Персональный сайт 3 "Б" класса

(Кл.руководитель Шаготова Л.М.)

МОУ "Козловская СОШ №3" Чувашской Республики

Научно - методическая деятельность

Материалы, в которых обосновывается выбор учителем образовательной     программы и комплекта учебно – методической литературы

 

       С 1991 года работаю по образовательной программе «Школа России».

Мониторинг успешности обучения учащихся за последние 3 года свидетельствует о наличии положительной  динамики достижений учащихся.

 

Образовательная система «Школа России»

 

       Образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития. Объектом воздействия является ребенок, на которого в процессе обучения, воспитания и развития влияют многие факторы: семья, ДОУ, школа, учреждения культуры, социум.
        В современных условиях многие субъекты исключены, и в большинстве случаях на ребенка воздействуют только семья, социальная сфера и школа.

Еще одной проблемой является ухудшение социально-экономических условий в стране. Многие дети не посещают детские сады, поэтому приходят в школу слабо подготовленными, неадаптированными, с неразвитой моторикой руки, со слабой ориентацией в окружающем мире, с бедным словарным запасом.
       За последние годы написано много самых прогрессивных концепций, разработано сотни авторских программ, родились десятки моделей школ.
  Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. Сам автор подчеркивает, что этот комплект создан в России и для России. Основная цель программы заключается в «развитии у ребенка интереса к познанию своей страны и ее духовного величия, ее значимости в мировых масштабах».

       По этой программе учились и наши родители, и я, и мои дети. Все выросли достаточно образованными людьми.
Считаю, что эта программа нужна, она была, есть и будет всегда. Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе. В последние годы изданы интересные учебные комплекты, отвечающие современным требованиям обучения (математика – автор М.И. Моро, русский язык – автор Т.К. Рамзаева), которые направлены на развитие познавательных способностей ученика.

       

    Задачи данной программы:
- всестороннее развитие личности, т.е. не обучение чтению, счету, письму, а развитие качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей;
- развитие интереса к познанию, потребности и желанию учиться в школе.

 

    Ведущие принципы - принципы деятельности, комфортности и непрерывности.

 

           Взяв за основу программу “Школа России” и исходя из особенностей класса, для себя ставлю следующие задачи:


1. Развивать интеллектуальную, творческую личность.
2. Формировать потребность к познанию и высокой школьной мотивации.
3. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

 

        Целями всех занятий первого года обучения становится развитие умений говорения, слушания, обогащения активного и пассивного словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи, развитие мышления, творческих способностей.
        Учебник рассчитан на первоклассников, которые приходят в школу с разным уровнем развития, умением читать и писать.
        Развитие и совершенствование этих умений продолжается на протяжении всех лет обучения.
        Приведу несколько аргументов, подтверждающих актуальность этих задач.
        Сегодня мы переживаем информационный взрыв и не всегда способны справиться с потоком новых знаний. Как писал академик С.И. Вавилов: “Современный читатель находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка”.
        Когда сегодняшний ребенок закончит ВУЗ, объем информации увеличится в 4 раза. И поэтому задача курса “Чтение и начальное литературное образование” - подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению. Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приемами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.
        Для этого применяю различные формы и типы творческих уроков: конкурсы, викторины, уроки-праздники, путешествия по сказкам. Также провожу тестирование, которое выявляет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся.
        Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания:

- рисуют портрет сказочного человека;
- составляют рассказ о герое, не называя его, чтобы дети узнали его по приметам;
- конкурс на лучший фантик (с изображением любимого героя);
- музей пластилиновых фигур;
- составление пожелания персонажу.

        Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у хорошо читающих. В процессе чтения идет работа над развитием речи, над расширением словарного запаса. Для этого применяю группу заданий, которые можно назвать словесными играми, потому что они проводятся на материале слов или групп слов и пробуждают у учеников интерес и внимание к этой единице языка.

         Считаю еще одним положительным отличием то, что работа над типом правильной читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс:

1) работа с текстом до чтения;
2) работа с текстом во время чтения;
3) работа с текстом после чтения.

 

При проверке техники чтения были выявлены результаты:

         Дети, обучающиеся по данной программе, отличаются образной речью и мышлением. В начальной школе начинают читать тексты художественной литературы, а в среднем звене научно-публицистические, историко-архивные тексты. Например, таких авторов, как А. Блок, П. Ершов, А. Пушкин, Ю. Ким, И. Бунин, Э. Хемингуэй.
          Хочу сказать о программе русского языка, которая непосредственно связана с чтением. Ведется большая работа по развитию речи, по расширению словарного запаса, который начинается на уроках чтения. Для этого учу детей пользоваться толковым словарем для толкования незнакомых и устаревших слов, которые встречаются на уроках чтения и русского языка.
          Для себя ставлю следующие задачи:

1. Развивать у детей чувство гордости, уважения и любви к родному языку.
2.Учить детей осознавать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и самим собой.
3. Воспитывать потребность совершенствовать устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой, выразительной.

 

           Чтобы выполнить поставленные задачи, ведется работа над лексическим значением слов, применяются различные методы: словесный, наглядный, практический.
           Применяю много индивидуальных заданий с учетом способностей учащихся. Использую различные формы уроков: урок-КВН, путешествие по сказке, урок любознательных, комбинированные уроки, которые прослеживаются в период обучения грамоте.Например, половину первого урока работаем по азбуке, знакомимся с буквами, читаем, объясняем новые слова, работаем по сюжетной картинке, вторая половина - письмо. Второй урок наоборот. Урок развития речи: в азбуке работаем по сюжетной картинке о пиратах, которая продолжается при работе в прописи по письму и математике. Включаю в эти уроки игровые моменты. Провожу уроки-дискуссии, обучая ребят правильно и грамотно общаться, задавать вопросы и отвечать на них. Продолжается постоянная работа над словами родного языка ка к современного, так и древнего, начатая на уроках чтения.
         Для написания под диктовку и списывания использую отрывки из произведений русских поэтов и писателей, сказок и тексты из прочитанного на уроках чтения. Все это нужно для активизации детей на уроке, лучшего усвоения материала, развития мышления, речи.
         Для создания новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно разрешить поставленные задачи создаю проблемные ситуации.
         Достигая разные цели обучения, придерживаюсь принципа: главное увидеть в ребенке не то, что он не знает, а увидеть и развить то, что он умеет и знает.
        Для реализации задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся формирую здоровый образ жизни не только на воспитательных часах, но и использую вставки о здоровье и на уроках русского языка, где включаю пословицы о здоровье и провожу небольшие беседы: «Чистота — залог здоровья», «Кто долго жует, тот долго живет», и другие.
На чтении при знакомстве со сказкой “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” провожу беседу об использовании для питья чистой воды и т.п.
 Кроме этого, программа “Школа России” предполагает свою модель выпускника, т.е. функционально грамотной личности.     
Она должна:
- обладать огромным потенциалом умения постоянно пополнять свои знания;
- уметь адаптироваться в любой социальной среде и изменять эту среду вокруг себя;
- быть личностью, не впадающей в депрессию;
- быть толерантным к миру (не один в мире, а жить среди людей);
- быть личностью, умеющей адекватно развивать свои мысли. 

 

  

       Комплект учебно-методической литературы для начальной

школы образовательной системы «Школа России»

 

           Издательство «Баласс»

              Книги для чтения серии «Свободный ум»:

1 класс – «Моя любимая Азбука» (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина).

Прописи «Мои волшебные пальчики» в 5-ти тетрадях (О.В. Пронина).

1-й класс – «Капельки солнца»;

2 класс – «Маленькая дверь в большой мир» (в 2-х ч.);

3 класс – «В одном счастливом детстве» (в 2-х ч.);

4 класс – «В океане света» (в 2-х ч.).

Тетради по чтению для 1—4 кл.

(Авторы-составители Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева)

«Русский язык» (первые уроки) для 1 кл. (Т.К.Рамзаева)

«Русский язык» для 2, 3, 4 кл. (Т.К.Рамзаева).

«Тематический контроль знаний учащихся" Зачетная тетрадь  по русскому языку». 2- 4 кл.,по вариантам,  (В.Т. Голубь).

«Информатика в  играх и задачах».  Учебники-тетради для 1-4 кл. (А.В. Горячев)

«Математика» для 1-4 кл.(М.И. Моро)

«Тематический контроль знаний учащихся" Зачетная тетрадь  по математике». 2- 4 кл.,по вариантам,  (В.Т. Голубь). 

   Материалы, в которых обосновывается выбор учителем в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов

 

         Тестирование – одна из методик педагогической диагностики. На уроках математики использую программу "Наставник", которая  предназначена для визуального контроля за усвоением учебного материала, автоматического формирования индивидуальных рекомендаций. Так же использую программу "Тестировщик", предназначенная для проведения тестирования и  программу "Корректор", предназначенная для проведения звуковых диктантов и тест-диктантов.

        

    Тестовая оценка знаний учащихся начальных классов

          В качестве основного средства контроля и проверки обязательного уровня обученности, использую в своей работе наборы тестов, которые признаются сегодня наиболее объективными измерителями.

     Преимущества:

1. Более высокая, чем в традиционных методах, объективность контроля. Обычно на оценку, полученную учащимися, влияют многие факторы: личность учителя и самого ученика, их взаимоотношения, строгость (лояльность) учителя. За один и тот же ответ разные учителя могут поставить разные отметки. При тестировании это исключается.

2. Оценка, полученная с помощью теста, может быть более дифференцированной.

3. Тестирование обладает более высокой эффективностью. Позволяет при опросе охватывать большой объем материала. Уменьшает элемент случайности в выборе контрольных заданий.

Но затруднительно проверяет углубленное понимание предмета, овладение стилем мышления.

Тестирование – завершающий этап во всей системе комплексного контроля.

 

Разновидности тестов используемые мной в работе на уроках русского языка:

 

ВЫБОРОЧНЫЕ (на вопросы дают готовые ответы: 4-5, один из них правильный).

 

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (противоположные, надо подобрать ответ, как правило)

 

ТЕСТ-СЛИЯНИЕ (установить соответствие элементов одного множества элементам другого множества, один столбец от 2 до 5, второй в 2 раза больше)

 

РАНЖИРОВАНИЕ (установление правильной последовательности действий: дается инструктаж для выполнения: установить правильную последовательность).

 

ТЕСТЫ - ДОПОЛНЕНИЯ (продолжить формулировку: “ подлежащее – это…”).

 

Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ,  в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

        В процессе обучения и воспитания я стараюсь активно использовать современные образовательные технологии. В последние годы практикую интерактивные уроки. Провожу уроки-игры, уроки-путешествия, мини-спектакли и уроки - ролевые игры. С целью эффективности обучения, помимо использования наглядных пособий, тестовых заданий и других средств, стараюсь применять электронные учебники и видеофильмы, разработанные и адаптированные к условиям общеобразовательных школ, в результате чего уровень обученности учащихся вырос.

         Использую ЦОРы в образовательной деятельности (объяснение нового материала, повторение, контроль знаний, самостоятельная работа и т.д.) и пополняю их с использованием Интернет.

 

вверх

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".