ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КЛАССНОЙ КОМНАТЫ
Цель работы - комплексная оценка экологического состояния классной
комнаты.
Задание 1. Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты.
1. Измерьте с помощью рулетки длину, ширину и высоту класса.
2. Рассчитайте площадь пола и кубатуру (объем).
3. Определите площадь и кубатуру в пересчете на одного учащегося,
разделив полученные результаты на количество посадочных мест.
4. Полученные данные занесите в таблицу:
Номер кабинета |
Площадь, м2 |
Экологическая
норма |
Кубатура, м3 |
Экологическая
норма |
|
|
2,0 |
|
4 - 5 |
5. Сделайте выводы о
соответствии полученных результатов санитарно-гигиеническим нормам.
Подумайте, рационально ли используется площадь помещения.
Задание 2. Изучение вентиляционного режима класса.
2.1. Определение коэффициента аэрации (Ка).
1. Осмотрите все вентиляционные отверстия. Проверьте с помощью полоски
бумаги, действуют ли они.
2. Определите общую площадь всех вентиляционных отверстий и фрамуг.
3. Рассчитайте Ка по формуле Ка = П|п,
где П - площадь всех вентиляционных отверстий, п - площадь пола.
4. Пронаблюдайте, как проводится проветривание помещения.
5. Полученные результаты занесите в таблицу:
Помещение |
Ка |
Экологическая
норма |
Частота
проветривания |
Экологическая
норма |
Класс |
|
1/50 |
|
10-15 минут не
реже 1 раза в час |
Рекреация |
|
1/55 |
|
2.2. Определение
эффективности вентиляции.
1. Определите необходимый вентиляционный объем воздуха (В.вент., куб.м
за 1 час), т.е. объем свежего воздуха, который необходимо подавать в
помещение на одного человека, чтобы содержание CO2 не превысило
допустимого уровня (0,1%):
В.вент. =(УГ \ ПДС - уг) х 3/4, где УГ - объем CO2, выделяемого за 1 ч.
(ребенок при умственной работе выделяет столько литров углекислого газа,
сколько ему лет);
ПДС - предельно допустимое содержание CO2 в воздухе класса (0,1 %, или 1
л /1 куб.м воздуха);
уг - содержание CO2 в атмосферном воздухе (0,03% или 0,3 л /1 куб.м
воздуха);
3/4 - продолжительность урока (45 мин.).
2. Определите кратность обмена воздуха (Д) - число, показывающее,
сколько раз в течение 1 ч. воздух помещения должен смениться наружным,
чтобы содержание CO2 не превысило допустимого уровня
Д = В.вент.\ в, где
В.вент. - вентиляционный объем воздуха, в - объем воздуха на 1 учащегося
в классе.
3. Сделайте выводы о соответствии полученных результатов экологическим
нормам (6.0 - 3.0).
Задание 3. Изучение естественной освещенности класса.
1. Измерьте высоту и ширину окон (стекол).
2. Рассчитайте общую площадь окон.
3. Рассчитайте площадь застекленной части окон (10 % общей поверхности
окон приходится на их переплеты).
4. Определите площадь пола класса, измерив длину и ширину.
5. Подсчитайте световой коэффициент (СК) по формуле: СК = По | Пп, где
По - площадь застекленной части окон, Пп - площадь пола.
6. Определите коэффициент заглубления, т.е. отношение высоты верхнего
края окна над полом к глубине (ширине класса).
7. Полученные данные занесите в таблицу:
Номер кабинета |
Световой
коэффициент |
Экологическая
норма |
Коэффициент
загубления |
Экологическая
норма |
|
|
1/4 - 1/6 |
|
1/2 |
8. Сделайте выводы о
соответствии полученных результатов санитарно-гигиеническим нормам.
По проведении всех работ ознакомьте полученными результатами учителей и
администрацию школы. Если результаты отклоняются от
санитарно-гигиенических норм необходимо принять срочные меры по
исправлению положения. |