| ||||||
|
| |||||
Воспитательная система класса
Концептуальные положения воспитательной системы 4 класса
Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы класса. Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно ориентированного обучения и воспитания ребенка. Цель воспитательной системы класса заключается в формировании и раскрытии творческой индивидуальности личности младшего школьника. Для достижения данной цели стремились решить следующие задачи: - Развитие субъектности личности каждого школьника; - Создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника; - Оказание педагогической поддержки творческим устремлениям и действиям каждого школьника. Сущность воспитательной системы класса характеризуют такие ключевые понятия, как «индивидуальность», «самостоятельность», «доброта», «творчество», «активность», «коллектив», одновременно выполняющие роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Следует сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации каждого ребенка. Механизм построения и функционирования воспитательной системы Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно ориентированный и творческий характер. Основу ее составляет годовой круг традиционных дел: творческая мастерская « День знаний», осенний поход, новогодний праздник, папин праздник, праздник мам и бабушек, встреча с участниками Великой Отечественной войны, вечер «До свидания, 4 –й класс», день именинников, марафон знаний и мн. др. Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся играет работа творческих мастерских с участием детей и взрослых, которая строится на основе следующих идей: - равенство всех участников; - добровольное привлечение к процессу деятельности; - отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием; - чередование индивидуальной и коллективной работы; - ориентация не только и не столько на результаты творческого поиска, сколько на сам процесс творчества; - выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов; - нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Основная цель работы творческой мастерской заключается не в том, чтобы дать учащимся готовые знания, а в том, чтобы подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству. Развитию субъектности личности младшего школьника способствует формированию самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. Самоуправление осуществляется через деятельность командира класса, создание и работу советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередование групповых творческих поручений. Воспитательная система класса максимально открыта, и родители, и педагоги школы – наши сотоварищи на уроках и во внеклассной деятельности. В классе проводятся дни открытых дверей для родителей, встречи с семьями, классные часы с участием родителей. В развитии младших школьников задействован социокультурный потенциал: краеведческий музей, школьная библиотека, сельская модельная библиотека, спортивные секции. Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учитель – родители - другие учителя - другие классы) базируются на следующих принципах. - Много знать - престижно. - Помогать друг другу – нормально. - Готовить дело по чужому сценарию – невозможно. - Жить в неуютной обстановке - нельзя. Изучение эффективности воспитательной системы Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из потенциалов личности: - нравственного (ценностного): восприятие учениками таких ценностей, как «семья», «школа»», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения; - познавательного потенциала: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию; - коммуникативного: овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками (говорить и слушать, сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, природе), сформированность первичных навыков саморегуляции; - художественного: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства; - физического: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким и закаленным. Эффективность воспитательной системы класса определяется по следующим критериям: - сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника; - развитости креативных способностей учащихся; - проявлении индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом; - сформированности классного коллектива. В соответствии с данными критериями использовала такие традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса: - исследование познавательных процессов личности младшего школьника; - мастерская общения - социометрические методы; - анкеты «Я и ценности моей жизни», «Я и моя школа»; - краткий тест творческого мышления П. Торренса; - организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника»; - тест «Цветок настроения»; - сочинение – рассуждение «Каким я стал за этот год и почему»; - творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»; - коллективный разговор об итогах прошедшего месяца (четверти, полугодия; года). Перечисленные методики позволили получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |