|
Извлечения из программы развития МОУ гимназии №8
Концепция развития гимназии
«Гимназия реализует общеобразовательные программы общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовать общеобразовательную программу начального общего образования» (Из Типового положения об общеобразовательном учреждении от 19 марта 2001 г.)
Образовательное учреждение руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Указами и Распоряжениями Президента Чувашской Республики, Постановлениями и Распоряжениями Правительства Чувашской Республики, решениями администрации г. Шумерля, Типовым положением, Уставом гимназии.
Методологические принципы построения гимназии:
-
историко-культурная обусловленность построения гимназии в конкретных временных и региональных условиях;
-
системно-структурная целостность, идеологическая и организационная связанность её подсистем и фрактальных объектов;
-
равноправное партнерское сосуществование различных педагогических парадигм, систем и технологий, предполагающее напряженный и плодотворный диалог культур (многопарадигматическая кооперация);
-
постепенное преодоление противоречий когнитивной, личностной (эмоционально-волевой), культурологической и компетентностной парадигм образования, их поэтапная гармонизация;
-
широкий оптимизационный подход, пронизывающий все сферы функционирования и развития гимназии.
Базовые черты гимназии:
-
наличие неоднородного (гетерогенного) состава обучающихся («Учебное заведение для всех»);
-
ориентация на способности, склонности, потребности, жизненные планы каждого обучающегося;
-
гибкость, открытость, своевременное адекватное реагирование на изменения социокультурной и психолого-педагогической ситуации при удержании основных базовых ценностей гимназии;
-
сохранение всех необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках гимназии (обновление содержания образования, отбор педагогических технологий и т. п.);
-
обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения и развития ребенка;
-
дифференциация, разнообразные формы дифференцированного и многопрофильного обучения;
-
наличие диагностических, организационных и дидактических процедур, позволяющих осуществлять мягкие формы дифференциации, предлагающие перманентную перегруппировку учащихся на основе отслеживания динамики их развития;
-
здоровье физическое, психическое и нравственное, как интегральный показатель эффективности функционирования гимназии;
-
оптимальная комбинация учебно-образовательных моделей.
Система условий и способов построения и развития гимназии:
-
наличие Программы развития гимназии;
-
гибкая организация учебно-воспитательного процесса, учитывающая динамику развития детей, их психофизические особенности, склонности;
-
создание соответствующих научных, организационно-педагогических и управленческих структур, призванных обеспечить инновационный характер преобразований в гимназии;
-
ресурсное обеспечение масштабных системных преобразований образовательного учреждения, где центральной задачей становится удержание педагогов в исследовательской позиции, установление их продуктивного взаимодействия (диалога) со специалистами других наук о человеке (медиками, психологами, дефектологами и т. п.)
Основными целями гимназии являются:
-
Предоставление образовательных услуг на уровне, отвечающем требованиям быстрого развития науки и позволяющем личности быстро интегрироваться в систему мировых и национальных культур.
-
Реализация идей общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманитаризации содержания образования.
-
Создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
-
Создание условий для формирования у обучающихся стремления к здоровому образу жизни.
Организация образовательного процесса
Одной из составляющих процесса модернизации системы работы в гимназии является ориентация на подготовку человека, способного действовать в современном меняющемся мире. При этом важной становится ориентация на индивидуальные и возрастные особенности развития детей на разных ступенях образования.
Начальная школа
Образовательный процесс направлен на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности. Предполагается изменение в системе оценивания, форм организации учебных занятий, индивидуализации образовательных программ, направленное на «умение учиться» через:
-
поддержание образовательной инициативы ребенка,
-
обучение навыкам общения, сотрудничества,
-
расширение опыта самостоятельного выбора,
-
формирование учебной самостоятельности.
Основная школа
Образовательный процесс направлен на формирование опыта самопознания, самореализации, общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности через:
-
индивидуализацию учебного процесса,
-
организацию «мест предъявления инициативы» («воспитательных центров», объединений и пр.),
-
развитие специальных учебных интересов,
-
внедрение проектной формы организации обучения,
-
изменение в методах обучения,
-
метод «портфолио».
Старшая школа
Образовательный процесс направлен на формирование самоидентичности выпускника как взрослого через:
-
создание профильной старшей школы,
-
создание системы сопровождения индивидуальных образовательных программ,
-
изменение в системе оценивания,
-
изменение в методах обучения,
-
организацию «мест предъявления социальной инициативы».
|
начальная школа |
основная школа |
старшая школа |
Система управления |
Административное совещание
Педагогический совет
Производственное совещание
Совет родителей |
Административное совещание
Педагогический совет
Производственное совещание
Совет родителей
Ученический совет |
Административное совещание
Педагогический совет
Производственное совещание
Совет родителей
Ученический совет |
Совет гимназии
Попечительский совет |
Учебные планы,
программы |
«Гармония»,
«Школа 2000…»,
Система Л.А. Занкова
Система Эльконина-Давыдова |
БУП - 3 |
БУП - 3 |
Организационные формы |
Урок, занятие
Погружения
Дополнительное образование
Портфолио
Переводные процедуры |
Урок, занятия-практикумы
Интегрированные курсы
Курсы по выбору
Предпрофильная подготовка
Мастерские
Проекты
Исследование
Дифференцированное обучение
Углубленное изучение отдельных предметов
Дополнительное образование
Портфолио
Выпускные процедуры |
Урок, занятия-практикумы
Лабораторные работы
Спецкурс
Факультатив
Лекция
Индивидуальные консультации
Интегрированные курсы
Профильная подготовка
Проект
Исследование
Портфолио
Выпускные процедуры |
Поддерживающие проекты и программы |
Проект «Конкурс литературного, музыкального и театрального творчества»
Программа «Экологический вестник»
Программа «Книгочей» |
Проект «Дом без одиночества»(шефство над Домом ветеранов)
Проект «Будем дружить» (шефство над детским домом)
Проект «Школьный двор»
Проект «Я - вожатый»
Программа экскурсий:
«Ичалковский бор»
«Литературный музей «Болдино»
«Театральные Чебоксары»
«Предприятия города» и пр. |
Программа
«Социальная практика»
Проект «Ноябрьские вечера в музыкальной гостиной»
Проект «Экологический паспорт кабинета» |
Ключевые праздники и события |
«Мы школьниками стали»
«Путешествие к Пятой планете»(выпускной)
«Мамин праздник»
«Мальчиш-Кибальчиш»
«Приключения вокруг елки»
«Интеллектуальный марафон»
«Олимпиада круглый год» |
«Перельмановская неделя»
«Математический поезд»
«Выпускной вечер в школе искусств»
«Праздник последнего звонка для 9-классников» |
«Фестиваль туристской песни»
КВН
«Выпускной бал» |
«День знаний»
«День здоровья»
«День учителя»
Научно-практическая конференция
«Желтый лист» (День туриста)
«Ноябрьские вечера в музыкальной гостиной»
Спортивный праздник «Красота. Грация. Здоровье.»
«Торжество талантов»
Проект «Шумерлинские росточки»
Проект «Обучение здоровью»
Проект «Зеленый горизонт»
Месячник оборонно-массовой работы
«Поклонимся великим тем годам…» (9 мая)
Праздник окончания учебного года |
Основными целями Программы развития гимназии на срок с 2002 по 2007 годы являются:
-
Модернизация образовательного процесса в логике компетентностного подхода.
-
Развитие системы здоровьесбережения в гимназии.
-
Сохранение и развитие в образовательном учреждении системы дополнительного образования.
-
Внедрение общественной составляющей в управление гимназией.
-
Организация мониторинга качества работы образовательного учреждения.
-
Ресурсное обеспечение деятельности гимназии.
Программа развития создается на период с 1 сентября 2002 года по 31 декабря 2007 года. Временные рамки программы обусловлены уровнем поставленных задач и созданием необходимых условий для их решения.
Этапы осуществления Программы
сроки |
этап |
действия |
2002 г. |
организационный |
Создание условий для реализации Программы развития:
-
формирование нормативно-правовой базы,
-
оптимизация системы управления,
-
кадровое обеспечение,
-
создание плана-графика ресурсного обеспечения.
|
2003-2006 гг. |
внедренческий |
Внедрение ведущих идей Программы в работу гимназии и ее подразделений.
Выработка регламента деятельности образовательного учреждения – гимназии.
Создание общей информационной системы сопровождения реализации Программы |
2007 г. |
аналитический |
Анализ реализации Программы развития |
|