Система дошкольного образования
Чебоксарского района насчитывает 18 дошкольных
образовательных учреждений, из них 17 детских
садов и 1 детский сад с приоритетным
осуществлением художественно-эстетического
развития детей.
Годы |
Кол-во ДОУ |
Кол-во мест |
Кол-во
групп |
Кол-во
детей |
Охват (%) |
2001 |
18 |
2190 |
62 |
1373 |
41,8 |
2002 |
18 |
2190 |
65 |
1482 |
47,0 |
2003 |
18 |
2190 |
68 |
1497 |
49,0 |
2004 |
18 |
2190 |
68 |
1530 |
50,8 |
2005 |
18 |
2190 |
71 |
1588 |
52 |
В дошкольных образовательных учреждениях дети
получают платные и бесплатные дополнительные
образовательные услуги.
Года |
Кол-во детей в бесплатных кружках |
Кол-во детей в платных кружках |
|
|
2001 |
156 |
150 |
|
2002 |
216 |
116 |
|
2003 |
235 |
224 |
|
2004 |
155 |
145 |
|
2005 |
155 |
130 |
|
Медико-социальным условиям в дошкольных
образовательных учреждениях способствует
укреплению сохранению здоровья и снижению
заболеваемости воспитанников
Года |
Заболеваемость детей (пропущено одним
ребенком в год) |
Республиканский показатель |
2001 |
5,7 |
5,9 |
2002 |
5,3 |
5,5 |
2003 |
5,2 |
6,0 |
2004 |
5,4 |
5,3 |
Родительская плата за услуги детского сада в
последние годы оставалась на
социально-приемлемом уровне.
Года |
Родительская плата |
Оплачивают 50% |
Освобождены от платы |
2001 |
90-130 |
109 (7,9 %) |
6 (0,4 %) |
2002 |
100-180 |
119 (8,0 %) |
6 (0,4%) |
2003 |
140-200 |
114 (7,6%) |
10 (0,6 %) |
2004 |
210 |
123 (8,0 %) |
8 (0,5%) |
2005 |
320 |
112 (7,0 %) |
5 (0,3 %) |
В 2005 году 16 дошкольных образовательных
учреждений прошли государственную аккредитацию.В
районе идет процесс обновления содержания
дошкольного образования, реализуются программы
нового поколения, республиканская «Программа
воспитания ребенка-дошкольника» дополняется
элементами из других программ, используются
авторские технологии. Для увеличения охвата
детей дошкольным образованием необходимо открыть
группы кратковременного пребывания детей (2006
г. – в МОУ «Анат-Кинярская СОШ», 2007 г. – в МОУ
«Чемуршинская СОШ», 2008 г. – МОУ «Янгильдинская
СОШ»). Увеличивается количество групп в ДОУ
(2006 г. – МДОУ «Хыркасинский детский сад
«Звездочка» - 1 группа, МДОУ «Ишлейский детский
сад «Буратино» - 1 группа).
С 2001 года усилилась тенденция сокращения
контингента обучающихся. В настоящее время 6550
учащихся обучается в 31 общеобразовательном
учреждении. По состоянию на 1 сентября 2005 года
по сравнению с 2001 годом численность учащихся
сократилась на 2652 ученика (29%).

Темпы снижения численности учащихся
Чебоксарского района выше, чем аналогичные
показатели по Чувашской Республике (7,2%) и
России (5,1%). К 2010 году сокращение
обучающихся составит еще около 2 тысяч учащихся
(30 %).
В целях создания необходимых условий для
обеспечения доступности и высокого качества
общего образования обучающихся с 2002 года в
районе начался процесс реструктуризации. В
течение 2002-2005 годов было реструктурировано 8
школ. На 24 % сократилось число затратных
малочисленных сельских школ.

В результате оптимизации сети сельских школ были созданы 10 базовых
школ, 3 ресурсных центра, значительно укрепилась
учебно-материальная база (МОУ «Кугесьская СОШ №
1, «Кугесьский лицей», «Тренькасинская СОШ»),
внедрены разнообразные модели
образовательных учреждений: «базовая школа»,
комплекс «школа – детский сад» (МОУ «Акулевская
ООШ», «Чиршкасинская НОШ»), «школа-социокультурный
центр села» (МОУ «Ишакская СОШ»). 28,6% учащихся
9-11 классов базовых школ района охвачены
предпрофильным и профильным обучением. Все 10
базовых школ доукомплектованы современными
компьютерами на 1 учебный класс, а Кугесьский
лицей и Тренькасинская СОШ имеют по 2 класса, в
эти школы поставлено компьютерное оборудование с
медиатекой для библиотек.
В рамках районной программы «Школьная мебель» большая часть закупленной
школьной ученической мебели установлена в
базовых школах.. На сегодняшний день на 1
компьютер приходится 28 учащихся. Ставится
задача – 1 компьютер на 10 учащихся.
В целях оперативного, эффективного использования бюджетных денег 12 школ
района получили финансово-хозяйственную
самостоятельность.
Высвобожденные в ходе реструктуризации средства в объеме------ рублей
были направлены на укрепление
материально-технической базы учреждений
образования и содержание 9 школьных автобусов.
Организован подвоз детей в школы из ----
населенных пунктов. В результате более ___
учащихся сельских школ получили доступ к более
качественному образованию, позитивно изменились
показатели эффективности системы образования:
средняя наполняемость классов увеличилась с 18,1
до 18,3 человека.
Одним из важных инновационных проектов стал
эксперимент по введению ЕГЭ, который расширил
границы единого образовательного пространства и
создал равные возможности всем выпускникам при
поступлении в вуз. Если в 2001 году в вузы
поступило __%, то в 2005 году __% выпускников.
Наблюдаются стабильные результаты ЕГЭ по
математике, физике, биологии, повысились средние
баллы по русскому языку, истории, химии.
Предметы |
Средний балл |
Качество знаний |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Математика |
3,4 |
3,6 |
3,5 |
3,36 |
0,44 |
0,5 |
0,5 |
0,46 |
Русский
язык |
3,8 |
3,4 |
3,4 |
3,7 |
0,75 |
0,48 |
0,45 |
0,58 |
Физика |
3,6 |
3,5 |
3,4 |
3,4 |
0,52 |
0,5 |
0,44 |
0,53 |
Биология |
3,6 |
3,8 |
3,7 |
3,8 |
0,57 |
0,72 |
0,59 |
0,62 |
История |
3,7 |
3,8 |
3,6 |
3,9 |
0,64 |
0,7 |
0,44 |
0,58 |
Химия |
3,1 |
3,5 |
3,7 |
3,7 |
0,17 |
0,52 |
0,68 |
0,69 |
Общество-
знание |
3,57 |
3,85 |
3,7 |
3,7 |
0,57 |
0,7 |
0,58 |
0,6 |
География |
3,3 |
4,2 |
3,7 |
3,5 |
0,33 |
0,8 |
0,67 |
0,5 |
Английский
язык |
- |
- |
3,25 |
- |
- |
- |
0,5 |
- |
Чувашский
язык |
- |
4,6 |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
Статистика результатов ЕГЭ по математике
показывает, что район имеет более низкий средний
балл (3,36), чем в республике (3,6): количество
«5» в районе ниже на 5%, «4» - на 8%.
Соотношение оценок в процентах:
Чебоксарский район

Чувашская Республика (I
этап)
Эксперимент по введению ЕГЭ является одним из
индикаторов качества оказываемых
образовательных услуг, позволяет увидеть слабые
и сильные стороны всех участников
образовательного процесса, делает прозрачной
деятельность каждого педагога, дает возможность
более адресно выстраивать систему повышения
квалификации учителей.
В районе сложилась эффективная система выявления
и поддержки одаренных детей.
Ежегодно проводятся районные олимпиады по 18
общеобразовательным предметам для учащихся 8-11
классов и интеллектуальная игра для младших
школьников. В сравнении с 2001 годом количество
участников районных и республиканских олимпиад
возросло на 4,35 %.
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Итого за 2002-2005 г.г. |
%
результативности участников |
Кол-во
участников |
Кол-во
призеров |
Кол-во
участников |
Кол-во
призеров |
Кол-во
участников |
Кол-во
призеров |
Кол-во
участников |
Кол-во
призеров |
Кол-во
участников |
Кол-во
призеров |
49 |
7 |
72 |
3 |
98 |
5 |
74 |
7 |
293 |
22 |
7,51 |
В качестве поощрения учащихся-отличников учебы,
призеров районных олимпиад по различным
предметам главой администрации Чебоксарского
района учреждены премии .В 2004-2005 учебном
году 12 человек стали обладателями этих премий.
Дополнительное образование детей в Чебоксарском
районе осуществляется муниципальными
учреждениями дополнительного образования «Центр
детского творчества» (МУДО «Центр ДТ»), «Детско–юношеская
спортивная школа» (МУДО «ДЮСШ») и школьными
кружками. Ежегодно около 350 учебных
объединений, секций, кружков способствуют
развитию, укреплению здоровья, профессионального
самоопределения и творческого труда детей
района.
Количественные показатели
Центра ДТ
№ |
вид деятельности
|
2002-2003 уч. год |
2003-2004 уч. год |
2004-2005 уч. год |
|
количество учащихся |
% охвата
по району |
кол-во
уч-ся |
% охвата
по району |
кол-во уч-ся |
% охвата
по району |
|
1 |
техническое
творчество |
220 |
2,64 |
165 |
2,145 |
117 |
1,64 |
|
2 |
эколого-туристический |
154 |
1,848 |
104 |
1,352 |
77 |
1,08 |
|
3 |
спортивный |
76 |
0,912 |
72 |
0,936 |
75 |
1,05 |
|
4 |
художественное творчество |
294 |
3,528 |
323 |
4,199 |
483 |
6,76 |
|
5 |
культурологический |
308 |
3,696 |
181 |
2,353 |
231 |
3,23 |
|
6 |
клубы |
60 |
0,72 |
79 |
1,027 |
92 |
1,29 |
|
итого |
1112 |
12,9 |
924 |
11,6 |
1075 |
15,05 |
|
кол-во уч-ся в школах района |
8619 |
7925 |
7222 |
Необходимы новые стратегии предупреждения
социального сиротства, поиска и развития
альтернативных форм устройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
Анализ деятельности органа опеки и
попечительства по выявлению и устройству детей,
оставшихся без попечения родителей, позволяет
сделать вывод о необходимости активизации работы
по профилактике социального сиротства.
Количество выявленных и устроенных детей,
оставшихся без попечения родителей

В последующие годы приоритетность семейной формы
устройства детей, оставшихся без попечения
родителей станет главной задачей специалистов
управления образования и молодежной политики по
опеке и попечительству.
Особую значимость в условиях изменения образовательной
среды приобретает процесс
психолого-педагогического сопровождения всех
участников образовательного процесса. В
настоящее время в учреждениях образования района
работают 7 психологов, 8 социальных педагогов и
5 логопедов. Их деятельность разнообразна, это и
сохранение психического, соматического и
социального благополучия обучающихся
(воспитанников), а также развитие и социальная
защита личности как в учреждениях образования,
так и по месту жительства. Кроме того, ими
осуществляется работа, направленная на
максимальную коррекцию отклонений в развитии у
обучающихся (воспитанников). Для координации
работы психологов, социальных педагогов и
логопедов учреждений образования района по
профессиональной линии, для организации
методической работы и содействию обмену опытом
между ними, организации консультаций по
различным психолого-педагогическим вопросам
администраций образовательных учреждений, а
также для проведения различных форм
психолого-педагогической работы со всеми
участниками образовательного процесса в других,
не имеющих вышеуказанной категории работников,
учреждениях образования создана
психолого-социально-педагогическая служба.
Воспитание – важнейшая и
неотъемлемая функция образования. Всестороннее
развитие и воспитание, высокое качество знаний
учащихся достигаются не только уроками и
отдельными организационными мероприятиями, а
совершенствованием всей системы
учебно-воспитательной работы, комплексным
подходом к формированию личности школьника, его
активной жизненной позиции.
Традиционно, воспитательная работа в школах
осуществляется по следующим направлениям:
гражданско-патриотическое, нравственно-правовое,
экологическое, художественно-эстетическое,
трудовое, спортивно-оздоровительное.
В данное время в районе работают 18
заместителей директоров школ по воспитательной
работе, все с высшим образованием, имеют
I квалификационную
категорию, состав их стабилен на протяжении
последних лет. В основных школах воспитательная
проводится под руководством заместителей
директоров школ по учебно-воспитательной работе.
С января 2004г.оплата труда
классного руководителя школ Чебоксарского
района производится до 10 % от ставки.( до 300
руб. в месяц )
Все классные руководители, заместители по
воспитательной работе регулярно повышают свою
квалификацию на курсах, семинарах, проводимых в
ЧРИО. Много вопросов решается на заседаниях
методобъединений классных руководителей, которые
действуют в каждой школе района.
Налажены координационные связи по профилактике
правонарушений среди субъектов профилактики
(управление образования, РОВД, прокуратура,
органы опеки и попечительства, КДН). Благодаря
хорошо налаженной совместной работе, в 2005
году снизилось количество правонарушений среди
несовершеннолетних в 2 раза Количество
правонарушений среди несовершеннолетних в районе
снижается: 2003г. – 47, 2004г.- 43, 2005г. (за 9
месяцев) – 18.
Свое внимание воспитанию учащихся в семье школа
оказывает через разнообразные
организационно-педагогические мероприятия с
родителями, а также работу родительских
комитетов и попечительских советов. Одной из
таких важных форм являются родительские
собрания: классные и общешкольные.
Особое внимание в настоящее время уделяется внедрению в практику школы
здоровьесберегающих технологий, пропаганде
здорового образа жизни. В школах стало
традицией проводить Дни здоровья, спортивные
мероприятия. Хорошо налажена организация
внеурочно спортивной и дифференцированной работы
с учащимися (МОУ «Тренькасинская СОШ», «Чиршкасинская
СОШ», «Сятра-Лапсарская ООШ», «Янышская ООШ»),
использование имеющегося спортивного инвентаря и
возможностей спортивных залов.
Управление образования администрации
Чебоксарского района, дирекции и педагогические
коллективы общеобразовательных школ проводят
работу по обеспечению занятости детей,
подростков и молодежи в летний каникулярный
период. Руководствуясь постановлением Кабинета
Министров № 72 от 28 марта 2005 года «Об
организации отдыха, оздоровления и занятости
детей и молодежи в 2005 году», постановлением
главы администрации Чебоксарского района
управление образования организовало лагеря
труда и отдыха, профильные и оздоровительные
лагеря с дневным пребыванием в 13 школах района.
800(11,3%) учащихся охвачены организованным
трудом, отдыхом и оздоровлением в летний
каникулярный период 2005 года. На эти цели
финансовый отдел Министерства финансов Чувашской
Республики в Чебоксарском районе выделил 453600
рублей.
Региональным отделением Фонда социального
страхования Российской Федерации в Чувашской
Республике управлению образования выделено
315840 рублей для организации школьных лагерей
с дневным пребыванием. В 15 школах 470 (7%)
учащихся отдохнули в оздоровительных лагерях.
Статистические сведения об организации летнего
труда и отдыха:
Сеть
оздоровительных учреждений |
Количество лагерей |
Охват детей |
I смена: |
38 |
1085 |
Пришкольные
оздоровительные лагеря |
16 |
485 |
Лагеря труда и
отдыха |
11 |
345 |
Профильные лагеря |
11 |
255 |
II смена: |
5 |
155 |
Лагеря труда и
отдыха |
5 |
155 |
III смена: |
1 |
30 |
Лагерь труда и
отдыха |
1 |
30 |
Организованным трудом, отдыхом и оздоровлением в
летний каникулярный период 2005 года охвачено
1711 (24%) детей и подростков
общеобразовательных школ Чебоксарского района,
из них 52 из группы «социального риска» (2003
год-1589 (18,5%); 2004 год-1726 (22%).
Особое внимание уделяется на экологическое
воспитание и образование, на воспитание в детях
навыков экологической культуры. Этому
способствуют экологические месячники,
субботники, работа по благоустройству
прилегающей территории, на пришкольных участках.
Информационно-методический центр работает над
повышение теоретического и научно-методического
уровня, профессионального мастерства учителей,
воспитателей, руководителей школ, внешкольных и
дошкольных образовательных учреждений и других
педагогических кадров в межкурсовой период,
выявлением информационных потребностей и
удовлетворение запросов педагогических кадров
района для развития профессиональной
деятельности, формированием информационного
массива о педагогическом опыте и работа с ним,
организация первичной экспертизы и обобщение
этой информации, классификацией и хранением
информации в соответствии с принятыми в России
стандартами в системе образования,
осуществлением посреднических услуг по
удовлетворению запросов пользователей по
доставке информации о достижениях
психолого-педагогической науки.
В в районе
насчитывается 742 педагога, из них:
-
Заслуженный учитель РФ – 1
-
Заслуженный работник образования
ЧР – 1
-
Заслуженный учитель ЧР – 11
-
Награждены Почетными грамотами МО РФ и
нагрудными знаками «Почетный работник
образования РФ» – 54;
-
награждены Почетными грамотами МО ЧР –
49.
Высшее образование имеют 93,4 % учителей,
незаконченное высшее – 1,6 %,
среднее - специальное – 5 %.
В вузах высшее образование получают 12 учителей,
второе высшее образование – 4.
Годы |
Количество
педагогов |
2001 |
|
2002 |
|
2003 |
935 |
2004 |
802 |
2005 |
742 |
В районе создана единая система непрерывного
образования педагогических кадров,
удовлетворяющая их современные потребности.
Курсовая подготовка, которую осуществляет
Чувашский республиканский институт образования,
оказывает неоценимую помощь в профессиональном
становлении развитии учителей, повышает их
научно-методический уровень.
За период с 2001 года за 2005 год повышение
квалификации прошли 733 учителя Чебоксарского
района

Аттестация педагогов является одним из основных
средств для профессионального роста и развития,
предоставления им возможности повышения уровня
оплаты труда. Их 1160 педагогических и
руководящих работников учреждений образования
района 797 (69%) имеют квалификационные
категории.

В настоящее время
в 30 образовательных учреждениях имеется
современное компьютерное оборудование,
подключенное к телекоммуникационной сети
республики.
Многие муниципальные образовательные учреждения
Чебоксарского района имеют подключение к сети
Интернет, к ним относятся Абашевская СОШ,
Атлашевская СОШ, Большекатрасьская СОШ,
Вурман-Сюктерская СОШ, Кугесьская СОШ №1,
Кугесьский лицей, Мамышская СОШ,
Синьял-Покровская СОШ, Сятра-Хочехматская СОШ,
Толиковская СОШ, Тренькасинская СОШ,
Чиршкасинская СОШ, Чемуршинская СОШ,
Янгильдинская СОШ. .
В 2001 году Чебоксарский район получил 40
компьютеров по программе «Компьютеризация
сельских школ». В 2002 году – 1 класс-комплект,
который установлен в Кугесьской СОШ №1. В 2003
году бюджет района выделено 525 тыс. рублей на
укрепление материально-технической базы
общеобразовательных школ. В 2004-2005 гг.
поступило 350 тыс. рублей в МОУ «Тренькасинская
СОШ» через МБ РФ на оснащение
материально-технической базы.
С 2003-2004 учебного года участвуют в проекте
предпрофильного обучения по гуманитарному,
естественно-математическому, технологическому
направлениям;
-
ведется профориентационная работа;
-
составляется портфолио учащихся;
-
введены элективные курсы;
-
составлен учебный план предпрофильного
образования.
- в 10 классе введено профильное обучение по
естественно-математическому направлению.
В школьных библиотеках Чебоксарского района ведут
информационно-библиотечное обслуживание учащихся
и педагогов 30 библиотечных работников.
Большинство библиотекарей имеет высшее
педагогическое образование (около 71%), высшее
библиотечное образование – 13%, среднее
специальное образование – 16%.Библиотекари школ
проводят мероприятия совместно с педагогическим
коллективом согласно плану учебно-воспитательной
работы школы на учебный год. Одной из главных
задач школьной библиотеки является обеспечение
сохранности библиотечных фондов. В соответствии
с Программой развития образования в Чувашской
Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005
года управлением образования администрации
Чебоксарского района и образовательными
учреждениями в 2004-2005 учебном году проведена
значительная работа по обеспечению школ учебной
литературой.
В 2004 году за счет бюджетных средств закуплено
6 130 экземпляров учебников на общую сумму 335
876 рублей, в 2003 году – 10 430 экземпляров на
общую сумму 476 633 рубля, в 2002 году – 3 868
экземпляров на общую сумму 249 749 рублей.
На родительские взносы приобретено в школах
района федеральных учебников в 2004 году – 5
203 экземпляра на общую сумму 393 777 рублей, в
2003 году – 3 994 экземпляра на общую сумму 256
156 рублей, в 2002 году 10 447 экземпляров на
общую сумму 538 063 рубля.
Сравнительный анализ последних двух лет
показывает, что средняя обеспеченность школ
района учебниками с учетом библиотечного фонда
школы и учебников, находящихся в личной
собственности, при нормативе 8 учебников на
одного ученика в 2004 году составила 93%, при
нормативе 12 учебников на одного ученика 68%, в
2003 году составила соответственно – 82,4% и
54,9%.Необходимо создание электронного
библиотечного каталога во всех базовых школах
и подключение библиотек к единой локальной сети
в школах . Ставится задача пополнения
библиотечного фонда за счет бюджетных и
внебюджетных средств.
В
условиях активного инновационного развития
особую важность приобретает социальная
поддержка работников образования. В районе в
полном объеме финансируются расходы на
социальную поддержку педагогических работников.
С 1 января 2005 г. увеличен надтарифный фонд
оплаты труда, также предусмотрены средства на
дополнительные расходы, связанные с аттестацией
педагогов. 12 общеобразовательных учреждений
имеют самостоятельные бухгалтерии.
Основой для успешного управления
развитием системы образования является нормативная
правовая база. С 2001 года были приняты значимые
для развития системы образования законы
Чувашской Республики, указы Президента Чувашской
Республики, постановления Кабинета Министров
Чувашской Республики и локальные акты,
позволившие не только регламентировать
деятельность образовательных учреждений, но и
обеспечить активное инновационное развитие
системы образования. Вся деятельность
образовательных учреждений Чебоксарского района
проводится в соответствии с действующей
нормативно-правовой базой( Закон РФ «Об
образовании, Закон ЧР «Об образовании», «
Конвенция о правах ребенка»,ФЗ от 24.06.1999 №
120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних». Кроме того разработаны
локальные акты. Так, в перечне локальных актов
школы, наряду с основополагающими разработано
Положение об учетной политике, где на основе
нормативной документации определена работа по
учету имущества в школе.
В образовательных учреждениях района имеются
такие локальные акты, как
1. «Положение о внутришкольном инспектировании»
2. « Правила внутреннего распорядка»
3. «О единых требованиях к устной и письменной
речи учащихся, к проведению
письменных работ и проверке тетрадей»
4. « Правила для учащихся»
5. «Положение о текущей успеваемости
и промежуточной аттестации
6. « Условия приема учащихся в
школу»
7. « Положение о школьном
самоуправлении»
8. « Положение о попечительском
совете»
9. « Положение о методической
службе»
10. « Положении е о педагогическом
совете»
11. Номенклатура дел.
12. Должностные инструкции
(характеристики)
13. « Коллективный договор»
14. « Положение об общественных
объединениях учащихся и педагогов».
15. « Положение о пришкольном
участке»
16. « Положение о материальном
вознаграждении и премиях»
17. « Обязанности
административно-управленческого и
учебно-воспитательного аппарата».
18. « Положение о конфликтной
комиссии»
Положением об управлении образования на
заместителя начальника управления образования
возложены функции контроля.
©
2005
|