Карта страницы
  Советы
 

 

 
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА
 

            Система дошкольного образования Чебоксарского района насчитывает 18 дошкольных образовательных учреждений, из них 17 детских садов и 1 детский сад с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей. 

 

Годы

Кол-во ДОУ

Кол-во мест

Кол-во групп

Кол-во детей

Охват (%)

2001

18

2190

62

1373

41,8

2002

18

2190

65

1482

47,0

2003

18

2190

68

1497

49,0

2004

18

2190

68

1530

50,8

2005

18

2190

71

1588

52

 В дошкольных образовательных учреждениях дети получают платные и бесплатные дополнительные образовательные услуги.

 

Года

Кол-во детей в бесплатных кружках

Кол-во детей в платных кружках

 
 

2001

156

150

 

2002

216

116

 

2003

235

224

 

2004

155

145

 

2005

155

130

 

Медико-социальным условиям в дошкольных образовательных учреждениях способствует укреплению сохранению  здоровья и снижению заболеваемости воспитанников  

Года

Заболеваемость детей (пропущено одним ребенком в год)

Республиканский показатель

2001

5,7

5,9

2002

5,3

5,5

2003

5,2

6,0

2004

5,4

5,3

 Родительская плата за услуги детского сада в последние годы оставалась на социально-приемлемом уровне.

 

Года

Родительская плата

Оплачивают 50%

Освобождены от платы

2001

90-130

109 (7,9 %)

6 (0,4 %)

2002

100-180

119 (8,0 %)

6 (0,4%)

2003

140-200

114 (7,6%)

10 (0,6 %)

2004

210

123 (8,0 %)

8 (0,5%)

2005

320

112 (7,0 %)

5 (0,3 %)

В 2005 году 16 дошкольных образовательных учреждений прошли государственную аккредитацию.В районе идет процесс обновления содержания дошкольного образования, реализуются программы нового поколения, республиканская «Программа воспитания ребенка-дошкольника» дополняется элементами из других программ, используются авторские технологии. Для увеличения охвата детей дошкольным образованием необходимо открыть группы кратковременного пребывания детей (2006 г. – в МОУ «Анат-Кинярская СОШ», 2007 г. – в МОУ «Чемуршинская СОШ», 2008 г. – МОУ «Янгильдинская СОШ»). Увеличивается количество групп в ДОУ (2006 г. – МДОУ «Хыркасинский детский сад «Звездочка» - 1 группа, МДОУ «Ишлейский детский сад «Буратино» - 1 группа).

С 2001 года усилилась тенденция сокращения контингента обучающихся. В настоящее время 6550 учащихся обучается в 31 общеобразовательном учреждении. По состоянию на 1 сентября 2005 года по сравнению с 2001 годом численность учащихся сократилась на 2652 ученика (29%).

 

Темпы снижения численности учащихся Чебоксарского района выше, чем аналогичные показатели по Чувашской Республике (7,2%) и России (5,1%). К 2010 году сокращение обучающихся составит еще около 2 тысяч учащихся (30 %).

В целях создания необходимых условий для обеспечения доступности и высокого качества общего образования обучающихся с 2002 года в районе начался процесс реструктуризации. В течение 2002-2005 годов было реструктурировано 8 школ. На 24 %  сократилось число затратных малочисленных сельских школ.

 

В результате оптимизации сети сельских школ были созданы 10 базовых  школ, 3 ресурсных центра, значительно укрепилась учебно-материальная база (МОУ «Кугесьская СОШ № 1, «Кугесьский лицей», «Тренькасинская СОШ»), внедрены  разнообразные модели образовательных учреждений: «базовая школа», комплекс «школа – детский сад» (МОУ «Акулевская ООШ», «Чиршкасинская НОШ»), «школа-социокультурный центр села» (МОУ «Ишакская СОШ»). 28,6% учащихся 9-11 классов базовых школ района охвачены предпрофильным и профильным обучением. Все 10 базовых школ доукомплектованы современными компьютерами на 1 учебный класс, а Кугесьский лицей и Тренькасинская СОШ имеют по 2 класса, в эти школы поставлено компьютерное оборудование с медиатекой для библиотек.

В рамках районной программы «Школьная мебель» большая часть закупленной школьной ученической мебели установлена в базовых школах.. На сегодняшний день на 1 компьютер приходится 28 учащихся. Ставится задача – 1 компьютер на 10 учащихся.

В целях оперативного, эффективного использования бюджетных денег 12 школ района получили финансово-хозяйственную самостоятельность.

Высвобожденные в ходе реструктуризации средства в объеме------ рублей были направлены на укрепление материально-технической базы учреждений образования и содержание 9 школьных автобусов. Организован подвоз детей  в школы из ---- населенных пунктов. В результате более ___ учащихся сельских школ получили доступ к более качественному образованию, позитивно изменились показатели эффективности системы образования: средняя наполняемость классов увеличилась с 18,1 до 18,3 человека.

Одним из важных  инновационных проектов стал эксперимент по введению ЕГЭ, который расширил границы единого образовательного пространства и создал равные возможности всем выпускникам при поступлении в вуз. Если в 2001 году в вузы поступило __%, то в 2005 году __% выпускников.

Наблюдаются стабильные результаты ЕГЭ по математике, физике, биологии, повысились средние баллы по русскому языку, истории, химии.  

Предметы

Средний балл

Качество знаний

2002

2003

2004

2005

2002

2003

2004

2005

Математика

3,4

3,6

3,5

3,36

0,44

0,5

0,5

0,46

Русский

язык

3,8

3,4

3,4

3,7

0,75

0,48

0,45

0,58

Физика

3,6

3,5

3,4

3,4

0,52

0,5

0,44

0,53

Биология

3,6

3,8

3,7

3,8

0,57

0,72

0,59

0,62

История

3,7

3,8

3,6

3,9

0,64

0,7

0,44

0,58

Химия

3,1

3,5

3,7

3,7

0,17

0,52

0,68

0,69

Общество-

знание

3,57

3,85

3,7

3,7

0,57

0,7

0,58

0,6

География

3,3

4,2

3,7

3,5

0,33

0,8

0,67

0,5

Английский

язык

-

-

3,25

-

-

-

0,5

-

Чувашский

язык

-

4,6

-

-

-

1

-

-

Статистика результатов ЕГЭ по математике показывает, что район имеет более низкий средний балл (3,36), чем в республике (3,6): количество «5» в районе ниже на 5%, «4» - на 8%.

Соотношение оценок в процентах:

Чебоксарский район

Чувашская Республика (I этап)

 

Эксперимент по введению ЕГЭ является одним из индикаторов  качества оказываемых образовательных услуг, позволяет увидеть слабые и сильные стороны всех участников образовательного процесса, делает прозрачной деятельность каждого педагога, дает возможность более адресно выстраивать систему повышения квалификации учителей.

В районе сложилась эффективная система выявления и поддержки одаренных детей.

Ежегодно проводятся районные олимпиады по 18 общеобразовательным предметам для учащихся 8-11 классов и интеллектуальная игра для младших школьников. В сравнении с 2001 годом количество участников районных и республиканских олимпиад возросло на 4,35 %.

 

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

Итого за 2002-2005 г.г.

% результативности участников

Кол-во участников

Кол-во призеров

Кол-во участников

Кол-во призеров

Кол-во участников

Кол-во призеров

Кол-во участников

Кол-во призеров

Кол-во участников

Кол-во призеров

49

7

72

3

98

5

74

7

293

22

7,51

В качестве поощрения учащихся-отличников учебы, призеров районных олимпиад по различным предметам главой администрации Чебоксарского района  учреждены премии .В  2004-2005 учебном году 12 человек стали обладателями этих премий.

 Дополнительное образование детей в Чебоксарском районе осуществляется муниципальными учреждениями дополнительного образования «Центр детского творчества» (МУДО «Центр ДТ»), «Детско–юношеская спортивная школа» (МУДО «ДЮСШ») и школьными кружками. Ежегодно около 350 учебных объединений, секций, кружков способствуют развитию, укреплению здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей района.

                 Количественные показатели Центра ДТ

 

 

вид деятельности

 

2002-2003 уч. год

2003-2004 уч. год

2004-2005 уч. год

 

количество учащихся

% охвата

по району

кол-во

 уч-ся

% охвата

по району

кол-во уч-ся

% охвата

по району

 

1

техническое

творчество

220

2,64

165

2,145

117

1,64

 

2

эколого-туристический

154

1,848

104

1,352

77

1,08

 

3

спортивный

76

0,912

72

0,936

75

1,05

 

4

художественное творчество

294

3,528

323

4,199

483

6,76

 

5

культурологический

308

3,696

181

2,353

231

3,23

 

6

клубы

60

0,72

79

1,027

92

1,29

 

итого

1112

12,9

924

11,6

1075

15,05

 

кол-во уч-ся в школах района

8619

7925

7222

 

      Необходимы новые стратегии предупреждения социального сиротства, поиска и развития альтернативных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ деятельности органа опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет сделать вывод о необходимости активизации работы по профилактике социального сиротства.

 Количество выявленных и устроенных детей, оставшихся без попечения родителей

 

В последующие годы приоритетность семейной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей станет главной задачей специалистов управления образования и молодежной политики по опеке и попечительству.

            Особую значимость в условиях  изменения образовательной среды приобретает процесс психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. В настоящее время в учреждениях образования района работают 7 психологов, 8 социальных педагогов и 5 логопедов. Их деятельность разнообразна, это и сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников), а также развитие и социальная защита личности как в учреждениях образования, так и по месту жительства. Кроме того, ими осуществляется работа, направленная на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников). Для координации работы психологов, социальных педагогов и логопедов учреждений образования района по профессиональной линии, для организации методической работы и содействию обмену опытом между ними, организации консультаций по различным психолого-педагогическим вопросам администраций образовательных учреждений, а также для проведения различных форм психолого-педагогической работы со всеми участниками образовательного процесса в других, не имеющих вышеуказанной категории работников, учреждениях образования создана психолого-социально-педагогическая служба.

             Воспитание – важнейшая и неотъемлемая функция образования. Всестороннее развитие и воспитание, высокое качество знаний учащихся достигаются не только уроками и отдельными организационными мероприятиями, а совершенствованием всей системы учебно-воспитательной работы, комплексным подходом к формированию личности школьника, его активной жизненной позиции.

Традиционно, воспитательная работа в школах осуществляется по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, нравственно-правовое, экологическое, художественно-эстетическое, трудовое, спортивно-оздоровительное.

             В данное время в районе работают 18 заместителей директоров школ по воспитательной работе, все с высшим образованием, имеют I квалификационную категорию, состав их стабилен на протяжении последних лет. В основных школах воспитательная проводится под руководством заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе.

              С января 2004г.оплата труда классного руководителя  школ Чебоксарского района производится до 10 % от ставки.( до 300 руб. в месяц )

Все классные руководители, заместители по воспитательной работе регулярно повышают свою квалификацию на курсах, семинарах, проводимых в ЧРИО. Много вопросов решается на заседаниях методобъединений классных руководителей, которые действуют в каждой школе района.

Налажены координационные связи по профилактике правонарушений среди субъектов профилактики (управление образования, РОВД, прокуратура, органы опеки и попечительства, КДН). Благодаря хорошо налаженной совместной работе,  в 2005 году снизилось количество правонарушений среди несовершеннолетних в 2 раза Количество правонарушений среди несовершеннолетних в районе снижается: 2003г. – 47, 2004г.- 43, 2005г. (за 9 месяцев) – 18.

 Свое внимание воспитанию учащихся в семье школа оказывает через разнообразные организационно-педагогические мероприятия с родителями, а также работу родительских комитетов и попечительских советов. Одной из таких важных форм являются родительские собрания: классные и общешкольные.

Особое внимание в настоящее время уделяется внедрению в практику школы здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни. В школах стало традицией проводить Дни здоровья, спортивные мероприятия. Хорошо налажена организация внеурочно спортивной и дифференцированной работы с учащимися (МОУ «Тренькасинская СОШ», «Чиршкасинская СОШ», «Сятра-Лапсарская ООШ», «Янышская ООШ»),  использование имеющегося спортивного инвентаря и возможностей спортивных залов.

Управление образования администрации Чебоксарского района, дирекции и  педагогические коллективы общеобразовательных школ проводят работу по обеспечению занятости детей, подростков и молодежи в летний каникулярный период. Руководствуясь постановлением Кабинета Министров № 72 от 28 марта 2005 года «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в 2005 году», постановлением главы администрации Чебоксарского района управление образования  организовало лагеря труда и отдыха, профильные и  оздоровительные лагеря с дневным пребыванием в 13 школах района. 800(11,3%) учащихся  охвачены организованным трудом, отдыхом и оздоровлением в летний каникулярный период 2005 года. На эти цели финансовый отдел Министерства финансов Чувашской Республики в Чебоксарском районе выделил 453600 рублей.

Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в Чувашской Республике управлению образования  выделено 315840 рублей для организации  школьных лагерей с дневным пребыванием. В 15 школах 470 (7%)

 учащихся отдохнули в оздоровительных лагерях.

  Статистические сведения об организации летнего труда и отдыха:

Сеть оздоровительных учреждений

Количество лагерей

Охват детей

I смена:

38

1085

Пришкольные оздоровительные лагеря

16

485

Лагеря труда и отдыха

11

345

Профильные лагеря

11

255

II смена:

5

155

Лагеря труда и отдыха

5

155

III смена:

1

30

Лагерь труда и отдыха

1

30

Организованным трудом, отдыхом и оздоровлением в летний каникулярный период 2005 года охвачено 1711 (24%) детей и подростков общеобразовательных школ Чебоксарского района, из них 52 из группы «социального риска» (2003 год-1589 (18,5%); 2004 год-1726 (22%).

Особое внимание уделяется на экологическое воспитание и образование, на воспитание в детях навыков экологической культуры. Этому способствуют экологические месячники, субботники, работа по благоустройству прилегающей территории, на пришкольных участках.

Информационно-методический центр работает над повышение теоретического и научно-методического уровня, профессионального мастерства учителей, воспитателей, руководителей школ, внешкольных и дошкольных образовательных учреждений и других педагогических кадров в межкурсовой период, выявлением информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров района для развития профессиональной деятельности, формированием информационного массива о педагогическом опыте и работа с ним, организация первичной экспертизы и обобщение этой информации, классификацией и хранением информации в соответствии с принятыми в России стандартами в системе образования, осуществлением посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей по доставке информации о достижениях психолого-педагогической науки.

В в районе насчитывается 742 педагога, из них:

-          Заслуженный учитель РФ – 1

-          Заслуженный работник образования ЧР – 1

-          Заслуженный учитель ЧР – 11

-          Награждены Почетными грамотами МО РФ и нагрудными знаками «Почетный работник образования РФ» – 54;

-          награждены Почетными грамотами МО ЧР – 49.

Высшее образование имеют 93,4 % учителей,

незаконченное высшее – 1,6 %,

среднее - специальное – 5 %.

В вузах высшее образование получают 12 учителей, второе высшее образование – 4.

Годы

Количество педагогов

2001

 

2002

 

2003

935

2004

802

2005

742

 В районе создана единая система непрерывного образования педагогических кадров, удовлетворяющая их современные потребности. Курсовая подготовка, которую осуществляет Чувашский республиканский институт образования, оказывает неоценимую помощь в профессиональном становлении развитии учителей, повышает их научно-методический уровень.

За период с 2001 года за 2005 год повышение квалификации прошли 733 учителя Чебоксарского района

 

Аттестация педагогов является одним из основных средств для профессионального роста и развития, предоставления им возможности повышения уровня оплаты труда. Их 1160 педагогических и руководящих работников учреждений образования района 797 (69%) имеют квалификационные категории.

 В настоящее время в 30 образовательных учреждениях имеется современное компьютерное оборудование, подключенное к телекоммуникационной сети республики.

Многие муниципальные образовательные учреждения Чебоксарского района имеют подключение к сети Интернет, к ним относятся Абашевская СОШ, Атлашевская СОШ, Большекатрасьская СОШ, Вурман-Сюктерская СОШ, Кугесьская СОШ №1, Кугесьский лицей, Мамышская СОШ, Синьял-Покровская СОШ, Сятра-Хочехматская СОШ, Толиковская СОШ, Тренькасинская СОШ, Чиршкасинская СОШ, Чемуршинская СОШ, Янгильдинская СОШ. .

В 2001 году Чебоксарский район получил 40 компьютеров по программе «Компьютеризация сельских школ». В 2002 году – 1 класс-комплект, который установлен в Кугесьской СОШ №1. В  2003 году бюджет района выделено 525 тыс. рублей на укрепление материально-технической базы общеобразовательных школ. В 2004-2005 гг. поступило 350 тыс. рублей в МОУ «Тренькасинская СОШ» через МБ РФ на оснащение материально-технической базы.

С 2003-2004 учебного года участвуют в проекте предпрофильного обучения по гуманитарному, естественно-математическому, технологическому направлениям;

-             ведется профориентационная работа;

-             составляется портфолио учащихся;

-             введены элективные курсы;

-             составлен учебный план предпрофильного образования.

    - в 10 классе введено профильное обучение по естественно-математическому направлению.

В школьных библиотеках Чебоксарского района ведут информационно-библиотечное обслуживание учащихся и педагогов 30 библиотечных работников.

Большинство библиотекарей имеет высшее педагогическое образование (около 71%), высшее библиотечное образование – 13%, среднее специальное образование – 16%.Библиотекари школ проводят мероприятия совместно с педагогическим коллективом согласно плану учебно-воспитательной работы школы на учебный год. Одной из главных задач школьной библиотеки является обеспечение сохранности библиотечных фондов.  В соответствии с Программой развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года управлением образования администрации Чебоксарского района и образовательными учреждениями в 2004-2005 учебном году проведена значительная работа по обеспечению школ учебной литературой.

В 2004 году за счет бюджетных средств закуплено 6 130 экземпляров учебников на общую сумму 335 876 рублей, в 2003 году – 10 430 экземпляров на общую сумму 476 633 рубля, в 2002 году – 3 868 экземпляров на общую сумму 249 749 рублей.

На родительские взносы приобретено в школах района федеральных учебников  в 2004 году – 5 203 экземпляра на общую сумму 393 777 рублей, в 2003 году – 3 994 экземпляра на общую сумму 256 156 рублей, в 2002 году 10 447 экземпляров на общую сумму 538 063 рубля.

Сравнительный анализ последних двух лет показывает, что средняя обеспеченность школ района учебниками с учетом библиотечного фонда школы и учебников, находящихся в личной собственности, при нормативе 8 учебников на одного ученика в 2004 году составила 93%, при нормативе 12 учебников на одного ученика 68%, в 2003 году составила соответственно – 82,4% и 54,9%.Необходимо создание электронного библиотечного каталога во всех  базовых школах и  подключение библиотек к единой локальной сети в школах . Ставится задача пополнения библиотечного фонда за счет бюджетных и внебюджетных средств.

   В условиях активного инновационного развития особую важность приобретает социальная поддержка работников образования. В районе в полном объеме финансируются расходы на социальную поддержку педагогических работников. С 1 января 2005 г. увеличен надтарифный фонд оплаты труда, также предусмотрены средства на дополнительные расходы, связанные с аттестацией педагогов. 12 общеобразовательных учреждений имеют самостоятельные бухгалтерии.

Основой для успешного  управления  развитием системы образования является  нормативная правовая база. С 2001 года были приняты значимые для развития системы образования законы Чувашской Республики, указы Президента Чувашской Республики, постановления Кабинета Министров Чувашской Республики и локальные акты, позволившие не только регламентировать деятельность образовательных учреждений, но и обеспечить активное инновационное развитие системы образования. Вся деятельность образовательных учреждений Чебоксарского района проводится в соответствии с действующей нормативно-правовой базой( Закон РФ «Об образовании, Закон ЧР «Об образовании», « Конвенция о правах ребенка»,ФЗ от 24.06.1999 № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Кроме того разработаны локальные акты. Так, в перечне локальных актов школы, наряду с основополагающими разработано Положение об учетной политике, где на основе нормативной документации определена работа по учету имущества в школе.

В образовательных учреждениях района имеются такие локальные акты, как

1. «Положение о внутришкольном инспектировании»

2. « Правила  внутреннего распорядка»

3. «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению  

   письменных работ и проверке тетрадей»

            4. « Правила для учащихся»

            5. «Положение о текущей успеваемости и промежуточной аттестации

            6. « Условия приема учащихся в школу»

            7. « Положение о школьном самоуправлении»

            8. « Положение о попечительском совете»

            9. « Положение о методической службе»

            10. « Положении е о педагогическом совете»

            11. Номенклатура дел.

            12. Должностные инструкции (характеристики)

            13. « Коллективный договор»

            14. « Положение об общественных объединениях учащихся и педагогов».

            15. « Положение о пришкольном  участке»

            16. « Положение о материальном вознаграждении и премиях»

            17. « Обязанности административно-управленческого и учебно-воспитательного аппарата».

            18. « Положение о конфликтной комиссии»

Положением об управлении образования на заместителя начальника управления образования возложены функции контроля.

  ©  2005

 

  НОВОСТИ
Сердце матери новости

Мир наполнен твоей добротой новости


День здоровья новости


О роли семьи в воспитании детей новости


Праздник сказки

Администрация Чебоксарского района