3.3.
Научно-аналитическое и информационное обеспечение
муниципального управления
Управленческая деятельность должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих базируется, с одной стороны, на весьма обширных и глубоких знаниях, с другой – на определенных знаниях, сформировавшихся навыках и умениях. Знания – это совокупность не только правовых, управленческих и экономических знаний, но и общегуманитарных знаний, составляющих общую культуру специалиста, в том числе в области социологии и политологии, культурологии и психологии, истории и др. Среди навыков и умений, которые необходимы в управлении отдельными сферами жизнедеятельности местного сообщества, особое значение имеют те из них, которые обеспечивают научно-аналитическое и информационное обеспечение муниципального управления.
Особую актуальность в настоящее время приобрели такие формы научно-аналитического и информационного обеспечения управленческой деятельности на муниципальном уровне, как: а) внедрение процедур мониторинга в правоприменительную практику; б) использование социологических опросов; в) внедрение информационных технологий в практику муниципального управления, реализация программы «Электронный муниципалитет».
Внедрение мониторинга на муниципальном уровне позволяет решить ряд задач, повышающих в целом качество муниципального управления через повышение эффективности реализации муниципальных программ и проектов. Мониторинг – это процесс регулярного измерения и учета важнейших индикаторов деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и ее общих результатов. Задачей проведения мониторинга программы является своевременное получение качественной (объективной, достоверной и полной) информации.
При проведении мониторинга необходимо собрать и представить данные в форме, позволяющей, например, в ходе реализации определенной программы ответить на следующие вопросы: Соблюдается ли исходный план реализации программы и насколько качественно выполняет свою работу персонал программы? Обеспечено ли выполнение программы необходимыми для этого ресурсами? Достигаются ли намеченные промежуточные и итоговые результаты программных мероприятий? Сколько человек обслуживается программой? Какой объем муниципальных услуг (по каждой отдельной услуге) предоставляется населению?
Мониторинг носит регулярный характер. Его организация имеет смысл только в том случае, если его результаты предполагается использовать при принятии управленческих решений. Одним из главных мотивов проведения мониторинга является то, что эта процедура представляет собой прекрасный инструмент для организации управления. Мониторинг дает возможность выявить существующие или потенциальные недостатки программы, прежде чем они перерастут в серьезную проблему. Данные периодического мониторинга также показывают нехватку или избыточность ресурсов для реализации конкретной программы, что позволяет правильно перераспределять ресурсы между различными программами.
В реализации каждой конкретной программы заинтересовано достаточно большое количество сторон, включая как стороны, обеспечивающие реализацию программы и финансирующие ее (органы местного самоуправления и др.), так и клиентов (бенефициариев) программы. Каждая сторона имеет право знать, насколько хорошо работает программа. Грамотно организованный мониторинг ведет к укреплению поддержки программы со стороны «внешних» лиц или организаций. Заложенные в процедуру мониторинга механизмы обратной связи предоставляют исполнителям возможность получать полезную информацию о ходе работы и стимулируют их к повышению качества/результативности работы.
Организация мониторинга реализации программ развития является важным условием обеспечения реальности их выполнения и оценки степени достижения поставленных целей, основой корректировки содержания, сроков и ресурсов для решения целевых задач (исполнения запланированных мероприятий). Для того, чтобы разработанные с большими усилиями стратегические программы развития муниципальных образований затем не «ложились на полку», а являлись действенным инструментом движения к намеченным целям необходимо уже на этапе вхождения в программный режим управления – с момента «запуска» программы – четко спланировать работу и наладить систему постоянного наблюдения за ходом ее исполнения.
Так, например, Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусматривает проведение мониторинга выполнения производственных программ и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. Под таким мониторингом данным законом понимается периодический сбор и анализ информации о выполнении производственной программы и инвестиционной программы организации коммунального комплекса, а также информации о состоянии и развитии систем коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Мониторинг проводится органами регулирования в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и своевременного принятия решений о развитии систем коммунальной инфраструктуры.
Мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса проводится в соответствии с методикой проведения указанного мониторинга, содержащей перечень экономических и иных показателей, применяемых органами регулирования для анализа информации о выполнении производственной программы и инвестиционной программы организации коммунального комплекса.
Таким образом, мониторингпредставляет собой систему постоянного наблюдения и контроля над ее исполнением и включает: а) формирование системы индикаторов, отражающих реализацию целевых установок программы развития и результаты работы подразделений администрации; б) формирование системы планово-отчетной документации, используемой для оперативного контроля и принятия управленческих решений; в) организацию потоков информации, обеспечивающей слежение за ходом выполнения календарных планов и учет затрат ресурсов, направляемых на мероприятия подпрограмм исполнителями программы; г) отслеживание результатов работы исполнителей программы, их влияния на изменение ситуации в различных сферах округа и выявление причин отклонений от запланированных показателей развития; д) подготовку предложений по корректировке отдельных подпрограмм и комплексной программы в целом.
Мониторинг – это также механизм общесистемной координации действий. Поэтому его общую организацию целесообразно закрепить за определенным подразделением местной администрации (уполномоченным подразделением). Одновременно мониторинг программы является инструментом управления для руководителя каждого подразделения. И в этом смысле их заинтересованность в объективности отражения ситуации помогает правильно выбрать оценочные показатели и наладить их систематический учет.
Мониторинг теснейшим образом связан с системой текущего и оперативного планирования деятельности органов местного самоуправления и помимо своей основной задачи по слежению и контролю выполнения программы может быть использован для оценки работы (в т.ч. премирования) руководителей и специалистов местной администрации. Он позволяет повысить конкретность отчетов и вовремя принимать управленческие решения по исправлению ситуации.
Исходным пунктом организации мониторинга является выбор единиц (объектов) наблюдения – параметров, которые играют роль индикаторов, способных достаточно полно и объективно отразить суть происходящих событий (действий). Предпочтительно, чтобы показатели, выбранные в качестве индикаторов, имели числовое значение, т.е. характеризовались измеряемыми величинами. Их набор должен быть минимальным по количеству.
Как правило, используют два типа индикаторов: 1) индикаторы выполнения программы или подпрограммы (целевые индикаторы), т.е. конкретные показатели, характеризующие планируемые результаты (итоги) программы; 2) индикаторы текущей ситуации, на которые оказывает влияние деятельность отдельного подразделения местной администрации (или других исполнителей программы) в рамках реализации отдельных подпрограмм.
Возможны также различные схемы организации мониторинга. Могут отслеживаться как сразу все аспекты выполнения программы (ход ее реализации, качество предоставляемых услуг, финансовое управление, удовлетворенность клиентов предоставляемыми услугами), так и какой-либо один из этих компонентов. Мониторинг на уровне отдельного подразделения, как правило, включает в себя: еженедельные или ежемесячные отчеты руководителей по всем основным вопросам исполнения программы (Сколько? Кто? Что? Где? Когда?) Мониторинг на уровне муниципального образования чаще всего сосредоточен на контроле процесса реализации программы в целом. Постоянный мониторинг на этом уровне базируется, в основном, на количественных данных и поэтому требует разработки стандартных форм отчетности .
Важнейший фактор успешной организации мониторинга – организация муниципальной информации. Регулярность информационных потоков внутри местной администрации муниципального образования, наличие в ее структуре квалифицированных статистической и аналитической служб, наличие электронных баз данных и систем компьютерной связи между сотрудниками органов местного самоуправления – все это делает проведение мониторинга легко выполнимым и максимально полезным для управления программой.
Ключевой момент проведения мониторинга – это отбор индикаторов, которые будут отслеживаться в регулярном режиме. Индикаторы должны отвечать ряду условий: измеримость, доступность, достоверность, сопоставимость, периодичность и др.
Большую роль в повышении эффективности деятельности органов местного самоуправления могут сыграть также социологические опросы, которые представляют собой выявление наиболее актуальных для населения экономических, экологических и социальных проблем и способов их решения. Опросы населения могут проводиться методами анкетирования в тех случаях, когда обследуется определенная группа местного сообщества (например, руководители предприятий и организаций), либо методом выборочных опросов, когда необходимо получить данные, отражающие позицию всего населения.
Опросы населения и в целом социологические исследования повышают социальную активность населения, активизируют процессы социального партнерства, а также выявляют степень удовлетворенности населения действиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, связанных с предоставлением базовых общественных услуг. Проведение опросов позволяет собрать информацию о готовности местного сообщества и его отдельных групп участвовать в организации местного самоуправления. На базе этой информации можно предварительно оценить ресурсы, которые могут привлечь органы местного самоуправления, условия, при которых эти ресурсы могут быть мобилизованы. Может быть оценен также уровень активности и зрелости населения, степень осознания им собственной социальной ответственности и роли в развитии муниципального образования.
Инициативные группы граждан могут получить информацию о готовности населения поддержать их начинания, что поможет активной части местного сообщества занять консолидированную и конструктивную позицию по различным вопросам местного значения, в программах социально-экономического развития муниципального образования. В свою очередь, население получит возможность оценить реальный потенциал местного самоуправления. Рекомендации и предложения, высказанные населением в ходе опросов, могут быть использованы, в частности, при разработке стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
Проведение опроса может стать внешним раздражителем, способствующим формированию у респондентов обобщенных взглядов на проблемы местного самоуправления, лучшему пониманию причин их возникновения и способов разрешения, а, самое главное – на возможность активизации собственного участия в жизни муниципального образования. Опрос должен подтолкнуть жителей к мысли о необходимости сотрудничества с органами местного самоуправления, некоммерческим сектором и всем местным сообществом с целью улучшения общей среды обитания. Очень важно, чтобы опрашиваемые увидели перспективы достижения синергетического эффекта от консолидации позитивных сил в муниципальном образовании. Социологическое обследование, таким образом, может стать началом организованного диалога власти и населения, общественных организаций, бизнес-сообщества по наиболее важным вопросам развития муниципального образования.
В ходе обследования населения выявляется информированность жителей о деятельности органов местного самоуправления, общественные ожидания по отношению к ней. Уровень удовлетворенности населения предоставлением муниципальных услуг соотносится с общественными ожиданиями качественных характеристик этой сферы. Оцениваются стереотипы поведения населения в сфере самоорганизации, самоуправления и взаимодействия с местными органами власти. Оценка уровня удовлетворенности предоставлением муниципальных услуг включает в себя все основные сферы деятельности органов местного самоуправления.
В современном обществе, которое часто называют информационным, конечно, особенно велика роль информации, информатизации и информационных технологий. Информационное обеспечение местного самоуправления – это не только важное, но и весьма значительное направление усиления качества муниципального управления, повышения его эффективности. Учитывается это и п. 7 ч. 1 ст. 17 Федеральным законом № 131-ФЗ. В нем предусматривается, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. Кроме того, в соответствии с. ч. 3 ст. 68 данного закона органы местного самоуправления могут выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации.
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» конкретизирует данное направление деятельности органов местного самоуправления, уточняя, что под средством массовой информации (СМИ) понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Таким СМИ, учреждаемым органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не требуется государственная регистрация.
Кроме того, данным законом не допускается цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц и органов местного самоуправления предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Не допускается также создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации. Отдельные ограничении свободы печати и СМИ допускаются только в порядке, установленном федеральными законами.
Среди них прежде всего Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», который устанавливает особый правовой режим деятельности органов местного самоуправления и других организаций, их должностных лиц, допуская отдельные ограничения прав и свобод граждан, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Такие меры должны осуществляться в пределах, которых требует острота создавшегося положения.
В условиях чрезвычайного положения Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов местного самоуправления на территории, в случае их противоречия указу о введении на данной территории чрезвычайного положения. При установлении особого управления территорией в связи с введением чрезвычайного положения, осуществление полномочий органов местного самоуправления на ней приостанавливается, а их функции возлагаются на федеральный орган управления территорией.
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» устанавливает, что в период действия военного положения в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, могут также ограничиваться права и свободы граждан, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности. Органы местного самоуправления должны также оказывать содействие органам государственной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения.
Объективно нарастающая потребность в устойчивом, динамичном и безопасном развитии общественно-политических, социальных, экономических, национальных отношений с учетом интересов нынешних и будущих поколений, новации в области науки и техники вызывают радикальные изменения в организации информации, методах обеспечения ее достоверности, эффективности получения и использования. Нельзя не признать, что сегодня основной обмен информацией идет преимущественно между отдельными органами власти. Гораздо в меньшей степени осуществляются информационные связи, например, между органами местного самоуправления и населением, отдельными жителями. Таким связям препятствует отсутствие надежного инструмента, позволяющего обслуживать огромные информационные потоки. Другой ключевой проблемой остается недостаточная информационная открытость, а порой и информационная закрытость органов местного самоуправления, отсутствие должной обратной связи с населением.
Хотя следует отметить, что в последние годы предприняты активные усилия по расширению информационной открытости всех уровней власти, в том числе и местного самоуправления. На это, в частности, нацелено Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2007 г. № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям», которым с 1 января 2008 г. обеспечен переход федеральных органов исполнительной власти на оказание гражданам и организациям государственных услуг, связанных с обменом сведениями, содержащимися в том числе и в базах данных информационных систем органов местного самоуправления, с использованием программно-аппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра.
На информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления направлена реализация и Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65. Одной из основных задач данной программы является разработка и тиражирование типового программного обеспечения поддержки выполнения основных функций органов местного самоуправления и разработка соответствующей методической базы, включающей полный набор административных и технических регламентов.
Создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов местного самоуправления позволяет также обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий. Одновременно преодолевается сложившийся разрыв между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере использования информационных и коммуникационных технологий.
Информация (от лат. Informatio – разъяснение, осведомление, изложение) – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. В широком смысле слова информация включает в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой. Информация классифицируется:
1) в зависимости от направленности – на горизонтальную, потоки которой циркулируют между системами одного уровня (например, между отдельными органами местного самоуправления) и вертикальную – между системами различных уровней (в частности, между органами власти и населением);
2) на прямую (от субъекта к объекту управления – от органа местного самоуправления к населению) и обратную (от объекта к субъекту – от населения к органу местного самоуправления); данное разграничение касается только информации, которая идет по вертикальным каналам;
3) на внутреннюю (о данной системе) и внешнюю (об окружающей систему среде), которые должны находиться в оптимальном соотношении. Так, резкое преобладание внутренней информации приводит к самоизоляции системы;
4) на универсальную, которая не имеет строго ограниченной сферы применения и количество ее получателей достаточно велико и подвижно (например, демографическая информация) и специальную, предназначенную определенным потребителям для решения столь же определенных задач;
5) по степени организации – на систематизированную, которая строго регламентирована во времени и пространстве (объемам, периодичности и срокам поступления) и несистематизированную;
6) по составу показателей и по форме представления – на документальную, по телефону, телексу, факсу, электронной почте, устный доклад и др.;
7) по функциям управления на правовую, социальную, политическую и прежде всего экономическую, в составе которой выделяется: а) плановая информация – информация о параметрах объекта управления на будущий период; б) индикативная, указывающую пороги значений тех или иных показателей, в пределах которых объекты управления должны функционировать, на эту информацию идет ориентация всей их деятельности; в) нормативно-справочная, включающая различные нормативные и справочные данные; г) учетная, характеризующая деятельность объекта управления за определенный период времени; на основании учетной информации корректируется плановая информация, анализируется экономическая и хозяйственная деятельность, принимаются решения по более эффективному управлению работами и пр.; д) оперативная (текущая), используемая в оперативном управлении и характеризующая состояние объекта управления в текущий (данный) период времени. К оперативной информации предъявляются серьезные требования по скорости поступления и обработки, а также по степени ее достоверности.
Возможность и эффективность использования информации в управленческой деятельности обусловливаются такими основными ее свойствами, как: а) репрезентативность – информации должна быть правильно отобрана, чтобы адекватно отражать свойств объекта или явления; б) содержательность – информация должна быть емкой; в) достаточность (полнота) – информация содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения, набор показателей; г) доступность – информация должна восприниматься пользователем благодаря соответствующим процедурам ее получения и преобразования; д) актуальность – информация сохраняет ценность для управления в момент ее использования; е) своевременность – информация поступает не позже заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения поставленной задачи; ж) точность – информация наиболее близка к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.; з) достоверность – информация отражает реально существующие объекты с необходимой точностью и измеряется вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного его значения в пределах необходимой точности; и) устойчивость – информация способна реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» разграничивает информацию в зависимости от порядка ее предоставления или распространения на информацию: а) свободно распространяемую; б) предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; в) которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; г) распространение которой в России ограничивается или запрещается.
Среди тех, кто может являться обладателем информации, – муниципальное образование, которое вправе: 1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; 2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; 3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; 4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами и осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.
Вместе с тем, органы местного самоуправления и их должностные лица при осуществлении своих прав обязаны соблюдать права и законные интересы иных лиц, принимать меры по защите информации, в том числе ограничивая доступ к ней, если такая обязанность установлена федеральными законами. Но данный закон определяет, что не может быть ограничен доступ:
во-первых, к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
во-вторых, к информации о состоянии окружающей среды;
в-третьих, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
в-четвертых, к информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией, а также к иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным также является соблюдение конфиденциальности информации – обязательное для выполнения требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации и ее защиты, основывается на определенных принципах , важнейшими из которых являются:
В России пока не решена в полном объеме проблема законодательного регулирования процедур раскрытия и закрытия информации о деятельности органов публичной власти, в том числе и муниципальной. Процесс получения информации сложен, значимая для населения информация предоставляется органами местного самоуправления часто несвоевременно либо вовсе недоступна. При этом почти любая информация по решению органа местного самоуправления может быть признана конфиденциальной и не подлежащей опубликованию. Реализация конституционного права граждан на поиск и получение информации в этой связи чрезвычайно затруднено.
Во многом это объясняется тем, что органы местного самоуправления не обладают пока навыками оптимального информационного обеспечения организации и развития местного самоуправления. По мнению специалистов, для оптимизации информационного взаимодействия следует: а) исключить информационную перегрузку посредством фильтрации поступающей информации, установления очередности в переработке сообщений в зависимости от их значимости, равномерного распределения информации по различным каналам; б) уменьшить искажения и потери информации за счет ее избыточности, подтверждения правильности сообщения; выпрямления связей, т.е. устранения посредников в потоках информации; в) увеличить объем информации в каналах обратной связи; г) повысить скорость информационных потоков.
В качестве же основных тенденций развития информационных технологий на муниципальном уровне выделяются следующие направления: 1) внедрение технологии ввода в ЭВМ и компьютерной полнотекстовой обработки документированной информации (книг, журналов, газет, отчетов, технической и деловой документации); 2) перевод на воспринимаемые компьютерами носители всей накопленной человечеством информации, значительная часть которой сейчас практически недоступна для многих; 3) создание информационных технологий, облегчающих преодоление массовыми пользователями «языковых барьеров» при их обращении к информационным системам и др.
Особое значение имеет стандартизация электронного взаимодействия между органами местного самоуправления и населением. Необходимым условием внедрения информационных технологий и создания единого информационного пространства является также разработка регламентов, определяющих информационное взаимодействие между структурами, ведущими базы данных, и структурами, являющимися пользователями этой информации. Регламенты должны определять порядок передачи информации, права доступа к ней, защиту информации от несанкционированного доступа. Желательно, чтобы они имели статус муниципальных нормативных документов. Также для успешной реализации стандарта необходим достаточный квалификационный уровень муниципальных служащих.
И, наконец, нельзя не обратить внимание на то, что должна осуществляться правовая защита информации – принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий.
Особые требования для защиты информации закон формулирует в отношении обладателя информации, оператора информационной системы, которые обязаны обеспечить: а) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации; б) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации; в) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации; г) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование; д) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней; е) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.
Более высокий уровень защиты определяется особым содержанием информации. Прежде всего это относится к государственной тайне, конфиденциальной, коммерческой, профессиональной (служебной) информации, а также информации о частной жизни человека, в том числе составляющей личную или семейную тайну.
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции РФ и включает Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности», Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». Закон о государственной тайне обязателен для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными полномочиями осуществлять от имени России государственное управление в данной сфере, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.
В отношении указанной информации используется прежде всего ограничение доступа к ней, которое устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, такой перечень установлен Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации, не предусмотренной федеральными законами, а также распространять информацию, направленную на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды и иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Законодательством РФ или соглашением сторон установлены требования к документированию информации.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:
Вместе с тем, н е подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения: а) о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; б) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; в) о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; г) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; д) о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ; е) о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ; ж) о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Нарушение установленных законодательством требований о защите информации влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.