4 класс

МОУ "Алгашинская СОШ"

Программа индивидуального развития ребёнка

 

Программа

 индивидуального развития ребенка

 ученика 4 класса МОУ «Алгашинская СОШ»

                        Шумерлинского района

                        Чувашской Республики

               Гулящева Игоря

  

 

         Составила: классный руководитель

                          Алексеева Надежда Павловна

 

 

Программа по преодолению застенчивости,

формированию и коррекции самооценки,

уверенности в себе.

Актуальность программы. Изменение социально-экономической ситуации в обществе, ценностных и социальных ориентаций людей привели к усугублению конфликтов, к сложностям при установлении контактов и восприятии людьми друг друга. Затруднения при знакомстве, возникающие отрицательные эмоции в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность обусловлены функционированием такого феномена как застенчивость. Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений.

Застенчивость и порожденные ею трудности общения являются одной из главных психологических проблем современности. в связи с тем, что все большее количество людей проживает концентрировано в городах, где необходимость взаимодействия особенно актуальна.  В неблагоприятных условиях глубоко личностные свойства, такие как застенчивость, аутистичность,  интровертированность,  могут обостряться и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов.

Несмотря на разное понимание застенчивости различными авторами, можно выделить общие характеристики в понимании ее генезиса. Это связь застенчивости с самоуважением и самосознанием, эмоциональное переживание собственного смущения и возникновение затруднений при установлении контактов и процессе общения в целом.

Застенчивые люди испытывают большие трудности в установлении межличностных контактов (отсюда замкнутость, одиночество); пассивны   в   деятельности   и   жизнедеятельности   в   целом; чрезмерно  озабочены оценкой  себя другими людьми;  более зависимы  от других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны окружения.  В стадии установления первого контакта застенчивость является специфической трудностью доверительного межличностного общения. При этом каждый новый шаг  в продвижении к человеческому сближению связан с преодолением личностных свойств, создающих особые трудности на пути к доверию.

Таким образом, доверительное общение застенчивых людей, имея внешние признаки доверия и доверительности, редко достигает подлинного психологического контакта вследствие фрустрированности, напряженности, пониженного самоуважения людей этого типа.

Застенчивость пронизывает все сферы психики человека – физиологическую, когнитивную, эмоциональную и поведенческую. Все  эти реакции возникают из-за опасения быть отрицательно воспринятым другими, быть отвергнутым. Крайняя застенчивость становится социальной фобией, несмотря на желание общаться.

Особо негативно застенчивость влияет на личность в процессе взросления, когда формируется подлинная самостоятельность, аутентичность, способность нести ответственность за свои поступки и свою жизнь в целом.

 

 

 

 

Цель программы: выявить психологические особенности застенчивости у ребенка и факторы, порождающие застенчивость,

разработать пути преодоления застенчивости,

дать рекомендации для родителей.

 

 Задачи:

Теоретические:

1.      Провести теоретический анализ феномена застенчивости.

2.      На основе теоретического анализа выявить психологические факторы личностной застенчивости.

Методические:

1.      Подобрать методический инструментарий, адекватный поставленным задачам.

Эмпирические:

1.      Изучить особенности психологического самочувствия ребенка.

2.      Исследовать особенности самоотношения и отношения к другим.

3.      Выявить плеяды качеств личности, характеризующие застенчивость.

 

Основные задачи программы:

- Развить у ребенка позитивное самовосприятие;

- Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку;

- Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.

Методы: наблюдение в учебном процессе и других видах деятельности; методика А.И.Липкиной «Три оценки»; беседы с учителями, одноклассниками, товарищами, родителями; методика «Автопортрет», методика «Несуществующее животное», тест «Дом- дерево- человек»;шкала тревожности СМАS; тест Филипса; опросник САН и др.

                            

 

Психологические особенности застенчивости.

Внешние признаки застенчивости:

Покраснение лица; потливость; дрожь; учащение сердцебиения; стесненное дыхание; согбенная поза; опущенные вниз глаза; тихий голос; скованность мышц и движений.

Застенчивость обязательно нужно побороть к 5—6 годам, иначе она перейдет в хроническую форму. К этому возрасту у ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он осознает, какое положение занимает в коллективе, пусть даже в детском. Понимание ребенком своей застенчивости еще больше сковывает его, неуверенность и заниженная самооценка могут помешать не только общаться с одноклассниками, но и существенно влияют на уровень успешности обучения. Не смотря на то, что застенчивость больше присуща девочкам, все чаще можно встретить застенчивых и стеснительных мальчишек.

Ребенок, хорошо знающий урок, растерянно молчит или в лучшем случае что-то бормочет, запинаясь и заикаясь, когда его вызывают к доске. Начитанный, грамотный, но в обстановке строгого собеседования (что для ребенка является стрессогенным, психотравмирующим фактором) он не может ответить на хорошо знакомые вопросы, выполнить элементарные (для привычной домашней обстановки) задания. застенчивость сопровождается также и повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью. Между тем мальчик обладает большими способностями, любит читать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие - проигрывает менее способным, но более шустрым сверстникам.
       Психологические особенности ребенка можно свести в основном к следующему: смущение при контактах с людьми, высокая тревожность, страх, зависимость от мнения окружающих, безосновательное чувство вины - все это на фоне неуверенности в себе. Навыки общения бедны, он не проявляет инициативы, не утверждает и не защищает себя.

       Застенчивые дети часто принижают свои качества, поэтому им необходимо помочь в признании своих достоинств.

        Ребенок из-за своей застенчивости не может найти друзей и обрекает себя на одиночество. Робкий и нелюдимый человек вряд ли чего-то добьется в жизни, энергичные и контактные сверстники его наверняка опередят и оставят на обочине жизненной гонки. Это может проявиться уже в школьных стенах, где робкие и нерешительные дети стесняются отвечать у доски, никогда не проявляют инициативы и в результате редко становятся хорошими учениками даже при высоких способностях. В подростковом возрасте застенчивость, как правило, обостряется, порождая целый комплекс неприятных переживаний и препятствуя полноценному формированию личности. А многих эта проблема продолжает тяготить еще долгие годы. Для застенчивого человека такие задачи, как создание семьи и планирование карьеры, оказываются крайне трудными и зачастую решаются неудачно.

                            

Причины детской застенчивости:

 

·        У застенчивых родителей дети тоже часто застенчивы.

·        У слишком строгих родителей с завышенными требованиями также часто вырастают застенчивые дети.

·        От застенчивости страдают чаще первые или единственные дети — те, на кого приходится основной груз родительских ожиданий и ошибок.

·        Собственно навешивание ярлыка «застенчивый» тоже способствует развитию этого качества. 

Тип нервной системы или темперамент, который ребенок получает с рождением от родителей. Застенчивость чаще свойственна меланхоликам.

Гиперопека со стороны родителей, которые стремятся оградить ребенка от всех превратностей жизни. В таких семьях родное чадо с раннего детства ограничивают в общении, опасаясь инфекций, драк и «плохого влияния улицы». Малыш растет в тепличных условиях, не имея возможности обрести самый ценный опыт – опыт общения. Дети, лишенные достаточных контактов в раннем возрасте, в дальнейшем просто не знают, как вести себя со сверстниками.

Излишняя строгость и требовательность родителей. Ребенок, растущий в атмосфере запретов, приказов, одергиваний, не знающий, что такое похвала и ласка, также может стать застенчивым, даже забитым и трусливым.

 

Рекомендации родителям

 

1.   Никогда не говорите при ребенке, что он застенчив или стесняется. Не представляйте его другим людям, как стеснительного и не объясняйте застенчивое поведение.

2.   Если ребенок прячется за вас и не хочет знакомиться с новым человеком, не пытайтесь говорить за него и не добивайтесь, чтобы ребенок заговорил сам. Просто продолжайте разговор, когда он будет готов, сам присоединится.

3.   Чаще хвалите ребенка, особенно в присутствии других взрослых.

4.   В некоторых обстоятельствах скованность и осторожность являются естественной реакцией любого человека. В незнакомой ситуации или в новой компании дайте ребенку некоторое время для привыкания, не принуждайте сразу включаться в игру или знакомиться с другими детьми.

5.   Чаще гуляйте с ребенком, проводите свободное время, стимулируйте общение со сверстниками, ходите в гости и т.д. Таким образом, можно плавно перевести малыша из статуса пассивного наблюдателя в статус активного участника игр.

6.   Купите игры или спортивный инвентарь, требующие активного участия партнера: теннис, бадминтон, шахматы, шашки, «монополия» и т.д.

7.   Показывайте ребенку пример установления первых контактов с незнакомыми людьми: спросите у прохожего, который час; как пройти в библиотеку и т.д.

8.   Все ситуации, в которых ребенок может чувствовать себя неловко, нужно проигрывать: — Ты сейчас пойдешь в магазин за хлебом, ты молодец,продавец тебе так скажет, ты ей вот так ответишь.

9.   У застенчивого ребенка должно быть несколько алгоритмов поведения, нужно проиграть вдвоем с ним эти поведенческие штампы, только слова не помогут.

10.               Подбодрите ребенка: расскажите, как сами впервые пошли за хлебом, как вы боялись, пусть он знает, что не один такой стеснительный. Для него отдать девять рублей действительно может показаться мукой — он в кулачке эти деньги держит, про себя уже семь раз просьбу высказал, но у него от страха парализуется голос, спазм сжимает связки.

 

 

как ему помочь?

- Не высказывайте ему свою тревогу по поводу этой черты и тем более не упрекайте ребенка. Не ставьте в пример других детей. Не обещайте ему всевозможные затруднения из-за застенчивости в будущем.

- Не выделяйте застенчивость как главную черту своего ребенка. Лучше подчеркивайте в разговорах с ним и с другими людьми его сильные стороны. Например, деликатность, способность понимать чувства других, сдержанность, осторожность и т.д.

- В ситуации явного отказа от общего разговора или игры не стыдите и не принуждайте. Попробуйте просто описать его чувства в данный момент: "Похоже, что тебе сейчас не хочется играть (разговаривать, бегать и т. д.)".

- Старайтесь сами проявлять активность в общении. Побуждайте ребенка дома больше разговаривать.

- Будьте рядом, когда вокруг много незнакомых людей. Не заставляйте сына или дочь попадать в неприятные для них ситуации. Но понятно, что не следует и излишне опекать ребенка.

- Предоставляйте на выбор разнообразные занятия. Заметив успешность ребенка в каком-то деле, подскажите, как он может использовать свои новые знания или умения в общении с другими ребятами. Ведь нередко застенчивый ребенок считает себя неинтересным для других людей.

- Расскажите учителям или воспитателям об особенностях ребенка в контактах с другими детьми и о его сильных сторонах. Попросите дать ему возможность проявить свои способности и умения.

- Если в жизни ребенка предстоят большие изменения, помогите ему с наименьшими потерями приспособиться к новой обстановке и людям. Например, побывайте с ним заранее в новой школе или классе, познакомьте с учителями и ребятами. Проиграйте с ним возможные ситуации - что он может увидеть, услышать, что ответить.

- Поделитесь с сыном или дочерью собственным опытом. Многие люди в своей жизни попадали в затруднительные ситуации общения и, тем не менее, находили выход. Убедите, что окружающие вовсе не заняты исключительно его персоной, а гораздо больше озабочены собственными делами.

- Лучшее средство меньше думать о своих проблемах и трудностях - помочь другому. Важно изменить знак постоянных переживаний застенчивого ребенка с отрицательного на положительный. Поможет общение с четвероногими друзьями. Не исключено, что ежедневные прогулки со своим питомцем расширят круг приятных знакомств - например, с другими владельцами собак.

 

 

 

Что делать?

Не подчеркивать и не обсуждать эту черту характера.

Верить в силы и возможности ребенка и передать эту уверенность ему.

Создавать ситуации успеха.

Развивать у ребенка навыки общения — в первую очередь со сверстниками.

Воспитывать у детей чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах.

- Эмпатия- способность к пониманию ребенка и сопереживанию. Создать атмосферу доверия дома. в классе, стимулировать ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушать его, проявить сочувствие.

Это приведет к тому, что ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его высмеют и предадут. Этого допускать нельзя.

- Безусловное позитивное отношение - принятие ребенка со всеми достоинствами и недостатками, не давая воли чувству неудовлетворенности и желанию сию же минуту ребенка изменить.

- Искренность – неподдельное выражение своих чувств, естественность. Ребенок должен испытывать чувство безопасности и непринужденности.

 

 

Рекомендации учителям

Не нужно подчеркивать застенчивость ребенка при всем классе. Стараться  облегчить ему участие в общих занятиях и дискуссиях. Более пристально относиться к письменным работам, для которых застенчивость - не помеха.

    Американский психолог Том Куинн вспоминает о своей учительнице, заметившей не только его стеснительность, но и сильные стороны. Вначале она вызывала его, только когда была уверена, что он знает ответ и не почувствует неловкости, выступая перед классом. Но постепенно она стала задавать более неожиданные вопросы, вынуждая его отвечать без подготовки. “Я благодарю Бога за то, что у меня была миссис Брокман”, - говорит Куинн много лет спустя.

     Подберите ребенку младших товарищей для игр. Тогда он сможет стать лидером, несмотря на застенчивость.

     Запишите ребенка в какой-нибудь кружок. Многие родители стремятся как можно больше дать своему ребенку с помощью всевозможных развивающих занятий. Однако для застенчивого ребенка занятия с приглашенным преподавателем гораздо менее эффективны, чем групповые, развивающие не только интеллект, но и навыки сотрудничества и здоровой соревновательности. Например, выбирая тот или иной вид спорта, лучше отдать предпочтение командным играм, где участие принимают все, и даже застенчивые не остаются в стороне.

      Застенчивые дети часто принижают свои качества, поэтому им необходимо помочь в признании своих достоинств. Полезно, например, составить список их положительных качеств и способностей. Исключительно важна похвала. Доказывая  ребенку, что Вы о нем высокого мнения, Вы поможете ему также быть высокого мнения о самом себе. В обществе застенчивые дети часто избегают контакта с другими. Они постоянно испытывают беспокойство и считают себя хуже других детей. Нередко они неадекватно преподносят себя. Их навыки общения бедны, они не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Таким образом, застенчивый ребенок попадает в ловушку ’самоисполняющегося пророчества’. Его поведение указывает на неприятие другими, что как раз и делает это неприятие более вероятным. Чем больше он сторонится других детей или отвергается ими, тем больше вероятность того, что он останется застенчивым. Поэтому обучение социальным навыкам и приобретение практики общения в повседневных ситуациях очень важны. При обучении застенчивых детей навыкам общения рекомендуется демонстрировать им незастенчивое поведение. Оглядитесь вокруг и посмотрите, нет ли среди членов Вашей семьи или друзей человека, который мог бы стать положительным примером в этом плане. Можно ребенку посоветовать наблюдение за поведением социально уверенных людей и за тем, что они говорят. Обратите внимание на ’язык’ их тела и их слова. Психологи считают, что нет ничего аномального в том, что на определенных этапах дети переживают периоды застенчивости. Эта застенчивость недолговременна, в отличие от застенчивых детей, у которых застенчивость - устойчивая черта характера. Вследствие того, что застенчивые дети редко причиняют неприятности другим и обычно портят жизнь только себе, их часто не замечают. Уделите побольше внимания ребенку и приложите дополнительные усилия, чтобы помочь обрести уверенность, которая ему так необходима.

     Используя ПРИРОДНЫЕ СКЛОННОСТИ ребенка, АКТИВНО предоставляйте ему возможность проявить их в ОБЩЕНИИ с детьми.

 

  

Положительная динамика

 изменения личностных особенностей Гулящева Игоря в сравнении результатов рисуночного теста (1- 4 кл.)

 

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".