3.4. Электронный муниципалитет
Смысловое содержание словосочетания «электронный муниципалитет» начало складываться недавно и пока не получило широкого применения. Но вполне правильно будет видеть в нем выражение определенной концепции, как представление скорее «будущего со стояния» муниципальной деятельности и качественно нового развития муниципальных образований на основе активного освоения и применения новых информационных технологий на муниципальной службе, содействия другим инфраструктурным звеньям в производстве и оказании качественных услуг на территории.
Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия на 2002- 2010 годы», утвержденная Правительством РФ , о бозначила качественно новые уровни функциональной деятельности органов публичной власти, управления и организации местного самоуправления (сноска) . Это стало отправной точкой для введения целого ряда новых понятий и качественно новых действий – «электронное правительство», «электронный муниципалитет», «цифровая подпись», «электронная услуга» и др.
Из выделяемого общего объема финансирования ФЦП «Электронная Рос сия» в 77,2 млрд. рублей, федеральные средства составляют чуть более половины; пятая часть финансируется из внебюджетных источников, а 29% объема финансирования выделяются из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Однако реальное участие местных бюджетов можно на звать пока экспериментами. Целевые выделения средств если и происходили на уровне муниципалитетов, то по «остаточному» принципу. На первых двух этапах в основном происходили поставки аппаратных средств, других поддерживающих связь ресурсов. Формируются также специализированные компании для налаживания наиболее востребованного сервиса, что позволило постепенно заполнять новый рынок и делить его с зарубежными компаниями, которые в 1990-е годы приходили в Россию практически вне конкуренции.
Постепенное социально-экономическое выздоровление страны в начале нового тысячелетия и укрепление ее международного авторитета позволили политическому руководству страны осуществить выбор приоритетов общественного развития с учетом прогрессивных мировых тенденций в применении новых информационных и телекоммуникационных технологий. К середине текущего десятилетия Россия перешагнула трудный рубеж современной «цивилизованности» – более 15% граждан страны применяют информационно-телекоммуникационные технологии (ИКТ), включая Интернет, в своей профессиональной деятельности, для реализации бытовых и других услуг.
В целях стимулирования действий органов власти и придания целенаправленности в применении электронных технологий в управлении, в субъектах РФ до 2005 года были разработаны и приняты соответствующие стратегии и программы, выработаны мероприятия «Электронной России», включающие их софинансирование из региональных бюджетов. В регионах осуществляются действия для усиления взаимодействия органов власти с хозяйствующими субъектами при внедрении информационных и коммуникационных технологий в реальной сектор экономики. Выработаны ориентиры для развития телекоммуникационной инфраструктуры и создания пунктов подключения к открытым информационным системам. Оказывается содействие развитию средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий. Делаются первые шаги по обновлению системы подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям . Совершенствуется законодательство, предусматривающее привлечение квалифицированных IT-специалистов из числа иностранных граждан (начальник отдела компьютерного обеспечения может трудоустраиваться вне квот) (сноска) .
Для муниципалитетов наиболее существенным фактом в переходный период муниципальной реформы стало обеспечение аппаратными средствами и базовым программным ресурсом. В полной мере эти мероприятия коснулись вновь образованных муниципальных образований. Интернет во все муниципалитеты пришел одновременно с реформой образования.
Особое значение для динамичного движения России к «информационному обществу» имело внимание со стороны высшего руководства государства (В.В. Путина, Д.А. Медведева) и принятие Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Ею определены основные задачи внедрения новых систем и средств информатизации в государственное и муниципальное управление. Среди них: совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере информационных и коммуникационных технологий; обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов; создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования информационных и коммуникационных технологий; совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе использования информационных и коммуникационных технологий, а также совершенствования их взаимодействия и др.
Среди ожидаемых результатов реализации федеральной Программы: повышение эффективности государственного управления и развитие экономики за счет активизации внедрения и повышения результативности использования информационных и коммуникационных технологий; создание условий для ус коренного развития конкурентоспособного производства товаров и услуг в сфере информационных и коммуникационных технологий, ориентированного на внутренний и внешний рынки; активное вовлечение граждан и хозяйствующих субъектов в использование информационных и коммуникационных технологий за счет снижения тарифов на услуги связи и подключение к общедоступным информационным системам; повышение информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления, эффективности их взаимодействия с гражданами и организациями; рост качества оказываемых им услуг; реорганизация и повышение качества образования и др. При этом важно учитывать, что ФЦП «Электронная Россия» не ориентирована на достижение мгновенных экономических результатов. Стимулирование развития российского рынка высоких технологий не является ее непосредственной задачей. Но реальный успех Программы будет измеряться тем, насколько органы власти всех уровней ста нут более доступными для граждан, а их деятельность – более прозрачной и более эффективной.
Одним из важных направлений Программы является наращивание возможностей доступа населения к Интернету. Косвенным результатом становится стимуляция ИТ-отрасли за счет роста числа специалистов и граждан, имеющих доступ к информационным сетям и потенциально массовых потребителей информационных услуг. Неизбежен рост спроса на соответствующие ин формационные услуги при внедрении электронного документооборота и др. Поэтому ФЦП «Электронная Россия» не только предлагает решения очевидных проблем, но и ставит целый ряд новых, среди которых:
Чтобы достигнуть качественных и измеряемых критериев развития и применения ИКТ в самых массовых сферах жизнедеятельности населения, в начале 2008 года Президентом РФ была подписана и ныне реализуется «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» . Ее реализация ориентирует как органы власти всех уровней, включая муниципалитеты, так и общество в целом к достижению нового стратегического качества в применении ИКТ. В результате реализации основных направлений и мероприятий к 2015 году должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей:
В том числе, должно быть достигнуто сокращение различий между субъектами РФ по интегральным показателям информационного развития (не более чем в два раза). О ходе «достижения» критериев, характеризующих новое информационное пространство в стране, предусмотрена подготовка и ежегодное внесение Президенту РФ специального доклада.
Применение информационных технологий в управленческой деятельности является одним из основных направлений реализации целей и задач ФПЦ «Электронная Россия», конкретизированной в «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года» . Федеральным органам государственной власти рекомендовано учитывать положения Концепции при формировании и реализации проектов и программ, содержащих мероприятия по разработке и использованию информационных технологий. В Концепции определены основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти в соответствии с задачами модернизации государственного управления.
Основная цель связывается с повышением эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование и взаимодействие между собой, а также с населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг. Смысл государственной поли тики заключается как в использовании информационных технологий в государственном управлении, так и совместимости с развивающейся подсистемой местного самоуправления. В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» сформулирована также и более сложная комплексная задача. Она увязывается с увеличением добавленной стоимости за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства, распространения современных информационных и телекоммуникационных технологий, усиления роли интеллектуальных факторов производства, за счет использования высоких технологий, в том числе информационных и телекоммуникационных, которые должны становиться локомотивом социально-экономического развития.
В этой связи целью формирования и развития информационного общества признается: повышение качества жизни граждан; обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества; совершенствование системы государственного и муниципального управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Достижение этой цели определено восемью крупными задачами, в т.ч. повышением качества образования . При этом развитие обеспечивается на принципах: партнерства государства, бизнеса и гражданского общества; свободы и равенства доступа к информации и знаниям; поддержки отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; содействия развитию международного сотрудничества в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; обеспечения национальной безопасности в информационной сфере.
Ключевым вопросом становится обеспечение высокого уровня доступности информации и технологий для населения , которое включает:
Ныне принятая официальная статистическая информация пока не располагает данными, которые бы характеризовали уровень применения ИКТ муниципалитетами. Поэтому группой ученых и IT-специалистов Института дистанционного обучения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в середине 2008 года было подготовлено и проведено экспертное исследование по теме: «Электронный муниципалитет: организация и функции» . Оценки уровня внедрения ИКТ в работу аппаратов муниципальных образований получены на основе самооценок.
Самооценка муниципалитетов об «электронизации» аппаратов и территорий была выявлена по результатам экспертного опроса. Он показал, что собственные Интернет-сайты имеет 90% участвовавших в опросах муниципалитетов, что позволяет говорить о том, что данный элемент в основном нашел внедрение в муниципальной практике. На Интернет-сайтах чаще все го размещается: общая информация о муниципальном образовании (72%), а также контактные данные и графики работы аппарата (63%), сведения о руководителях подразделений (70%). Есть также информация о муниципальных программах, сведения о тендерах и конкурсах (60%). Важные информационные блоки, как сведения об исполнении бюджета и сведения по работе с об ращениями граждан размещают пока только около трети муниципалитетов. Стратегии и концепции развития ИКТ муниципальных образований имеет лишь один из десяти участвовавших в опросах муниципалитетов.
Наиболее распространенным электронным сервисом, предоставляемым гражданам и юридическим лицам в опрошенных муниципалитетах, является обмен документами с налоговыми органами. Вторую и третью позицию занимают «информация о порядке оказания муниципальных услуг», «бланки, формы, квитанции» (организуются в трети муниципалитетов).
Результаты осуществленного исследования иллюстрируют не столько ситуацию в городских поселениях и муниципальных районах в целом, сколько ситуацию в наиболее заинтересованных и успешных муниципальных образованиях, которые откликнулись на приглашение РАГС участвовать в экспертном опросе. По оценкам, которые были даны респондентами в отношении уровня развития и применения ин формационно-коммуникационных технологий в деятельности аппарата муниципального образования, выявляется в основном «средний» уровень. Уровень информатизации муниципальной территории в основном заслуживает оценки «ниже среднего».
В большинстве муниципальных образований отсутствуют нормативные документы, определяющие долго- и среднесрочные меры по внедрению ИКТ в муниципальном управлении – Стратегии и Программы информатизации. Наиболее нормативно обеспеченной сферой применения ИКТ является представление муниципального образования в сети Интернет (соответствующие документы действуют более чем в половине опрошенных муниципалитетов). Меньше половины муниципальных образований приняли отраслевые программы информатизации или мероприятия по регулированию процессов создания и эксплуатации информационных систем и ресурсов. Лишь отдельные муниципалитеты самостоятельно разрабатывают нормативные акты, чтобы инициативно регулировать сферу новой деятельности.
Таким образом, единственным принимаемым нормативным актом чаще всего является документ, регламентирующий представление муниципального образования в сети Интернет. И довольно редко – формирование нормативной базы информатизации начинается в форме стратегии, концепции или программы.
Кадровое обеспечение внедрения ИКТ в муниципалитетах отражает диаграмма 2 .
Пока меньше половины муниципалитетов располагают в составе аппарата специализированным ИКТ- подразделением. В городских поселениях специализированные ИКТ-подразделения встречаются чаще, чем в муниципальных районах. Три четверти участников опроса указывают на то, что в аппарате муниципального образования имеет место дефицит ИКТ-специалистов.
Финансовое обеспечение внедрения ИКТ в муниципалитетах – это одна из наиболее сложных проблем. Около трети респондентов не смогли дать определенный ответ на вопрос, касающийся распределения затрат на ИКТ. Больше половины участников исследования отметили, что недофинансирована разработка и приобретение ПО (отчасти это связано с относительно недавно осознанной необходимостью отказа от использования контрафактных программных продуктов). Существенным фактом является недостаточный уровень финансирования обучения персонала работе с ИКТ. Причем, в городах чаще оцениваются как недофинансированное направление «телекоммуникации», а в муниципальных районах – «подготовка кадров».
Сведения о работе с обращениями граждан (ещё один пример социально значимой информации) публикуют только треть сайтов. Электронные социальные карты применяют пока очень малая часть муниципалитетов.
Построение «электронного муниципалитета» – дело трудоемкое и, главное, рассчитано изначально на креативных специалистов. Лучшая практика освоения и продвижения электронных технологий свидетельствует об устойчивой тенденции формирования новой информационной культуры у специалистов и граждан. Результаты получают там, где есть выверенная стратегия, концентрируются ресурсы на прорывных участках, т.к. требуются существенные инвестиции. Без условно, необходима также воля и требовательность менеджмента для продвижения новых идей в сфере освоения новых технологий. Результат хуже там, где нет координации, существует дублирование в применении ИКТ, использовании ИКТ только как вспомогательного средства.
Анализ существующих практик свидетельствует о хорошей результативности стратегий информатизации в муниципальных образованиях российской столицы, большинстве административных центров субъектов РФ. Причем, во многом опыт здесь развивается индивидуальный, исходя из самостоятельно выбранных целей и задач .
В настоящее время развиваются три основные вариативные модели эволюционирования к «электронному муниципалитету». Это типовая модель для городского округа. В столице типология отрабатывается в электронном муниципальном образовании «Жулебино». В промышленных городах и областных центрах строится поэтапная городская модель (города Екатеринбург, Омск, Оренбург, Петрозаводск, Томск и др.). Субъекты РФ и их органы управления разрабатывают программы и заказывают разработку электронизации отдельных сфер (управление недвижимостью, транспортное обслуживание, медицинские услуги и др.) и затем занимаются внедрением таких программ вместе с муниципалитетами. Это третья модель формирования электронного муниципалитета. Там, где имеются ресурсы и специалисты, элементы отдельных программ реализуются параллельно.
Интегрирование систем, например, в г. Москве обеспечивается на горизонтальных связях через специальные подпрограммы и целевые мероприятия. В частности, совершенствуется нормативно-правовая база, создаются условия для общесистемного обеспечения ( среда электронного взаимодействия, унифицированные технологические решения, система информационной безопасности), устраняется развитие информационного неравенства ( создается и поддерживается система городских порталов, межотраслевых систем и ресурсов; развивается информационно-коммуникационная инфраструктура, система безопасности города). Организационное обеспечение «электронного муниципалитета» в столичном районе строится по четырем основным разделам, в каждом из которых выделяются свои подразделы. Это: электронный сайт муниципалитета; мероприятия муниципалитета; организация территории района; поддержка потребительского рынка и оказание услуг.
Весь перечень функциональных решений, мероприятий и других действий внутригородской модели направлен на улучшение управления и организацию дела, прежде всего, в двух основных сферах – жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ) и социальной сфере. Принципиальные схемы подходов и решений функционирования моделей приводятся ниже на схемах 1 и 2 .
С 1 января 2008 года в стране осуществлен переход федеральных органов государственной власти на оказание государственных услуг гражданам и организациям в электронном виде с использованием программно-аппаратных средств и телекоммуникационной инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ), решенном в формате государственного портала мобильных услуг.
С начала 2009 года органы государственной власти должны оказывать государственные услуги с использованием ресурсов Центра (ОГИЦ) через единый сайт государственных услуг в сети Интернет (портал государственных услуг). Через ОГИЦ предусматривается обеспечивать:
В этой связи, уточним, что реализация модели «электронный муниципалитет» может быть осуществлена на основе проекта создания определенного вида портала. Поэтому все начинается с изучения спроса целевых групп о потребностях в государственных и муниципальных услугах и использовании ИКТ для получения подобного рода сведений ( информации). Целевыми группами государственных и муниципальных электронных услуг являются: граждане; бизнес-структуры; общественные организации и другие негосударственные структуры. При использовании информационных возможностей портала на компьютере пользователя должен быть установлен браузер Internet Explorer версии 6 и выше. Все данные в системе хранятся только на сервере, а для работы в системе используется стандартный интернет-браузер ( MS Internet Explorer , Netscape Navigator ). В случае необходимости для системы могут быть разработаны дополнительные модули.
Для формирования электронных потребностей указанных групп строится матрица распределения информации. Она отражает основные мероприятия, которые должны быть отражены для достижения максимальной осведомленности целевых групп при минимальных финансовых и людских ресурсах. Типовая матрица распределения информации представлена в таблице 3.
Цифры I , II , III , IV характеризуют приоритет (важность) доведения того или другого вида информации. Матрица распределения информации периодически пересматривается по мере изменения важности тех или иных электронных услуг .
Элементы построения «электронного правительства» в развитых странах реализуются как в муниципальных органах власти, так и на более высоком уровне, при обеспечении соответствующих материальных и людских ресурсов. Типичным набором программ являются: информирование о деятельности органов местного самоуправления; обеспечение обратной связи и интерактивности; создание списков рассылки; расширенное использование Интернет; подготовка бюллетеней и информационных писем; создание мультимедийного контента; проведение мониторинга эффективности муниципальных услуг. Рассмотрим подробнее часть вышеназванных услуг, уже реализуемых в лучшей муниципальной практике.
Информирование граждан о деятельности местных органов власти, которое обычно осуществляется путем создания информационных ресурсов в сети Интернет. Создаваемые сайты строятся на основе клиентно-ориентированного подхода. Для реализации отдельных услуг могут создаваться унитарные или другие предприятия, которые, имея гарантированное финансирование ( часть дотаций), получали также возможность зарабатывать деньги, предоставляя часть услуг на коммерческой основе.
Обеспечение обратной связи и интерактивности при оказании электронных услуг достигается через непосредственное заполнение форм на страницах сайта или предоставление адресов электронной почты сотрудников органов местного самоуправления. При оказании услуги населению ответы на часто задаваемые вопросы обеспечивается экспертами. Их ответы публикуются на сайте. Интерактивность может достигаться путем размещения на сайте конференций (чатов) или за счет использования каналов ICQ . При этом небольшая группа сотрудников может обеспечить обработку обращений большого количества граждан и организаций.
Создание списков рассылки для информации об изменениях в законодательстве и других нормативных актах применительно к конкретным социальным группам населения является важнейшим направлением муниципальной реформы. По особо важным документам подготавливаются электронные бюллетени и информационные письма для лиц, осуществивших подписку на данные информационные материалы в электронном виде. Входит в практику и создание мультимедийного контента на сайтах органов власти (обеспечивается наглядность и доступность услуг в электронной форме).
Существенным элементов является проведение мониторинга эффективности муниципальных услуг . Мониторинг осуществляется на основе использования программных пакетов по сбору и обработке сведений по электронному опросу граждан, бизнеса о тех или иных услугах.
Серверные и другие решения для социального портала . Принципиальная схема реализации муниципального портала основана на технологических решениях архитектуры социального портала. Поставка стандартного пакета для функционирования корпоративного портала (например, Axiom.Portal ) функционально включает в себя пользовательские и системные сервисы. К п ользовательским можно отнести:
Системные сервисы – это:
1. Администрирование каталога пользователей. Сервис осуществляет управление специальным каталогом ( LD АР-каталогом) пользователей портала
через web -интерфейс; сервис обеспечивает также возможности по введению ор ганизационной структуры организации, включая дочерние предприятия; созданию, удалению, изменению, настройке статуса и определению прав доступа от
дельных пользователей портала и групп пользователей.
2. Персонализация. Сервис обеспечивает индивидуальные настройки пользователем внешнего вида портала; на страницах портала (за исключением
служебных) пользователь может настраивать количество отображаемых сервисов и порядок их отображения, подобрать шрифты, цветовые схемы и другие параметры визуализации.
3. Федеративный поиск. Сервис предназначен для полнотекстового поиска информации, предоставляемой сервисами портала.
4. Журнал доступа. Сервис осуществляет протоколирование действий пользователей портала: модификация данных, изменение списков доступа, по лучение доступа и др.; поддерживаются технологические решения: единый каталог пользователей и групп; инфраструктура безопасности на базах данных ( LDAP , MS Active Directory ); платформенное программное обеспечение ( J 2 EE ); использование средств интеграции корпоративных прило жений; открытая линейка программных продуктов ( API ) с готовыми портлетами (сервисами); использование средств публикации и управление содержанием (в портале хранятся документы, а не HTML страницы); единая система поиска по всем сервисам портала («Федеративный поиск»); независимость от программно-аппаратной платформы (поддержка ОС MS Windows , различных версий Unix и Linux ); использование индустриальной системы управления базами данных (СУБД).
Для лучшего понимания уточним, что, например, Axiom.Portal построен на трехуровневой веб-архитектуре. В основе корпоративного портала лежит ядро, обеспечивающее работу всех сервисов и интеграцию данных и приложений. Каждый сервис портала рассматривается как автономный программный модуль (портлет), независимый от других сервисов.
В муниципальном образовании, где реализуется стратегия «Электронного муниципалитета» в программы электронизации территории могут активно подключаться инфраструктурные субъекты. Как правило, это наиболее мощные современные компании, являющиеся налогоплательщиками. Внедрение ими новых технологий позволяет обновлять условия корпоративной деятельности, создавать на муниципальной территории автоматизированные рабочие места. А это позитивно влияет на развитие современной информационной культуры.
Сегодня на электронно «продвинутых» территориях уже вошли в повседневную практику: «электронные карты горожанина» для различных групп на селения, в т.ч. «электронная карта пенсионера», «электронная карта учащегося», а также «пластиковая карта электронных денег» (перевод, оплата), организованы «медиатеки» и инфраструктура «муниципального всеобуча», создаются специальные фонды «электронный гражданин» и т.п. На этом пути каждому муниципалитету важно выстроить свою стратегию и пройти этапы эволюции при построении «электронного муниципалитета».
Общим вопросом можно считать правовую неразрешенность об электронном документе. Действительно, федеральный законодатель пока подошел к переводу официального документооборота в электронный формат несистемно. Уже несколько лет действует закон об электронной цифровой подписи, но на практике этого нет. Сейчас действует экспериментально практика введения «паролей» вместо входной электронной подписи, чтобы входить в корпоративную сеть. Но это не очень надежно и требуется периодическая смена пароля, чтобы защищать информацию. Но это возможно только в локальном опыте.
ФЦП «Электронная Россия на 2002-2010 годы» утверждена распоряжением Правительства РФ от 12 февраля 2001 г. (207-р.). Выделены три этапа ее осуществления: I этап – 2002 г.; II этап – 2004-2005 гг.; III этап – 2005-2010 гг.
Дефицит специалистов по информационным технологиям ( IT -специалисты) в стране оценивается почти в 200 тыс. человек. В 2008 г. в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) были утверждены современные профессиональные стандарты, отражающие необходимые требования к профессиям с позиций IT-работодателей ( в Минобрнауки РФ они будут изучаться и адаптироваться до 2010 г .). Выделяются минимум девять наиболее массовых и востребованных специальностей: программист, системный администратор, специалист по информационным системам, системный аналитик, специалист по системному администрированию, менеджер информационных технологий, менеджер по продажам решений и сложных технических систем, спе циалист по информационным ресурсам, администратор баз данных.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25 июля 2008 г. № 355 «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которые квоты не распространяются на 2008 год».