| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект "Одаренные дети"
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОЧЕТАЙСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МОУ «Новоатайская СОШ»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Работа заместителя директора по учебно-воспитательной работе Григорьевой Риммы Федоровны
2009 год
ПРОЕКТ «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» МОУ «Новоатайская СОШ» Красночетайского района Чувашской Республики.
Актуальность проблемы Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?: - Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. - В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. - В школе должны быть свои традиции. - Школа должна давать современное образование. - В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как: способности, талант, одаренность, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Программа «Одаренные дети» объединяет блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Определение одаренных детей: - имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; - имеют доминирующую активную познавательную потребность; - испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и компентентного.
Цель данной проектной работы:1. Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей. Задачи: 1. Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях одаренных детей и методических приемах работы с ними; 2. Обучение учителей через методическую учебу, педсоветы, самообразование; 3. Накопление библиотечного фонда по данному вопросу; 4. Знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики; 5. Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности. 6. Выбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества; 7. Предоставление возможности учащимся совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную работу. 8. Овладение элементами исследовательской деятельности; Направления: - работа с учащимися; - работа с родителями; - работа с педагогическим коллективом. Этапы: 1.Подготовительный 2.Аналитический; 3.Организационно-деятельностный; 4.Этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Стратегия работы с одаренными детьми 1этап – подготовительный Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе. Задачи: - Изучение нормативной базы. - Планирование работы с одаренными учащимися. - Распределение обязанностей - Анализ материально-технических, педагогических условий реализации проекта. Диагностика: Независимо от того, каков источник одаренности, необходима ее диагностика. В связи с этим возрастает роль социального педагога и заместителя директора по УВР школы, которые помогают педагогам выявить потенциальные возможности обучающихся. Учащиеся диагностируются по следующим направлениям: - творческое мышление; - уровень самооценки; - толерантность; - предпочтительные виды деятельности; - доминирование правого или левого полушария; - сила интуиции; - Вы лидер? - Вы считаете себя гением? - Что вам нравится (карта интересов)? - Диагностика задатков и склонностей личности; - Поведенческие характеристики одаренных детей; Диагностируются также учителя на склонность к работе с одаренными детьми. Составленный банк данных учащихся, которые учатся на «5» и имеют особые успехи в изучении отдельных предметов, соотносится с результатами диагностики психолога, социального педагога. Социальный педагог проводит обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции, формированию умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов); организует индивидуальную работу с учителями, направленную на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки. По итогам данного этапа работы в нашей школе можно выделить три категории одаренных детей: 1.Дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). 2.Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый возраст). 3.Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). Список одарённых детей по классам
II этап – аналитический Цель: Выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми. 1 ступень (1—4-й год обучения) — при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие таких, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик смог реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природной деятельности в области художественного развития. В связи с этим необходимо организовать дополнительные занятия (кружки) с учащимися: - мастерская художественного слова(Руководитель-Яковлева С.В.); - ремесленная мастерская (прикладное искусство) (Руководитель- Марков С.Н,.); - музыкальная мастерская (Руководитель- Ильдер В.И.); - «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность) (Руководитель -Пакрушов А.А); - мастерская здорового образа жизни (девиз: «В здоровом теле здоровый дух») Руководитель- Петрейкина С.Н.); Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени. 2 ступень (5—9-е классы) — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: («мозговые штурмы»), ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т.д). Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает - игра. 3 ступень. Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного коммуникационного пространства. Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного пространства в школе: - выработка проектно-исследовательских навыков (проектная методика); - самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности (профильные классы); - четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле. Условия успешной работы с одаренными учащимися Намечены принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; - принцип возрастания роли внеурочной деятельности; - принцип индивидуализации и дифференциации обучения; - принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; - принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества III этап - организационно -деятельностный. Цель: Организация целенаправленной работы с одаренными детьми. В нашей школе начал работу образовательный проект Одарённые дети». Учителя, работающие с одарёнными детьми, применяют необходимые приёмы для развития способностей учащихся. Социальный педагог предварительно провела анкетирование по выявлению нетрадиционного мышления детей. Затем каждый ребёнок собирал своё личное дело, куда входили грамоты за достижения в учёбе, а также участие в различных мероприятиях: кружках, семинарах, олимпиадах. Учителями проводится анализ своей работы и анализ успеваемости ребёнка и делаются соответствующие выводы. Организация работы проводится по результатам диагностики:
Учителями проводится анализ своей самообразовательной деятельности.
Одарённым детям – подготовленные учителя
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. Работа включает в себя: формирование пакета диагностических методик для выявления разных видов одарённости; анализ информации об одаренных детях, условиях их обучения и развития. Реализация проекта связана с непосредственной работой с одаренными учащимися. На этом этапе планируется систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми и предусмотрена реализация следующих направлений: Координационное направление: Внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком. Научно- исследовательское направление: Проведение диагностики одаренных детей. Диагностика условий обучения и развития одаренных детей. Создание банка данных одаренных детей. Научно-методическое направление: Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми. Экспериментальное направление: Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала учащихся. Организация обучения с использованием образовательного ресурса Интернет. Организация работы с родителями одарённых детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одарённых детей.
Работа с учащимися, имеющими высокий уровень познавательной деятельности Цель: 1.Организовать работу педагогического коллектива школы, направив её на создание условий для развития и саморазвития учащихся.
1 ПОЛУГОДИЕ
2полугодие
Работа с одарёнными детьми.
План работы с одарёнными детьми
Так как большинство старшеклассников мотивированы на продолжение учебы и стремятся подготовить себя к профессиональной деятельности, наиболее эффективными являются технологии, которые реализуют идею индивидуализации обучения и дают простор для творческого самовыражения и самореализации учащихся. Это прежде всего технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в «малых группах». Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся. Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа: - осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей; - формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения; - доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание; - общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления. Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.
2. Методика обучения в малых группах. Эта методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие эффективное. Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответ школьники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов. Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.
3.Технология проектного обучения В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д. Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.
IV этап – Этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. Цель: Апробация системы работы с одаренными учащимися. Задачи: -Диагностика склонностей учащихся. -Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, по основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников. -Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися. -Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов. -Повышение квалификации педагогов. Кадровое обеспечение
Методическое обеспечение
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Организация исследовательской работы учащихся в школе
При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося и одаренной личности в частности. Проект предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.
Проблемы: 1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся. 2. Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения. 3. Проблемой остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей. 4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей. 5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников. Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный потенциал одаренных детей не раскрывается в полной мере. Проблема обучения и развития одарённых детей требует пристального внимания и тесного взаимодействия всей педагогической общественности.)
Ожидаемые результаты 1. Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью. 2.Изменение шкалы социальных ценностей молодежи нашей школы на увеличение значимости такой категории как «знание». 3 Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми. 4.Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся. 5. Организация проектно-исследовательских работ учащихся. 6. Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
7. Создание системы работы с одаренными детьми.
8. Разработка и апробация новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми.
9. Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
Образовательный проект «Одарённые дети» изучен на педагогическом совете №4 от 23.03. 2009 года и принят для реализации.
Результаты работы с одарёнными детьми на данный момент (см. приложения).
Приложение 1
Парикова Ирина Вячеславовна - ученица 8 класса, отличница учебы с 1 класса. Увлекается математикой, физикой и историей. Неоднократно участвовала на различных конкурсах и олимпиадах. Так, в 2007 году стала призёром международной математической олимпиады Турнир городов – 2007» , участницей межрегионального конкурса-игры «Чувашская ласточка», на районной олимпиаде по математике среди учащихся 9-ых классов заняла 1 место.
Зотова Алёна Николаевна – ученица 11 класса, отличница учёбы, особый интерес проявляет математике, химии, русскому языку, занимает первые места на районных олимпиадах по математике, химии, в 2007-2008 учебном году участвовала на международной математической олимпиаде « Турнир городов – 2007» и получила сертификат. Алёна принимает самое активное участие в мероприятиях на школьном, районном, республиканском уровнях. Григорьева Валентина Николаевна – ученица 10 «б» класса, отличница с первого класса. Увлекается музыкой, чтением книг, особый интерес проявляет к изучению русского языка и литературы, истории, химии и обществознании. На районных олимпиадах по обществознанию в 2007 году заняла 1 место, по праву в 2008 году- 1место и по химии – 2 место. Валентина - участница международной математической олимпиады « Турнир городов – 2007» и республиканской научно- практической конференции учащихся по математике и физики. Ионов Александр Сергеевич, Париков Сергей Вячеславович, ученик 10 «а» класса. ученик 10 «а» класса Отличник учебы. Отличник учебы. Достижения в учебе: Достижения в учебе: 1 место – Олимпиада по математике 1 место – Олимпиада по физике 2007/08 учебный год; в 2007/08 учебном году; 2 место – Олимпиада по химии Стипендиат Главы Красночетайского 2007/08 учебный год; района в 2006/07 учебном году. Стипендиат Главы Красночетайского 1 место – олимпиада по химии района в 2007/08 учебном году. в 2008/09 учебном году. 1 место – Олимпиада по астрономии В 2008/09 учебном году; 3 место - Олимпиада по биологии В 2008/09 учебном году; Стипендиат депутата Государ- ственной Думы Малова.
Яковлев Александр, ученик 4 класса
Воробьёв Андрей, ученик 10 «б» класса
Зотова Алёна, ученица 11 «б» класса
Парикова Ирина, ученица 8 класса
Париков Сергей, ученик 10 «б» класса
Ионов Александр, ученик 10 «а» класса
Алексеев Руслан, ученик 9 класса
Приложение 2
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |