихся;
Предполагает социальную защиту и охрану.
Помогает:
O Пропагандировать здоровый образ жизни;
O Установить неиспользованный резерв семейного воспитания;
O Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия (школа – семья);
O Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Классный руководитель использует в своей работе такие формы, как:
1. Изучение семейно-бытовой атмосферы школьника совместно с психологом школы (бытовые условия, моральный климат, семья полная или неполная, взаимоотношения в семье, материальная обеспеченность, здоровье, нравственность, режим дня; окружение ученика).
2. Проведение родительских собраний по проблемам:
a) «Типичные ситуации конфликтов между взрослыми и детьми, пути их преодоления»;
b) «Воспитание нравственности и правосознания – общая задача»;
c) «Каково на дому – таково и самому»;
d) «О ценностях подлинных и мнимых»
3. Проведение встречи – чествования «День семьи».
4. Проведение «круглого стола» на тему: «Кто ты на Земле: хозяин или прохожий».
Программа «Профессия»
Цели: формирование профессиональных знаний и умений, становления специалиста. Формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики.
Основные задачи: развитие интереса к специальности, любви к избранной профессии; углубление и расширение знаний учащихся об особенностях, тонкостях профессии; воспитание стремления практически овладеть мастерством в выбранной профессии.
Возможные формы деятельности классных руководителей и учащихся по обеспечению выполнения программы «Профессия»:
u Проведение «Дня открытых дверей»;
u Поддержание профессиональных традиций школы:
a) Проведение занятий по адаптации учащихся в школе;
b) Отмечание профессионального праздника;
u Изучение интересов и способностей учащихся;
u Тренинг уверенности в себе;
u Проведение предметных недель, бесед о профессии, олимпиад;
u Конкурс «Лучший по профессии» и др.
Примерная тематика классных часов Вечер творческого портрета учителя», «Твоя профессия», «Азбука педагога», «Учитель – моя профессия», «Встреча с профессией», «Я и дети», «Готовность номер один», «Святые узы профессии», «Профессиональный ринг», «Посвящение в профессию».