Учитель логопед методические рекомендации

Отдел образования Батыревского района

 Чувашской республики

Учитель логопед методические рекомендации

 

                                       Несовершенства произношения детей.

Обусловлены недостаточным развитием артикуляционного, дыхательного, голосового и слухового аппаратов.

  Из – за того, что ребенок не умеет правильно дышать ртом и возникают несовершенства произношения. У него тихая, едва слышимая речь. Из – за того , что он выдыхает весь запас воздуха на первом слове, фразу или слово договаривает шепотом . Нередко он не договаривает , «заглатывает» конец слова или фразы . Торопливо произносит фразы без перерыва и на вдохе с захлебыванием .

  И я вам предлагаю игры на выработку правильного дыхания:

   -сдувать снежинки, бумажки со стола, с руки, дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу ; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики; всякие вертушки , игры на музыкальных инструментах , резиновые игрушки , игра в мыльные пузыри, флакончики .

 Для развития длительного плавного речевого выдоха рекомендуется предлагать говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов ( порядковый счет с загибанием пальцев, называть ребят своей группы ). В форме игры « Кто скажет без передышки ?

  Если речь торопливая, необходимо приучать говорить не торопясь, вдыхать перед началом речи. Для этого возьмите любую сказку, стишок, говорите короткими фразами, вдыхая перед каждой из них. Ребенок через рефлекс подражания усвоит эту манеру говорить.

 Развитию дыхания очень помогает пение.

Слуховой аппарат.

 Слуху принадлежит ведущая роль в образовании звуковой речи. Из – за недостаточного развития слуха возникает ряд несовершенств речи:

 1.Звуки, слоги и слова окружающих воспринимаются нечетко искаженно, поэтому дети смешивают 1 звук с другим.

 2.Слабое критическое отношение и слуховое внимание к речи окружающих и  своей собственной тормозят развитие звуковых различий и их устойчивость в процессе восприятия и произношения. Поэтому дети не замечают своих недочетов, которые затем приобретают характер привычки, преодолеваемые в последствии со значительным трудом. Поэтому с самого раннего детства следует развивать слух.

У детей следует различать биологический слух как способность слышать вообще и фонематический слух как способность различать фонемы, т. е. звуки, понимать смысл речи. Развитие его очень важно для правильного произношения звуков, слов. Поэтому , когда вы будете учить ребенка правильно произносить звук ,обязательно поупражняйте сначала слух ребенка, чтобы по слуху он различал смешиваемые звуки и слова ( шар – жар ,суп – зуб ) .

  Какие же можно использовать игры для развития фонематического слуха ?  

                                   

 

Игры на развитие фонематического слуха.

Хороший слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Поэтому после трех лет у детей надо начать развивать фонематический слух .

  Уже в конце первого года жизни ребенок замечает различия в звучании слов. Он начинает отличать одни речевые звуки от других, старается правильно произносить их . К концу второго года он различает все звуки родного языка и может заметить дефектное произношение звуков в словах своих сверстников . пытается исправить их . Ему становится доступным фонематическое различие звуков. Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок. Чтобы компенсировать задержку в речевом развитии ребенка , этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослый должен своевременно прийти на помощь малышу и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности.

  Упражнения, которые я рекомендую, помогут малышу осваивать звуковую систему родного языка, подготовят к усвоению грамоты, письменной речи.

 1.» Волшебная палочка»

Роль волшебной палочки может сыграть указка, карандаш, обернутый фольгой. Взрослый дотрагивается до предмета и громко называет его. Вслед за этим название произносит ребенок , стараясь сделать это как можно четче. Взрослый постоянно обращает внимание ребенка на то, что они произносят слова.

 2.Путешествие «В поиске слов».

На улице вы говорите « Давайте отправимся с Мишкой в путешествие на поиск слов». Ребенок находит предметы и четко называет их. А взрослый следит , чтобы он правильно и отчетливо произносил их .

 3.Игрушка ошибается.

Взрослый говорит, что плюшевый мишка слышал, что вы знаете много слов. Мишка просит научить его произносить их . Взрослый предлагает детям обойти комнату ,чтобы они ознакомили мишку с названиями предметов . Мишка плохо слышит ,поэтому просит произносить слова внятно и громко . Он старается подражать ребенку в произношении звуков, но иногда заменяет 1 звук другим, называет другое слово : вместо « стул» говорит «штул» . Малыш не соглашается с его ответами, более внимательно прислушивается к высказываниям мишки. Мишка просит разъяснить ошибки.

 4.Подскажи словечко.

Взрослый говорит: « Яне буду договаривать одно слово, а ты догадайся какое».

             Наша Таня громко плачет:

             Уронила в речку ….

             Уронили мишку на пол,

              Оторвали мишке …..

После взрослый предлагает детям любые слова. Если дети затрудняются, воспитатель сам произносит, после произносят дети, затем вместе повторяют все слова.

 4. « Так ли это звучит ?»

Нужны две большие карточки, в верхней части которых изображены мишка и рубашка, в нижней по 3 пустые клетки: маленькие карточки с изображением слов , сходных по звучанию . Взрослый предлагает разложить картинки в 2 ряда . В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно.

  И если вы будете постоянно проводить эти упражнения, вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.   

   

                      Исправление звукопроизношения у дошкольников

  звук "Р"

Почему же у некоторых детей в 7 лет произношение задерживается? Этого не случится, если вы родители, будете учить его правильной речи. Чем больше вы, дети старшего возраста, будете разговаривать с детьми, чем лучше стимулируете их к разговору, тем лучше, успешнее будет формироваться его речь. Если к школе ребенок не научился произносить звук р, то это стойкий дефект – косноязычие .А если есть и анатомические поражения, то это уже считается патологией.  Нельзя думать - вот вырастет и научится.

Это бесполезно. А вот каким образом вы сможете ему помочь, мы с вами поговорим и потренируемся на играх.

   Сначала учим различать на слух звук р от звуков , с которыми он смешивается : л, ль, й, р.

   Чтобы научить ребенка произносить звук р , показываем артикуляцию звука р при открытом рте . «Что это нарисовано ? – «Трава». «Да, это, трава. Вот как у меня лежит язык , когда я говорю « трава» - ррр . А у тебя ? Попробуй!».  

   Если показ не получается, то надо поупражнять в нужных для данного звука движениях ( 3 – 5 минут ) и надо проводить игры, развивающие дыхание.

   -«Качели»

   -«Вкусное варенье»

   -«Лошадка»

   -«Грибок»

   -«Гармошка»

   -«Чашка»

   -«Барабан»

 Каждое упражнение выполняется ритмично, без шевеления.

 Можно научиться говорить от звука ж, т, д. Игра «Кучер « : сильно подуть на широкий кончик языка, плотно прижатого к верхней десне – получится трр. Игра «Балалайка « - тяни звук ж и в это время вы мизинцем быстро двигаете под кончиком языка , получается рокот . Вместо ж можно произносить ддд .

 

 

 

                      Исправление звукопроизношения у дошкольников

  звук "Ш"

 Есть дети, которые поступив в школу, не могут выговаривать звук ш . Потому что, когда произносим этот звук, язык надо длительно удерживать сближенным на небольшом расстоянии от неба .

  Перед обучением правильному произношению звука ш обязательно надо поупражнять фонематический слух ребенка, чтобы по слуху он различал смешиваемые слова и звуки

( шар – жар ), ( суп – зуб ).

  Нельзя в этом возрасте, у которого уже закрепился неправильный звук, просить повторить за собой звук ш ( «Скажи ш» ) . Он все равно будет повторять тот звук , который у него закрепился . Лучше скажите « Подними язык  кверху , вытяни губы вот так , а теперь дуй на язык . Вот и получился звук ш». Если показ не получается, то надо поупражнять в нужных для данного звука движениях ( 3 – 5 минут ) и надо проводить игры, развивающие дыхание

  -Лопата

  -Загнуть широкий язык к носу

  -Лодочка ( желобок )

  -Ковшик

 Новый звук за день повторяется 15 – 20 раз. Каждое движение выполняется ритмично , без шевеления .

 

После постановки звук автоматизируется в словах , в предложениях, в связной речи . Если ребенок смешивает поставленный звук ш со сходным звуком , то его надо упражнять в произнесении такого текста ,в котором встречаются оба звука . И если этот звук не исправляется вами, другими людьми во время речи, правильное произношение звука забудется . Поэтому на первых порах надо всеми силами поддерживать новый звук, а не предоставлять малышу произносить его бесконтрольно.

                             Игры на автоматизацию звука ш:

  -« Угадай слово» .Вы начинаете , ребенок заканчивает : шу – ба , ка – ша или наоборот .

   -загадки

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".