Школа определила приоритетные направления работы:
- реализация Программы развития школы;
- изучение и внедрение методик и приёмов дифференцированного обучения;
- совершенствование урока как основной формы учебно-воспитательного процесса;
- развитие учащихся с учётом их возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных возможностей;
- создание в школе благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого ученика.
Для работы в данных направлениях была определена структура методической работы в школе.
Руководителями структурных подразделений являются самые квалифицированные учителя, имеющие определенный опыт работы с педагогами. Это дает возможность развивать традиции методических объединений, обобщать накопленный опыт, выносить его на обсуждение коллектива, обеспечивает стабильность выполнения стратегических задач.
При планировании методической работы педагогический коллектив стремится отобрать те формы работы, которые, во-первых, реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед школой, во-вторых, послужили бы демонстрацией определенной современной технологии, которую бы педагоги взяли в работу при проведении уроков.
Так, в 2002-2003 учебном году были проведены тематические педагогические советы: «Научно-исследовательская работа в школе. Перспективы развития» (круглый стол), «Анализ и самоанализ урока с точки зрения эффективности» (деловая игра); в 2003-2004 учебном году – «Развитие профессиональной компетентности учителя: возможности, механизмы, проблемы» (деловая игра), «Здоровьесберегающие технологии. Роль пришкольного опытного участка в формировании отношения к биологии как к культуре», «Развитие творческой индивидуальности личности школьника в условиях формирующейся новой образовательной среды» (круглый стол); 2004-2005 учебном году - «Новые педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности развития личности школьника», «Ярмарка педагогических идей технологии проектного обучения».
На педсоветах обычно рассматривается обобщенный передовой педагогический опыт. Этому предшествует серия открытых уроков, изучение возможных перспектив внедрения и прогнозирование последствий внедрения новых технологий, методик, способов работы; организация глубокого анализа до, в процессе и после внедрения новых форм, методов и технологий работы; осуществление углубленного диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций.
В результате активизации исследовательской работы в школе мы пришли к следующим выводам:
1. Передовой педагогический поиск, обобщенные результаты которого рассматриваются на педагогических советах, семинарах, возникает как естественная возрастающая потребность учителя к совершенствованию собственной деятельности. Цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности делит учителей на тех, кто спокойно двигается по накатанной дорожке, и других – непокорных, неспокойных, ищущих, постоянно вносящих что-то новое, что на самом деле и является важнейшим доказательством истинного профессионализма. Таких в нашей школе становится год от года все больше и больше. (Сравним: 7 человек в 1999-2000 учебном году, 19 – в 2000-2001 учебном году, 26 – в 2001-2002 учебном году, 34 – в 2002-2003 учебном году, 56 – в 2003-2004 учебном году, 62 – в 2004-2005 учебном году, – по результатам анкетирования, демонстрации новых технологий на открытых уроках, участию в олимпиадах, творческих конкурсах, выступлениям по темам самообразования в рамках МО, методических семинаров, мероприятий внутришкольного контроля).
2. Педагогический процесс обязательно сопряжен с проведением исследований и экспериментов, причем в основе этой деятельности лежат следующие принципы:
- не навреди;
- не бросайся традициями, они тебе еще пригодятся;
- новое еще не значит хорошее;
- решай свои проблемы, не обращая внимания на моду;
- помни, что идей всегда больше, чем пользы от них;
- все самое главное в педагогике уже открыто, твоя задача – применить уже известное к личности конкретного человека.
3. Исследовательскую работу со школьниками на самом высоком уровне способны вести учителя-профессионалы не хуже вузовских преподавателей. Основания для таких выводов дают 5 лет участия в городских и республиканских научно-практических конференциях и других творческих конкурсах (Всероссийский конкурс эссе «Простые слова» - I место, «Чувашская ласточка» - 1 место).
4. В исследовательской работе эффективно участвуют не только одаренные дети, но и все другие при условии, если руководит ими одаренный педагог.
Следующая форма работы – методический совет. Он хорошо выполняет свою прежде всего координирующую функцию, осуществляет отбор и анализ передового педагогического опыта, организует проведение педагогических советов, аттестацию, представление к поощрениям.
Методические объединения работают над методическими темами в рамках единой методической темы школы.
Система методической работы в школе построена таким образом, что не оставляет без внимания и тех педагогов, которые работают в рамках РМО. Все они имеют индивидуальные методические темы, над которыми работают в течение года, а о результатах докладывают во время творческого отчета школы в разных формах: защита творческих проектов и демонстрация моделей одежды – учителя технологии; организация выставок рисунков, открытые уроки – учителя ИЗО; участие в научно-практических конференциях разного уровня – учителя физики, химии, биологии, истории, географии, права.
Таким образом, успешность методической работы невычленяема из успешности учебно-воспитательного процесса вообще. Считаем, что показателем результатов методической работы в школе является следующее:
1. Рост удовлетворенности педагогов собственной деятельностью на данный момент, правильная установка следующей «планки» роста.
2. Положительный психолого-педагогический климат.
3. Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.
4. Овладение современными методами обучения, освоение компьютерной грамоты.
5. Положительная динамика качества обучения.
6. Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов.
7. Постоянное внимание администрации к деятельности педагога, создание ситуации успеха, наличие стимулирования педагога.
8. Качественно организованная система повышения квалификации педагога, опирающаяся на непрерывное самообразование.