Проект "Школа - правовое пространство" |
Цель: подготовка учащихся к ответственной, осмысленной
жизни и деятельности в демократическом правовом
государстве, гражданском обществе.
Задачи: создать условия для усвоения школьниками
основных ценностей и понятий гражданского
общества; изучить нормы общественной
жизни,
законы, ее регулирующие, и деятельность
общественных
институтов; познакомить с нравственными
и
правовыми нормами, регулирующими жизнь
отдельного
человека и общества в целом; развить
у учащихся
социальную активность, желание участвовать
в преобразованиях окружающей жизни
и в социально
значимых акциях; воспитать качества
гражданина-патриота,
ответственность, уважение к другим
и самому
себе, чувство собственного достоинства;
расширить
общекультурный кругозор, сформировать
правовую
культуру и гражданскую грамотность;
познакомить
учащихся с выдающимися гражданами России
и мира, их вкладом в развитие демократических
ценностей.
Ожидаемые результаты: повысится практический интерес к праву и
к правовым институтам; сформируется опыт
гражданского поведения, толерантности, позитивного
разрешения конфликтов; повысится престижность
юридических специальностей, увеличится количество
выпускников, поступающих на юридические факультеты
в рамках единого образовательно-воспитательного
пространства; снизится количество преступлений
среди подростков в социуме; активизируется
участие детей в решении проблем на уровне
города, республики; станут приоритетными
ориентирами для формирования личности умения
отстаивать свои права.
Основная проблема: "Создание условий гражданско-правового
обучения и воспитания в школе". Обоснование
и актуальность ее разработки. В современных
условиях одним из важнейших приоритетов обновления
содержания образования является модернизация
и развитие правового образования. Проблема
прав ребенка, забота о его жизни и развитии,
образовании и воспитании на сегодняшний день
является актуальной.
Сфера образования: общее среднее I, II, III ступени. Раздел
образовательной деятельности: обучение, воспитание,
управление. Ключевые понятия: "закон",
"право", "регулирование",
"гражданин", "толерантность",
"общественная политика", "норма",
"доброта", "понимание",
"равноправие", "сотрудничество",
"соуправление".
Структура и содержание проекта. |
Зарождение идеи. С чего мы начали, решив создать в своей школе
атмосферу уважения к праву любого участника
образовательного процесса? С разработки силового
анализа по проблеме "Создания условий
гражданско-правового воспитания в школе",
а затем с разработки проекта "Школа
- правовое пространство", которые способствуют
решению поставленной проблемы.
Актуализация. Анкетирование потребности школьников в знании
и применении своих прав свидетельствуют,
что 82% из них хотят не только сами изучать
Конвенцию о правах ребенка, Закон об образовании,
Устав школы, но высказывают пожелание об
изучении этих документов их родителями.
Участники. Участники образовательного процесса школы.
Ресурсы: нормативно-правовые, информационные,
человеческие, научно-методические, материально-технические.
Этапы реализации: подготовительный, проектировочный,
аналитический. Ожидаемые результаты. Создание
проекта позволит подчинить единой цели коллектив
школы, что даст возможность функционировать
ему в едином ритме; повысить социально-гражданскую
активность учащихся и уровень профессиональной
подготовки педагогов; способствовать демократизации
школьной жизни.
Презентация. Познакомить с методическими разработками
и опытом работы по проекту. Научная новизна.
В современных условиях одним из важнейших
приоритетов обновления содержания образования
является модернизация и развитие правового
образования. "Гражданско-правовое образование"
- новая рационально-критическая образовательная
модель. Это комплекс знаний, направленных
на развитие личности, правовой культуры и
механизмов сотрудничества с государственными
органами. Это система навыков, которые облегчают
жизнь в социально-политическом окружении,
выявляют рационально-критические противоречия,
позволяют оценивать собственные действия
и допускают толерантность по отношению к
другим.
Практическая значимость. Организация учебного процесса на демократических
началах. Введение в учебный план новых предметов
("Граждановедение", "Основы
потребительских знаний", МХК). Совершенствование
нормативно-правовой базы. Введение в действие
Положений: "О дне дублера", о празднике
"День права в школе", "Об
ученическом самоуправлении", "О
внутришкольном конкурсе ученичества РОСТок".
Создание демократического толерантного уклада
жизни школы. Проведение городских семинаров.
В 2002 году - "Создание демократического
толерантного уклада жизни школы", 2003
год - "Правовое пространство школы как
условие и средство профилактики в формировании
толерантности учащихся". Развитие интеллектуальных
творческих способностей учащихся. Участие
во Всероссийских и Республиканских олимпиадах
и конкурсах. Расширение информационного поля.
Сотрудничество со "Школой самоопределения",
возглавляемой А.Н. Тубельским.
I этап. Подготовительный (2001-2002 год).
Задачи: разработать правовое пространство
школы через осмысление школьниками своих
прав и ответственности, овладение детьми
умениями и навыками их реализации и защиты.
Результаты: определили содержание блока учебных
предметов, межпредметных связей, проанализировали
реальности школы с позиции демократических
процессов, изучили школьное законодательство.
II этап. Проектировочный (2002-2003 год). Задачи:
создать сообщество педагогов и учащихся по
проектированию, конструированию и функционированию
демократического уклада школьной жизни. Результаты:
организовали методическую работу с учителями
по развитию демократических элементов в учебном
процессе, вовлекли органы ученического самоуправления
в общественно-полезные творческие дела и
проекты, организовали учебно-воспитательную
деятельность в рамках единого образовательно-воспитательного
пространства.
III этап. Аналитический (2003-2004). Задачи: провести
анализ результативности реализации проекта,
проведение мониторинга "Базовые ценности
учащихся и роль предметов обществоведческого
цикла в их формировании". Степень проработанности.
Работа над проектом сплотила школьный коллектив
одной общей идеей, дала новый импульс всему
учебному процессу. Это позволило глубже вникнуть
в вопросы общественной жизни, выработать
собственное мнение и социальную позицию.
С материалами реализации проекта школа приняла
участие в Республиканском конкурсе "Лучшая
школа года - 2003" и стала победителем
в номинации "Школа открытий". С
материалами проекта мы приняли участие в
Республиканской выставке "Образование
и карьера", во Всероссийской конференции
"Толерантность в Российском обществе".В
2001 году школа вступила в межрегиональную
общественную организацию "Школа и демократия",
возглавляемую А.Н. Тубельским, а в 2003 году
стала участником проекта "Расширение
сети школ России с демократическим укладом
школьной жизни по Программе малых грантов
Комиссии по демократии Посольства США в России".
В 2003 году ученик 9 класса стал победителем
VII Всероссийской олимпиады школьников по
граждановедческим дисциплинам, ученица 11
класса заняла поощрительное место во Всероссийском
конкурсе "Я выбираю…", ученица
10 класса получила благодарственное письмо
от Председателя Комиссии по правам человека
при Президенте РФ Э.А. Панфиловой за участие
во Всероссийском конкурсе ученических работ
"Россия и права человека в XXI веке".
Перспективы продолжения проекта: углубленное
изучение обществоведческих дисциплин с использованием
часов элективных курсов в 5-11 классах, создание
попечительского совета и школьной юридической
консультации, организация Школьной Республики,
участие во Всероссийской акции "Я -
гражданин России", выборы Уполномоченного
по справедливости и организация его деятельности
в школе, совершенствование ученического самоуправления.
|