| |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
Мои разработки
Элективный курс
Решение рациональных уравнений и неравенств.
Пояснительная записка
Курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся девятых классов. Тема курса «Рациональные уравнения и неравенства». Этот курс расширит и углубит знания по этой теме. В этом курсе учащиеся познакомятся со свойствами квадратного трехчлена, со способами решения и исследования квадратных уравнений и неравенств, с методами решения рациональных уравнений высших степеней, рациональных неравенств, а также уравнений и неравенств, содержащих неизвестную под знаком абсолютной величины. Материал данного курса служит основой для изучения многих понятий алгебры. Задачи, связанные с решением рациональных уравнений и неравенств, являются неотъемлемой частью ЕГЭ, а также вступительного экзамена по математике в любой ВУЗ.
Основные цели курса
u закрепление знаний свойств квадратного трехчлена и умение применять их u знакомство учащихся с более глубокими понятиями и свойствами квадратного трехчлена u изучение новых теорем, используемых для решения многих задач с параметрами для квадратичной функции u более глубокое и полное изучение рациональных уравнений u знакомство с возвратными уравнениями и методами их решения u более детальное изучение рациональных неравенств u расширение знаний решения уравнений с модулем, рациональных неравенств с модулем u развитие навыков применения теоретических знаний по данной теме в различных задачах.
Задачи
1. повторение и обобщение знаний по теме «Рациональные уравнения и неравенства» 2. изучение нового материала по теме «Рациональные уравнения и неравенства» для более полной и углубленной подготовки к ЕГЭ 3. помощь учащимся в оценке своих способностей с точки зрения образовательной перспективы.
Особенностью курса является:
u знакомство учащихся с более глубокими понятиями, связанными с квадратным трехчленом u рассмотрение и предостережение от различных ошибок, встречающихся у школьников и абитуриентов при решении задач, связанных с квадратным трехчленом и квадратичной функцией u знакомство учащихся с возвратными уравнениями и методами их решений u более детальное и глубокое изучение решений уравнений и неравенств с модулями u знакомство с различными заданиями по данной теме, встречаемых на ЕГЭ, а также на вступительных экзаменах в ВУЗы.
Основные формы деятельности – групповая, индивидуальная и в парах. Эти формы помогут учащимся более полно раскрыть себя, снимут страх и робость в общении.
Формы уроков
u беседа u исследование u семинар u лекция u взаимообучение u самообразование u защита
Курс рассчитан на 17 часов и предполагает занятия 2 раза в неделю в течении двух месяцев. Учебно-тематическое планирование
Содержание курса
ТЕМА 1. Квадратный трехчлен Определение. Основные понятия. Опорные теоремы. Применение свойств квадратного трехчлена в различных задачах. Квадратным трехчленом называется выражение ax2+bx+c, a ? 0 Графиком соответствующей квадратичной функции является парабола. При а < 0 ветви этой параболы направлены вниз, а при а > 0 ветви направлены вверх. Выражение x2+px+q называется приведенным квадратным трехчленом. В зависимости от величины дискриминанта D = b2-4ac имеют место различные случаи расположения параболы относительно оси абсцисс Ox: u при D > 0 существуют две различные точки пересечения параболы с осью Ox (два различных корня трехчлена); u при D = 0 эти две точки сливаются в одну, то есть парабола касается оси Ох (один корень трехчлена); u при D < 0 точек пересечения с осью Ох нет (и нет корней трехчлена). В последнем случае, если a > 0. то парабола целиком лежит выше оси Ох, а если a < 0 – целиком ниже оси Ох. Некоторые свойства квадратного трехчлен. Выделяя полный квадрат, получим формулу ax2+bx+c = a(x+b/2a)2-(b2-4ac)/4a. Теорема Виета. Между корнями х1 и х2 квадратного трехчлена ax2+bx+c и коэффициентами этого трехчлена существуют соотношения x1+х2 = -b/a, x1*x2 = c/a. Обратная теорема Виета. Если числа х1 и х2 таковы, что х1+х2 = -p, x1*x2 = q, то х1 и х2 – корни квадратного трехчлена х2+px+q = 0 Теорема Виета может успешно применяться при решении различных задач, в частности, задач на исследование знаков корней квадратного трехчлена. Это мощный инструмент решения многих задач с параметрами для квадратичной функции. Теорема 1. Для того, чтобы корни квадратного трехчлена имели одинаковые знаки, необходимо и достаточно выполнения соотношений D=b2-4ac ? 0, x1x2=c/a>0,при этом оба корня будут положительны, если дополнительно выявляется условие x1+x2=-b/a > 0; и оба корня будут отрицательны если x1+x2=-b/a < 0. Теорема 2. Для того, чтобы корни квадратичного трехчлена имели различные знаки, необходимо и достаточно выполнения соотношения x1x2=c/a < 0. Пример 1. Решить неравенство x2+5x+7 > 0. Пример 2. Найти все значения параметра а, при каждом из которых уравнение ax2+13x+1 = 0 имеет два различных решения. Пример 3. Не решая уравнения x2+13x+45 = 0. найти сумму квадратов его корней. Пример 4. Найти значение параметра m, при каждом из которых уравнение 2x2+3x+m = 0 имеет два различных корня. Пример 5. При каких значениях параметра а число 2 находится между корнями квадратного уравнения x2+(4a+5)x+3-2a = 0?
ТЕМА 2. Рациональные уравнения. Определение. Основные приемы решения рациональных уравнений. Понятие равносильности преобразований уравнений. Большое количество ошибок при решении задач данного раздела связано с неравносильными преобразованиями, следствием чего является приобретение или потеря решений. Наиболее простыми рациональными уравнениями являются линейные и квадратные уравнения. Их решение можно записать в общем виде. Поэтому естественны попытки приводить более сложные уравнения к более простым. Пример 1. Решить уравнение x4+x2-6 =0. Пример 2. Решить уравнение (x2+x-1)(x2+x+1) = 0. Пример 3. Решить уравнение x(x+1)(x+2)(x+3) = - ?. ТЕМА 3. Возвратные уравнения. Определение. Методы решения. Применение теоремы Безу. Уравнение вида anxn+an-1xn-1+…+a1x+a0 = 0 называется возвратным, если его коэффициенты, стоящие на симметричных позициях, равны, то есть если an-k = an при k = 0, 1,…, n. Рассмотрим возвратное уравнение четвертой степени вида ax4+bx3+cx2+bx+a = 0, где a, b, c – некоторые числа, причем а ? 0. Его удобно решать с помощью следующего алгоритма: - разделить левую и правую части уравнения на х2. При этом не происходит потери решения, так как х = 0 не является корнем исходного уравнения при а ? 0; - группировкой привести полученное уравнение к виду a(x2+1/x2)+b(x+1/x)+c = 0; - ввести новую переменную t = x+1/x, тогда выполнено t2 = x2+2+1/x2, то есть x2+1/x2 = t2-2; в новых переменных рассматриваемое уравнение является квадратным: at2+bt+c-2a = 0; - решить его относительно t, возвратиться к исходной переменной. Для возвратных уравнений более высоких степеней вены следующие утверждения. Возвратное уравнение четной степени сводится к уравнению вдвое меньшей степени подстановкой x+1/x = t. Возвратное уравнение нечетной степени обязательно имеет корень х = -1 и после деления многочлена, стоящего в левой части этого уравнения, на двучлен х+1, приводится к возвратному уравнению четной степени. Теорема о делении многочлена с остатком. Для любых двух многочленов P(x) и Q(x) существуют единственные многочлены F(x) и R(x) такие, что выполняются следующие условия 1) P(x) = Q(x)*F(x)+R(x); 2) степень многочлена R(x) меньше степени многочлена-делителя. Следствия из теоремы о делимости многочленов. Следствие 1 (Теорема Безу). Если многочлен Р(х) разделить на двучлен (х-а), то остатком от деления будет число, равное значению многочлена Р(х) при х = а, т. е. Р(а): P(x) = (x-a)Q(x)+P(a). Следствие 2. Если число а является корнем многочлена Р(х), то многочлен Р(х) делится на двучлен (х-а) нацело. Следствие 3. Если многочлен Р(х) с целыми коэффициенты имеет целый корень, то этот корень является делителем свободного члена. Пример 1. Решить уравнение x4-5x3+6x2-x+1 = 0. Пример 2. Решить уравнение x3-x2-9x-6 = 0. ТЕМА 4. Рациональные неравенства. Определение. Повторение общих правил решения линейных и квадратичных неравенств к решению более сложных неравенств. Графический метод решения, метод интервалов. Использование применения равносильности неравенств. Детальное рассмотрение частных ошибок при решении неравенств. Для решения рациональных неравенств степеней, больших второй, и дробно-рациональных неравенств лучше использовать метод интервалов. Идея метода интервалов для решения неравенств вида Р(х) > 0, где Р(х) – заданный многочлен, заключается в следующем. На числовой оси выделяются интервалы, на которых функция, стоящая в левой части неравенства, имеет постоянный знак и отмечаются точки, в которых рассматриваемое выражение равно нулю. На каждом из получившихся интервалов ставят знак левой части на данном интервале и записывают ответ. Пример 1. Решить неравенство -x2-2x+3 > 0. Пример 2. Решить неравенство (2x+1)4(2-x)(x-1)4(x-3)7(3x-2) < 0. Пример 3. Решить неравенство (x2-11x2+39x-45)/(x+2) ? 0. Пример 4. Решить неравенство 1/x < 2. ТЕМА 5. Уравнения с модулем. Повторение свойств модуля и решение уравнений, содержащих неизвестную под знаком абсолютной величины. Выявление типичных ошибок при решении уравнений с модулем. Уравнения вида |f(x)| = g(x) можно решать двумя способами. Первый, стандартный, основан на раскрытии модуля, исходя из его определения, и заключается в переходе к совокупности двух систем
|f(x)| = g(x)
Второй способ состоит в переходе от исходного уравнения к равносильной системе g(x) ? 0, |f(x)| = g(x) f(x) = g(x), f(x) = -g(x). Первый способ рациональнее применять в случае сложного выражения для функции g(x) и не очень сложного – для функции f(x); второй способ, наоборот, удобнее использовать, если выражение для функции g(x) не сложно. Пример 1. Решить уравнение |x+2| = 6-2x. Пример 2. Решить уравнение |x2-2x-1| = 2x+2. Пример 3. Решить уравнение |3x+4|+2|x-3| = 16. ТЕМА 6. Рациональные неравенства с модулем. Повторение свойств модуля и решение неравенств, содержащую неизвестную под знаком абсолютной величины. Решение неравенств с модулем строится аналогично решению соответствующих уравнений. Лишь на этапе освобождения от модуля решается, естественно, не уравнение, а неравенство. Пример 1. Решить неравенство |x-4|+|x+1| < 7. Пример 2. Решить неравенство |x2-2x| ? x-1. Пример 3. Решить неравенство 2|x2-1| > x+1. ТЕМА 7. Заключительное занятие. Обобщение полученных знаний. Итоговое тестирование с целью проверки прочности полученных знаний и умений. Вариант 1 (вариант 2). 1. Решите уравнение 3x2-7x+4 = 0 (3x2-7x+6 = 0); 2. Решите неравенство 8x2+11x+4 > 0 (5x2+6x+2 > 0); 3. При каких значениях параметра а уравнение (a+4)x2+6x-1 = 0 ((a+2)x2-3x+1 = 0) имеет единственное решение? 4. При каких значениях параметра а уравнение a(a+3)x2+(2a+6)x-3a-9 = 0 имеет более одного корня? (При каких значениях параметра а сумма квадратов корней уравнения 3x2+30x+a = 0 равна 40?) 5. При каких значениях параметра а уравнения х2-х+3а = 0 и ах2-х+3 = 0 (х2-3а3/2х+а2 = 0 и х2/а2-3vах+а2 = 0) имеют хотя бы один общий корень? 6. Пусть х1 и х2 – корни уравнения 3х2-ах+2а-1 = 0. Вычислите х13+х23. (При каких значениях параметра k уравнение x2+6x+k = 0 не имеет положительных корней?) 7. Решите уравнения: а) 1/х = (3-2х)/(х2+х-4); б) (х2-3х+2)/(3-х) = 2-2х (а) 1-25/х2 = 24/х; б) (х2-7х+6)/(3х-18) = 0). 8. Решите уравнение |3х-1| = х+2 (х2+|х-1| = 1).
Список использованной литературы.
1. О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев «МАТЕМАТИКА: интенсивный курс подготовки к экзамену», АЙРИС ПРЕСС Москва 1998. 2. «БОЛЬШОЙ справочник. Математика для школьников и поступающих в вузы». ДРОФА Москва 2004. 3. В. В. Мочалов, В. В. Сильвестров «Уравнения и неравенства с параметрами». Издательство Чувашского Университета. Чебоксары 2000. 4. В. В. Сильвестров «Обобщенный метод интервалов». Издательство Чувашского Университета. Чебоксары 1998. 5. В. Г. Агаков «Элементарная математика и начала анализа» . Чебоксары 2006.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |