Национальный проект.
Мы являемся людьми, живущими в 21 веке, и чем дальше он уносит нас в свои глубины, тем ярче проявляется необходимость и требования времени в современном и качественном образовании.
Мы очень рады, что в нашей стране эта проблема осознается на государственном уровне и возводится в рамки национальной политики. Но еще больше радует, что Чувашия, в которой мы живем, это осознала одной из первых и уже 10 лет назад начала целенаправленную Президентскую программу «Новая школа», целью которой является выход на горизонт инновационного развития образования республики и обеспечения ее конкурентоспособности наряду с лидерами российского образования.
Итогом 10-летней реализации Программы явились успехи и проблемы, выявленные в процессе, и опубликованные в книге Н.В.Федорова «Образование - основа для решения социально-экономических проблем».
Самым главным требованием современного образования является представление доступных и качественных образовательных услуг, что возможно только при условии развития таких параметров, как:
- применение инновационных образовательных технологий;
- воспитание новой профессиональной культуры;
- развитие современного образовательного менеджмента.
Наше образовательное учреждение активно включилось в инновационные процессы, и на сегодняшний день мы имеем определенные успехи в движении в этом направлении. Начнем с того, что мы отмечаем своеобразный юбилей. Именно 10 лет назад наше образовательное учреждение получило статус школы-гимназии и впоследствии гимназии. И все, что происходило в республике, отражалось и на нас.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию публичный доклад – попытку осмысления наших достижений, проблем, размышлений о будущем.
Все общеобразовательные институты в своих характеристиках имеют категории общего, особенного, единичного.
Общим для Ходарской гимназии является то, что она, как и все общеобразовательные учебные заведения вовлечена в практическое воплощение общей стратегической задачи обеспечения доступности качественного образования и испытывает при этом немалые трудности: финансовые, организационно – управленческие, кадровые и т.д.
Особенным в функционировании нашего учебного заведения, на наш взгляд, является то обстоятельство, что оно расположено в одном из самых маленьких муниципальных образований республики с очень низким экономическим потенциалом, что является весьма существенным фактором в условиях многоуровневого финансирования.
Единичным, безусловно, является то, что Ходарская гимназия имеет свою, присущую лишь ей одной вековую траекторию развития, точкой отсчета которой является год 1870.
1. История, традиции, наследие…
В конце 1870 года в глухом уголке Симбирской губернии, в селе Ходары, произошло знаменательное событие. Здесь 6(18) декабря была открыта начальная инородческая школа, или, как тогда называли, училище. Здание этой исторической школы мы сохранили до сих пор, и оно в данное время используется в качестве школьного музея.
Со дня открытия Ходарского училища минуло 135 лет. Все это время оно развивалось и расширялось. В 1918 году было преобразовано в высшее начальное училище. Затем оно стало школой II ступени, потом, после шестилетней, школой колхозной молодежи. В 1933-1934 учебном году школа преобразована в общеобразовательную среднюю.
В 1936 году было выстроено двухэтажное деревянное здание на 400 мест.
С 1977-1978 учебного года стали учиться во вновь выстроенном кирпичном двухэтажном здании.
С 1992 года введен в действие пристрой к школе с доведением её до 640 посадочных мест.
Богата и интересна более чем вековая история школы. Она вызывает уважение и гордость. Мы стараемся быть достойными ее, поддерживать лучшие традиции.
В 1996-1997 учебном году школа получила статус школы-гимназии.
В сентябре 1998 года нами подписан долгосрочный договор о сотрудничестве между ЧГУ имени И.Н.Ульянова и Ходарской школой – гимназией имени И.Н.Ульянова.
В 1999 году на 1 республиканском конкурсе «Школа Года» Ходарская школа – гимназия стала победителем в номинации «Школа – хранительница села».
В апреле 2000 года школа – гимназия стала базовым учреждением Академии педагогических и социальных наук РФ (регистрационный знак № 46 от 19 апреля 2000 года).
С 26 мая 2000 года данное общеобразовательное учреждение функционирует в статусе гимназии.
В 2000 году в республиканском конкурсе «Лучшее подсобное хозяйство» гимназия удостоена диплома лауреата III степени и получила приз – мотоблок «Агрос».
В 2001 году гимназия приняла участие на республиканском конкурсе «Сельский образовательный центр» по реализации проекта МБРР «Реформа системы образования» и получила статус базового общеобразовательного учреждения - ресурсного центра Шумерлинского района.
В октябре 2004 года гимназия успешно прошла конкурсный отбор и учреждена одной из 12 экспериментальных площадок НФПК по проекту «Индивидуальный прогресс» и среди них - единственным сельским общеобразовательным учреждением.
В 2004 и 2005 г.г. сборная команда гимназии становилась абсолютной победительницей на республиканском слёте школьных лесничеств
В 2006 году мы выиграли грант Президента Чувашской Республики в размере 200 тысяч рублей.
2. Гимназия сегодня.
Сегодня гимназия реализует общеобразовательные программы дошкольного, начального общего образования, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивает дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, согласно Свидетельству о государственной аккредитации. Право осуществления образовательной деятельности закреплено в Лицензии .
Социальный адрес работы гимназии – дети села Ходары и близлежащих деревень. Расстояние до них составляет от 3 до 13 км. Село удалено от районного центра, в нем в недостаточном количестве представлены культурные центры для детей и подростков и центры организации детского досуга.
Осознавая трудности, с которыми нам приходиться сталкиваться, мы, тем не менее, стараемся создать максимальные условия для реализации прав граждан РФ на образование, обеспечение гарантии общедоступности и бесплатности образования.
На сегодняшний день в гимназии обучается 289 обучающихся. Из них на начальной ступени – 63 обучающихся, основной – 137, старшей - 89. При гимназии функционирует дошкольная группа, которую посещают 20 воспитанников (76 % от общего количества детей дошкольного возраста с. Ходары).
Гимназия имеет обособленное структурное подразделение в с. Яндаши (начальная школа – детский сад) и дошкольную группу при гимназии..
Реализуемые в гимназии ценности легли в основу построения образовательной системы, которая была определена Миссией образовательного учреждения: «Предоставление максимально широкого поля возможностей для самореализации наибольшему числу сельских учащихся».
Исходя из миссии, создавалась своя система работы.
Мы имеем реальные подтверждения успешности работы нашего образовательного учреждения.
Подсистема «Правовое пространство».
Считаем, что в момент зарождения гражданского общества школа не может оставаться в стороне. Именно здесь будущие граждане получают первый опыт гражданского участия в жизни страны.
У нас вошли в практику совместное обсуждение участниками образовательного процесса локальных правовых актов, определяющих жизнь гимназии, введено преподавание предмета «Основы правовых знаний», обеспечивается гласность образовательного процесса через проведение общегимназических конференций, классных собраний, собраний трудового коллектива, работу Совета гимназии. Ликвидации правовой безграмотности способствуют традиционные мероприятия с приглашением работников правоохранительных органов. Стало традицией оформление информационных бюллетеней на правовые темы.
Для максимальной открытости деятельности гимназии в управление ОУ введена общественная составляющая. На данный момент времени структура управления выглядит следующим образом (подробнее на слайде).
Подсистема «Здоровьесбережение и безопасность».
Мы живем в нестабильном мире, в связи с этим позитивное отношение родителей к нам зависит и от условий безопасности в широком смысле. Мы берем на себя ответственность за ее обеспечение в гимназии.
Приоритетами для нас являются:
· организация безопасного пути в школу:
u изучение ПДД, конкурсы «Безопасное колесо», «Юные инспектора движения» и пр.,
u игра «Я шагаю по улице»,
u оформление информационных стендов;
· организация охраны труда на занятиях и во внеурочное время:
u установлена система звонкового оповещения,
u определен порядок обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности образовательного учреждения при проведении культурно-массовых, спортивных мероприятий,
u организована деятельность антитеррористической рабочей группы гимназии,
u определены порядок контроля и ответственные за ежедневный осмотр состояния ограждений, закрепленной территории, зданий, сооружений,
u контроль завоза продуктов и имущества
u и т. д.;
· обучение действиям в чрезвычайных ситуациях,
· организовано взаимодействие коллектива гимназии с представителями правоохранительных органов, местного самоуправления.
Особое внимание – созданию условий для сохранения здоровья обучающихся, педагогов и персонала.
В гимназии создана и поддерживается инфраструктура для здоровьесбережения: имеются спортзал, открытая оборудованная спортивная площадка, тренажеры, спортивное оборудование, медицинский кабинет, кабинет психологической разгрузки и т. д.
Организуем просвещение педагогов, обучающихся и их родителей по вопросам здоровьесбережения через семинары, родительские собрания, информационные стенды, систему классных часов.
Гимназистами и для гимназистов оформляются сменные информационные материалы «Советы Айболита», «Как не заболеть гепатитом», «Твое здоровье в твоих руках» и т. д.
Организуем деятельность, которая бы поддерживала и укрепляла здоровье участников образовательного процесса: динамические паузы на уроках, утренняя гимнастика, «Часы здоровья», спортивные соревнования, организация подвижных игр на свежем воздухе и пр.
В целях пропаганды ЗОЖ организуются традиционные месячники санитарно-гигиенического и физкультурно-оздоровительного воспитания, месячники безопасности, акции «Молодежь против наркотиков», «Марш парков», «Посади дерево», КВН «Здоров будешь», турниры по волейболу, футболу, пионерболу, по пожарно-прикладному спорту, конкурс «Лучший санпост школы», экологические акции «Мое село», «Не будем равнодушными…», Дни здоровья, Дни туриста и т. д.
За последние три года проведено 63 спортивных соревнования и праздника, общее количество участников которого составило около 3800 человек.
Инфраструктура школьного здания и пришкольной территории содержатся в соответствии с требованиями СанПиН (Закон РФ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»).
Для улучшения интерьера школьных помещений стараемся использовать правила видеоэкологии. Окраска стен учебных кабинетов имеют разную цветовую гамму: для младших школьников теплые тона, для средних классов использованы оттенки зеленого, бежевого цвета, для старшеклассников – холодные тона: голубой, серый (рекомендации Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья).
Осуществляется производственный контроль за деятельностью пищеблока, освещенностью, воздушно-тепловым режимом в учебных кабинетах, содержанием отрицательных аэроионов в кабинетах информатики (закон РФ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»).
Под пристальным вниманием находится медицинское обслуживание: налажено тесное сотрудничество с Ходарской сельской врачебной амбулаторией. Один раз в четверть проводятся общешкольные Дни здоровья; спортивные праздники и соревнования.
Результативность работы в данном направлении подтверждают отсутствие травматизма в гимназии и данные мониторинга здоровья обучающихся.
Мы имеем тенденцию к снижению дидактогенной заболеваемости детей. Считаем это своей заслугой.
Количество детей, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата

Количество детей, имеющих заболевания желудочно-кишечного тракта

Количество детей, имеющих патологию зрения

По-прежнему важнейшими составляющими эффективности работы ОУ является системность в организации образовательной и воспитательной деятельности. Это ядро нашей деятельности.
Подсистема «Образовательная деятельность»
Мы предлагаем нашим детям следующие образовательные маршруты:
|
образовательный маршрут |
дошкольная ступень |
u общеобразовательная программа дошкольного образования |
1-4 |
u программа Л.В. Занкова
u программа «Школа – 2100» |
5-9 |
u программы федерального базисного плана
u программы углубленного изучения математики, русского языка
u курс «Мое село»
u гимназический компонент: право, английский язык
u немецкий язык |
9 |
u предпрофильная подготовка
u курсы по выбору
u профориентация |
10-11 |
профильное обучение:
u физико-математический профиль
u филологический профиль
u биолого-химический профиль
u универсальный |
Коллектив гимназии имеет реальные подтверждения успешности своей работы в данном направлении.
По итогам 2005-2006 учебного года средний балл ЕГЭ в гимназии
по многим предметам выше республиканского. Но мы понимаем, что нам предстоит сделать немало, чтобы «подтянуть» математику и русский язык, хотя отставание и незначительно.
предмет |
Результаты ЕГЭ |
гимназия |
республика |
математика |
50,79 |
53,79 |
русский язык |
51,63 |
51,52 |
обществознание |
60,80 |
52,89 |
физика |
64,20 |
52.16 |
химия |
50,00 |
48,84 |
биология |
57,33 |
50,10 |
история |
41,67 |
49 |
По-прежнему более половины выпускников поступают в вузы и ссузы.
|
2003-04 |
2004-05 |
2005-06 |
Всего выпускников
Из них: |
41 |
35 |
43 |
поступили в вузы |
20 |
48,8 |
21 |
60 |
23 |
53,5 |
ссузы |
8 |
19,5 |
5 |
10 |
6 |
14 |
За последние 10 лет закончили школу с золотой медалью 3 выпускника, с серебряной – 52 выпускника. В гимназии есть данные с 1954 года. Итак, с золотой медалью закончили – 4 выпускника, с серебряной медалью – 82. Только в 2005-06 учебном году с золотой медалью закончили 3 ученика, с серебряной медалью – 6 выпускников.Мы поддерживаем традицию. тичь республиканскогот боты оу является системность в организации бинет, кабинет психологической разг
По-прежнему, гимназисты активно принимают участие в предметных олимпиадах.
годы |
олимпиады (кол-во участников) |
школьные |
районные |
республиканские |
2003-04 |
129 |
29 |
4 |
2004-05 |
132 |
28 |
7 |
2005-06 |
145 |
37 |
9 |
2006-07 |
201 |
59 |
9 |
По итогам прошлогодних предметных олимпиад 35 призовых мест принадлежат Ходарской гимназии ( 25% от общего количества призовых мест).
Выпускник Филиппов Александр становился победителем на республиканской олимпиаде по физике (1 место среди школьников сельских школ).
Мы гордимся победами Филипповой Юлии в Межрегиональной заочной олимпиаде по математике и физике– в 2003 и 2004 г.
Она же по итогам 2005 года стала Президентским стипендиатом, а 5 учащихся стипендиатами главы Шумерлинского района.
Подсистема «Информатизация образовательной среды».
Мы имеем парк из 25 компьютеров. Нами оборудованы 2 кабинета информатики, 4 специализированных кабинетах: английского языка, физики, химии, психологической разгрузки. Имеется компьютер в библиотеке.
Гимназия имеет доступ к высокоскоростному Интернету, создана локальная сеть. Начиная с 3 класса, у нас преподается курс «Информатика» (1 ч. в неделю в начальной школе, по 2 часа в среднем и старшем звене.). Создан проект по обучению школьников телекоммуникационным технологиям (кружок «Информационные технологии»). Растет количество детей, принимающих участие в различных дистанционных олимпиадах: только в этом году участвовало 24 ребенка (по программированию, русскому языку. физике, математике, биологии).
«Интел» на базе гимназии провел дистанционные курсы. 14 педагогов гимназии имеют удостоверение о прохождении курсов. 41 % педагогов активно применяют на своих уроках ИКТ (электронные учебники, контроль знаний, выход в Интернет и т. д.), создают совместно с учениками учебно-методические материалы с применением ИКТ.
В данный момент работаем над созданием электронной базы данных на каждого учащегося, электронных портфолио педагогов и учащихся, электронной версии мониторинговой карты гимназии.
Подсистема «Исследовательская деятельность».
Мы активно привлекаем к организации учебно-воспитательного процесса ученых и преподавателей высших учебных заведений республики, среди которых 2 доктора и 4 кандидата наук.
Организовано 5 кафедр: естественно-математических дисциплин, многоязычия, русской филологии и начальных классов, истории и национальной культуры, эстетического и физического воспитания.
Организацию экспериментальной, исследовательской работы считаем необходимым условием инновационных процессов в гимназии.
В 2005 году гимназия стала федеральной экспериментальной площадкой по проекту: «Разработка инструментария и проведение пилотной апробации мониторингового исследования индивидуального учебного прогресса учащихся общеобразовательных учреждений» (НФПК).
Ведутся следующие исследования и эксперименты:
· «Внедрение развивающего обучения по системе Занкова в условия сельской школы» (учитель первой квалификационной категории Шангеева А.А.),
· «Подготовка учащихся к выпускным экзаменам по математике» (учителя первой квалификационной категории Зологина Э.Б., Кирюшина Р. Я),
· «Углублённое изучение английского языка» (учитель первой квалификационной категории Краснова А.Н.),
· «Использование опорных конспектов при изучении химии и географии» (учитель высшая квалификационной категории Петрова Ф. Е. и учитель первой квалификационной категории Кузьмин В.В.),
· «Технология подготовки и проведения тестовых заданий» (педагоги-предметники старшего и среднего звена).
В течение ряда лет в гимназии работает научное общество школьников « Мысль». К примеру, в позапрошлом учебном году на школьной научно-практической конференции на секции «Химия» было представлено 16 докладов, в секции «Биология» - 18 докладов, в секции «Природоведение» - 14 докладов.
Подсистема «Воспитательная работа».
Решая образовательные задачи в самом широком смысле, гимназия обеспечивает различные виды деятельности в большом спектре внеклассной сферы – в кружковой, спортивной, музыкально-эстетической, в системе КТД, предоставляя широкие возможности для развития и самоопределения личности ребенка. Для достижения максимальных результатов и концентрации ресурсов мы структурировали воспитательную работу в форме «месячников».
|
|
ключевые мероприятия |
сентябрь |
месячник
трудового воспитания |
- «Здравствуй, родная школа!»
- «Моя школа, мое село…»
- Вечер знакомств
|
октябрь |
месячник санитарно-гигиенического воспитания |
- Акция «Забота» (День пожилых людей)
- Операция «Уют»
- «Посади дерево и сохрани его»
- «День учителя»
- Форум «Молодежь за ЗОЖ»
|
ноябрь |
месячник правовых знаний |
- Викторина по правовым знаниям
- Акция «Молодежь против наркотиков»
- «День матери»
- «День толерантности»
|
декабрь |
«Здравствуй, Новый год!» |
- Новогодние представления
- «Посвящение в гимназисты»
|
январь |
месячник физкультурно-оздоровительной работы |
- Лыжная эстафета
- День здоровья
- Турниры по различным видам спорта
|
февраль |
месячник оборонно-массовой работы |
- «Звездный час» (праздник, посвященный Дню защитника Отечества)
- Конкурс «Ростки возрождения»
- «Мисс Танюша»
- Вечер встречи с выпускниками
|
март |
месячник духовно-нравственного воспитания |
- Акция «Моя семья»
- «Мамин праздник»
- «Папа, мама, я – читающая семья»
- «Прощай, зимушка-зима»
|
апрель |
месячник экологического воспитания |
- Всемирный день здоровья
- «Птицы – наши друзья»
- Экологическая игра «Бумеранг»
- День смешинок
- «Звезды зовут» (игра-соревнование)
|
май |
месячник героико-патриотического воспитания |
- «Вис кетесле сырусем»
- «Зарница»
- Праздник последнего звонка
- «Гори, гори, наш костер» (прием в члены детского общественного объединения)
|
июнь |
|
- Выпускной вечер
- «Здравствуй, летний лагерь»
|
Развитие дополнительного образования в гимназии рассматриваем как одно из важных направлений работы. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные, социально-культурные и образовательные потребности детей.
В школе работают «мастерские»:
- «Ниткопись» (занимается 16 детей),
- «Чудо-кисть» ( 17детей),
- «Умелые ручки» ( 16детей),
- «Хореография» ( 25детей).
Работают кружки:
- «Чувашское слово» (с охватом 17детей),
- «Юный космонавт» (16),
- «Информатика» (15),
- «Юный натуралист» (16)
Экологическое направление представлено клубом «Юные лесоводы» (18 детей). Особую гордость вызывают его победы в республиканских конкурсах. В 2004 и 2005 г.г. сборная команда гимназии становилась абсолютной победительницей на республиканском слёте школьных лесничеств.
Мы постоянно стремимся расширить предоставляемые услуги. Районный ДЮСШ на базе нашей школы открыл работу секций:
- футбола (60),
- волейбола (75),
- самбо (15),
- лыжной подготовки (23),
- шашек (27).
Всего в спортивных секциях занимаются 200 школьников (73,8 % от общего числа ).
Нагрузка спортивного зала (часов в неделю)
2003-04 |
2004-05 |
2005-06 |
2006-07 |
51 |
51 |
54 |
63 |
Первый год Саланчикская музыкальная школа имеет свои отделения на базе нашей гимназии. Дети занимаются на следующих отделениях:
- баян (10 учащихся),
- фортепиано (2),
- домра (1),
- балалайка (4)
- вокальное пение (12).
В них занимается 29 обучающихся (11 % от общего числа обучающихся).
В гимназии разработана подпрограмма «Семья», которая ставит своей целью привлечение максимально возможного количества родителей к участию в осуществлении учебно-воспитательного процесса в гимназии. Проводятся совместные спортивные мероприятия, конкурсы «Мама, папа, я – читающая семья», акции «Моя семья» (составление родословных), утренники для младших школьников и т. д.
Наша гордость – музей-мемориал им. И. Н. Ульянова.
В 1981 году он получил Свидетельство о присвоении ему статуса «Музей образовательного учреждения» за подписью Председателя Республиканской комиссии по паспортизации музеев образовательных учреждений.
Направления работы музея:
· организация поисково-исследовательской работы,
· организация просветительской работы,
· создание экспозиций,
· подготовка экскурсоводов из числа обучающихся гимназии, проведение экскурсий.
Таким образом, вовлекая детей в дополнительное образование, педагогический коллектив расширяет воспитательные возможности гимназии, включая личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
Именно в этой сфере учащиеся получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе.
Дополнительное образование в гимназии решает проблему и социальной адаптации, и профессионального самоопределения школьников, оно помогает выпускнику сделать правильный выбор. Здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе с учётом интересов других людей.
Мы намеренно до сих пор почти не упоминали ресурсную базу, благодаря которой мы достигли нынешних результатов.
Самой важной составляющей ресурсной базы остаются кадры.
Мы по праву гордимся ими. В гимназии удалось создать сплоченный коллектив высокопрофессиональных единомышленников. На сегодняшний день образовательную деятельность осуществляют 41 педагогический работник.
Из них высшее образование имеют – 35 человек, среднеспециальное – 6.
С первой квалификационной категорией -18 педагогов, со второй – 8, высшей – 3.
Имеют награды:
Заслуженный учитель ЧР – Иконникова М. Н.,
Заслуженный работник культуры – Мозякова С. М.
Почетный работник общего образования РФ – Иванова З. В., ШангееваА. А., Краснова
Л. М., Зологина Э. Б.;
Награждены:
Почетной грамотой МО ЧР – 7 педагогов,
Почетной грамотой МО РФ – 3 педагога.
В течение ряда лет школа сотрудничает с преподавателями ЧГУ, ЧГПУ (кафедр физики, математики, русского языка, химии, биологии). В феврале продлен договор о сотрудничестве с РГСУ (филиал в г.Чебоксары).
На сегодняшний день Гимназия располагает следующими материальными ресурсами. Назовем некоторые.
Типовым зданием, в котором расположены спортивный зал, актовый зал на 100 мест, столовая на 80 мест, 22 учебных кабинета. Книжный фонд библиотеки составляет 13259 единиц, в том числе учебной 10100 единиц. Обеспеченность учебниками составляет 100%.
Мы имеем следующие мастерские:
- по обработке тканей (на 20 мест),
- слесарную (на 20 мест),
- столярную (20 мест).
Автобусный парк состоит из 3 машин. Мы их получили в ходе реализации Президентской программы «Новая школа».
Значительная ресурсная база оказалось сосредоточенной на базе Ходарской гимназии. Но мы не считаем, что пользоваться ее должны только обучающиеся, педагоги, родители Ходарской гимназии, жители села Ходары. Изначально нашей целью было предоставление услуг как можно большему количеству жителей Шумерлинского района.
На территории Ходарского подрайона (см. карту) было решено организовать сетевое взаимодействие в форме ТШО всех 7 ООУ, в т.ч. 3 средних, 2 основных и 2 начальных школ, которые расположены на компактной территории радиусом не более 7 км. от с. Ходары. Главным явилось ориентация на создание устойчивой сети взаимодействия, позволяющей ликвидировать ресурсные дефициты ОУ и в максимально возможной на данный момент степени удовлетворить запросы социальных партнеров образования.
Данный слайд схематично представляет структуру взаимодействия общеобразовательных учреждений, расположенных в микрорайоне ресурсного центра, каковой определена Ходарская гимназия.
В Ходарское ТШО входят общеобразовательные учреждения, расположенные на территориях Ходарской, Туванской, Торханской, Егоркинской и Юманайской сельских администраций Шумерлинского района.
Общеобразовательные учреждения, входящие в ТШО, являются юридическими лицами и действуют на основе своих Уставов. Членство в ТШО является добровольным, и деятельность ТШО осуществляется на основе многостороннего Договора о совместной деятельности.
Ресурсным центром Ходарского ТШО является МОУ «Ходарская гимназия имени И.Н.Ульянова».
В ресурсном центре открылись профильные классы с ориентацией на профессию, развитие профессионального самоопределения.
Комплектование профильных классов осуществляется из выпускников 9-х классов независимо от места их жительства в июне — августе на основании письменного заявления учащегося и согласия родителей или лиц, их заменяющих.
Подвоз учащихся из других ОУ, входящих в состав ТШО, на учебные занятия в ресурсном центре производится на школьных автобусах как ресурсного центра, так и других ОУ по утверждённым графикам.
Суммарная протяжённость суточного пробега 2-х школьных автобусов по подвозу детей на момент создания составляла 110 км. Доступ к ресурсной базе Ходарской гимназии сегодня получили 66 учащихся старших классов других ОУ.
На базе ресурсного центра за последние 3 года проведено 28 семинаров, круглых столов, открытых уроков.
Подсистема «ФЭД (финансово-экономическая деятельность)».
За 10 последних лет в гимназию поступило только по линии МБРР оборудования на сумму около 4, 5 миллионов рублей: техника, мебель, оборудование для мастерских, спортивное оборудование , полные комплекты учебных кабинетов, наглядные пособия. Косметический ремонт школьных помещений проводится за счет тех средств, которые гимназия зарабатывает сама и добровольных пожертвований.
За последние 3 года только на ремонт помещений и систем жизнеобеспечения нами было направлены следующие суммы:
2004 год – 49541 рубль,
2005 год – 52000 рублей,
2006 год – 60000 рублей.
В условиях подушевого нормативного финасирования трудно выжить сельским школам. Особенно в тех условиях, когда высок уровень миграции семей трудоспособного возраста, имеющих детей школьного возраста. Нам трудно конкурировать с городскими школами. Бюджетных денег нам не хватает. Поэтому для нас жизненной необходимостью становится внебюджетное финансирование. В этом нам помогает Попечительский совет. Именно на их средства мы ремонтируем учебные кабинеты, организуем экскурсии, закупаем учебную литературу.
Чтобы иметь средства на реализацию наших идей, задумок, планов, нам приходится зарабатывать, искать спонсоров, налаживать социальное партнерство.
Так, в 2006 году гимназия участвовала в конкурсе и выиграла грант Президента ЧР на сумму 200000 рублей. Эти деньги пошли на укрепление материально-технической базы гимназии. На них было закуплено следующее:
принтер лазерный - 1,
принтер лазерный цветной - 1,
принтер (3 в одном) – 1,
компьютер – 3,
музыкальные центры – 2,
литература в школьную библиотеку на сумму 73091 рубль.
3. Гимназия завтра...
Анализируя актуальное состояние, мы прогнозируем, что в ближайшее время на ОУ окажут влияние следующие тенденции:
· ускорение темпов развития общества, выражающихся в:
O расширении возможностей социального выбора;
O значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия;
O глубоких структурных изменений в сфере занятости,
· изменения, произошедшие в системе образования Чувашской республики и РФ:
O развитие личностно-ориентированного образования;
O повышение уровня общественной поддержки образовательных учреждений;
O развитие информатизации образования, внедрение в процесс обучения новых интерактивных технологий, электронных учебно- методических комплексов;
O дальнейшая отработка моделей предпрофильного и профильного обучения;
· требования, предъявляемые к образованию родителями и учащимися:
O готовность педагогов к повышению профессиональной
квалификации с целью подготовки к работе в новых условиях;
O ориентация процесса обучения на самостоятельность учащихся, позволяющая овладевать необходимыми в информационном обществе умениями и навыками;
O организация образовательной среды школы путем обогащения внешкольными источниками информации,
O мотивационная готовность учителей к необходимым изменениям и желание их осуществлять;
O совершенствование системы воспитательной работы с учащимися всех возрастов и расширение сферы дополнительного образования;
O развитие и укрепление материально-технической базы всех подразделений гимназии.
Мы должны быть готовы к вызовам времени.
В наших ближайших планах – оборудование медиатеки – ресурсного центра в рамках ТШО, освоение дистанционной формы обучения, получение статуса «Общественно активная школа».
Гимназия не стоит на месте. Педагоги видят свою гимназию результативной, мобильной, готовой к росту…
Но образовательное учреждение нуждается в помощи и поддержке. Всем, кто не равнодушен, нынешним и будущим выпускникам, нынешним и будущим родителям, меценатам, спонсорам, тем, кто может помочь гимназии в решении проблем, поддержать в начинаниях, разделить ее идеи, предлагаем сотрудничество.