4 класс

МОУ "Алгашинская СОШ"

Воспитательная система класса

 

Концептуальные положения воспитательной системы 4 класса

 

Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса.

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно ориентированного обучения и воспитания ребенка.

Цель воспитательной системы класса  заключается в формировании и раскрытии творческой индивидуальности личности младшего школьника.

Для достижения данной цели стремились  решить следующие задачи:

-       Развитие субъектности личности каждого школьника;

-       Создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;

-       Оказание педагогической поддержки творческим устремлениям и действиям каждого школьника.

Сущность воспитательной системы класса характеризуют такие ключевые понятия, как «индивидуальность», «самостоятельность», «доброта», «творчество», «активность», «коллектив», одновременно выполняющие роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Следует сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации каждого ребенка.

Механизм построения и функционирования воспитательной системы

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно ориентированный и творческий характер. Основу ее составляет годовой круг традиционных дел: творческая мастерская « День знаний», осенний поход, новогодний праздник, папин праздник, праздник мам и бабушек, встреча с участниками  Великой Отечественной войны, вечер «До свидания, 4 –й класс», день именинников, марафон знаний и мн. др.

Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся играет работа творческих мастерских  с участием детей и взрослых, которая строится  на основе следующих  идей:

-       равенство всех участников;

-       добровольное привлечение к процессу деятельности;

-       отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;

-       чередование индивидуальной и коллективной работы;

-       ориентация не только и не столько на результаты творческого поиска, сколько на сам процесс творчества;

-       выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов;

-       нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.

Основная цель работы творческой мастерской заключается не в том, чтобы дать учащимся готовые знания, а в том, чтобы подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.

       Развитию субъектности личности младшего школьника способствует формированию самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса.

Самоуправление осуществляется через деятельность командира класса, создание и работу советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередование групповых творческих поручений. Воспитательная система класса максимально открыта, и родители, и педагоги школы – наши сотоварищи на уроках  и во внеклассной деятельности.   В классе проводятся дни открытых дверей для  родителей, встречи с семьями, классные часы с участием родителей.

       В развитии младших школьников задействован социокультурный потенциал: краеведческий музей, школьная библиотека, сельская модельная библиотека, спортивные секции.

       Основные  внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учитель – родители  - другие учителя  - другие классы) базируются на следующих принципах.

-       Много знать  - престижно.

-       Помогать друг другу – нормально.

-       Готовить дело по чужому сценарию – невозможно.

-       Жить в неуютной обстановке  - нельзя.

Изучение эффективности воспитательной системы

       Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из потенциалов личности:

-       нравственного (ценностного): восприятие учениками таких ценностей, как «семья», «школа»», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;

-       познавательного потенциала: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;

-       коммуникативного: овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками (говорить и слушать, сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, природе), сформированность первичных навыков саморегуляции;

-       художественного: эстетическая восприимчивость предметов  и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;

-       физического: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленным.

Эффективность воспитательной системы класса определяется по следующим критериям:

-      сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного  и физического потенциалов личности младшего школьника;

-       развитости  креативных способностей учащихся;

-       проявлении индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

-       сформированности классного коллектива.

В соответствии  с данными критериями использовала такие традиционные и нетрадиционные  методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса:

-       исследование познавательных процессов личности младшего школьника;

-       мастерская общения

-       социометрические методы;

-       анкеты «Я и ценности моей жизни», «Я и моя школа»;

-       краткий тест творческого мышления П. Торренса;

-       организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника»;

-       тест «Цветок настроения»;

-       сочинение – рассуждение «Каким я стал за этот год и почему»;

-       творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»;

-       коллективный разговор об итогах прошедшего месяца (четверти, полугодия; года).

Перечисленные методики позволили получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса. 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".