![]() |
| ||||||||
|
![]() |
| |||||||
Методическая разработка
«Жизнь без нравственного усилия есть сон» Лев Толстой. Цель беседы: 1. Присвоение общечеловеческих ценностей, основополагающие качества личности, как смирение, уважение, праведность, уверенность, верность, волю, выносливость, настойчивость, терпение и смелость. 2. Воспитание мирного человека, живущего в согласии с самим собой.
Смирение.
Чтобы быть смиренным нужно удерживать свою гордость: «Гордость проигрывает, смирение приносит выгоду». Когда вы довольны собой, то не можете мыслить глубоко, не стремитесь учиться чему-то новому. Если же вы смиренны, то всегда ищите способы самосовершенствования, постоянно учитесь. Помните, что у знания нет границ. Как бы глубоко вы не копнули, всегда есть ещё более глубокий уровень узнавания. Конфуций говорил: «Если мимо проходят три человека, среди них обязательно должен быть один, который мог бы стать моим учителем». В любой сфере всегда найдётся кто-то более талантливый и знающий, чем вы. О смирении есть образная притча. Молодой бамбуковый побег только что вылез из земли Он посмотрел на небо, улыбнулся и сказал сам себе: «Мне говорили, что небо высоко и до него нельзя достать. Не верю, что это правда». Побег был молод и полон сил. Он был уверен, что если всё время расти, то в один прекрасный день можно достичь неба. И он стал расти и расти… Прошло 10 лет, 20 лет. Он снова посмотрел на небо. Оно по-прежнему было недостигаемым. И только тогда он кое-что понял и начал склоняться вниз. Чем больше он рос, тем ниже склонялся. Помните всегда: «Чем выше бамбук растёт, тем ниже он склоняется». А вот ещё одна история: Ученик пришёл к учителю карате и сказал: «Уважаемый учитель, я занимался много лет и так много узнал о боевых искусствах, что достиг очень высокого уровня. Я слышал, что вы великий мастер, и пришел узнать , можете ли вы научить меня чему-нибуть ещё». Мастер не ответил. Вместо этого он взял чашку и поставил её перед учеником. Затем взял чайник и стал наливать чай. Он уже налил чашку до краёв, но продолжал наливать, так что чай хлынул на стол. Ученик в изумлении закричал: «Эй! Учитель! Чашка уже полна до краёв!» Учитель, перестав наливать, взглянул на него и, улыбнувшись сказал: «Молодой человек, это и есть вы. Очень жаль, но я не могу принять вас в ученики. Подобно этой чашке, ваш ум наполнен до краёв, и я ничему больше не могу вас научить. Если вы хотите учиться, сначала опорожните свою чашку». Чтобы стать смиренным, надо прежде всего избавиться от ложного чувства собственной значимости, особенно перед лицом учителя. Человек, который действительно умён, знает, когда и где нужно склониться, и всегда держит свою чашку пустой.
Уважение
Уважение – это основа ваших взаимоотношений с родителями, учителями, соотношений с родителями, учителями, соучениками, приверженцами других боевых искусств (если занимаетесь каким-либо его видам, а по большому счёту, со всеми людьми. Только при уважении возможны гармоничные отношения. Н самое главное – не потерять уважения к самому себе. Нельзя, не уважая себя, уважать других ожидать уважения с их стороны. Уважение можно только заслужить, нельзя о нём просить или, более того, требовать. Например, если человек опускается на дно общества (становится алкоголиком, наркоманом), значит, он потерял всякое уважение к себе. Раз он сам надругался над своей человеческой природой, почему другие люди должны уважать его? Уважение придёт к вам лишь тогда, когда все увидят, что вы его заслуживаете. Запомните: кто уважает себя и других, того тоже будут уважать. Расскажу такую историю: Жила одна семья: отец, мать, 10-и летний сын и бабушка. Они ели все вместе за одним столом. Бабушка была очень старая, у нее постоянно дрожали руки, и она всё роняла. Во время еды она часто рассыпала еду по столу, что очень раздражала невесту. Однажды он пожаловалась мужу: «Дорогой, каждый раз, когда твоя мама ест, она рассыпает еду по столу, меня это выводит из себя так, что самой есть, не хочется». Муж не сказал ничего. Он понимал, что с мамиными руками уже ничего не сделаешь. Но через несколько дней жена снова пристал к нему: «Ты собираешься что-то делать со своей мамой или нет? Мне это надоело!» Как муж ни сопротивлялся с тем, чтобы бабушка сидела за отдельным столом. Когда настало время обеда, бабушку посадили за особым столом, в дальнем углу. К тому же есть ей пришлось из старой щербатой – несколько хороших она уже разбила. Старушка опечалилась, но что тут поделаешь? Стала она вспоминать прошлое – с какой любовью она растила своего сына, сколько времени и сил уделяла ему. Она никогда не жаловалась на трудности и всегда была рядом с ним в нужный» момент. А теперь почувствовала себя брошенной. Прошло несколько дней. Бабушка оставалась печальной и уже не улыбалась. И вот ее10-и летний внук, который всё видел, подошел к ней и сказал: «Бабушка, я знаю, ты очень несчастна. Мои родители плохо поступили с тобой. Но ты не беспокойся. Я их заставлю пригласить тебя за стол, только ты делай всё так, как я тебе скажу». В сердце бабушки зародилась надежда. « Что же я должна сделать?» - спросила она. Мальчик улыбнулся и сказал: «Сегодня за обедом разбей свою тарелку, но сделай это как бы случайно». Бабушка удивилась: «Ну зачем?» - спросила она. «Не беспокойся сказал внук. - Это уж моя забота». Наступила время обеда. Выбрав момент, когда сын и невеста не смотрели на неё, бабушка подняла старую щербатую тарелку и бросила на пал. Тарелка разбилась и невестка тут же вскочила, собираясь обругать бабушку. Но не успела она раскрыть рот, как внук громко сказал: «Бабушка, ты зачем разбила эту тарелку? Я хотел сохранить её для моей мамы, когда она состарится!» Мать побледнела она внезапно поняла, что всё, сделанное ею было примером для сына. Как она обращается со свекровью, так и сын будет обращаться с ней в старости. И ей стало очень стыдно. С того дня семья по-прежнему собиралась за одним столом. Итак, только тот, кто уважает своих учителей и старших по возрасту, достоин уважения в старости. Почитайте своих родителей – и вы заслужимте уважения и любовь своих детей. Любите матерей, матери – это жизнь.
Праведность.
Праведность – это образ жизни. Праведник за что-то хорошее берётся без колебаний, а если что-то считает плохим, то никогда за это не возьмется. К праведным людям окружающие относятся с доверием. Вызвать доверие могут только люди, достойные его, а также доверяющие себе. Чтобы стать личностью, которой люди могут доверять, следует, пообещав что-то, обязательно это выполнить. Доверие – основа дружбы и уважения. Доверие друга трудно заслужить, но легко потерять. Доверие себе означает веру в себя, в свои силы и возможности. Надо постараться выработать в себе эти качества. Только ваша спокойная уверенность способна вызвать к вам притяжение других. Обман здесь невозможен. Наличие внутренней силы способно держать нас на плаву пи любых обстоятельствах. Здесь стоит вспомнить легенду о Данко, рассказанную старухой Изергиль. Племя, в котором жил Данко, было изгнано со своих обжитых мест другим, более сильным. И людям пришлось искать новое место для существования, пробираясь сквозь непроходимый лес много дней и ночей. Вера в то, что они когда-нибудь выйдут из этого непроходимого, мрачного леса, начала покидать людей. Увидев это, Данко вырвал из груди своё горящее любовью к соплеменникам сердце, поднял его над головой и повёл их за собой. И все пошли за этим сетом, вселяющим уверенность в быстрое освобождение. И вышли из этого ужасного леса. А Данко погиб. Но если бы у него не было веры и любви к людям, племя не доверилось бы ему. Отсутствие уверенности лишает человек внутренней силы даже при наличии у него верной жизненной позиции. Слабые духом редко добиваются успеха, поскольку их постоянно мучают сомнения. Уверенность
Уверенность – это состояние духа. А теперь постараемся вспомнить детали вчерашнего дня, восстановить в подробностях события пошедшей недели. Какой настрой у вас преобладал? Наполняла ли вашу душу уверенность или её терзали бесконечные сомнения? Вспомните пики своей уверенности и провалы в бездну неуверенности. Как в том и другом случае звучал ваш голос? Как работала голова? Каким было выражение лица? По тому, как улыбается человек, тяжело или легко, всегда можно определить его настроение. В дзен-буддизме есть приём, позволяющий автоматически исправить настроение и вселить уверенность. Сделайте глубокий вздох, на выходе улыбнитесь. И так несколько раз до закрепления навыка, до автоматизма. Сначала поверь себя сам, а потом в поверят другие. А. Пугачева
Обретению уверенности способствуют занятия спортом. Значительно повышает уровень уверенности профессионализм человека в той или иной сфере деятельности. В любом случае наш позитивный опыт укрепляет веру в себя, верю в свои силы. Поднимаясь в гору, имей мужество пройти по обрывистой тропе; двигаясь по снегу, имей мужество пройти по скользкому месту. На опасных поворотах жизни имей мужество двигаться дальше, иначе застрянешь в яме. Хун Цзы Чен
Если у вас хоть когда-либо были проблески уверенности, эта техника для вас. Вспомните моменты, когда вы испытывали чувство максимальной уверенности в себе. Может быть, успешно сдали экзамен, показали лучший результат на спортивных соревнованиях, удачно выступили на концерте или просто что-то сумели зделать лучше других. Когда вы почувствовали себя героем? Ещё раз эмоционально переживите этот момент. Отметьте теперь спорные симптомы вашей уверенности. Для закрепления опыта надо на запястье левой руки надеть медицинскую резинку. Повторяя вышеописанную технику, при наплыве неуверенности оттяните и резко отпустите резинку, закрепив болевым ощущением чувство неуверенности. Боль заблокирует её. А, вызвав в себе состояние уверенности, подкрепите его положительной эмоцией, например, выпив чашку ароматного кофе или съев шоколадную конфету. Вера в себя – это вера в то, что в вас есть нечто большее, чем о себе знаете. Митрополит Анатолий
Верность
Верность – это необходимое условие доверия. Вы должны хранить верность своему учителю, своим друзьям, Родине. Верность делает возможным взаимное доверие. Расскажу такую историю. Давным-давно в Азии жил один царь. Никто не видел его лица, потому что всегда, встречался со своим министром и чиновниками или выходя к народу, царь надевал маску, имевшую строгое и торжественное выражение. Все чиновники и простой люд уважали, слушались и боялись его. Благодаря этому он очень успешно управлял страной. Однажды супруга сказала ему: «Если для управления страной ты должен носить маску – значит, люди уважают маску, а не тебя». И чтобы доказать супруге, что именно он, а не его маска управляет страной, царь решил снять маску и показать чиновникам своё настоящее лицо. Теперь чиновники могли видеть выражение его лица и догадываться, о чём он думает. И вскоре они перестали бояться царя. Прошло несколько месяцев. Ситуация во дворце всё ухудшалась. Царь утратил ту торжественную значимость, которая внушала людям страх. Хуже того, чиновники начали терять уважение к нему. Вскоре царь осознал, что среди его чиновников больше нет единодушия. Он терял власть над страной, которая погружалась в хаос. Нужно было что-то предпринять, чтобы вернуть себе уважение народа и способность управлять страной. И царь приказал обезглавить трёх чиновников, а на их место назначить новых. Он снова надел свою маску, и вскоре страна опять стала единой и управляемой. Есть ли маска на вашем лице? Может быть, люди верны не вам, а вашей маске? Случалось ли вам снимать сваю маску и видеть в зеркале свое настоящее лицо? Это помогало бы вам обрести смирение.
Воля
Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставлять себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля – это не просто желание и остановка, и желание и отказ одновременно. А. С. Макаренко
Воля наша, как и наши мускулу, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности: не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю. К. Д. Макаренко
Все победы начинаются с побед над самим собой. Л. М. Леонов
В одной старой китайской истории рассказывается о 90-ти летнем старике, который жил вместе со своими сыновьями, невестками и внуками у горы Бей. Перед его домом возвышались две горы, Тайсин и Ваньу, мешавшие проехать в центр округа. Однажды старик решил срыть эти горы и выбросить грунт в море. Услышав об этом соседи, стали смеяться над стариком. Но он сказал им: «Нет ничего невозможного! Я скоро умру, но у меня есть сыновья, а у сыновей дети и так далее. Разве не под силу им срыть эти горы? Ведь недаром говорят: «Было бы желание, а способ найдётся»». Одним из условий становления личности является воспитание силы воли. Мало ли людей умных, но пасующих перед трудностями, отступающих при встрече с препятствиями или просто не способных длительное время напрягаться, чтобы довести начатое дело до конца? Воля представляет собой ту силу, с помощью которой человек способен добиваться поставленной цели. Благодаря воле человек побеждает страх, преодолевает усталость, мобилизует свои скрытые резервы, не поддаётся соблазнам, мешающим довести до конца задуманное. Можно воспитать свою волю, если, например, ежедневно заставлять себя делать то, чего делать не хочется, каждый раз преодолевая очередное нежелание: Нежелание рано встать, нежелание идти в холод на тренировку и т. д. Скажем ты решил делать по утрам физзарядку. Первый день мешать руками и не нарадуешься: «Порядок! Буду так упражняться каждое утро – никто меня никогда не одолеет». И на второй и на третий день всё идёт хорошо. Но вот на пятый день ты вдруг вспоминаешь, что нынче воскресенье. Известно, что что нынче воскресенье – выходной. Сразу находится множество причин, позволяющих поваляться лишние полчаса в кровати. Вот тут и требуется проявить волю. Убить лень, одолеть все «благовидные» причины, мешающие довести принятое решение до конца, и заставить себя сделать то, чего делать не хочется.
Взял ярмо – тащи его (пословица). Взявшись за гуж, не говори, что не дюж (пословица).
Для воспитания воли ставьте перед собой кажущиеся невыполнимее цели и делайте всё возможное для их достижения. Постепенно вы сами осознаете, что ничего невозможного нет. Сильная воля воспитывается в борьбе с вредными привычками и чертами характера. Для начала примите твёрдое и бесповоротное решение избавиться от них и на первых порах избегайте тех условий, в которых они могут проявиться. После этого старайтесь ни разу не отступать от поставленной цели, следуя выбранному направлению и не отклоняться в сторону, а тем, более не оглядываясь назад. Умение преодолевать себя в повседневной жизни, хотя бы в мелочах, в значительной степени помогает ыроботке веры в свои силы, а значит, способности управлять собой.
Выносливость, настойчивость и терпение
Без труда не вытащишь рыбку из пруда (пословица)
Терпение и труд всё перетрут (пословица)
Глаза страшатся, а руки делают (пословица)
Всё человеческое умение – не что иное, Как смесь терпения и времени. О. Бальзак
Выносливость, настойчивость и терпение – это проявления сильной воли. Люди, которые добиваются успеха, не обязательно самые умные, но непременно терпеливые и настойчивые. Для начала старайтесь ставить перед собой только простые и реально выполнимые задачи. Например: с 16 до19 часов я не смотрю телевизор и готовлю домашнее задание. Скорее всего, вы три часа просидите над учебниками, гляд в потолок. Что ж, пусть будет так, но зато телевизор вы не смотрели, и это уже победа! Поставим новую задачу: выучить два предмета на совесть. И не ради получения хорошей оценки, а чтобы доказать себе, что это можете. Пусть эта задача будет решена не сразу. При должной настойчивости и терпении результат непременно придёт.
«Сохранить природу – сохранить жизнь» (брифинг)
Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование экологической культуры.
Эпиграф: «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить». Ф. Жолио – Кюри План 1. Значение природы для человека. 2. Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека? 3. Какова экологическая обстановка в нашем городе? 4. Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей? 5. Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?
Замечание. В брифинге принимают участие: O эколог, O представитель комитета по охране природы, O медицинский работник, O экономист. В их роли выступают учащиеся 9 – 11 классов, подготовившие свои выступления заранее по рекомендованной учителем литературе. По вопросу «Экологическая обстановка в нашем городе» в ходе выступления демонстрируется видеозапись.
Звучит музыка И. Штрауса «Сказки венского леса».
Ведущий. Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации. Это чудо – Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу – сохранить жизнь» – тема брифинга. В брифинге принимают участие: эколог …, представитель Комитета по охране природы …, медицинский работник …, экономист ... Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц и земли без воды … Все меньше – окружающей природы. Все больше – окружающей среды. Всего четыре поэтические строки Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для нас сегодняшних и для последующих поколений?
Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
С информацией выступает эколог …
Эколог. Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных. Указ Петра I от 1718 г. предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах. Согласно Указу 1719 года об охране водоемов «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…». Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось. Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить… К сожалению, не все понимали важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди, созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, города… Еще несколько десятилетий назад академик В.И. Вернадский, создатель науки биогеохимия, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один – полное ее уничтожение. Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды дни, а без воздуха минуты. За последние 25 – 30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2 – 3 миллиона лет. В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, к частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить. 50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы, в том числе и наш город. Все острее становится проблема источников чистой пресной воды. Леса – «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты. Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействие так называе-мых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы. В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.
Ведущий. Приведенные экологом факты тревожны. Они могут показаться вам далекими.
Какова же экологическая обстановка в нашем городе?
Слово предоставляется представителю Комитета охраны природы …
Представитель комитета по охране природы … Замечание. Выступление сопровождается демонстрацией видеофрагментов, характеризующих экологическую ситуацию в городе, и заканчивается стихотворением В. Глебова «И только ахает Природа…».
И только ахает Природа …
Весна! Ручьи не умолкают: Потоки в буйстве – там и тут. И в наше озеро стекают И удобренья и мазут. Весь берег стал похож на свалку – Чего, чего тут только нет: Объедки, старые мочалки, Обрывки книжек и газет… Растут те свалки год от года По берегам озер и рек, И сокрушается Природа: — Зачем все это, Человек?! Иду таежною долиной… И снова – горькие слова: У сосен высохли вершины, С берез осыпалась листва, На травах – черные болячки – Беда, куда ни погляди… И разъяснил мне егерь мрачно: — А что? Кислотные дожди… … Лес плакал точно в непогоду Скрипучей жалобой калек, И я услышал стон Природы: — Что натворил ты, Человек?! Раз в туристическом вояже Я искупаться захотел. Но прогулялся возле пляжа И, верь, раздеться не посмел. Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной. Не море – сточная канава Плескала тихо предо мной. Дымили вдалеке заводы, Шумел космический наш век. Но грустным был венец Природы – Ее созданье – Человек. Наш разум стал Природе игом! А не случится ли вдруг так, Что нам самим до Красной книги Останется всего лишь шаг. От термоядерных реакций И от химических новаций Не раз рвалась потомства нить. Волна чудовищных мутаций Грозит планету затопить. Все может быть, все может статься… Вопрос ребром: быть иль не быть? Никто за нас того вопроса И не подумает решить. А между тем все час за часом Мы продолжаем зло вершить. И вот уж нет лесных запасов, Уже в реке нельзя попить. Ракеты бьют по небосводу, Тревожа мирный наш ночлег, И только ахает Природа: — Да сын ли ты мне, Человек?
Ведущий. Экологическая ситуация в нашем городе тоже не радует и заставляет задуматься каждого.
Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей? С информацией выступает медицинский работник …
Медицинский работник. Загрязнение воздуха на 43 – 45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. В Амурской, курганской, Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов беременности, увеличении мертво рождаемости и врожденных аномалий. Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций. Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом. На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17 – 24 %. Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.
Ведущий. Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновению с лица Земли исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения …).
Что необходимо сделать для сохранения природы?
Слово экономисту …
Экономист. Прежде всего необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны больницы с современным оборудованием… На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережливому отношению к природным ресурсам и сообществам. Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить и оберегать ее от разрушительных последствий. Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник?
Таблица «Будьте активными защитниками природной среды»
Ведущий. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами ее мыслящие частицы. Это налагает огромную ответственность за сохранность природы на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а, следовательно, жизни на Земле. В одном из стихотворений М. Дудин пишет:
Берегите Землю! Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики… Берегите молодые всходы На зеленом празднике природы, Небо в звездах, океан и сушу И в бессмертье верящую душу, – Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите…
Звучит песня «Березы» в исполнении Н. Расторгуева.
Литература
1. Экология. – Курган: ГИПП «Зауралье», 1997 – (Учебники и учебные пособия высш. учебн. заведений). 2. Ноосфера: духовный мир человека. /Сост. А.В. Коротнян. – Л.: Лениздат, 1986. 3. Берегите эти земли, эти воды…Книга – интервью. – М.: Знание, 1988 – (Нар. ун-т. Естественнонаучный фак.) 4. З.П. Белых. Новые грани алмазного края. Фотоальбом. – М.: Союзрекламкультура, 1993.
Классный час
Цель: воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, стремления к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Помочь учащимся в осознании масштабов того вреда, которое курение оказывает на здоровье человека, способствовать отрицательному отношению к курению. 2. Развивать умение учащихся осуществлять самостоятельно поиск необходимой информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). 3. Развивать способность критического восприятия информации, в частности на примере информации о пользе курения табака. 4. Способствовать развитию умения выступать перед аудиторией и взаимодействовать с другими участниками. Предварительная подготовка: 1. Задание учащимся: подобрать материал о проблеме «Влияние курения табака на здоровье человека», высказывания великих, известных людей о курении табака. 2. Социологический опрос жителей посёлка об отношении к проблеме табакокурения (вопросы приводятся в приложении). 3. Анкетирование учащихся 5-9 классов, учителей, родителей (тексты анкет даны в приложении). 4. Конкурс рисунков, плакатов, листовок. 5. Разработка демонстрационных опытов, наглядно показывающих, что попадает в лёгкие курящих людей, например, опыт «Курящая кукла».
Оформление: помещение класса или актового зала делится на четыре зоны («зал судебных заседаний», «конференц-зал Института Биохимии и Физиологии Человека», «школьные коридоры», места для зрителей, гостей). Каждая зона оформляется в соответствии с назначением. На передней стене плакаты с высказываниями:
«Вы глупы, если до сих пор не поняли, что курение – это смерть!» Йен Мандела «От курения тупеешь». И. Гёте.
«После того, как я бросил курить, у меня не бывает мрачного настроения». А. П. Чехов
«Всякий курящий должен знать, что он отравляет не только себя, но и других». Н. А. Семашко
Ход мероприятия. Ведущий (репортёр): Здравствуйте, в эфире съёмочная группа Чердаклинской средней школы № 2. Наш репортаж посвящён проблеме «Влияние курения табака на здоровье человека». В последние годы курение табака из явления превратилось в настоящую проблему. На словах все соглашаются, что курить вредно для здоровья, однако продолжают это делать. Дымят дома, на работе, на остановках, в лесу, на стадионах, в школьных туалетах. К этой ситуации подходит выражение «в собственном глазу бревна не видим…» - сокрушаемся о глобальном загрязнении атмосферы, о вредных производствах и коптящих трубах, а живём в среде, запачканной табачным дымом. Существует эта проблема и в школе № 2, однако ребята не хотят мириться со сложившейся ситуацией и предлагают свои способы борьбы за здоровый образ жизни. Наш первый репортаж из школьного зала суда, где проходит процесс по делу Сигареты-убийцы. Секретарь суда: Встать, суд идёт! Судья: Слушается дело по обвинению Сигареты, в причинении вреда здоровью человека. Ввести обвиняемую! (Охрана вводит Сигарету). Слово предоставляется прокурору. Прокурор: Глубокоуважаемый господин судья. Сегодня мне выпала трудная, но благородная задача – открыто выступить против Сигареты, а вернее против её внутренней сущности полное и настоящее имя которой Nicotiana tabacum, а проще табак. Но прежде, чем я приведу факты обвинения, и мы выслушаем свидетелей, я должен хотя бы кратко рассказать об истории проникновения табака в европейскую цивилизацию и об отношении к нему. Его родина – Южная Америка. В Европе он стал известен после возвращения из Америки участников второй экспедиции Колумба в 1496 году, которые привезли его семена. Первоначально табак выращивали в Испании в качестве декоративного растения. Посол Португалии в Париже Жан Нико настойчиво рекомендовал табак для лечения и предупреждения многих болезней, чем оставил о себе память в виде названия одного из вредных компонентов табака – никотина. Несмотря на то, что табак быстро распространился в Европе, в более консервативной Англии он встретил негативное отношение властей. В XVI, а также XVII веках курение табака в Англии оказалось под строгим запретом. Уличённых в этом занятии водили по улицам с петлёй на шее, а наиболее злостных курильщиков казнили, и их отрубленные головы с трубкой во рту выставляли на площадях для всеобщего обозрения. Спустя нескольких десятилетий во Франции осознали вред неуёмного потребления табака. В 1680 году король Людовик XIII запретил свободную его продажу, разрешив получать его только в аптеках, по предписанию врача. Начала выступать против табака и католическая церковь. В 1692 году в Сантьяго были живьём замурованы в стену пять монахов за то, что они курили сигары у дверей церкви, вместо того чтобы присутствовать на вечернем богослужении. В Россию табак был завезён в XVI веке иностранными купцами и сразу же был встречен резко отрицательно и царской властью, и духовенством. Его считали признаком развращения нравов, средством, губительным для народного здоровья. В 1634 году после очередного пожара, возникшего по вине курильщиков, царь Михаил Романов издал указ: «На Москве и в городах о табаке заказ учинить крепкий и под смертной казнью, чтобы нигде табак у себя не держали и не пили и табаком не торговали. И за то тем людям чинить наказание большое без пощады под смертной казнью, а дворы их и животы имая продавати и деньги имати в государеву казну». Однако, запрещение табака, к сожалению, было недолгим: во-первых, власти оказались бессильными противостоять его нашествию, во-вторых, они поняли, что из такого вредного занятия, как курение, можно извлечь немалую материальную пользу. Так, В 1697 году царь Пётр I специальным указом отменил запрет на употребление табака и одновременно ввёл налог в пользу казны от его продажи. А в 1763 году императрица Екатерина II издала высочайший манифест «О разведении, как в Малой России, так и в великороссийских областях насаждений разных чужестранных табаков». В конечном итоге табак сделался традиционной сельскохозяйственной культурой в ряде южных областей России, где он занимает одни из лучших земель, а табачные изделия прочно вошли в быт многих людей. Сейчас в нашей стране курят около 40 миллионов человек, т. е. треть населения. Следовательно, можно говорить уже об эпидемии курения, всё чаще курят женщины и дети и это не смотря на то, что в середине января 2002 года вступил в силу Закон об ограничении курения табака. За год в России выкуривается 700 миллионов штук сигарет, это 240 пачек на душу населения, включая младенцев. Более 80% приобретают эту привычку в молодом возрасте. Поэтому я считаю необходимым рассказать людям подробно всю правду о вреде курения табака. Прошу пригласить и выслушать свидетелей обвинения.
Врач кардиолог: В последние десятилетия всё большую озабоченность учёных и практических врачей вызывает то пагубное влияние, которое оказывают компоненты табачного дыма на организм человека и, прежде всего на сердечно-сосудистую систему. Поражение сердца и сосудов у людей, много и систематически курящих, как правило, является следствием нарушения нервной и гуморальной регуляции сердечно-сосудистой системы. Многочисленные эксперименты показали: после выкуренной сигареты (папиросы) резко увеличивается по сравнению с нормой количество циркулирующих в крови кортикостероидов, а также адреналина и норадреналина. Эти биологически активные вещества побуждают сердечную мышцу работать в более учащённом ритме: увеличивается минутный объём сердца, повышается артериальное давление, возрастает скорость сокращений миокарда. Подсчитано, что сердце курящего человека делает за сутки на 12-15 тысяч сокращений больше, чем сердце некурящего. Постоянная излишняя нагрузка ведёт к преждевременному изнашиванию сердечной мышцы. Положение усугубляется ещё и тем, что миокард не получает того количества кислорода, которое ему необходимо при такой интенсивной работе. Ведь у курильщика коронарные сосуды сужены и, следовательно, приток крови по ним весьма затруднён. К тому же кровь, циркулирующая в организме курильщика, бедна кислородом, так как почти 10% гемоглобина выключены из дыхательного процесса: они вынуждены нести на себе «мёртвый груз» - молекулы угарного газа. Всё это способствует раннему развитию ишемической болезни сердца, стенокардии у курящих людей. И вполне обоснованно среди факторов риска инфаркта миокарда специалисты называют курение. Это подтверждает и статистика: инфаркты в сравнительно молодом возрасте – 40-50 лет – бывают исключительно у курильщиков. У любителей табака гораздо тяжелее, чем у некурящих, протекает гипертоническая болезнь. Она более часто осложняется гипертоническими кризами, нарушением мозгового кровообращения – инсультом. Курение является одной из основных причин развития такого тяжёлого заболевания, при котором поражается сосудистая система ног, иногда вплоть до полного закрытия просвета сосудов и возникновения гангрены. У людей, не отравляющих себя табаком, это заболевание встречается крайне редко. Сравните: в 14 % случаев у курящих и в 0,3 % у некурящих.
Лёгочный хирург: Органы дыхания первыми принимают на себя табачную атаку и страдают они наиболее часто. Проходя через дыхательные пути, дым вызывает раздражение, воспаление слизистых оболочек зева, носоглотки, трахеи, бронхов, а также лёгочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей, хронический бронхит, сопровождающийся изнуряющим кашлем – удел почти всех курильщиков. Курение оказывает особенно неблагоприятное влияние на органы дыхания молодых людей, так как лёгкие их полностью ещё не сформированы. Известно, что у курящих подростков объём грудной клетки и развитие лёгких примерно на 25 % отстают от этих показателей у некурящих. Средняя масса тела у курящих оказалась на 1кг меньше, вентиляция лёгких на 10 % ниже, усвоение кислорода было меньше нормы на 10-12 %, за одно сокращение сердца к тканям поступало примерно на 20 % кислорода меньше, чем у некурящих подростков. И всё это было выявлено у начинающих курильщиков при стаже курения всего 1-2 года. Особенно грозным осложнением курения является рак. Считается, что курящие заболевают раком лёгких примерно в 30 раз чаще, чем некурящие, причём у мужчин это встречается в 8 раз чаще, чем у женщин. В 6-10 раз чаще у курящих бывает рак гортани, в 2-6 раз чаще – рак пищевода. Я лёгочный хирург, и мне приходится держать в руках лёгкие курильщиков и некурящих. У тех, кто не курит, лёгкие, даже больные, обычно розовые, чистые. У курильщиков они, как правило, чёрные, непрочные и напоминают ветхую тряпку, которой протирали закопченный котелок.
Врач гастроэнтеролог: Табачный дым поражает органы пищеварения. Никотин, анилин и различные кислоты, которые выделяются при горении табака, раздражают слюнные железы, что приводит к выделению слюны. Часть её проглатывается вместе с вредными веществами. Попадая в желудок, они начинают активно атаковать его стенки. Это приводит к выделению соляной кислоты. В результате желудок начинает переваривать сам себя. Во-вторых, хроническое отравление никотином отражается на вегетативной нервной системе, она теряет способность эффективно управлять деятельностью желудочно-кишечного тракта. А это приводит к нарушению его двигательной активности и возникновению спазмов. Несколько сигарет натощак могут вызвать даже кишечную непроходимость. У человека, который курит много и в течение длительного времени, сосуды желудка находятся в состоянии постоянного спазма. В результате ткани желудка плохо снабжаются кислородом и питательными веществами, нарушается секреция желудочного сока. И в итоге – гастрит или язвенная болезнь. Научные исследования и клинические наблюдения неоспоримо свидетельствуют: многолетнее курение способствует возникновению язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. В одной из клиник было проведено обследование, которое показало, что у 69 % человек с язвенной болезнью развитие заболевания имело прямую связь с курением. Из числа оперированных больных в этой клинике по поводу такого опасного осложнения язвенной болезни, как прободение язвы, около 90 % составляли заядлые курильщики. У тех, кто курит постоянно и много, очень велик шанс, получить рак желудка. Россия занимает второе место в мире после Японии по распространённости этого заболевания.
Врач гинеколог: «Табачная эпидемия» охватила прекрасную половину человечества, и появилась ещё одна мишень табака – развивающийся плод. У женщин, куривших до наступления беременности и, особенно во время неё, часто наблюдаются ранние и поздние токсикозы, выкидыши, преждевременные роды. У них выше процент мёртворождённых детей и чаще патологии при родах. Крохотный «пассивный курильщик» испытывает действие никотина ещё в чреве матери. Экспериментом установлено: стоит беременной закурить, как через несколько минут никотин поступает через плаценту в сердце и мозг ещё не родившегося ребёнка. Это происходит, даже если женщина курит в другой комнате, коридоре или на лестничной площадке – даже крохотной доли дыма, проникшей в комнату, где находится ребёнок, будет достаточно, чтобы у него неожиданно повысилась температура. Новорождённый, мать которого курила во время беременности, бледен, нередко имеет желтушный вид, причём оттенок этого жёлтого цвета отличается от обычной желтухи новорождённых. Такие дети более беспокойны, хуже развиваются. Наконец, замечено, что у детей курящих женщин чаще бывает эпилепсия, водянка мозга, задержка физического развития. Курение в период кормления грудью снижает качество молока и уменьшает его количество. Никотин и другие вредные вещества попадают в молоко и могут вызвать у ребёнка расстройства пищеварения, а иногда и тяжёлое отравление. У детей курящих женщин чаще развивается малокровие. Женщина тяжело страдает от курения из-за более нежной структуры организма, который природой предназначен для продолжения рода. Давно известны факты, говорящие о том, что злостные курильщицы не могут родить детей, поскольку произошли глубокие изменения в зародышевом аппарате. У курящих матерей 100 % детей курят. Такие матери программируют своих детей на мучения. Не так давно стало известно, что существует связь курения и рака молочной железы. На примере исследования 116 женщин было установлено, что курение увеличивает риск появления этого заболевания на 30 %.
Ведущий: Потрясающая информация! Однако мы прерываем наш репортаж из зала суда и отправляемся в Институт биохимии и физиологии человека, где проходит симпозиум по данной проблеме. Нам удалось уговорить некоторых участников этого серьёзного мероприятия ответить на интересующие нас вопросы. Что же нового появилось в вопросе курения табака?
Доктор химических наук: Табачный дым является, пожалуй, одной из самых сложных и наиболее активно изучаемых смесей в мире. Сложный состав сигаретного дыма создаёт одну из трудностей, с которыми сталкиваются исследователи при попытке установить, какие именно компоненты табачного дыма оказывают воздействие на здоровье курильщика и вызывают те или иные заболевания. Где-то 20 лет назад говорили о том, что в табачном дыме содержится около 500 различных химических веществ, среди них пальму первенства отдавали никотину как наиболее вредному. Сейчас обнаружено около 4000 веществ. Из них 186 находятся в количествах, выше допустимых. Суммарное количество токсичных веществ в 384 тысячи раз превышает ПДК (предельно допустимые концентрации). 40 веществ вызывают рак. Посмотрите на полный перечень химических компонентов табачного дыма. (Демонстрирует плакат «Полный химический состав табачного дыма».) (См. приложение).
Ведущий: Ого! Впечатляет! А что с химической точки зрения происходит, когда дымит сигарета?
Доктор химических наук: Следует отметить, что ни один процесс горения не происходит в таких неблагоприятных условиях, как окисление табачных листьев. Температура горения табака довольно низкая (700-800°С). В слабом притоке кислорода при такой температуре происходит тление, возгонка, пиролиз. Все эти процессы сопровождаются образованием множества ядовитых веществ, в том числе канцерогенных и радиоактивных. Из каждых 100 г табака при горении выделяется 5-7 г табачного дёгтя, в состав которого входят бензпирен, бензантрацен и другие канцерогены. Подсчитано, что в организм человека, который выкуривает одну пачку сигарет в день, за год попадает 700-800 г дёгтя. Из радиоактивных элементов наибольшую опасность представляет полоний-210. Этот элемент жадно поглощается табачными листьями из воздуха, а при их высушивании концентрация его в табаке значительно увеличивается. Попадая с табачным дымом в организм человека, радиоактивный полоний накапливается, прежде всего, в бронхах и лёгких, а также в почках и печени. Период полураспада полония достаточно велик, и поэтому в организме заядлого курильщика он накапливается в количествах, значительно превышающих допустимые нормы. Человек, выкуривающих пачку сигарет в день, получает за год дозу облучения 500 рентген. Кроме перечисленных веществ, при сгорании табака выделяется угарный газ, который связывает гемоглобин крови, в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Установлено, что, выкуривая всё ту же пачку сигарет, человек вводит в организм свыше 400 мл угарного газа, поэтому все органы курильщика сидят на голодном кислородном пайке. И это ещё не всё. В продуктах горения табака обнаружены также такие ядовитые вещества как синильная кислота, диоксид азота, аммиак и др., о чём было уже сказано выше.
Ведущий: Да…, мне кажется, курящие люди, вряд ли знают о таком страшном составе табачного дыма. Ведь очень многие из них говорят о способности табака «утешать», даже некоторые психологи и психиатры определяют табак, как средство против стресса, лекарство от тревоги или даже как средство, помогающее бежать от грозной действительности. И не об этом ли говорил старинный поэт: «Что есть мир? Дым! Пуская дым, забудь о мире…». Есть ли доля истины в этих словах?
Нейрофизиолог, доктор медицинских наук: Влияние никотина на центры мозга было расшифровано давно, почти 120 лет назад путём достаточно варварских опытов. На поверхности обнажённого мозга собаки отыскивали двигательные зоны – участки, раздражение которых вызывает сокращение конечностей. Выяснилось, что после обработки этих участков раствором никотина двигательная реакция в ответ на раздражение током усиливается. Но затем, при повторных экспериментах с новыми порциями никотина возбудимость двигательных центров быстро снижалась. В другой серии исследований изучали поведение крыс, которых поили водой с примесью никотина или содержали в помещении с высокой концентрацией табачного дыма. Крысам давали задание: найти дорогу к кормушке в лабиринте или что-нибудь в этом роде. Первые 10-20 минут животные превосходно справлялись с заданием – лучше даже, чем без никотина. А потом начинались ошибки, бестолковая суета, крысы быстро утомлялись и вообще отказывались что-либо делать. Подробный анализ всех данных (с применением электроэнцефалографии) позволил, в конце концов, заключить, что малые дозы снадобья, в самом деле, подхлёстывают физическую и умственную активность животных, после чего наступает обратный эффект – депрессия; более же массивные дозы никотина с самого начала действуют угнетающе. Какой же из этого следует сделать вывод, о чём говорят опыты? О двухфазном действии: повышенная возбудимость нервных клеток сменяется их угнетением. Схема хорошо знакомая нейрофизиологам. Она характерна для многих нервных ядов.
Ведущий: Получается, что никотин – это нервный яд?
Нейрофизиолог: Получается, что так!
Научный сотрудник Института биологии южных морей: Я хочу вмешаться в ваш разговор. В нашем институте проводится исследование о фильтрационной способности двустворчатых моллюсков. Объектом исследования являются мидии. В процессе самоочищения моря мидии играют очень важную роль. Одна мидия за свою жизнь прокачивает через себя более 200 тысяч литров воды и освобождает её от различных взвешенных частиц. Во время испытания прибора для измерения скорости фильтрации воды мидиями, проводимого в лаборатории, неожиданно выяснили, как негативно мидии относятся к курению. Если в лаборатории находился хотя бы один курящий, мидия резко снижала средний уровень фильтрации. Если же курящих прибавлялось до 2-3 человек, моллюск прерывал эксперимент в одностороннем порядке – смыкал створки раковины, защищаясь от неблагоприятных условий среды. Предположили, что табачный дым попадает в воду через микропроцессор, который подаёт кислород в аквариум. Для проверки этой гипотезы стали с помощью специального приспособления подавать табачный дым в аэратор. Ответная реакция мидии на одну выкуренную сигарету такова: через 10 минут скорость фильтрации резко снижалась, через 15 минут фильтрация воды прекращалась полностью.
Ведущий: Очень интересная информация! Хорошо бы на пачках сигарет к фразе «Курение опасно для вашего здоровья» добавить слова: «…и отрицательно сказывается на процессах самоочищения моря». Может, хоть на пляжах, станут меньше курить. Меня интересует ещё вот какой вопрос: «Можно ли бросить курить, если курил много лет?» Иногда приходится слышать: «Вон, дядя Вася курил 20 лет, а захотел бросить и бросил». Возможно ли такое?
Нарколог: Путаница во взглядах на курение возникает из-за того, что оно изначально существует в двух различных клинических разновидностях: в виде привычки к курению и в виде табачной зависимости. Внешние атрибуты одинаковы в обоих случаях. Это систематичность курения, постепенный рост числа выкуриваемых в день сигарет, ощущение приятности запаха табачного дыма и т.п. Но вот таким двум курильщикам (одному – с привычкой к курению, а другому с табачной зависимостью) разъяснили вред от курения и посоветовали бросить курить. Оба согласились. И тут начинаются разительные отличия. Первый безболезненно и самостоятельно полностью прекращает курение, не прибегая к медицинской помощи, и даже забывает о том, что когда-то курил, а другой, с табачной зависимостью, ничего не может с собой поделать. Причина в том, что у него возникает патологическое, болезненное влечение к курению. У таких людей курение табака оставляет глубокий след в механизмах памяти, мышления, настроения, в обменных процессах, идущих в организме. У курящих с привычкой таких особенностей не формируется.
Ведущий: Каково же соотношение между этими двумя группами людей?
Нарколог: К сожалению, оно таково, что врачам надолго хватит работы. Из 100 систематически курящих только у 7 – привычка, а остальные 93 практически не в состоянии самостоятельно бросить курить.
Ведущий: Да…, неутешительно. Получается, что до той поры, пока с курением будет покончено, уплывёт немало табачного дыма. Поэтому надо прямо сейчас уменьшить, насколько это возможно, зло, исходящее от табака. Делается ли что-нибудь в этом направлении?
Начальник управления табачной промышленностью: Кое-что делается. Сейчас увеличивается производство сигарет с фильтром, идёт работа по улучшению качества фильтра, увеличена его длина с 15 мм до 18 мм, который задерживает примерно 30 % никотина и смол. Идёт работа по созданию искусственного табака. Неплохой результат даёт активированный уголь в фильтре. О такие сигареты очень дорого обходятся. Наши технологи работают над созданием особой пористой бумаги, которая увеличивает подачу воздуха для разбавления дыма. Производится так называемый восстановленный табак, из которого частично выведены вредные компоненты. Такой табак менее вреден, но при его изготовлении теряется часть ароматических веществ. Поэтому его не используют самостоятельно, а добавляют к сигаретному табаку. Не кардинальное решение вопроса, но всё-таки не без пользы.
Врач хирург, доктор медицинских наук: К сожалению, некоторые взгляды с моей точки зрения глубоко неверны. В частности, мнение о пользе фильтра и сигарет с малым количеством никотина. Ведь если курильщик не получит своей дозы никотина, он станет курить больше сигарет, чтобы компенсировать недостачу и лёгкие получат добавочную нагрузку. Кроме этого дым от сигарет с фильтром проходит в лёгкие глубже.
Ведущий: Какое же решение является кардинальным? Вопрос, видимо, остаётся открытым, и каждый должен делать выбор сам. Однако мы возвращаемся в зал суда.
Судья: Слово предоставляется защите.
Сторонники защиты исполняют попурри из песен:
«Заправлены в планшеты космические карты, И штурман уточняет в последний раз маршрут. Давайте-ка, ребята, закурим перед стартом, У нас ещё в запасе четырнадцать минут».
«…Вспомню я пехоту и родную роту, И тебя за то, что ты дал мне закурить. Давай закурим товарищ по одной, Давай закурим товарищ мой».
«Закурю-ка что-ли папиросу я, Никогда я раньше не курил. Полюбил я девушку хорошую, Да напрасно, видно, полюбил»
«…Но если есть в кармане пачка сигарет, Значит всё не так уж плохо на сегодняшний день…»
Судья: (стучит молотком по столу) У защиты есть более веские аргументы в пользу Сигареты?
Адвокат: Глубокоуважаемый господин судья, господа судьи! Перед вами жертва клеветы! Миллионы людей в мире Сигарету очень любят. Не успевает курильщик проснуться, а уже начинает кашлять, и рука сама тянется за Сигаретой. Очень немногие решаются с ней расстаться. Люди предпочитают курить, даже если перенесли инфаркт миокарда и продолжение курения грозит остановить работу сердца. Это миф, что из-за сигареты происходят частые пожары, но даже если и так – домов и лесов на наш век хватит. Многие девушки курят, чтобы не полнеть, им это хорошо удаётся, а жёлтые зубы, запах изо рта, сморщенная кожа – не беда, кому не нравится, тот пусть не смотрит и не подходит близко. Курят многие спортсмены. Правда, их успехи обычно из-за этого недолговечны, но зато они себе ни в чём не отказывают. Если мальчишка слаб, с сигаретой он чувствует себя увереннее и взрослее. Не важно, что это лишь иллюзия. Если человек не хочет работать, он может устроить себе перекур. Правда, сейчас таких «перекурщиков» в первую очередь могут уволить. Ничего, кто-нибудь их прокормит. А теперь прошу пригласить свидетелей защиты.
Первый свидетель: Мне, курильщику, ведомы многие радости. Выкуренная после сытой трапезы сигарета погружает как в мягкую перину, в состояние вялого благодушия – и как будто даже улучшает пищеварение. Большинство моих друзей любителей покурить говорят об особом удовольствии, которое доставляет благоухание табачного дыма. А разве плохо, когда человек испытывает удовольствие? Курение сближает людей. Вы только представьте: в сумерках тлеющий кончик сигареты, слабый свет на лицах создают особую интимность, таинственность, напоминают сидение у костра. Курение облегчает взаимопонимание, смягчает конфликты, делает людей терпимее, снисходительнее друг к другу.
Второй свидетель: Я выступаю в защиту Сигареты, потому что очень многие люди курят. По мнению экспертов, Россия стала одной из самых курящих стран в мире. Известно, что курили многие великие люди. Курил Шерлок Холмс и особенно много, когда ему надо было решить очередной детективный ребус. Робинзон Крузо, заболев, подумал о боге и табаке. Он жевал табак, настаивал его на роме и втягивал дым табачных листьев, горящих на жаровне. Курили Эйнштейн, Есенин, Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, влияние идей которого на западную цивилизацию ХХ века оказало мощное воздействие, был заядлым курильщиком. Известны болезни, при которых курение помогает, или, иными словами, те, кто курит, заболевают этими болезнями реже, а если и заболевают, то в более позднем возрасте. Это паркинсонизм и болезнь Альцгеймера. При болезни Альцгеймера поражается кора головного мозга и наступает слабоумие. Она передаётся по наследству, но у тех, кто курит, проявляется позже и реже – в семи случаях из десяти. Причина – в никотине. Судья: У защиты есть ещё свидетели? Адвокат: Нет, Ваша честь. Судья: Есть вопросы у обвинения? Прокурор: Хотелось бы уточнить. Курение знаменитых и великих людей ещё не доказывает, что от этого не страдало их мышление. Наоборот, недавно доказано, что пагубная привычка одурманивать себя клубами табачного дыма снижает интеллектуальный потенциал. Такой вывод сделали учёные Лондонского института социометрии, которые обследовали 650 человек в возрасте старше 64 лет. Исследователи полагают, что причина ухудшения интеллектуальных способностей кроется в отложениях кальция в сосудах, которые «забиты» у курильщиков куда сильнее, чем у некурящих. Отложения мешают кровообращению и обогащению мозга кислородом. И ещё, известно какую радость испытывает курящий, если ему удаётся наконец избавиться от своего пристрастия, и насколько он полон надежд, бросая курить. Вот что написал об этом В. В. Маяковский:
Граждане, у меня огромная радость. Разулыбьте сочувственные лица. Мне обязательно поделиться надо, Стихами хотя бы поделиться. Сообщаю: граждане, Я сегодня бросил курить.
Судья: Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора.
Ведущий: А мы пока пройдёмся по школьным коридорам, узнаем, как ребята относятся к проблеме курения.
Учащиеся рассказывают о том, как проходит в школе «День некурильщика», о результатах анкетирования, об итогах конкурса рисунков, о том, как прошло обсуждение «Письма курящей девушке» (см. Приложение), читают стихи: Дым Когда я синий дым курю, Вдыхая глубоко, - Я чувствую, как я горю, Мне это нелегко. Я чувствую, как жжёт в груди, Как горько всё во рту, И кашель рвётся из груди, Сгоняя мокроту. И в синем пламени горят Мои дела, мечты. Они, сгорая, говорят: «О, что же сделал ты?!» Вы спросите: «Зачем курю, Коль неприятно мне?» «Но курят все, и я курю, Сгорая, как в огне». Привычка свыше нам дана – Сказал давно поэт – Замена счастию она, Коль выше счастья нет!
Эти строки принадлежат Николаю Константиновичу Волкову – тренеру по классической борьбе. Написав это стихотворение, он бросил курить. А великий Александр Сергеевич Пушкин в 1814 году написал: Красавице, которая нюхала табак (приводится отрывок стихотворения) Возможно ль? Вместо роз, Амуром насажденных, Тюльпанов, гордо наклоненных, Душистых ландышей, ясминов и лилей, Которых ты всегда любила И прежде всякий день носила На мраморной груди твоей, – Возможно ль, милая Климена, Какая странная во вкусе перемена!.. Ты любишь обонять не утренний цветок, А вредную траву зелену, Искусством превращенну В пушистый порошок!
Эдуард Свирский, врач: «Табак стоит гораздо дороже, чем вы думаете» Тоскует сердце, мозг, сосуды, почки.
Учащиеся демонстрируют опыт «Курящая кукла» (см. ниже описание опыта).
Ведущий: Мы снова в зале суда, где оглашается приговор.
Судья: Заслушав мнение обвинения и защиты, суд постановляет: в виду того, что курение табака 1) наносит серьёзный вред здоровью курящего человека; 2) ухудшает здоровье людей, вдыхающих табак при пассивном курении; 3) обрекает на болезни ещё не родившихся детей; 4) приносит материальный и моральный ущерб семье; 5) причиняет большой ущерб обществу: ведёт к преждевременной смерти, временной и постоянной потере трудоспособности граждан; 6) уменьшает сельскохозяйственные угодья, является причиной пожаров в лесу, в сельских и городских строениях признать Сигарету виновной и приговорить её к изгнанию из общества. Сигарету выводят из зала.
Ведущий: Да, суровое, но заслуженное наказание. Мы заканчиваем наш репортаж. Благодарим всех за внимание и просим не забывать о том, что привычка курить – это опасный враг, искусно притворяющийся другом. Человек, поверивший такому другу, расплачивается очень дорого – своим здоровьем.
Всем зрителям, гостям вручаются листовки с информацией о вреде курения табака (см. приложение).
Мероприятие заканчивается исполнением песни: 1. Припев: 2. Нам слаще аромата роз Припев.................... 3.
Приложение 1
Описание опыта «Курящая кукла»:
Для изготовления пособия «Курящая кукла» необходимо иметь: 1) детскую куклу ; 2) резиновую грушу; 3) кусок ваты; 4) одноразовую систему для внутривенного вливания растворов; 5) сигарету с фильтром. Поместить небольшой кусок ваты в утолщение трубки системы. Протянуть трубку через отверстие в туловище и вывести в отверстие рта куклы. Этот конец трубки надеть на сигарету (можно использовать мундштук). На противоположный конец трубки надеть резиновую грушу и сжимая её заставить куклу выкурить сигарету полностью. После этого вынуть вату из трубки, развернуть и показать присутствующим. Обязательно подойти к каждому, обратить внимание на изменение цвета ваты, на её влажность, дать понюхать (всё это попадает в лёгкие после выкуривания одной сигареты!). Использование куклы, а не просто трубки, усиливает эмоциональное восприятие. Образ куклы переносится многими на себя. По словам участников, как будто бы заглядываешь внутрь своего тела и чувствуешь, что происходит там, когда приходиться вдыхать дым. Примечание: обратив внимание на результат выкуривания одной сигареты, можно использовать вторую сигарету для усиления эффекта. Чтобы не заставлять дышать дымом присутствующих, большую часть выкуривания осуществите вне помещения или, если позволяет время года, у открытого окна.
Приложение 2 Уроки долголетия академика ФЁДОРА УГЛОВА ПИСЬМО КУРЯЩЕЙ ДЕВУШКЕ Сотни твоих курящих ровесниц я встречаю на улицах. Сотни людей я прооперировал по поводу рака лёгких. И сотням, я не оговорился, сотням вынужден был отказать, поскольку ничего уже нельзя было сделать… В последние годы на операционные столы поступает очень много женщин-курильщиц. Я тебя не пугаю. Курение – дело добровольное. Только раз уж ты начала читать моё письмо, позволь высказать своё мнение, чтобы потом твоё отчаяние не разрывало моё сердце. Нет, я не буду пугать тебя ставшими уже банальными примерами о том, что капля никотина убивает лошадь – ты не лошадь, ты человек, или что 20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращают жизнь на 8-12 лет; ты молода и жизнь кажется тебе нескончаемой. С огромным огорчением вижу, как покуривают возле школы девочки. С сожалением узнаю, что они научились курить, взяв за образец воспитательницу. Боль охватывает мою душу от того, в студенческом общежитии девушки собираются покурить и поболтать о будущем замужестве. Я могу допустить, что в твоих планах замужество ещё не просматривается. И поэтому расскажу тебе о другом. Социологи провели анонимное анкетирование, в котором спросили: почему вы курите? 60 процентов девушек ответили: это красиво и модно. А 40 процентов курят, потому что хотят нравиться мальчикам. Допустим. И даже в чём-то их оправдаем. Потому что желание нравиться заложено в тебе природой. Но оправдаем временно: нелишне знать и мнение мальчиков. Были опрошены 256 юношей. Им предложили три вопроса и, соответственно, три варианта ответа: положительно, безразлично, отрицательно. Вопрос первый: «В твоей компании девушки курят. Как ты к этому относишься?» - 4 процента – положительно, 54 – безразлично, 42 – отрицательно. Вопрос второй: «Девушка, с которой ты дружишь, курит. Как ты к этому относишься? – Один процент – положительно, 15 – безразлично, 84 – отрицательно. Вопрос третий: «Хотел бы ты, чтобы твоя жена курила?» - Буря протестов! Из 256 только двое сказали: мне всё равно. Остальные категорически возразили. Не сердись, но я попробую нарисовать твоё будущее, каким оно представляется мне. А если ты в этом усомнишься, оглянись, посмотри на курящих женщин старше тебя. От курения станет хриплым твой голос, постепенно почернеют и испортятся зубы. Кожа лица приобретёт землистый оттенок. Резко пострадает твоё обоняние, и ухудшаться вкусовые ощущения. Не знаю, успела ли ты заметить, что изо рта курильщика постоянный идёт запах… Этот запах настолько неприятен, что не удивляйся, если кто-то из твоих знакомых парней будет тебя избегать. Очень рано кожа твоего лица станет морщинистой и сухой. Женщины курильщицы в 25 лет выглядят намного старше своих некурящих ровесниц. Неопровержимо доказано: ты будешь болеть в три-четыре раза чаще своих некурящих подруг. Неотвратимо придёт время, когда ты будешь плохо себя чувствовать, и постоянное недомогание превратит твою жизнь в тягость. Женщины тяжело страдают от курения из-за более нежной структуры организма, который природой предназначен для продолжения рода. Давно известны факты, говорящие о том, что злостные курильщицы не могут родить детей, поскольку произошли глубокие изменения в зародышевом аппарате. Самым частым осложнением является преждевременное прерывание беременности – до 36 недель. У курящих оно бывает в два раза чаще. Тебе не мешает знать, что у курящих женщин намного чаще недоношенность плода и меньший вес новорождённого (да, новорождённого, твоего ребёнка, о котором ты, наверное, не думаешь, но твоё курение скажется на его жизнеспособности). Курящих выше процент мёртворождённых детей и чаще патологии при родах. И несомненный факт – курение крайне отрицательно влияет на развитие уже рождённого ребёнка. Зная это, есть смысл задуматься о замужестве, о муже, который будет ждать сына, а сына может и не быть. У курящей женщины незаметно приближается критический момент, после которого она уже не может родить, хотя ради этого готова на всё, на любые операции, на любые жертвы. И поверь, ты не будешь исключением: природа создала тебя, чтобы ты была матерью. Поверь мне, сигарета может искалечить тебе жизнь. Если ты куришь, будучи беременной, то знай, что экспериментом установлено: стоит беременной закурить, как через несколько минут никотин поступит (через плаценту) в сердце и мозг ещё не родившегося ребёнка. И всё время твой ребёнок будет болеть, его ждут пневмония и бронхит. В отчаянии ты будешь искать причины, не зная, что они в тебе. Если даже ты курила в коридоре, на лестничной площадке – даже крошечной доли дыма, проникшей в комнату, будет достаточно для твоего ребёнка, чтобы у него неожиданно повысилась температура. У курящих матерей сто процентов детей курят. И твой ребёнок, почитающий тебя за самую умную, ласковую добрую, видя тебя с сигаретой, тоже начнёт курить. А это означает, что ты заранее запрограммировала его на те же мучения, которые ожидают тебя. Мой опыт подсказывает страшный случай, связанный с курением подростка. В одной из школ-интернатов утром не смогли разбудить мальчика. Он умер ночью. Вскрытие показало, что у него было больное сердце – оттого что рано научился курить, курил помногу, а в канун смерти, как сказали ребята, накурился «досыта». Ты одна из тех, которые не сознают, что творят, а когда им говоришь, безвольно отвечают: «Не могу бросить!» И, пожалуйста, не ссылайся на артистов, которых ты видишь на экране с сигаретой. Твоё увлечение я бы квалифицировал не как юношескую глупость, а как преступление перед собой. Да, да, ты можешь написать себе памятку в три слова: «Курение – медленное самоубийство».
Цель мероприятия: Закрепить изученные на уроках знания. Повысить интерес к предмету « Биология», привить любовь к живой природе.
ХОД КВНа: 1.Приветствие команд. 2.Состязание капитанов: Конкурс «Угадай птицу по описанию» 1) Верх головки серенький , будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые , пёстренькие . Вверху на крыльях – белая полоска . Под шейкой большое чёрное пятно , совсем как бант или широкий галстук . Так кто это ? ( Воробей ) 2) Голова в чёрной шапочке , на шее и на груди длинный чёрный галстук , спинка , крылья и хвост – тёмные , а грудка ярко – жёлтая , будто в жёлтый жилетик нарядилась . ( Синица ) 3) Похожа эта птица на небольшого ястреба, величиной поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей и вся в тёмных пестринках. Гнёзда не вьёт, яйцо у него похоже на яйца многих птиц. (Кукушка) 4) Какой он нарядный! Головка и спинка чёрные, на затылке - ярко- красное пятно, а на серых крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь пёстрый. Летает за ним много крылатых нахлебников. (Дятел) Литературный конкурс: 1) На верхушке пёстрый ….. белке домик конопатил. 2) Над седой равниной моря гордо реет….. 3) Жили у бабуси два весёлых….. 4) Что стоишь как……на болоте. 5) ……, …….взлети выше солнца И степи с высот огляди. 6) ……бог послал кусочек сыра. 7)У дороги……, у дороги…… Он стоит, волнуется, чудак. 8)…….,…….не будите солдат. 9) Хоть боимся мы волка и …. 10) За что … хвалит петуха. 11)….учатся летать. 12) Все слыхали как поют…? 13) Глупый … робко прячет тело жирное в утёсах. Конкурс «Образуй названия птиц» 1) Кожа – 2) Нуга- 3) Кожа+ вор+ он – 4) Горка+ и+ хвост- 5) Кушка+ тир- 6) Воронка+ сизо- 7) Весло+ ой- 8) Бей+о +вор- 9) Колос- 10) Веретено+но+ т 11) Три+ж +с- 12) Трус+ са 13) Булог+ ь 14) Род+конь+ ь- 15) Лиина+ во+ мак- 16) Вол+ и+ гад+ д- Конкурс «Мастер на все руки» Изготовить из природного материала птицу (Яйцо, пух и перо птиц , ветки дерева, пластилин) Конкурс – игра «Ловушка» Всего 6 материков, надо отгадать из какого материка птица. Кто ошибётся, выступит художественным номером. - пингвин (Антарктида) - страус (Африка) -киви (Австралия) - тупик (Евразия) нанду (Ю. Америка) - странствующий голубь (Сев. Америка)
Ребус. Нужно подумать названия каких птиц зашифрованы в этих ребусах.
Познаём играя. Нарисовав эти рисунки, художник допустил ошибки. Поправь художника.
Конкурс «Сказка» Надо определить из какой сказки эти строчки. 1.Жил был желторотый воробей. Звали его Пудик, жил он над окошком бани, за верхним наличником, в тёплом гнезде из пакли. (М. Горький) 2. Осталась лиса одна. Сидит, есть хочет. Смотрит над ямой дрозд гнездо вьёт. «Дроздынька, батенька, что ты там делаешь?» (Лиса и дрозд) 3) Идёт журавль на званный пир, а лиса наварила манную кашу, и размазала по тарелке. Подала и говорит: «покушай мой голубчик- куманёк». (Лиса и журавль) 4) Да лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, А щука, тянет в воду. (Лебедь, щука и рак) 5) Тут воробей, случась примолвил им - Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку Вся ваша музыка- плоха. (Кукушка и петух). 6)Он голосисто с вышины поёт, на солнышке сверкая «Весна пришла к нам молодая, Я здесь пою приход весны» (Жаворонок)
Вопросы для зрителей. Какую птицу, в народе называют воровкой? (Сороку) Почему гусь выходит сухим из воды? Самая большая птица в мире. По чему ползёт поползень? Зачем птицы заглатывают камешки? Самая маленькая птица. Почему весной птицы живут припеваючи? Каким гребнем голову не расчешешь? Петух снёс яйцо, кому достанется оно? Может ли страус назвать себя птицей? От чего гусь плавает? По чему птицы летают? Что будет делать ворона. Прожив 3 года? Какой город носит название птицы? Отчего петух, когда поёт, глаза закрывает?
| |||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |