МОУ "Анат-Кинярская СОШ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического и спортивного профилей"

Программа развития

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ

 В МОУ «АНАТ- КИНЯРСКАЯ СОШ»  ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

 

Современная жизнь с ее социально – экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи.

Что такое воспитание? Педагогическая наука не дает однозначного ответа на этот вопрос. Одним из распространенных определений этой ка­тегории является понятие о воспитании как о передаче социального опыта от одного поколения к другому, подрастающему, о формировании у моло­дежи определенных знаний и умений, о способности принять эти знания на практике.

В последние годы на смену этому понятию о воспитании пришло другое: воспитание - это целенаправленное управление процессом развития личности (Х.И. Лийметс)

В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, наоборот, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делают очевидными пробле­мы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

В то же время медики, социологи, психологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей, “выброшенных из общества”, детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе.

Все это делает очевидной необходимость повышения статуса воспи­тательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающихся развитием детей, - школы.

Школа должна стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы по параметрам модели личности. Модель личности рас­сматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержа­ние воспитания:

                                                  Личность:

Понимающий жизненное целеполагание (жизненная целеустремленность).

 Способный сделать правильный нравственный, социальный и политический выбор.

Умеющий и желающий образовываться на протяжении всей жизни.

Конкурентноспособный,  умеющий реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе.

Устремленный к обретению свободы, к расширению границ своих возможностей.

Умеющий посылать “сигнальные огни” о габаритах своих прав и достоинства.

 Стремящийся к саморазвитию, самовоспитанию, самоизменению.

Знающий и владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.

Знающий психологические основы общения.

Имеющий развитое творческое начало, чувство эстетической меры.

 Воплощающий в своей практической жизни идею возобновления природы.

 

 

 

1. Основные принципы и функции воспитательного процесса.

Содержание воспитания и его организационные формы разрабаты­ваются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Первый принцип - гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.

Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этнических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.

Третий принцип раскрывается в различных взаимоотношениях чело­века с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера своей профессии.

Четвертый принцип - самосоздание личности или отношение личности к самой себе.

Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию жизни школьника, его адаптированность к новым экономическим условиям: самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравственного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций.

Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реапизации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, которые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя,  включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной дельности, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие  и другие важные личностные качества.

Воспитательная система школы предполагает следующие функции:

-  развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовы­ражению, самореализации;        

- интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

-  защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, со­переживание, взаимопонимание

- корректирующую, направленною на коррекцию поведения и обще­ния ребенка с целью предупреждения негативного влияния на фор­мирование личности

- компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;

-управленческую, ориентированную на оптимизацию функциониро­вания и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.

Главная идея, которой педагогический коллектив руководству­ется в организации жизнедеятельности школьников, - это идея творчества.

2. Целевой блок.

Целевая направленность школы - формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в само­реализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.

Задачи:

- Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагога.

- Создание условий для проявления и раскрытия творческих способно­стей всех участников учебно-воспитательного процесса.              

- Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности, как ученика, так и учителя.

- Создание ученического самоуправления.

- Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации творческого развития каждого ученика.

3. Содержание воспитательной работы.

В качестве системообразующих определены следующие виды дея­тельности:

- познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любозна­тельность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;

- художественная деятельность, развивающая эстетическое миро­ощущение, потребность в прекрасном, способность к художествен­ному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;

-  спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жиз­ни, красоте физической и высокой гигиене жизни;

- трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;

- ценностно-ориентировочная деятельность, направленная на ра­циональное осмысление общечеловеческих и социальных ценно­стей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;

 -  общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;

   -  свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".