|
|
|
Судьба цикла «Нарспи» была счастливой - его видели и оценили многие зрители и специалисты, но после определенного периода он был разобран, как разбирается старый храм для постройки нового. В настоящее время весь объем и значение цикла «Нарспи» можно представить лишь по своеобразному альбому, составленному самим мастером в одном экземпляре «для памяти потомству своему». Основными композициями цикла являются: «Сватовство» (3 фигуры), «Встреча» (3 фигуры и лошадь у родника), «На гулянии» (7 фигур), «В лесу», «Поймали», «Благословение» (5 фигур, 2 варианта постановки), «Свадьба», «Избиение Нарспи», «Нарспи варит суп», «Тохтаман ест суп», «Убийство Сетнера», «На могиле Нарспи». Кроме того, цикл дополнялся одиночными фигурками. Особенностью дверенинской «Нарспи» являются многофигурность, многопредметность и ярко выраженная театральность композиций. Действия происходят в жилых интерьерах с множеством бытовых вещей, инструментов, посуды, утвари. Несколько композиций собраны «в природном окружении» с деревьями, кустами, оградами. Наибольшее количество фигур мы насчитали в одном из вариантов свадебной сцены, где воссоздается выход невесты. Здесь собрано 13 фигур: невеста под белым покрывалом в сопровождении замужних женщин, три музыканта, пляшущий вприсядку мужчина, а также двое юношей. Сакральный характер действия подчеркнут светлыми одеждами и нарядными украшениями на основных фигурах.
|