КПМО
Чувашия реализует Комплексный проект модернизации образования.
ММЦ
От ИКТ-грамотности - к ИКТ-компетентности
Извлечения из программы развития МОУ гимназии №8

Концепция развития гимназии

«Гимназия реализует общеобразовательные программы общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовать общеобразовательную программу начального общего образования» (Из Типового положения об общеобразовательном учреждении от 19 марта 2001 г.)

Образовательное учреждение руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Указами и Распоряжениями Президента Чувашской Республики, Постановлениями и Распоряжениями Правительства Чувашской Республики, решениями администрации г. Шумерля, Типовым положением, Уставом гимназии.

Методологические принципы построения гимназии: 

  • историко-культурная обусловленность построения гимназии в конкретных временных и региональных условиях;

  • системно-структурная целостность, идеологическая и организационная связанность её подсистем и фрактальных объектов;

  • равноправное партнерское сосуществование различных педагогических парадигм, систем и технологий, предполагающее напряженный и плодотворный диалог культур (многопарадигматическая кооперация);

  • постепенное преодоление противоречий когнитивной, личностной (эмоционально-волевой), культурологической и компетентностной парадигм образования, их поэтапная гармонизация;

  • широкий оптимизационный подход, пронизывающий все сферы функционирования и развития гимназии.

Базовые черты гимназии:

  • наличие неоднородного (гетерогенного) состава обучающихся («Учебное заведение для всех»);

  • ориентация на способности, склонности, потребности, жизненные планы каждого обучающегося;

  • гибкость, открытость, своевременное адекватное реагирование на изменения социокультурной и психолого-педагогической ситуации при удержании основных базовых ценностей гимназии;

  • сохранение всех необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках гимназии (обновление содержания образования, отбор педагогических технологий и т. п.);

  • обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения и развития ребенка;

  • дифференциация, разнообразные формы дифференцированного и многопрофильного обучения;

  • наличие диагностических, организационных и дидактических процедур, позволяющих осуществлять мягкие формы дифференциации, предлагающие перманентную перегруппировку учащихся на основе отслеживания динамики их развития;

  • здоровье физическое, психическое и нравственное, как интегральный показатель эффективности функционирования гимназии;

  • оптимальная комбинация учебно-образовательных моделей.

Система условий и способов построения и развития гимназии:

  • наличие Программы развития гимназии;

  • гибкая организация учебно-воспитательного процесса, учитывающая динамику развития детей, их психофизические особенности, склонности;

  • создание соответствующих научных, организационно-педагогических и управленческих структур, призванных обеспечить инновационный характер преобразований в гимназии;

  • ресурсное обеспечение масштабных системных преобразований образовательного учреждения, где центральной задачей становится удержание педагогов в исследовательской позиции, установление их продуктивного взаимодействия (диалога) со специалистами других наук о человеке (медиками, психологами, дефектологами и т. п.)

Основными целями гимназии являются:

  1. Предоставление образовательных услуг на уровне, отвечающем требованиям быстрого развития науки и позволяющем личности быстро интегрироваться в систему мировых и национальных культур.

  2. Реализация идей общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации содержания образования.

  3. Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

  4. Создание условий для формирования у обучающихся стремления к здоровому образу жизни.

Организация образовательного процесса

Одной из составляющих процесса модернизации системы работы в гимназии является ориентация на подготовку человека, способного действовать в современном меняющемся мире. При этом важной становится ориентация на индивидуальные и возрастные особенности развития детей на разных ступенях образования.

Начальная школа

Образовательный процесс направлен на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности. Предполагается изменение в системе оценивания, форм организации учебных занятий, индивидуализации образовательных программ, направленное на «умение учиться» через:

  • поддержание образовательной инициативы ребенка,

  • обучение навыкам общения, сотрудничества,

  • расширение опыта самостоятельного выбора,

  • формирование учебной самостоятельности.

Основная школа

Образовательный процесс направлен на формирование опыта самопознания, самореализации, общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности через:

  • индивидуализацию учебного процесса,

  • организацию «мест предъявления инициативы» («воспитательных центров», объединений и пр.),

  • развитие специальных учебных интересов,

  • внедрение проектной формы организации обучения,

  • изменение в методах обучения,

  • метод «портфолио».

Старшая школа

Образовательный процесс направлен на формирование самоидентичности выпускника как взрослого через:

  • создание профильной старшей школы,

  • создание системы сопровождения индивидуальных образовательных программ,

  • изменение в системе оценивания,

  • изменение в методах обучения,

  • организацию «мест предъявления социальной инициативы».

 

начальная школа

основная школа

старшая школа

 Система управления

Административное совещание
Педагогический совет
Производственное совещание
Совет родителей

Административное совещание
Педагогический совет
Производственное совещание
Совет родителей
Ученический совет

Административное совещание
Педагогический совет
Производственное совещание
Совет родителей
Ученический совет

Совет гимназии
Попечительский совет

 Учебные планы,

программы

«Гармония»,
«Школа 2000…»,
Система Л.А. Занкова
Система Эльконина-Давыдова

 БУП - 3

БУП - 3

 Организационные формы

Урок, занятие
Погружения
Дополнительное образование
Портфолио
Переводные процедуры

Урок, занятия-практикумы
Интегрированные курсы
Курсы по выбору
Предпрофильная подготовка
Мастерские
Проекты
Исследование
Дифференцированное обучение
Углубленное изучение отдельных предметов
Дополнительное образование
Портфолио
Выпускные процедуры

Урок, занятия-практикумы
Лабораторные работы
Спецкурс
Факультатив
Лекция
Индивидуальные консультации
Интегрированные курсы
Профильная подготовка
Проект
Исследование
Портфолио
Выпускные процедуры

 Поддерживающие проекты и программы

 Проект «Конкурс литературного, музыкального и театрального творчества»
Программа «Экологический вестник»
Программа «Книгочей»

Проект «Дом без одиночества»(шефство над Домом ветеранов)
Проект «Будем дружить» (шефство над детским домом)
Проект «Школьный двор»
Проект «Я - вожатый»
Программа экскурсий:
«Ичалковский бор»
«Литературный музей «Болдино»
«Театральные Чебоксары»
«Предприятия города»
и пр.

Программа
«Социальная практика»
Проект «Ноябрьские вечера в музыкальной гостиной»
Проект «Экологический паспорт кабинета»

 Ключевые праздники и события

«Мы школьниками стали»
«Путешествие к Пятой планете»(выпускной)
«Мамин праздник»
«Мальчиш-Кибальчиш»
«Приключения вокруг елки»
«Интеллектуальный марафон»
«Олимпиада круглый год»

«Перельмановская неделя»
«Математический поезд»
«Выпускной вечер в школе искусств»
«Праздник последнего звонка для 9-классников»

 «Фестиваль туристской песни»
КВН
«Выпускной бал»

 «День знаний»
«День здоровья»
«День учителя»
Научно-практическая конференция
«Желтый лист» (День туриста)
«Ноябрьские вечера в музыкальной гостиной»
Спортивный праздник «Красота. Грация. Здоровье.»
«Торжество талантов»
Проект «Шумерлинские росточки»
Проект «Обучение здоровью»
Проект «Зеленый горизонт»
Месячник оборонно-массовой работы
«Поклонимся великим тем годам…» (9 мая)
Праздник окончания учебного года

Основными целями Программы развития гимназии на срок с 2002 по 2007 годы являются:

  1. Модернизация образовательного процесса в логике компетентностного подхода.

  2. Развитие системы здоровьесбережения в гимназии.

  3. Сохранение и развитие в образовательном учреждении системы дополнительного образования.

  4. Внедрение общественной  составляющей в управление гимназией.

  5. Организация мониторинга качества работы образовательного учреждения.

  6. Ресурсное обеспечение деятельности гимназии.

Программа развития создается на период с 1 сентября 2002 года по 31 декабря 2007 года. Временные рамки программы обусловлены уровнем поставленных задач и созданием необходимых условий для их решения.

Этапы осуществления Программы

сроки

этап

действия

 2002 г.

 организационный

Создание условий для реализации Программы развития:

  • формирование нормативно-правовой базы,

  • оптимизация системы управления,

  • кадровое обеспечение,

  • создание плана-графика ресурсного обеспечения.

2003-2006 гг.

 внедренческий

Внедрение ведущих идей Программы в работу гимназии и ее подразделений.
Выработка регламента деятельности образовательного учреждения – гимназии.
Создание общей информационной системы сопровождения реализации Программы

2007 г.

аналитический

Анализ реализации Программы развития

МОУ гимназия №8 © 2007 • Чувашия, г. Шумерля • school8@gshum.cap.ru