"ЗДОРОВАЯ ШКОЛА"

 

Структура информации в МОУ «Верхнеаккозинская ООШ» Красночетайского района Чувашской Республики

                            «Здоровьесберегающие образовательные технологии

и психология здоровья в школе»

на 2008-2009 учебный год

 

1.      Здоровьесберегающий потенциал района:

- здоровьесберегающая инфраструктура образовательных учреждений

- рациональная организация учебного процесса

- организация физкультурно-оздоровительной работы

- просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

- организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями

- профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

2.      Формы и методы здоровьесберегающей деятельности в ОУ

3.      Конкретные примеры применения отдельных форм здоровьесбережения в ОУ

4.      Индикаторы эффективности работы по здоровьесбережению

 

Дополнительная информация

1. Здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения

 

1.      Характеристика здания школы

 

ГРУППЫ

 

Здание типовое

типовое

Здание приспособленное

 

Здание ветхое

 

Ремонт регулярный

 

 

2. Характеристика инфраструктуры

 

 ГРУППЫ

 

 

 

Водопровод

 

имеется

Канализация

 

да

Холодильник

 

2

Подсобное хозяйство

 

2,8 га

Столовая оборудована

 

 

оборудована

Горячая пища:

 

 

 

готовим сами

Отопление центральное

 

 

газовое

Туалеты в здании

 

 

в здании

и на улице

Шефская помощь:

молочные продукты

 

 

Мясо, мука, молоко

 

3. Характеристика типичной оздоровительной инфраструктуры 

 

ГРУППЫ

 

Медицинский кабинет

да

Стоматологический кабинет

нет

1 спортзал

1 спортзал

2 спортзала

 

Пришкольный стадион

1 стадион

 

4.Характеристика дополнительной оздоровительной инфраструктуры

(процент школ, указавших наличие элемента инфраструктуры)

 

 ГРУППЫ

 

Тренажерный комплекс

 

Бассейн

 

Кабинет релаксации

 

Кабинет массажа

 

Фитобар

 

Солярий

 

Ингаляторий

 

Зимний сад

 

Иное

 

 

5. Характеристика контингента учащихся

 

 Группа

 

Показатель

Сред.

 

Число учащихся в школе

 

     53

 

На учете у нарколога, %

    нет

 

На учете в тубдиспансере,%

      3

 

На учете в милиции, %

      1

 

Дети из неполных семей, %

 

 

Дети из семей, получающих соцпособия, %

    

     53

 

 

6. Характеристика педагогического коллектива

 

Группа

 

Показатель

Сред.

 

Численность педколлектива

   11

 

Количество учащихся в расчете на 1 педагога

  

     6

 

Средний возраст учителей

    38

 

Средний педстаж, лет

    16

 

Текучесть кадров в год

 

   нет

 

Доля педагогов с высшим образованием, %

 

   100%

 

Доля педагогов со средним специальным образованием, %

0

 

Пропущено педагогами рабочих дней по болезни (в расчете на 1 учителя за год)

 

 

 

7. Характеристика персонала школы

 

 Группа

 

Показатель

Сред.

 

Руководители кружков

      2

 

Среднее число учащихся в расчете на 1 рук. кружка

    15

 

Соц. работники

 

 

Средняя нагрузка на 1 соц. работника

 

 

Число поваров

       1

 

Средняя нагрузка на 1 повара

      96

 

 

8. Характеристика физкультурно-спортивного потенциала

 

 группа

 

показатель

 

Сред.

Число секций

       2

 

Секция работает часов…

       17

 

Количество учащихся, занимающихся в секциях

 

      45

 

Корригирующей гимнастикой занимаются

 

 

Учителей физкультуры в школе

       1

 

В том числе со спец. образованием, %

 

 

Количество руковод. спортсекций

       1

 

Численность учащихся в расчете на 1 руковод. спортсекции

      58

 

 

9. Характеристика оздоровительной активности

 

 ГРУППЫ

Кол-во

%

Диспансеризация

 65

100%

Профилактические прививки

 

 

Витаминизация

 

 

Гигиеническая гимнастика

 

 

Специализированная зарядка

 

 

Физкультминутка

65

100%

Физкультпауза

 

 

Подвижная перемена

65

100%

Самостоятельные занятия

 

 

Спортивный час

65

100%

Дни здоровья

1день в м-ц

100%

Спортивные праздники

традиц

 

Участие в спортивных соревнованиях

65

100%

Туристский поход, слет, экскурсии

65

100%

Индивидуальные занятия с учащимися

 3

 

Беседы с учениками о здоровье

65

100%

Беседы с родителями о здоровье

да

 

Обучение педагогов школы принципам ЗОЖ

да

 

 

 

 

2. Формы и методы здоровьесберегающей деятельности

в МОУ «Верхнеаккозинская ООШ» Красночетайского района Чувашской Республики

 

Школьные факторы риска

Способы устранения факторов риска

Формы здоровьесберегающей работы

             Методы и организационные подходы

Неудовлетворительное состояние внутришкольной среды

Административный контроль за соблюдением требований СанПиН

Повышение уровня материально технической базы ОУ

Мониторинг состояния, содержания помещений школы, школьной мебели, оборудования

Дополнительное привлечение негосударственных (попечительских, частных, общественных) инвестиций.

Нерациональная организация учебного процесса и режима учебной нагрузки

Оптимизация образовательного пространства (ОП)

Создание комфортности условий среды

Соблюдение гигиенических требований к составлению расписания уроков, объему общей учебной нагрузки, объему домашних заданий

Рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности школьников

Расширение, зонирование, гибкое моделирование образовательного

 

пространства

Составление гибких вариантов расписания занятий с использованием экскурсионных и выездных уроков

Создание кабинетов психологической разгрузки, тренажерных

 

залов, игровых комнат

Низкая двигательная активность (гиподинамия)

Повышение эффективности физического воспитания

Разработка и реализация режима повышенной двигательной активности

Включение в режим учебного процесса блоков и комплексов динамических нагрузок

Динамические паузы, физкультминутки, спортивные часы в расписании уроков

Увеличенное количество уроков физкультуры (до 3-5 ч в неделю)

«Динамические позы» на уроке за партами-конторками

Занятия в спортивных секциях, ДЮСП, туризм, спортивные соревнования

Тренинговые и релаксационные занятия и т.д.

Неадекватные возможностям учащихся методы обучения, недифференцированный уровень требований

Использование методик обучения, адекватных возрастным возможностям учащихся

Индивидуальный дифференцированный подход к обучению

Применение технологий адаптивного, проблемного, развивающего обучения

Индивидуальное дозирование объема, сложности, темпа, распределения учебной нагрузки

Гибкие формы режимов и учебных планов

Индивидуальные траектории обучения в разноуровневой системе учебных предметов

Личный выбор учащимися блочно-модульных систем УП

Имитационно-моделирующие обучающие игры

Проектная деятельность школьников

Стрессовые психолого-педагогические факторы (дезадаптация, дидактогения)

Педагогические технологии сотрудничества и взаимодействия всех участников ОП

Медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся

Тьюторство

Ценностно-ориентированная система воспитания

Дополнительное образование

Диагностика

Консультирование

Тренинги

Психологическая коррекция и реабилитация (индивидуальная и групповая)

Временные или стойкие нарушения здоровья учащихся

Профилактические, реабилитационные, оздоровительные мероприятия

Физкультурно оздоровительная работа

Лечебно-профилактические процедуры

ЛФК

Массаж

Физиотерапия

Бальнеотерапия

Витаминопрофилактика

Ароматерапия

Фитотерапия и т.п.

Отсутствие культуры здоровья

Учебно-воспитательная система педагогической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни

Лекции, беседы.

Разработка и внедрение интегральных и модульных учебных курсов по здоровому образу жизни для учащихся

Просветительская работа с родителями и учителями

Урочная и внеурочная система обучения

Клубная деятельность

Развлекательно-игровые формы воспитания

Лектории для педагогов и родителей

Фильмотеки

Библиотеки

Консультации специалистов

 

 

 

3. Критерии рациональной организации двигательной активности учащихся

  

Персональные (на уровне ученика)

1)    повышение двигательной подготовленности и уровня развития физических качеств

2)    улучшение состояния здоровья, уменьшения числа дней в учебном году, пропущенных по болезни

3)    укрепление иммунитета, снижение риска простудных и иных заболеваний

4)    улучшение успеваемости по предмету «Физическая культура»

5)    компенсация имеющихся отклонений в состоянии здоровья (улучшение осанки, укрепление свода стопы, исчезновение неблагоприятных симптомов, снятие с диспансерного учета и т.п.)

6)    нормализация и гармонизация физического развития

7)    улучшение психологического состояния за счет большей включенности в детский коллектив, нахождения адекватной социальной роли

 

Групповые  (на уровне класса)

1)    повышение успеваемости по предмету «Физическая культура»

2)    увеличение числа детей в классе, имеющих высокий и выше среднего уровень двигательной подготовленности (по принятым в школе критериям)

3)    снижение суммарной продолжительности отсутствия учащихся в школе по болезни

4)    снижение числа часто и длительно болеющих детей в составе класса

5)    уменьшение числа детей, находящихся на диспансерном учете

6)    повышение эффективности профилактических мер в периоды зимне-весенних эпидемий простудных заболеваний

7)    успешные выступления спортивной команды класса на внутришкольных и межшкольных соревнованиях

8)    улучшение психологического климата в классе на основе общих интересов, реализующихся через двигательную активность

 

Коллективные  (на уровне школы)

1)    повышение успеваемости по предмету «Физическая культура»

2)   увеличение числа детей, имеющих высокий и выше среднего уровень двигательной подготовленности (по принятым в школе критериям)

3)    снижение суммарных показателей заболеваемости школьников

4)    снижение числа часто и длительно болеющих детей в школе

5)    уменьшение числа детей, находящихся на диспансерном учете

6)    уменьшение числа детей, находящихся на учете в органах милиции

7)    эффективная организация работы групп ЛФК и спецмедгруппы, обеспечивающая реабилитацию значительного числа учащихся, посещающих эти занятия, в течение 2 лет, и их последующее включение в подготовительную группу

8)    повышение эффективности профилактических мер в периоды зимне-весенних эпидемий простудных заболеваний

9)    использование преподавателями физической культуры передовых форм, методик и педагогических технологий

10) наличие в школе и доступность для абсолютного большинства учащихся достаточного числа и разнообразия спортивных секций и кружков по интересам с динамической составляющей, удовлетворяющее спросу учащихся на соответствующие услуги

11) успешные выступления спортивных команд школы на районных, республиканских, соревнованиях

 

Региональные  (на уровне района, субъекта Федерации)

1)    наличие положительной динамики (отсутствие роста, стабилизация) общей и простудной заболеваемости обучающихся, воспитанников в учебных заведениях региона в течение 2-3 лет

2)    увеличение числа учебных заведений, полностью удовлетворяющих потребность обучающихся, воспитанников в физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной активности

3)    повышение числа учебных заведений, имеющих высокую физкультурно-оздоровительную и спортивную активность учащихся

4)    успешное проведение спортивных праздников, эффективное выступление спортивных команд региона на соревнованиях

5)    снижение численности подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел, а также на диспансерном учете в медицинских учреждениях (включая наркологические диспансеры)

6)    активизация работы врачебно-физкультурных диспансеров по обслуживанию учебных заведений региона

 

4. Базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях состоит из следующих блоков:

 

I блокздоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. Блок включает:

· состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами;

     · оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым  

        оборудованием и инвентарем;

     · наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;

     · наличие и необходимое оснащение школьной столовой;

     · организация качественного питания;

     · необходимый (в расчете на количество учащихся) и квалифицированный    

        состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинские

        работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).

 

II блок – рациональная организация учебного процесса.

Блок включает:

     · соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;

     · использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию);

     · введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

     · строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства);

     · рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе;

     · индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах.

 

III блок – организация физкультурно-оздоровительной работы.

Блок включает:

    · полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);

    · организацию занятий в группах  ЛФК;

    · организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3 и 4 уроком в начальной школе;

    · организацию динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

   · создание условий и организацию работы спортивных секций;

·                         регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.).

 

 

IV блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Блок включает:

· включение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни («Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного» (ранняя профилактика наркотизма), «Приключения в стране здоровья» и т.п.). Подобные образовательные программы должны носить модульный характер, либо включаться в учебный процесс в качестве регионального или школьного компонента;

· лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

· проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.;

· создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».

 

V блок – организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья.

Блок включает:

· лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.;

· приобретение необходимой научно-методической литературы;

· привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.). Организация общественного совета по здоровью и совместное (учителя, специалисты, родители, учащиеся) обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в своем образовательном учреждении с учетом реальных возможностей и потребностей. Выбор приоритетных направлений деятельности.

 

VI блок – профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья. Блок включает:

· использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.);

· регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога.

· регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, введение карты здоровья класса (школы), что позволит наглядно увидеть динамику заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры.

· создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами;

· привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.

 

 

 

                                      Результаты мониторинга

              данных об ущербе для жизни и здоровья детей,

                      связанных с условиями пребывания в ОУ

 

Ущерб для жизни и здоровья, связанный с пребыванием в ОУ

                                 Учебный год

    2005/2006

     2006/2007

     2007/2008

1

Травматизм, несущий последствия, опасные для жизни

 

Нет

 

Нет

 

Нет

2

Пищевые отравления в школьной столовой

 

Нет

 

Нет

 

Нет

 

                                          Результаты мониторинга

                                 доступности медицинской помощи

 

Название проверяемого подразделения

                                 Учебный год

    2005/2006

     2006/2007

     2007/2008

1

Организация работы медицинского кабинета в здании школы

 

          100%

 

           100%

 

             100%

2

Укомплектованность кабинета аптечками  или средствами первой помощи

 

          100%

 

           100%

 

             100%

3

Укомплектованность кабинета средствами индивидуальной защиты в условиях чрезвычайной ситуации

 

          50%

 

           100%

 

             100%

 

                                           Результаты мониторинга уровня

                                 материально-технического обеспечения

                           безопасных условий в образовательном процессе

 

Материально-техническая база

                                 Учебный год

    2005/2006

     2006/2007

     2007/2008

1

Средства пожаротушения

Имеются в наличии

Имеются в наличии

Имеются в наличии

2

Стенд со средствами пожаротушения и необходимый инвентарь

Имеются в наличии

Имеются в наличии

Имеются в наличии

3

Оборудование кнопками тревожной сигнализации

Имеются в наличии

Имеются в наличии

Имеются в наличии

 

                                           Результаты мониторинга развития

                                 нормативно-правовой базы безопасности

                                             образовательного пространства

 

Материально-техническая база

                                 Учебный год

    2005/2006

     2006/2007

     2007/2008

1

Конституция, законы об образовании РФ, Трудовой кодекс РФ, типовое положение о школе, коллективный договор, программы образования

 

    Имеются

 

Имеются

 

Имеются

2

Инструкции по технике безопасности

Имеются

Имеются

Имеются

3

Журналы по технике безопасности

Имеются

Имеются

Имеются

4

Приказы, распоряжения ОУ

Имеются

Имеются

Имеются                                                                                                                                                                                                                                                                                         

 

 

                                               Результаты мониторинга

проведения практических мероприятий, формирующих способность учащихся

                         и педагогов к действиям в экстремальных ситуациях

 

Наименование мероприятий

                                 Учебный год

    2005/2006

     2006/2007

     2007/2008

1

Учения педагогического коллектива и вспомогательного персонала, обеспечив. УВП

Постоянно по плану школы

Постоянно по плану школы

Постоянно по плану школы

2

Учения по поэтапной эвакуации из здания

Постоянно по плану школы

Постоянно по плану школы

Постоянно по плану школы

3

Проведения «Дня защиты детей»

Постоянно по плану школы

Постоянно по плану школы

Постоянно по плану школы

4

Проведение занятий по изучению строения и работы огнетушителя со сдачей зачета по этому вопросу среди педсостава и учащихся.

Постоянно по плану школы

Постоянно по плану школы

Постоянно по плану школы

5

Проведение практических занятий по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим

Постоянно по плану школы

Постоянно по плану школы

Постоянно по плану школы

6

Проведение инструктажа по противопожарной безопасности

Постоянно по плану школы

Постоянно по плану школы

Постоянно по плану школы

7

Тренировочные занятия на случай террористического акта

Постоянно по плану школы

Постоянно по плану школы

Постоянно по плану школы

8

Участие а районных соревнованиях по ГО и ЧС

Постоянно по плану школы

Постоянно по плану школы

Постоянно по плану школы

 

 

       Здоровьесбережение МОУ «Верхнеаккозинская основная общеобразовательная школа» – это учет особенностей учащихся, нервной системы, создание благоприятного психологического фона, предупреждение переутомления, перегрузки учащихся, использование приемов, способствующих появлению интереса к учебе, создание условий для самовыражения учащихся, инициатива разнообразной Деятельности, предупреждение гиподинамии.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".