Российские и межрегиональные банки в Марий Эл

Историческая справка №2

Начало

История, часть 1

История, часть 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Николай Иванович
Штиглиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексей Иванович
Путилов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виктор Владимирович
Геращенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высшее художественно-промышленное училище
им. В.И.Мухиной
(бывшее училище технического рисования барона Штиглица)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало

История, часть 1

История, часть 3

 

ЛИЧНОСТИ ЯРКИЕ И НЕПОВТОРИМЫЕ

 

Александр Людвигович Штиглиц -
банкир поневоле

Одни видели в нем возвышенную романтическую натуру, пылкого поклонника Шиллера и Гете, страстного почитателя театра. Другие, напротив, -- человека ограниченного и эгоистичного, не блиставшего умом и талантом. Причина разногласий заключалась, возможно, в том, что отпрыск Штиглица-старшего стал банкиром поневоле, вопреки внутренней склонности.

По отзывам современников, он был человеком необщительным. Парикмахер, который приходил к нему на дом в течение 15 лет, уверял, что за все это время ни разу не слышал голоса клиента. Как говаривали в петербургском свете, будучи представлен одной известной французской актрисе, барон получил позволение бывать у нее. В течение нескольких месяцев он ежедневно являлся в дом актрисы, пил кофе и, просиживая по 3-4 часа, не произносил ни слова.

А. Штиглица отличала страстная любовь к театру, его можно было встретить на всех премьерах Петербурга. Богач при этом никогда не садился в первых рядах кресел, предпочитая более дешевые места в дальних рядах. Однажды он в течение нескольких минут искал в гардеробе выпавший гривенник под насмешливыми взглядами театральных служителей.

Скаредность миллионера вошла в поговорку, но скуп он был в мелочах. Экономя на самом себе, он мог быть и великодушным. Своему камердинеру, служившему у него несколько десятков лет, Штиглиц подарил 5-этажный доходный дом в Петербурге, приносивший до 40 тыс. рублей годового дохода.

Похоронили легендарного банкира, согласно последней его воле, в Нарве, в православном храме Св. Троицы, построенном лютеранином А. Штиглицем для рабочих своих фабрик. Его привезли траурным поездом из Петербурга, гроб до кладбища рабочие несли на руках, а впереди шли представители русского духовенства и два лютеранских пастора.


Алексей Иванович Путилов -
гений финансового мира

Выходец из небогатой дворянской семьи Новгородской губернии (его отец был там почетным мировым судьей), Алексей Путилов (он, кстати, приходился дальним родственником знаменитому промышленнику Н.И. Путилову, основателю Путиловского завода в Петербурге) окончил в 1889 году юридический факультет Петербургского университета. За свою магистерскую диссертацию по уголовному праву был удостоен Советом университета золотой медали и оставлен при факультете для подготовки к профессорскому званию. Но, видимо, ученая карьера его не привлекала.

Широко образованный, одаренный Путилов относился к лучшим питомцам виттевской плеяды. "Гений финансового мира", "романтик империализма", "банкир-романтик" - вот обычный набор эпитетов, употребляемых по его адресу в биржевой прессе.

Газетные карикатуристы часто изображали могущественного финансиста за письменным столом, на котором высились домны, шли поезда, били нефтяные фонтаны, символизировавшие области экономических интересов банкира. Хозяин Русско-Азиатского банка пользовался непререкаемым авторитетом в деловом мире. Современников поражала его способность мгновенно принимать решения по обсуждавшимся делам и безошибочно предвидеть исход сложных, многоходовых комбинаций. О работоспособности Алексея Путилова ходили легенды, равно как и о его аскетизме. Едва ли не самый высокооплачиваемый бизнесмен в России, он был весьма неприхотлив в повседневной жизни и даже на высоких заседаниях появлялся в потертом пиджаке, лацканы которого вечно были испачканы табачным пеплом - ведь Алексей Иванович был страстным курильщиком и вел переговоры, не вынимая сигары изо рта.


Виктор Владимирович Геращенко -
Геракл нашего времени

Он оказался единственным в мировой истории, кому довелось за неполные 14 лет (1989-2002) стать председателем Госбанка страны четыре раза.

Банкир во втором поколении, Виктор Владимирович Геращенко никогда не приближался к власти вплотную, но всегда умел найти общий язык и с премьерами, которых было семь за время его работы на этом посту, и с "красными" директорами, и с завлабами. Он всегда оставался над схваткой, сохранял невозмутимость и равновесие, всегда "подводил баланс". Главное его качество - умение действовать в критической ситуации. Геращенко обожают, почитают, любят и скрыто ненавидят, потому что он опора, в которую непременно упрешься. Он чрезвычайно консервативен, высокопрофессионален и глубоко патриотичен. Его "кредитная история", как отмечают дотошные исследователи, безупречна. Виктор

Геращенко - человек светский, в смокинге ему привычно, он любит кино, театр, хороший ужин в хорошей компании, хорошее красное вино.

Прозвище Геракл получил давно и, по его словам, случайно. Сегодня он по-прежнему не причисляет себя к героям. Однако о подвигах Геращенко в России знают многие.

Он сумел сделать Государственный банк СССР независимым финансовым органом, добившись его выведения из структуры правительства. Он не побоялся взять на себя ответственность за кредитно-денежную систему, к тому времени почти полностью разваленную. В августе 1991-го его сняли, но через неделю Геращенко вновь оказался на прежнем посту, так как замены ему просто не было. После распада Союза он уэдел сам.

Через полгода по инициативе Е. Гайдара его попросили вернуться. В результате он был вынужден провести малоэффективный обмен денег и пережить "черный вторник" с его сокрушительным обвалом рубля. Он-то знал, что удержать курс рубля было невозможно: валютные запасы катастрофически упали и выбрасывание на торги валюты лишь обогатило бы спекулянтов. В те дни он не стал победителем, но совершил профессиональный подвиг, подобно капитану, не покидающему обреченный корабль. В благодарность - снова отставка (1994).

И наконец, после августа 1998-го без него опять не смогли обойтись. этот раз главному банкиру удалось остановить инфляцию, предотвратить гиперинфляцию, преодолеть последствия кризиса. За последние 1,5 года он увеличил золотовалютные резервы страны более чем в 2 раза, расчистив авгиевы конюшни, оставленные предшественниками. В марте 2002-го он ушел в отставку досрочно, по собственному желанию. За год до этого, когда на конгрессе лучших менеджеров страны В.В. Геращенко вручали награду, он со свойственным ему юмором произнес: "Менеджер я уже много лег, но награда только сейчас нашла своего героя и, скорее, не за качества менеджера, а за способности колобка, который и от бабушки ушел, и от дедушки ушел, но к лисице пока не попала

(Из материалов видеофильма "Три подвига Геракла"
и журнала "Огонек", № 51, 2001)

 


"Быть богачом нечестивым -
душа не принимает"

Удивительный размах меценатской деятельности российских предпринимателей прошлого рождался из чувства личной ответственности перед обществом, характерной для многих крупных предпринимателей XIX века. Павел Михайлович Третьяков писал, что идея "наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях" родилась у него в юности, и мысль эта не оставляла его на протяжении всей жизни. "Быть богачом неблагочестивым, сухим, жестким, как учит Запад, - душа не принимает" (П. Третьяков). "Самое отношение предпринимателя к своему делу, - вспоминал П.А. Бурышкин, - было несколько иным, чем на Западе или в Америке. На свою деятельность смотрели не только или не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчет".

Имя римскою поэта, прозаика и общественного деятеля Гая Цильния Мецената стало нарицательным не из-за его личных талантов, а благодаря покровительству, которое он оказывал Горацию, Вергилию и другим замечательным людям, которых ныне принято називать деятелями науки и искусства. Теперь меценатами называют благотворителей, людей, имеющих средства и желание оказывать поддержку талантам.

Александр Людвигович Штиглиц также входил в круг известных в России благотворителей и меценатов. Под его опекой были Коммерческое училище для бедных при лютеранской церкви Петра и Павла, Елизаветинская больница, Глазная лечебница, Детский приют им. А.Л. Штиглица в Петербурге, Петербургский Биржевой комитет и др. Главным же объектом пожертвований стало давнее увлечение барона - училище технического рисования. Еще в 1876 году банкир "в память трудов покойного отца" передал в Министерство финансов 1 млн. рублей серебром "для устройства и содержания в Петербурге училища Технического рисования барона Штиглица".

"Машинное производство совершенно вытеснило художественный элемент из многих отраслей ремесленного производства, наводняя рынки дешевыми, дюжинными изделиями, - писал банкир-меценат. - Необходимы специальные художественно образованные рисовальщики и такие же учители, которые могли бы пробудить и развить художественные способности рабочего класса". По существу это был один из первых в России манифестов той сферы деятельности, которая сегодня именуется техническим дизайном.

Вдохновляющим примером для инициаторов этого проекта служил созданный в 1850-х годах в Англии Кенсингтонский музей образцов художественно-промышленного производства и основанная при нем художественно-промышленная школа. В России аналогичное учебное заведение действовало в Москве (Строгановское училище), но подобные школы необходимы были и во всех главных экономических центрах страны. И училище технического рисования, созданное благодаря пожертвованию тайного советника барона Штиглица, стало первым таким центром декоративно-прикладного искусства в северной столице.

Учебный курс был рассчитан на три года для детей, имевших неоконченное среднее образование в объеме реального училища или прогимназии. Помимо общеобразовательных предметов, здесь преподавали специальные дисциплины - историю искусств, эстетику, черчение, рисование в применении к потребностям мануфактурной промышленности, лепку, резьбу, чеканку и др. Выпускникам училища присваивался официальный диплом учителя рисования для средних художественно-промышленных школ.

Здание училища было возведено (1879-1881) по проекту архитекторов А.И. Кракау и Р.А. Гедике. Первым директором нового учебного заведения стал известный петербургский архитектор М.Е. Месмахер (ранее преподаватель рисовальной школы Общества поощрения художеств). В начале XX века в школе и ее филиалах - рисовальных школах в Иваново-Вознесенске, Нарве, Саратове и Ярославле - обучалось около 1 тыс. воспитанников обоего пола. "Не имея потомков и желая навсегда связать свое имя с общеполезным для Российской империи учреждением", Александр Штиглиц своим духов ным завещанием распорядился оставить 5 млн. рублей на создание при училище художественного музея, передав тому неприкосновенный капитал в размере 9,5 млн. рублей. Музей декоративно-прикладного искусства при училище был возведен (1885-1895) по проекту того же М.Е. Месмахера (Соляной переулок, 13-15).

По своему внешнему облику здание напоминало библиотеку св. Марка в Венеции. В 30 залах была отражена история развития основных отраслей прикладного искусства (ткани и шитье, мебель и резьба по дереву, шпалеры, фарфор, стекло, майолика, фаянс и др.). Стилистические решения музейных залов соответствовали составу размещенных в них коллекций. В музее, открытом для свободного посещения, хранилось около 30 тыс. экспонатов произведений русского и западноевропейского декоративно-прикладного искусства ХVI-ХIХ веков, приобретенных в основном на средства жертвователя и его наследников.

Имя банкира-мецената петербургское Центральное училище технического рисования и художественно-промышленный музей продолжали носить вплоть до 1917 года. После революции часть коллекции музея была передана в Государственный Эрмитаж. В советское время учрежденные согласно воле и на средства барона А.Л. Штиглица просветительные учреждения были переименованы в Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной и Музей декоративно-прикладного искусства при нем. С этим учебным заведением связаны имена многих признанных мастеров культуры дореволюционной и советской России. Здесь получали первые уроки профессионального мастерства такие известные художники, как К.С. Петров-Водкин (1895-1897), скульптор М.Г. Манизер (1908-1909), график А.Ф. Пахомов (1915-1917).

Сегодня слово меценат не в моде, чаще используют близкое по смыслу понятие - спонсор. Наверное, это не случайно. Отношение к меценатству в современном российском обществе как к необходимому элементу общественной жизни, похоже, еще не сформировалось.

Дмитрий Бертман, главный режиссер театра "Геликон-опера": "Если бы я был богатым человеком, я бы ни за что на свете не стал спонсором. Давать деньги - значит выбрасывать их на ветер. Если, конечно, даешь не родным и близким тебе лично людям".

Джордж Сорос - известный американский филантроп, который через организованный им благотворительный фонд за 12 лет вложил в русскую науку, культуру и образование более 500 млн. долларов. И что же? Один из российских государственных чиновников сказал по поводу одной из программ Сороса: "Мое национальное самолюбие оскорбляют газетные заметки, рассказывающие о добром дядюшке Соросе, без которого, мол, в наших библиотеках вообще нечего было бы читать".

Модест Колеров (Группа "МФК Ренессанс"): "Число предпринимательских структур в России, которые оказывают благотворительную помощь, огромно и стремится к 100% всех работающих в России, а круг получателей помощи заметно уже крута тех, кто в такой помощи нуждается. Первыми в очереди оказываются не самые бедные и не самые талантливые, а самые энергичные. Есть даже своеобразный "серый рынок" получателей спонсорской помощи, для которых изобретение проектов для сбора и "раздела" благотворительной помощи давно превратилось в прибыльный бизнес с внушительным оборотом".

Тем не менее многие современные российские банки без особой помпы и шума реализуют спонсорские проекты в области культуры. Так, Гута Банк не один год осуществлял целевое спонсорство концертных сезонов Санкт-Петербургской академической филармонии им. ДД. Шостаковича, выделяя средства на организацию фестивалей, социальную поддержку работников и реализацию РК-поддержки проекта строительства нового органа, которое завершится в 2003 году. Гута Банк оказывал финансовое содействие и Мариинскому театру, а в 1999 году поддержал своими средствами издание собрания сочинений А.С. Пушкина в 2 томах. За эту акцию он был внесен в реестр Почетных попечителей Благотворительного фонда 200-летия поэта.


Как преумножалось и делилось
состояние Штиглицев

Странность Александра Людвиговича Штиглица некоторые коллеги- финансисты видели в том, что большую часть своего капитала тот поместил в русские фонды. На все скептические замечания относительно неосторожности подобного поступка Штиглиц отвечал: "Отец мой и я получили свое состояние в России: если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней все свое состояние".

О масштабах вывоза капитала из современной России ходят легенды. Цифры при этом называют разные и, как правило, астрономические. Западные эксперты утверждают, что из "независимой" России в первые годы за рубеж уходило по 9 млрд. долларов ежегодно. По оценкам академика Николая Петракова, с 1992 года на Запад переводилось по 2-2,5 млрд. долларов ежемесячно, то есть по 25-30 млрд. в год. Это означает, что уже к 1994 году за кордон утекло никак не меньше 80 млрд., а к концу 1997-го на заграничных счетах должно было осесть минимум 150 млрд., а то и все 200 млрд. долларов. Приведенные экспертные оценки темпов бегства "русских" долларов в 1998 году подтвердил и эксначальник Госналогслужбы Александр Починок.

Специальное исследование на эту тему в 1998 году сделала группа российских и канадских ученых из Института экономики Российской академии наук и Университета Западного Онтарио. Согласно расчетам исследователей, за последние четыре года из России "эмигрировало" около 68 млрд. долларов - в среднем по 17 млрд. долларов ежегодно. Если прибавить к этому шальную эмиграцию капитала в первое двухлетие "шокотерапии" (по разным оценкам, от 56 до 70 млрд. долларов), то получится, что в дальнем зарубежье за восемь лет с момента начала российских реформ осело приблизительно 133 млрд. долларов. Это больше, чем весь внешний долг нашей страны, который принято считать непосильной ношей.

Значительную часть своего состояния (более 38 млн. рублей) Александр Штиглиц оставил своей приемной дочери Надежде Михайловне Июневой, подброшенной Штиглицу в июне 1843 года (отсюда и ее фамилия). По преданию она была внебрачной дочерью великого князя Михаила Павловича брата императора Николая I, и некоей фрейлины "К". Император принял участие в судьбе своей племянницы, сказав Штиглицу, что его интересует участь подкинутого ребенка, побудив тем самым бездетного банкира удочерить незаконнорожденную.

В 17 лет воспитанница вышла замуж за секретаря, а впоследствии члена Государственного совета Александра Александровича Половцова (1832-1909). В их семье родилось четверо детей - Александр, Петр, Анна и Надежда. После смерти приемного отца бывшая падчерица стала собственницей громадного состояния (16-17 млн. рублей). Н.М. Июнева-Половцова и ее дети наследовали все недвижимое имущество, в том числе фабрики, заводы, имения, два особняка в Петербурге и дачу на Каменном острове, а также все процентные бумаги. Родной сестре А.Л. Штиглица баронессе Ю.Л. Кубе было завещано 14 млн. рублей. Ту сумму, которую АЛШтиглиц унаследовал от отца, он вернул семье. Остальное имущество по завещанию банкира перешло в пользу благотворительных и просветительных учреждений.


Как рождались коммерческие банки

На рубеже 1850-1860-х годов частный капитал был допущен в сферу коммерческого кредита, и в результате на свет появились акционерные коммерческие банки, которым суждено было позднее стать основным структурным звеном кредитно-финансовой системы России. Первым был учрежден Петербургский частный банк, основанный в 1864 году. А к середине 1870-х годов приобрела отчетливые формы вся кредитно-банковская система царской России. В начале XX века в стране действовало всего 50 акционерных коммерческих банков, но они обладали разветвленной сетью отделений и агентств общим числом более 800.

В современной России - 1319 коммерческих банков. По количеству филиалов - вне конкуренции Сбербанк России (21778), получивший столь масштабную сеть в наследство от советских времен. Среди молодых коммерческих банков не так уж много успевших создать действительно развитую филиальную сеть. В Санкт-Петербурге это банки "Менатеп СПБ" (57 филиалов) и Промстройбанк (44 филиала). В столице - банк "Возрождение" (62 филиала), Импэксбанк (46), Гута Банк (39), Внешторгбанк (32), Альфа-банк (25).

Начинавшие как скромные посредники в платежах, способствующие, как тогда говорили, промышленности и торговле, они со временем превратились в главные нервные узлы российской экономики. Не было в России начала прошлого века не только отдельной отрасли, но даже сколько-нибудь значимого предприятия, которое не опиралось бы в своей деятельности на тот или иной "дружественный" банк. Два экономических подъема конца 1890-х годов и 1909-1913 годов, благодаря которым страна вошла в пятерку индустриальных держав, были во многом связаны с кредитно-инвестиционной активностью отечественных банков.

Учет векселей, с помощью которых и происходило кредитование торгового оборота, занимал почетное место в числе активных операций российских банков. К 1914 году объем таких операций оценивался в 1,6 млрд. рублей. Другой важной сферой деятельности стали ссуды под залог ценных бумаг (объем к 1914 году - свыше 1 млрд. рублей), к которым прибегали, как правило, торгово-промышленные компании. Акционерные коммерческие банки быстро ликвидировали монополию Государственного банка в области коммерческого кредита. К 1914 году сводный баланс коммерческих банков превысил показатели Государственного банка (5,5 и 4,1 млрд. рублей соответственно).

Подлинной банковской столицей России являлся Петербург, где в канун Первой мировой войны действовало 13 акционерных коммерческих банков с совокупным основным капиталом 330,9 млн. рублей. На втором месте шла первопрестольная Москва (8 банков с капиталом 99,5 млн. рублей), а на долю провинции приходилось 29 банков, причем сравнительно мелких (совокупный капитал - 100,5 млн. рублей). В десятку крупнейших банков страны входили 8 петербургских во главе с Русско-Азиатским и 2 московских.

По данным Госкомстата РФ по состоянию на 1 февраля 2002 года, количество действующих кредитных организаций, имеющих право или лицензию на осуществление банковской деятельности, выросло до 1323 единиц. Из них "активно работающих" банков - 609.

Активно работающие
банки РФ
Количество Сумма капитала, млрд. рублей
Москва и Московская область 370 и 7 435 098,7
Санкт-Петербург 18 15 355.2
Другие регионы РФ 214 45 899,5
ИТОГО 609 496 354,4

Источник: ИЦ "Рейтинг" на 01.02.2002

В Петербурге ведущие банки облюбовали центральную магистраль - престижный Невский проспект, на котором вознеслись респектабельные здания, до сих пор формирующие городской ландшафт северной столицы. За полвека развития частнобанковского предпринимательства изменился не только облик столицы империи, но и обновилась финансовая элита. Времена безраздельного влияния банкиров-коммерсантов, занятых внешне- торговыми операциями, канули в Лету. В деловой элите города выходцев из-за границы потеснили отечественные банкиры, занимающиеся, по преимуществу, обслуживанием потребностей внутреннего рынка. В канун Первой мировой войны российские банкиры не уступали своим западноевропейским коллегам ни по степени экономического влияния, ни по уровню профессиональной подготовки.

Дом № 62 на Невском проспекте Петербурга занимал основанный в 1910 году Русско-Азиатский банк - признанный лидер петербургского, да и российского банковского мира. Банк имел рекордно высокий акционерный капитал в 50 млн. рублей и сеть отделений (175 филиалов в России и за рубежом). К 1917 году Русско-Азиатский банк занимал первое место среди акционерных коммерческих банков России по основным активам, вексельным и подтоварным кредитам, по вкладам и текущим счетам. После революции банк был национализирован большевиками, но заграничные его филиалы продолжали работать за рубежом (в частности, в Китае и во Франции) вплоть до "великой депрессии". Здание банка в Петербурге в советское время поменяло немало владельцев, а сегодня здесь размещается акционерный коммерческий банк "Санкт-Петербург".


Российские и межрегиональные банки в Марий Эл