институт школьного психолога

Отдел образования Батыревского района

 Чувашской республики

институт школьного психолога

 

Мастер-класс «Психологические приемы формирования у подростков отрицательного отношения к алкосодержащим веществам».

 

 Работа школьного педагога-психолога с «трудными» детьми


 

Организация первичной беседы педагогом-психологом с ребенком

 

            Обычно знакомству школьного психолога с ребенком предшествует беседа со взрослым, обратившимся за помощью. ЕЕ можно проводить либо непосредственно перед обследованием, либо заранее. В любом случае она не должна проходить при ребенке. Назначая встречу, следует попросить взрослых принести детские тетради (как за текущий период, так и за прошлые месяцы), побольше рисунков, которые сделаны ребенком по собственному желанию.

            Если беседа проводится непосредственно перед обследованием, то ребенку пока можно дать осмотреться в комнате, поиграть, порисовать, почитать.

            Уже во время первичной беседы начинают вести записи, которые будут продолжаться в течение всего времени консультирования. Пока что можно записать фамилию и имя ребенка, дату рождения, дату обращения, состав семьи, кто обратился за помощью, какова проблема. В дальнейшем каждый следующий лист, относящийся к данному обследованию, желательно подписывать, указывая фамилию и имя ребенка и дату проведения обследования (поскольку в будущем возможны повторные обращения).

            Не стоит срезу задавать много формальных вопросов. Лучше сначала просто выслушать клиента. Полезно записывать детали, выясняющиеся по ходу рассказа. Иногда имеет смысл дословно приводить использованные клиентом слова и выражения. «Во время урока витает в облаках…», «всегда добьется своего…», «сколько ни делаешь замечаний, ничего не помогает…», - подобные высказывания содержат очень полезную информацию, которая потеряется, если вы попытаетесь перевести их на язык терминов.

            В общении с педагогами и родителями наиболее типичны противоположные сложности. Педагоги обычно чересчур кратки («Не успевает по математике» - и все). Родители, напротив, часто бывают излишне многословны. В первом случае надо попросить рассказать поподробнее, задавая наводящие вопросы (какой именно материал наиболее сложен для ребенка; что дается ему лучше – устные ответы или контрольные работы; выполняет ли он домашние задания и т.п.). Во втором случае можно мягко указать на то, что пока вас интересует лишь наиболее общая картина, а более подробный разговор предстоит позже, когда вы уже составите собственное представление о ребенке.

            Во время беседы важно все время учитывать, что вы получаете не объективную картину, а ее восприятие клиентом. Это не снижает ценности получаемой информации: она окажется очень нужна, когда вы будете давать рекомендации. Однако не надейтесь, что клиент сам проделает за вас вашу работу: правильно определит характер психологической проблемы.

            Основные задачи этого пункта консультирования можно сформулировать в трех пунктах:

получить общее представление о том, как клиент воспринимает ребенка и сложившуюся ситуацию, что его беспокоит;

познакомиться с типичными поведенческими проявлениями ребенка и выяснить, как обычно реагируют на них окружающие его люди (взрослые и дети);

собрать анамнестические  данные, сведения о семейной и школьной ситуации.

            Решение последней задачи лучше отложить на конец беседы. Некоторые важные данные клиент, скорее всего, изложит сам, в ходе свободного рассказа о проблемах, с которыми он обратился к психологу. Для дополнения анамнеза придется после окончания рассказа задать дополнительные вопросы. В зависимости от характера жалобы могут иметь значение разные аспекты анамнеза. Можно использовать следующую классификацию проблем:

проблемы, связанные с умственным развитием;

поведенческие проблемы;

эмоциональные и личностные проблемы;

проблемы общения;

неврологические проявления.

            Еще раз повторим, что проблема, заявленная клиентом, может не соответствовать реально существующей. Например, неуспеваемость, воспринимаемая как следствие нарушений в умственном развитии, может в действительности объясняться эмоциональными отклонениями или сниженной мотивацией; подлинной причиной поведенческих нарушений может оказаться умственная отсталость, приводящая к непониманию ребенком тех или иных ситуаций.  

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".