Уроки литературного чтения на русском языке во втором классе чувашской школы
Тема урока: Чувашский алфавит.
Цель урока: Ознакомить с историей чувашского алфавита.
Задачи урока:
- формирование начальных навыков составления плана с помощью выделения из текста его частей;
- знакомство с разными видами письменности и способами письма;
- выявление особенностей чувашского алфавита;
- воспитание уважения к истории своего народа;
1. Сообщение темы урока.
(Вступительная беседа составлена на основе текста Е.Александровой из журнала “Тетте”).
Давным-давно, когда предки чувашей жили около Чёрного моря и назывались булгарскими племенами, была у них своя письменность. Сейчас эту письменность называют рунической. До сих пор сохранились некоторые предметы с такими письменами.
Для обозначения чисел чуваши пользовались особыми цифрами. Старинные чувашские цифры, как и рунические надписи древности, читались справа налево. Ученые считают, что такие обозначения цифр произошли в древности от счета на пальцах. Цифры, которыми мы сейчас пользуемся, появились более 1000 лет назад. Они были привезены арабами.
В XIX веке И.Я.Яковлев создаёт новую чувашскую письменность, используя при этом буквы русского алфавита. Но для того чтобы передать все звуки чувашской речи, он вводит туда буквы, которых нет в русском алфавите. В дальнейшем этот алфавит претерпел незначительные изменения. Но вскоре он приобрёл тот состав букв, который существует в современном чувашском алфавите.
Мы прочитаем об этом в книге “Парус ”.
2. Чтение учителем текста “Чувашский алфавит”.
2.1. Вопросы по прочитанному.
- О чем мы прочитали?
- Была ли письменность у древних чувашей?
- Кто был создателем новой чувашской письменности?
2.2. Беседа об алфавите И.Я.Яковлева.
- Первая изданная на чувашском языке книга называлась “Тъваш адизене сыръва вьрентмелли кнеге”. (Учитель пишет название книги на доске).
- Есть ли в названии книги знакомые вам слова?
- Буквами какого алфавита написаны эти слова? (Буквами русского алфавита).
- Как оно (название) пишется сейчас?
(Если дети затрудняются, помогает учитель).
- Какие буквы пришлось заменить?
- Какие новые буквы пришлось использовать?
- Во втором издании этой книги было изменено написание многих слов. Какие же эти изменения? В первое издание были введены знаки ъ и ь для обозначения беглых гласных звуков. Но так как в русском языке они уже не имели звукового значения, по этой причине во втором издании их заменили знаками a и e (чaваш, кeнеке). Буквы, обозначающие полузвонкие согласные, были заменены буквами глухих согласных (ачисене, кeнеке). Были и другие изменения, которые вы уже отметили.
2.3. Выборочное чтение. Составление плана текста.
- Прочитайте, где жили предки чувашей? Как мы назовём эту часть текста?
- Предки чувашей жили около Черного моря.
- Как назывались эти племена? Придумаем заголовок.
- Они назывались булгарскими племенами.
- Прочитайте часть текста, в которой описывается руническая письменность. Придумаем заголовок.
- Руническое письмо древних чувашей.
- Когда появилась новая чувашская письменность?
- Кто его создал?
- Как был создан новый чувашский алфавит?
- Придумаем заголовок к этой части текста.
- Новая чувашская письменность.
- У нас получился план текста.
План.
1. Предки чувашей жили около Черного моря.
2. Они назывались булгарскими племенами.
3. Руническое письмо древних чувашей.
4. Новая чувашская письменность.
2.4. Чтение текста “Чaваш алфавичe”. Читают дети.
- Перескажите текст по плану.
2.5. Сравнение современного алфавита и алфавита И.Я.Яковлева. (Старый алфавит дан на стр. 8 учебника).
- Сколько букв было в алфавите И.Я.Яковлева?
- Каких букв современного алфавита в нем нет?
- Каких букв из алфавита И.Я.Яковлева нет в современном алфавите?
- Запишите с помощью букв первоначального варианта чувашского алфавита слова чaваш, кeнеке.
2.6. Знакомство с новым для детей (древним) способом чтения.
- Ребята, есть разные способы письма и чтения. Мы сейчас будем читать так, как древние чуваши. Как читали древние чуваши? (Если дети затрудняются, найти это место в тексте и прочитать: они писали справа налево, значит, читать тоже нужно так же). Прочитаем предложение, данное в упражнении 3.
- Какое предложение получилось?
- Это послание написал юноша девушке на женском украшении.
2.7. Знакомство с другим способом письма.
- Прежде чем придумать современное письмо, люди пробовали разные другие варианты. Например, они заменяли слова рисунками. Попробуем и мы изобрести свой способ письма. Многие слова мы заменим знаками, выполняя задание к упражнению 4 на стр. 9..
(Дети придумывают свои знаки к словам человек, дождь, смотреть, гора и другим).
Обсуждение выполненной работы.
- Почему же люди не выбрали такой способ письма?
(Подвести детей к мысли, что рисунки разные люди толкуют по-разному, поэтому люди искали более точный способ передачи мыслей и речи.)
- Даже есть рассказ про девочку, в котором говорится, как неправильное толкование рисунков чуть не привело к войне.
2.8. Использование пиктографического способа письма для составления рассказа (парная работа).
- Трудно понять написанное только с помощью знаков и рисунков, но иногда, особенно для маленьких детей, в книгах вместо слов используются рисунки. Попробуем составить одну страницу книги для маленьких, используя вместо слов рисунки. Текст, который должен быть в книге, в упражнении 5 на стр. 9. Придумайте заголовок. Работайте вместе с соседом по парте.
(Учитель ещё раз уточняет понимание детьми задания).
- Для кого этот рассказ?
- Какой должна быть страница книги для маленьких?
- Что нужно изменить в рассказе?
- Каким способом его нужно написать?
- С кем нужно выполнять работу?
Подведение итогов парной работы.
Оцениваются:
- достижение цели работы: страница книжки для детей;
- в каждом предложении наряду со словами должны быть использованы рисунки или символы;
- красочность исполнения;
- орфографическая грамотность, так как слова даны в книге;
- правильность подбора заголовка к тексту: по теме или по основной мысли.
2.9. Работа с чувашскими пословицами.
- Интересно узнать, что думали чуваши о пользе грамоты. Для этого можно прочитать чувашские пословицы. (Учитель читает чувашские пословицы на стр. 8. Объясняется значение пословиц на русском и чувашском языках.).
Кто владеет пером, тот не даст себя в обиду. – Хур шaмми тытакан хур пулман.
- Владеть пером означает уметь писать и читать. Чaвашла aна хур шaмми тытакан тесе куcарнa, мeншeн тесен eлeк ручка вырaнне хур тeкeпе cырнa.
- Хорошему ученику и жить хорошо. – Лайaх вeренекен ачана пурaнма та аван.
( Значение этой пословицы дети толкуют сами).
2.10. Итоги урока.
Мы сегодня говорили о разных способах письма. Подумайте, какие ещё могут быть способы записи речи.
Тема: Храбрый ёжик. Д.Хармс.
Цель урока: Создание литературного портрета писателя Д.Хармса по его произведениям.
Задачи урока:
- создание литературного портрета Д.Хармса;
- знакомство с понятиями “ритм” и “рифма”;
- развитие эстетической восприимчивости к русскому художественному слову;
1. Сообщение цели урока.
- Сегодня мы познакомимся со сказкой поэта и писателя Даниила Хармса. Может быть, кто-то знает его стихотворения “Сорок четыре весёлых чижа”, “Иван Топорыжкин” и другие.
2. Беседа по созданию литературного портрета Д.Хармса.
- Жил Даниил Хармс много лет назад в Ленинграде – так тогда назывался Санкт-Петербург. Человек был необычный. Когда маленький Даня ещё в школе учился, он мог взять и посреди урока задудеть на валторне (музыкальный инструмент). Когда повзрослел, ходил по улицам родного города всегда с зонтиком в руке, в шляпе и гетрах. Что такое гетры? Носки до колен. Дома у него стояла старинная машина, которую он сам смастерил из разных колёсиков, лампочек и железок. Для чего она была – никто не знал, но Хармсу машина очень нравилась. И подписывал он свои стихи и рассказы почему-то по-разному: то Хармс, Чардам, Шардам, Пульхерий, даже Карл Иванович Шустерлинг. А по-настоящему его звали Даниил Иванович Ювачёв.
Помните стихотворение Самуила Яковлевича Маршака “Жил человек рассеянный”? Когда поэт сочинял его, он имел в виду своего приятеля Хармса. А другой ленинградский поэт, Владимиров, написал про Хармса стихотворение “Чудаки”. Очевидно, в нём было слишком много чудачеств для одного человека, потому и в стихотворении он существует во множественном числе.
Даниил Иванович очень любил играть со своими друзьями в забавную игру. Называлась она “Черты лица”. Один из игроков рисовал по отдельности нос, глаза, волосы, уши какого-нибудь общего знакомого, а другой должен был угадать и продолжить: нарисовать руку, шляпу, ноги, пальто… Так из отдельных чёрточек складывался настоящий, реальный портрет.
Попробуем и мы из стихов Даниила Хармса сложить его портрет. Как? Постараемся вместе сочинить стихотворение. Я буду читать одну строчку целиком, начало второй, а вы заканчивать её, чтобы в рифму получилось. (Читает стихотворение, жестами призывая детей отгадать слова.)
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе … позвал.
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый … пирог.
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости … не идут.
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек … отломил,
Когда же гости подошли,
То даже крошек … не нашли.
Молодцы! Постарались! Смешное стихотворение, правда? Рифмы вы подобрали точно. Теперь другое стихотворение послушайте. Я буду читать, а вы старайтесь отбивать ритм – хлопать, топать ножками, но не очень громко. Можете и прыгать – только в ритме стихов, а кто захочет, может считать вместе со мной.
Шёл по улице отряд,
Сорок мальчиков подряд:
Раз, два,
Три, четыре,
И четырежды четыре,
И четыре на четыре,
И ещё потом четыре.
В переулке шёл отряд:
Сорок девочек подряд.
Раз, два,
Три, четыре,
И четырежды четыре,
И четыре на четыре,
И ещё потом четыре.
Да как встретилися вдруг –
Стало восемьдесят вдруг!
Раз, два,
Три, четыре,
И четыре на четыре,
На четырнадцать четыре,
И потом еще четыре.
А на площадь повернули,
А на площади стоит
Не компания,
Не рота,
Не толпа,
Не батальон,
И не сорок,
И не сотня,
А почти что миллион!
Раз, два, три, четыре,
И четырежды четыре,
Сто четыре
На четыре,
Полтораста
На четыре,
Двести тысяч
На четыре
И потом ещё четыре!
ВСЁ.
- Ну как? Можно это стихотворение слушать, спокойно сидя на стуле? (Ответы). Конечно, трудно удержаться… Скажите, как называется песня, под которую можно только шагать? (Ответы). Правильно, марш. В марше главное – ритм, а в этом стихотворении ритм такой чёткий и весёлый, что и музыки не надо.
По Е.Барутчевой
3. Чтение сказки “Храбрый ёжик”.
- Теперь послушаем, какие сказки писал Д.Хармс. (Учитель читает сказку “Храбрый ёжик”)
- Понравилась ли вам сказка? Какие слова вам были непонятны? (Объяснение значений некоторых слов по словарю и без него). О ком в ней говорится? Почему она называется “Храбрый ёжик”? Чем интересна эта сказка? Какой бы вы её назвали: смешная, весёлая, грустная, интересная, печальная, жестокая, злая? Почему? Отличается ли она по характеру от стихотворений Д.Хармса? Какие ещё стихи написал Д.Хармс? (Дети называют произведения, которые им известны; если никто не знает других произведений, учитель обращает внимание детей на сведения об авторе в книге).
- Прочитаем ещё раз сказку “Храбрый ёжик”. (Чтение учеников).
- Ответим на вопрос автора в конце рассказа “Кто знает, как ежи кричат?”.
(Ответы детей).
- Как звери хотели узнать, что в ящике? Прочитайте эти слова. ( Стали осматривать, обнюхивать, облизывать). Почему они делали так? Прочитаем второй, третий и четвёртый абзацы. Как открылся ящик? Как выскочила змея? Как загрыз ёж змею? Что означают слова “раз, два, три” в рассказе? (Быстро, без особого труда; могут быть и другие ответы). Кому подражал ёжик, когда кричал первый раз, второй раз, третий раз? Почему автор пишет: “Нет, опять не так!” (Потому что знает, что первое – это песня петуха, “ав-ав-ав!” – так лает собака, “мяу-мяу-мяу” – так мурлычет кошка). Что это: рассказ или сказка? Почему вы думаете так? ( Дети могут доказать, что это - сказка: звери собираются вместе, ёж кричит, есть троекратный повтор).
- Как вы сегодня дома перескажете эту сказку своим родным? (Пересказ детей).
4. Инсценирование. (Учитель готовит заранее слова для сценки на отдельных листках в напечатанном виде).
- Попробуем изобразить сказочных зверей. Прочитаем диалог из упражнения 4 (стр. 137) по ролям. (Читают). А что могли бы рассказать другие звери в сказочном лесу?
Диалоги сказочных зверей.
(Инсценирование).
Лиса.
Был бы, ёж, ты хорош,
Только в лапы не возьмёшь.
Ёж.
Не хорош? Ну и что ж…
Без иголок я не ёж.
Белочка. Зайчик, зайчик, где ты был?
Заяц.
Я на речке хвостик мыл.
Вымыл, вымыл, да упал,
Снова хвостик замарал!
Учитель.
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису.
Волк. Лизавета, здравствуй!
Лиса. Как дела, зубастый?
Волк.
Ничего идут дела,
Голова ещё цела.
Лиса. Где ты был?
Волк. На рынке.
Лиса. Что купил?
Волк. Свежинки.
Лиса. Сколько взяли?
Волк. Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке…
Лиса. Кто отгрыз?
Волк. Собаки.
Лиса. Жив ли, милый куманёк?
Волк. Еле ноги уволок.
Ёж. Ты куда идёшь, медведь?
Медведь. Да на пчёлок поглядеть.
Ёж. А зачем несёшь бачок?
Медведь. Так… Повешу на сучок.
Заяц. Белка, где твой склад грибов?
Белка. По карманам у дубов!
Заяц. Где домишко твой?
Белка. В сосне.
Заяц. А постель?
Белка. Постель на мне.
(Дошкольное воспитание. №8, 2006)
5. Упражнения на развитие речедвигательных навыков.
- Прочитаем скороговорку [у й’ижа и й’олк’и иголк’и колк’и] (читает учитель). В игре в больницу вы делаете уколы иголками ели или сосны. Иголки колют, ими можно уколоться, они колкие (тиреcce). Какой звук повторяется в этой скороговорке? (Звуки [й’], [к ]и [к’]). (Чтение детей. Дети читают в среднем темпе, очень медленно, быстро, как ёж, как петух, как кошка).
- Сейчас я вам загадаю загадку. Вы найдите отгадку и нарисуйте её в тетради карандашом. Под рисунком запишите загадку. (Дети работают). Если кто не запомнил, спишите из книги. Что ещё можно дорисовать к отгадке? (Можно дорисовать сосны и ели над ежиком).
6. Итог урока.
- Чем вам запомнился сегодняшний урок чтения?
- Что узнали интересного?
- Чей это словесный портрет?
Жил много лет назад в Ленинграде – так тогда назывался Санкт-Петербург. Человек был необычный. Когда повзрослел, ходил по улицам родного города всегда с зонтиком в руке, в шляпе и гетрах. Дома у него стояла старинная машина, которую он сам смастерил из разных колёсиков, лампочек и железок. И подписывал он свои стихи и рассказы почему-то по-разному: то Хармс, Чардам, Шардам, Пульхерий, даже Карл Иванович Шустерлинг. А по-настоящему его звали... (ответы детей) Даниил Иванович Ювачёв. Ему посвящены стихотворение Самуила Яковлевича Маршака “Жил человек рассеянный” и поэта Юрия Владимирова “Чудаки”. Сам он написал стихи “Сорок четыре весёлых чижа”, “Иван Топорыжкин” “Я захотел устроить бал”, “Шёл по улице отряд” и другие. Все его стихотворения и сказки смешные, весёлые, задорные, необычные, удивительные. Это – (дети хором) Даниил Хармс.
7. Домашнее задание.
- Найдите в библиотеке произведения Д.Хармса и прочитайте. Подумайте, что еще можно добавить к литературному портрету Д.Хармса?
Использованная литература
1. Базисные учебные планы. // Народная школа, № 3, 2006.
2. Программа по русскому языку для начальных классов чувашских школ. Составители Волков М.К., Бескоровайная Р.П., Рыбакова А.В. Чебоксары, 2000.
3. Журнал “Дошкольное воспитание”, № 8 – 2006.
4. Рыбакова А.В., Артемьева Т.В. Парус. Книга для чтения во втором классе чувашской школы. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003.
Произведения для внеклассного чтения
Я и мои друзья
А. Барто. В школу. Помощница. Верёвочка.
А.Гайдар. Поход.
В. Давыдов-Анатри. Мои друзья. Братишки.
А.Калган. Ты уже большой.
В.Маяковский. А что у вас? Дядя Стёпа.
Н. Носов. На горке .Затейники. Живая шляпа. Ступеньки.
В.Осеева. Волшебное слово. Кто хозяин?
Н. Рубцов. Про зайца. Ласточка. Воробей.
Р. Сарби. Наш двор. Загадки.
О природе, о животных
В. Бианки. Про птиц и зверей.
С Сахарнов. Маленькие рассказы.
И. Суриков. Зима.
А. Толстой. Желтухин.
М.Ухсай. Журавлиное пёрышко.
К. Ушинский. Умей обождать. Бишка. Васька. Мышки. Пчела и мухи.
Е Чарушин. Волчишко.
Сказки
С. Маршак. Кошкин дом. Сказка о глупом мышонке.
В. Сутеев. Мышонок и карандаш. три котёнка.
Л. Толстой. Три медведя.
К. Чуковский. Мойдодыр.
Русские народные сказки: Репка. Курочка ряба. Теремок. Волк и семеро козлят. Гуси-лебеди. Волк-лентяй.
Чувашские детские песни, стихи, потешки.