МУЗЕЙ ШКОЛЫ

        Согласовано:                                                                 Утверждаю:

     Председатель  ПК:                                                       Директор Верхнеаккозинской ООШ:

                   /С.В.Мурайкина/                                                                                /И.Н.Живоев/

«__28_»     августа     2005 г.                       «_28__» _августа___ 2005 г.

 

                            Комплексная программа школьного музея

       МОУ «Верхнеаккозинская основная общеобразовательная      

                                                     школа»

               Красночетайского района Чувашской Республики

 

 

                                              Цели и задачи школьного музея:

 

        I. Для целей и задач школьного музея МОУ «Верхнеаккозинская  основная  общеобразовательная  школа» используются следующие основные понятия и термины:

        1)     культурные ценности – предметы материальной и духовной культуры, имеющие значения для истории культуры и относящиеся к категориям, определенным в ст.7 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; 

        2)   музейный предмет  - культурная ценность, качество,  либо особые признаки, которой делают необходимым для общества её сохранение и публичное представление;

       3)     музейная коллекция – совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам:

       4)     публикация  -  одна из основных форм деятельности музея.

 

II.                Школьный музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию у учащихся бережного отношения к памятникам истории и культуры, природы.

 

III.                 Задачами школьного музея являются:

 

1)      участие  в совершенствовании учебно-воспитательной работы;

2)      выявление, собирание и изучение музейных предметов и музейных коллекций;

3)      охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;

4)      проведение культурно-просветительной работы среди учащихся и населения.

 

IV.              Создание школьного музея является результатом целенаправленной, творческой, поисково-исследовательской и собирательской работы учащихся и родителей, педагогов.

 

V.                 Профиль  школьного музея определяется характером имеющихся экспонатов и педагогической целесообразностью. Наш музей носит комплексный характер, где имеются профили:

                              

                  1)      Родословие

 

2)       Летопись родного края

 

3)       Земляки

 

4)       Экология

 

5)       Этнография

 

6)       Великая Отечественная война

 

7)       История детского движения

                  

 

Задачи:

    Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода.

 

Содержание:

    Родословие, или по-научному «генеалогия», изучают происхождение, историю и родственные связи родов и семей.

    Через изучение генеалогии можно лучше узнать историю Отечества и других стран, историю родной деревни и школы, познакомиться с историей и представителями российских, чувашских родов разных сословий, односельчан; научиться приёмам постановления генеалогических таблиц, росписей, карточек; создать историю своей семьи, своей родословной и т.п.

    В каждом историческом событии принимают участие люди- персонажи истории.

   У каждого из них своя судьба, своя жизнь. При изучении истории своего рода можно выявить своих родственников, принимавших участие в исторических событиях.

         

 

                                 ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ

Задачи:

   Изучение истории и природы родного края с древнейших времён до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней.

 

Содержание:

   История каждого края по – своему уникально. Имея много общего с регионами, он наносит и свои специфические черты. Поэтому содержанием работы является  выявление особенности природы, истории, культуры, экономики родного края, определение их взаимосвязей с более глобальными историческими и естественными процессами.

   В рамках этой тематики могут вестись исследования разного масштаба – изучение отдельных, наиболее ярких или малоизвестных исторических событий, природных явлений или воссоздание общей истории края. В процессе этих исследований могут использоваться приёмы и методы широкого круга научных дисциплин.

  Особым направлением реализации программы может стать систематическая работа по фиксированию событий современности.

   Опыт показывает, что происходящие сегодня  события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событиями. Если не фиксировать события или явления «по горячим следам», то позже  их изучение и научная реконструкция потребуют много сил и средств. Поэтому фиксация происходящих событий и явлений природы является актуальной задачей участников программы. Фото-кинофиксация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, собирание малотиражных изданий и иных публикаций, относящихся к природе края, формирование банков  краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьных музеев, архивов, библиотек краеведческими материалами – всё это является важным средством документирования истории родного края. 

 

 

                                                      З Е М Л Я К И 

Задачи:

    Изучение жизни и деятельность земляков, оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным  от всей малой родины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь.

        Содержание:

    Родной край, малая родина, так или иначе, живёт в памяти и душе тех людей, кто уехал из своего села, посёлка города надолго или навсегда. Эти люди нередко испытывают потребность хоть  косвенно соприкоснуться с родным домом или могилами предков, с теми местами, где прошло у них детство и юность. Одним хочется увидеть, как выгладит сегодня их родной дом, школа, улица, речка, луг, какое-то памятное или милое сердцу место, узнать, какие изменения произошли в родных краях, другим хочется получить горсть земли с родины, положить букет цветов на могилу родственника или друга, посадить дерево в памятном месте, третьим необходимо связаться с земляками,  выяснить судьбы и адреса былых друзей и знакомых и т. д. Однако, не имея возможности  приехать на родину, эти люди не в состоянии осуществить свои желания.

    Школьникам-краеведам предлагается поддерживать  связи с такими людьми,  с объединениями типа «землячеств», выполнять их отдельные просьбы,  получить от них информацию о памятных им событиях, о других земляках. Это способствовало бы расширению знаний о своём крае, о географии проживания  земляков и о том, как живут люди в других краях, а главное – юные краеведы  внесли бы посильный  вклад благородное дело.

 

                                                              ЭКОЛОГИЯ

 

Задачи:

    Воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления  к конкретной деятельности  по её охране и воспроизведению.

Содержание:

    Смысл экологической культуры – уважение к законной  живой природе, умение соотносить с ними своё поведение и хозяйственную деятельность,

     Юные краеведы-экологи изучают биологию и ареалы распространение различных животных и растений, их изменение;  проводят исследовательскую работу в области экологии по заданиям научных учреждений,  местных администраций;  выявляют различные экологически нарушения, участвуют в их ликвидации.

   Юные  исследователи  создают и описывают экологические тропы и экологические маршруты,  проводят работу по  благоустройству мест массовых  посещений, улиц и деревень, парков и родников; организуют экскурсии;  выявляют положительные и отрицательные факты воздействия человека на природу,  в ходе изучения литературных,  архивных и иных источников,  путём изучения народных традиций взаимоотношение  человека и природы;  составляют экологические карты и картосхемы на отдельные территории  деревни, микрорайона и другие объекты  с целью отражения конкретного экологического состояния и результатов экологического мониторинга.

   В круге интересов всех экологов – проблемы выживания и жизнедеятельность человека в современных условиях, использование различных систем естественного оздоровления, пропаганда здорового образ жизни, выявление экологически благоприятных и опасных для человека мест.

 

                                 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

 

Задачи:

     Изучение культурного наследия и творчество жителей родного края, фиксация событий  культурной жизни родного края.

 

Содержание:

     Термин «культурное наследие» необходимо понимать достаточно широко, включая сюда литературное, художественное и музыкальное творчество, фольклор, традиции, игры, архитектуру, образование и медицину,  библиотечное дело,  книгоиздательство и  средства массовой информации,  театр, кино, художественную самодеятельность,  физкультуру и спорт, деятельность общественных  и религиозных  организаций, творческих групп,  кружков, клубов, обществ, и т. п.

   В рамках этой программы  её участники могут изучать культуру родного края как в широком диапазоне её истории и современного состояния, так и сравнительно  узко  направленности  (литературное, художественное, музыкальное, театральное, конфессиональное краеведение), вплоть до мемориальных (жизнь и творчество конкретных деятелей культуры) или монографических (события, явления, факты местной культуры) сюжетов.

     Очень важно, если при изучении того или иного явления культуры юные краеведы  овладеют его  элементами, смогут исполнять произведения фольклора, выявления литературные,  музыкальные и иные произведения, изготавливать предметы декоративно-прикладного искусства, проводить творческие вечера,  публиковать очерки,  готовить  тематические краеведческие словари, летописи и т. п.

 

                                               ЭТНОГРАФИЯ

Задачи:

    Изучение материальной и духовной культуры народов, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов.

Содержание:

  Материальная культура включает в себя жилище со всеми  хозяйственными постройками,  одежду с комплексом украшений, пищу, утварь, орудия труда и средства передвижения.

    Духовная культура – это обычаи, обряды и праздники, религиозные и мифологические представления, поверья приметы, народный календарь традиционные знания (народная медицина), художественная культура (народная музыка и хореография, традиционное изобразительное и устное поэтическое творчество), а также игры, (в том числе детские и спортивные).

     Основным методом этнографического изучения культуры и быта народов  является наблюдение. Этнограф выезжают в экспедиции и собирают полевые материалы -  записи наблюдений и бесед с населением,  рисунки, чертёжи и фотографии,  фиксирующие предметы материальной культуры (фотографии свадебных церемоний, похоронного обряда, народных игр и т. п.). Собираются также предметы материальной культуры. Все найденные документы фиксируются  в полевых документах.

    Этнографы также изучают коллекции государственных и иных музеев, литературные источники  о культуре и быте изучаемого ими народа, т.е.  исследуют все те этнографические материалы, которые были собраны их предшественниками. Обращаются этнографы и к материалам, собранным исследователями в смежных областях – фольклористке, истории, археологии, литературоведении, искусствоведении, географии и демографии.

 

                       Великая Отечественная война

 

Задачи:

     Изучение истории Великой Отечественной войны краеведческими способами.

 

Содержание:

     История Великой Отечественной войны, изучение которой началось ещё в ходе боевых действий, продолжает занимать внимание не только специалистов, но и широкой общественности. Однако ещё и сегодня она изучена далеко не полно. История войны – это  не только  непосредственно боевых действий, это политическая и экономическая история, история промышленности, сельского хозяйства, культуры нашей Родины в этот период.

               Тематика Великой Отечественной войны является традиционной    в школьном краеведении. Юные  

          краеведы выявляют и собирают   документы,  вещевые и изобразительные памятники, отражающие

          историю войны (письма,  фотографии, рисунки, схемы, личные вещи,  записи воспоминаний  

          участников войны); устанавливают имена,  погибших солдат, матросов и офицеров, считавшихся

          пропавшим без вести; помогают ветеранам получить не врученные им ранее награды; организуют

          встречи однополчан и вдов, делают их регулярными, обогащают военно-исторический уголок

          в школьном музее.

 

 

                           ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

 

 

Задачи:

   Изучение, сохранение и популяризации истории детского движения опыта работы детских организаций и объединений страны.

Содержание:

   Организованное детское движение в России существуют с начала 20 века. Возникли разные детские организации объединения: скауты, пионеры клубы юных моряков, космонавтов, техников, интернациональной дружбы, голубые и зелёные патрули и др.  Практические все детские объединения и организации были нацелены на воспитание патриотизма, развитие укрепление нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Во главе детских объединений стояли взрослые – вожатые, наставники, педагоги, методисты которые отдавали свой талант, знания, силы детям.

  Очень важно сохранить для последующих поколений историю, методику и практики деятельности детских коллективов, рассказать о детях и взрослых -  участниках исторических событий. Создать свою «школьную республику» им. Павла Николаевича Никитина.

 

VI.              Работа школьного музея МОУ «Верхнеаккозинская основная общеобразовательная школа» организуется на основе  самоуправления. Руководит ею совет избираемый на собрании актива музея. Количественный состав Совета определяется характером и объемом работы музея.  Руководство работой актива музея осуществляет  учитель культуры родного края Смеловой Э.А.

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".