Сотрудники центральной  районной библиотеки  не первый год собирают сведения  о наших  земляках, уроженцах Мариинкого- района, прославивших Чувашию. Используя возможности модернизации, библиотека начала создавать свои электронные ресурсы. Из них самые популярные у пользователей - «Бичуриана», «Космос- Шоршелы- космос», ставящие своей целью увековечивание памяти знаменитых земляков -  летчика- космонавта А.Г. Николаева и ученого- востоковеда Н.Я. Бичурина.

Активно пополняется  новая электронная коллекция «Мариинско-Посадский район: веков  связующая нить», где можно  найти  сведения о многих уроженцах Мариинско- Посадского района- исторических личностях, участниках Великой Отечественной войны, писателях, композиторах и т.д. Один из разделов коллекции посвящен  жизни и творчеству   Терентия Парамоновича Дверинина. Пользователи библиотеки могут совершить путешествие по  виртуальной выставке его  работ, ознакомиться с публикациями из периодической печати, характеризующих творчество  народного умельца.

             Электронная коллекция позволяет выполнять справки  по заявкам пользователей не только центральной библиотеки. Она стала достоянием и модельных библиотек муниципальных образований района, что позволяет популяризировать творчество  народного  умельца, резчика по дереву Терентия Парамоновича Дверинина среди всех слоев населения.

Особенно активно идет  эта работа в Сюндюковской сельской модельной библиотеке, где создана электронная презентация, посвященная творчеству  земляка, позволяющая  проводить вечера- портреты, презентации выставок мастера с мультимедийным сопровождением.

От композиций Т. Дверенина веет живой реальностью. Самобытный мастер и художник настолько тонко овладел своеобразным искусством, что нельзя не восхищаться. Руки его и в правду золотые.

 Борзова Л.М.,

зав.  сектором организационно- методической работы

Мариинско-Посадской центральной районной библиотеки.

 

 

По-чувашски «добро» — «эрлах». Я приметил, что в Сюндюкове действительно живут доброжелательные люди. Здесь «эрлах» — подлинное божество, идефикс. В деревне не услышишь мата. Здесь редко встретишь пьяного. Все — и почти всегда — в трудах, в заботах. Пройдешь по деревне днем — на улице тишь, и весь люд в огородах. Самый страшный грех в Сюндюкове — праздность.

Первый старожил, с которым я позна­комился, — Терентий Парамонович Дверинин. Терентий Парамонович вдарился в творчество. Это уже после того, как ему 85 стукнуло! Терентий Парамонович увлекся вышивкой (а вы­шивает он картины крестиком — на тему войны и трудовых колхозных будней), а так же изготовлением... деревянных кукол. Отдельно стоящий во дворе домик Дверинин приспособил под музей. Куклы в основе своей иллюстрируют чувашский народный эпос «Нарспи», написанный классиком Константином Ивановым. Есть в музее раздел «Быт чувашей»: там куклы в на­циональных одеждах иллюстрируют крестьянский труд. Кукол в общей сложности чуть меньше сотни. На во­прос, для чего он это делает, Терентий Парамонович незатейливо отвечает:

— А что-то надо делать. Без работы не могу. Да и свое искусство хочется людям показать. Пусть в мире больше будет красоты!

 ГЕННАДИЙ  МИХЕЕВ,

г."Семья" 

 

 В  работах мастера  так  много народного. Очевидна его связь с чувашским языком, фольклором, природой. Терентий Парамонович - настоящий гений. Таких работ  я еще не встречала ни в одном музее.  У него есть чему поучиться даже резчикам по дереву с большим творческим стажем. Он смело комбинирует элементы народного наследия с  художественными мотивами и приемами разных эпох, создавая поистине уникальные работы. Желаю ему успехов в творчестве и  дальнейшего долголетия!

Художник- прикладник Ефимова Т.

15.03 9009г.

 

 Знакомясь с творчеством Терентия Парамоновича Дверинина, понимаешь как трогательно он относился к своей земле, малой Родине, семье и истории. Очень точно переданы детали деревенского быта. Созданные им композиции на разнообразные темы сельской жизни с удивительной точностью передают картину того времени. Сюжеты большинства его произведений тесно  связаны с бытом и фольклором чувашского народа. При изготовлении одежды для своих персонажей автор использует простые материалы: ситцы, кружева, вышивки. Особенно меня поразила работа, посвященная труженикам тыла в годы Великой Отечественной Войны. Полная драматизма композиция из этого цикла «Проводы на войну». Здесь все до мельчайших деталей передает суровое настроение тех лет, патриотизм простых солдат, которые ценой своей жизни одержали Победу над врагом. Вернувшись на Родину, они надеются на счастливое будущее для своих близких.

Муравьева О.Ю,

сотрудник центральной районной библиотеки.  

15.11. 2009г.

 

 Эпе илемле кенеке – альбомпа « Терентий Дверенинан чаваш тенчи» ятла кенекепе паллашрам. Сака кенеке илертулле , историшен паха есе .Терентий Дверенин йывасран терле ес тавакан пуканесем касса каларать. Унан пуканийесем суха та тавассе, аван та сапассе тата вуншыр ес тавассе. Вал хайен пуканийесемпе елекхи хресчен пурнасне катартать. Мана « Нарспи» поэминчи санарсене , эпизодсене аллапа касса каларна пуканесем пите килешрес. Кенеке пите илемле, нумай иллюстрци. Эпе пурне те сак кенекепе паллашма санатап.

Иванова  В.В. 

работник банка 

10.01 2010г.

 

 Посетив  выставку работ нашего земляка мастера – кукольника из деревни Сюндюково Дверенина Терентия Парамоновича  я, словно побывала в гостях у папы Карло. Человек смог найти свое дело в столь преклонном возрасте и  стал известным, интересным для людей.  Древнейшее искусство резьбы по дереву настойчиво и  уверенно вошла в его повседневную жизнь. На выставке  представлены уникальнейшие композиции, показывающие быт и жизнь крестьян российской глубинки. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Структура дерева ласкает и зачаровывает взгляд. Дерево лечит человека и наполняет его жизненной энергией. Именно это придает силы этому доброму и молодому душой человеку. Терентий Парамонович обладает большой фантазией и интуицией. Этот человек  остается предметом пристального внимания и восхищения обычных людей и людей знаменитых. Его произведения успешно вписываются в наше современное время и совсем неплохо  бы смотрелись в ультрасовременной квартире, которые оживили  бы ее интерьер.

 Новикова О.Г.

воспитатель д/с «Рябинка». 

12.06.2009г.

 

 Особенно зачаровала  меня композиция  работ Дверенина Т.П.   "Встреча у колодца" из серии «Нарспи».

Молодые парень и девушка встретились у колодца. Они общаются, они полны любви. Он боится ее обидеть. Они молоды и это очень привлекает, работы пышут положительной энергетикой. Особенность этих работ -   многофигурность и ярко выраженная театральность композиций.

                                                Воспитатель Дет. Сада 

Носкова Е.П.

 

 Есть у Терентия Парамоновича работы, посвященные великому русскому поэту А.С. Пушкину, так как сам мастер много думал о посещении А.С. Пушкиным нашего чувашского края. 

Из рассказа самого Терентия Парамоновича я узнал, что своего «Пушкина» - многофигурную композицию  к 210 – летию поэта – мастер делал по небольшой репродукции из школьного учебника по истории. Композиция по мотивам картины  Н.К. Сверчкова «Пушкин в Чувашии»  готовилась мастером больше года.

 Пушкин у Дверенина стоит без шляпы и держит ее в руке. Составляя композицию, мастер не старается в точности  повторять построение картины.  Он поставил поэта поближе к девушке.

В этой работе меня  привлекла тщательно изготовленная тройка с открытым тарантасом.  Две лошади из трех вырезаны из листов пенопласта.           Вся упряжь тройки скопирована с точностью и тщательностью, достойной учебного пособия. На  конях сбруя из кожаных полосок, украшенная блестками и пуговичами, вожжи изготовлены из витых шнурков. Дуги пеке вырезаны из дерева, окрашены черной краской и аккуратно расписаны стилизованными цветочками. К каждой повешен миниатюрный колокольчик. На заднее сиденье тарантаса поставлен аккуратный чемоданчик поэта, обтянутый черной тканью.

Я был поражен сей ювелирной работой мастера.

  Педагог 

А.С. Тимофеев,

уроженец д. Сюндюково

 

  Как и другие мастера, Т.П. Дверенин стремится в зримой и наглядной форме воплотить идеалы этого мира. При внешней простоте его произведения отличаются символичностью, глубиной и точностью воплощения замысла.  В своих «художественно – исторических игрушках» мастер объединяет резьбу по дереву, вышивку, изготовление народного костюма и украшений. Создает фигурки людей, домашних животных, предметов утвари и мебели, инструменты, колодцы, объединяя их в многопредметные композиции и циклы, передающие поэтичный характер чувашского быта, труда и праздников.

Его деятельность несомненно является художественным творчеством и относится к сфере народного искусства, а он сам является подлинным народным мастером и символом  духовности, творческого упорства, стремления и бескорыстия.

Иванов Г.Н.  – краевед

 

 

Побывав недавно в Мариинско-Посадском музее я была просто поражена уникальной выставкой работ чувашского самобытного мастера изготовления кукол – Дверенина Дмитрия Парамоновича. Житель д. Сюндюково Т. П. Дверенин на склоне своих лет стал весьма популярным человеком. В нашем районе его имя известно многим Терентий Парамонович на склоне своих лет стал весьма популярным человеком. Знают его и в Чувашии и  в России. Более того, к нему приезжали туристы из Германии, Эстонии и других стран.

Его работы просто уникальны. Делает свои куклы он  для передачи будущему поколению, иллюстрируя настоящую и реальную народную жизнь. Терентий Парамонович создает добрые игрушки, куклы иллюстрируют чувашский народный эпос «Нарспи», а в разделе «Быт чувашей» все куклы в национальных одеждах иллюстрируют крестьянский труд. Причем, его куклы имеют свое лицо и принадлежат подлинному чувашскому миру.  Дверенин показывает не просто чувашскую женщину в национальной костюме, которая занимается плетением, прядет пряжу, или мужчину, который плетет лапти, а именно своего односельчанина, с каким-то своим характером, показывая его внутренний мир и открытую душу. Лица его кукол - очень разные. Но все они будто живые, и кажется, что вот-вот работа, которой они заняты, будет произведена в реальном времени.

Я уверена, это уникальное искусство. Пройдет время, и уклад быта изменится, информатизация и компьютеризация поглотит человечество, но благодаря таким людям, как Терентий Парамонович, люди будут помнить о том, какая была жизнь простой чувашской деревни. И каждый посетивший  выставку Т. П. Дверенина, увидев   творчество мастера, знакомится с образом жизни чувашского народа двадцатого века. Однажды, давая интервью на вопрос, для чего в таком возрасте он это делает, ответил: «Что-то надо делать, Не могу без работы. Хочется показать свое искусство, пусть в мире будет больше красоты!». И он прав, его творческие работы делают человека чише, красивее и добрее.

             Работник дошкольного учреждения

Т. Георгиева

 

 

Назад ] Домашняя ] Далее ]