Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ
      "О науке и государственной научно-технической политике"
          (с изменениями от 19 июля, 17 декабря 1998 г.)

               Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года
                   Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года






Глава   I. Общие положения                               (ст.ст. 1 - 2)
Глава  II. Субъекты научной  и (или) научно-технической  (ст.ст. 3 - 6)
           деятельности
Глава III. Организация и принципы регулирования научной  (ст.ст. 7 - 10)
           и (или) научно-технической деятельности
Глава  IV. Формирование  и  реализация  государственной  (ст.ст. 11 - 16)
           научно-технической политики
Глава   V. Заключительные положения                      (ст.ст. 17 - 18)

     







            Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ
         "О науке и государственной научно-технической политике"
             (с изменениями от 19 июля, 17 декабря 1998 г.)

             Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года
              Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года


     Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной 
и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и 
потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг).

                        Глава I. Общие положения

     Статья 1. Законодательство о науке и государственной научно-технической 
политике
     Законодательство о науке и государственной научно-технической политике 
состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним 
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов 
и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

     Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
     Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) 
- деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том 
числе:
     фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая 
деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях 
строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной 
среды;
     прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно 
на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных 
задач.
     Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, 
применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, 
социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, 
техники и производства как единой системы.
     Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, 
приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического 
опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых 
материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их 
дальнейшее совершенствование.
     Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической 
политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической 
деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной 
власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений 
науки и техники.
     Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) 
научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный 
на любом информационном носителе.
     Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический 
результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный 
для реализации.
     Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно 
гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными 
юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право 
на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном 
Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных 
исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

          Глава II. Субъекты научной и (или) научно-технической
                              деятельности

     Статья 3. Общие положения о субъектах научной и (или) научно-технической 
деятельности
     1. Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в порядке, 
установленном настоящим Федеральным законом, физическими лицами - гражданами 
Российской Федерации, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства 
в пределах прав, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством 
субъектов Российской Федерации, и юридическими лицами при условии, если научная 
и (или) научно-техническая деятельность предусмотрена их учредительными документами.
     2. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии 
с настоящим Федеральным законом:
     гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности 
свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения 
научных исследований и экспериментальных разработок;
     гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности 
свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения 
научных исследований и экспериментальных разработок;
     гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности 
защиту от недобросовестной конкуренции;
     признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической 
деятельности;
     обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, 
за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации 
в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;
     гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных 
работников и специалистов государственных научных организаций;
     гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

     Статья 4. Научный работник, специалист научной организации и работник 
сферы научного обслуживания. Общественные объединения научных работников
     1. Научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий 
необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической 
деятельностью.
     Правовые основы оценки квалификации научных работников и специалистов 
научной организации и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом 
Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются государственной системой 
аттестации.
     Результаты аттестации могут быть обжалованы и отменены вышестоящей аттестационной 
комиссией. В случаях нарушения порядка или критериев оценки квалификации научных 
работников и специалистов научной организации результаты аттестации могут 
быть обжалованы и отменены в судебном порядке.
     2. Специалистом научной организации (инженерно-техническим работником) 
является гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное 
образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического 
результата или его реализации.
     3. Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий 
создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности 
в научной организации.
     4. Научный работник имеет право на:
     признание его автором научных и (или) научно-технических результатов 
и подачу заявок на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности 
в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     получение в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов 
от реализации научных и (или) научно-технических результатов, автором которых 
он является;
     объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности 
и получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому 
вкладу;
     осуществление предпринимательской деятельности в области науки и техники, 
не запрещенной законодательством Российской Федерации;
     подачу заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях и симпозиумах 
и иных коллективных обсуждениях;
     участие в конкурсе на финансирование научных исследований за счет средств 
соответствующего бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической 
деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством Российской 
Федерации;
     подачу заявок на участие в международном научном и научно-техническом 
сотрудничестве (стажировки, командировки, публикации научных и (или) научно-технических 
результатов за пределами территории Российской Федерации);
     доступ к информации о научных и научно-технических результатах, если 
она не содержит сведений, относящихся к государственной, служебной или коммерческой 
тайне;
     публикацию в открытой печати научных и (или) научно-технических результатов, 
если они не содержат сведений, относящихся к государственной, служебной или 
коммерческой тайне;
     мотивированный отказ от участия в научных исследованиях, оказывающих 
негативное воздействие на человека, общество и окружающую природную среду;
     повышение научной квалификации.
     5. Научный работник обязан:
     осуществлять научную, научно-техническую деятельность и (или) экспериментальные 
разработки, не нарушая права и свободы человека, не причиняя вреда его жизни 
и здоровью, а также окружающей природной среде;
     объективно осуществлять экспертизы представленных ему научных и научно-технических 
программ и проектов, научных и (или) научно-технических результатов и экспериментальных 
разработок.
     6. Научные работники могут заключать договоры о совместной научной и 
(или) научно-технической деятельности в соответствии с законодательством Российской 
Федерации.
     7. Научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные 
объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские 
общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством 
Российской Федерации об общественных объединениях.

 О создании общественных объединений, их реорганизации и (или) ликвидации 
см. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"

     Общественные академии наук участвуют в координации научной и (или) научно-технической 
деятельности и действуют в соответствии со своими уставами и законодательством 
Российской Федерации.
     Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной 
власти субъектов Российской Федерации могут привлекать на добровольной основе 
общественные объединения научных работников к подготовке проектов решений 
в области науки и техники, проведению экспертиз, а также на основе конкурсов 
к выполнению научных и научно-технических программ и проектов, финансируемых 
за счет средств соответствующего бюджета.

     Статья 5. Научная организация
     1. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой 
формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, 
осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, 
подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными 
документами научной организации.
     Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, 
научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, 
опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические 
и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
     2. Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти 
субъектов Российской Федерации организуют в соответствии с законодательством 
Российской Федерации государственную аккредитацию научных организаций и выдают 
им свидетельства о государственной аккредитации. Порядок государственной аккредитации 
определяется Правительством Российской Федерации.

 Положение о государственной аккредитации научных организаций утверждено постановлением 
Правительства РФ от 11 октября 1997 г. N 1291

     Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, 
объем научной и (или) научно-технической деятельности которой составляет не 
менее семидесяти процентов общего объема выполняемых указанной организацией 
работ и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) 
совет в качестве одного из органов управления.
     Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для 
предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных 
налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот, установленных 
для научных организаций законодательством Российской Федерации.

 О порядке налогообложения научных организаций в 1997 году см. письмо Госналогслужбы 
РФ от 23 мая 1997 г. N СШ-6-01/395

     Научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное 
оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации 
и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное 
признание, Правительством Российской Федерации может присваиваться статус 
государственного научного центра.
     Отказ в выдаче свидетельства о государственной аккредитации научной организации 
не может являться препятствием к осуществлению научной и (или) научно-технической 
деятельности.
     3. Научная организация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, 
передаваемым ей учредителями для осуществления деятельности, определенной 
учредительными документами.
     Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом научной организации 
определяется законодательством Российской Федерации.

 Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 111-ФЗ пункт 3 статьи 5 настоящего 
Федерального закона дополнен абзацами третьим и четвертым:

     Государственные научные организации, учрежденные Правительством Российской 
Федерации или федеральными органами исполнительной власти, имеют право сдавать 
в аренду с согласия собственника без права выкупа временно не используемое 
ими, находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое. 
Размер арендной платы определяется договором и не должен быть ниже среднего 
размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду имущества в местах расположения 
таких организаций.
     Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, 
в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и используются 
указанными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования 
содержания и развития их материально-технической базы.
     4. Научная организация обязана поддерживать и развивать свою научно-исследовательскую 
и опытно-экспериментальную базу, обновлять производственные фонды.
     5. Научная организация осуществляет научное и научно-техническое сотрудничество 
с иностранными юридическими лицами и внешнеэкономическую деятельность в соответствии 
с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской 
Федерации.
     6. Научная организация создается, реорганизуется и ликвидируется в порядке, 
предусмотренном законодательством Российской Федерации.
     При реорганизации государственной научной организации должно обеспечиваться 
сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности. 
Не допускается выделение из состава указанной научной организации опытного, 
опытно-экспериментального, опытно-учебного, опытно-фармацевтического производства 
и лечебных баз.
     Органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной 
власти субъектов Российской Федерации, учредившие государственную научную 
организацию, могут выделять средства на возобновление, капитальный и текущий 
ремонт имущества данной организации и при недостаточности средств у данной 
организации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в случае, 
если государственная научная организация создана в форме учреждения или унитарного 
предприятия, основанных на праве оперативного управления.
     7. За государственными научными организациями закрепляются в бессрочное 
безвозмездное пользование земельные участки, выделенные в установленном порядке.

 Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 111-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального 
закона внесены изменения
 См. текст статьи в предыдущей редакции

     Статья 6. Академии наук в Российской Федерации, имеющие государственный 
статус
     1. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия 
сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская 
академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, 
Российская академия художеств) являются имеющими государственный статус некоммерческими 
организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, 
правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся 
в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской 
Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в 
том числе правом на создание, реорганизацию и ликвидацию входящих в их состав 
предприятий, учреждений и организаций, закрепление за ними федерального имущества, 
а также правом на утверждение их уставов и назначение руководителей. Реестры 
федерального имущества, переданного указанным академиям наук, утверждаются 
Правительством Российской Федерации.
     Полученное в форме дара, пожертвования или по завещанию имущество (имущественное 
право или имущественные обязанности) академий наук, имеющих государственный 
статус, используется ими на условиях, определяемых договором (сделкой) и законодательством 
Российской Федерации, отражается в смете доходов и расходов, учитывается на 
отдельном балансе.
     Академии наук, имеющие государственный статус, создаются, реорганизуются 
и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента Российской 
Федерации или Правительства Российской Федерации.
     В Российскую академию наук, отраслевые академии наук входят научные организации, 
организации научного обслуживания и социальной сферы.
     Структура Российской академии наук и отраслевых академий наук, порядок 
деятельности и финансирования входящих в их состав научных организаций, организаций 
научного обслуживания и социальной сферы определяются уставами указанных академий 
наук.
     2. Российская академия наук является самоуправляемой организацией, действующей 
на основе законодательства Российской Федерации и своего устава. Российская 
академия наук проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по 
важнейшим проблемам естественных, технических и гуманитарных наук и принимает 
участие в координации фундаментальных научных исследований, выполняемых научными 
организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования 
и финансируемых за счет средств федерального бюджета.
     3. Отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, 
проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих 
областях науки и техники и участвуют в координации данных научных исследований.
     4. Финансирование Российской академии наук, ее региональных отделений 
и отраслевых академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета 
и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
     Российская академия наук, ее региональные отделения (Дальневосточное 
отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии 
наук и Уральское отделение Российской академии наук) и отраслевые академии 
наук являются прямыми получателями и главными распределителями средств федерального 
бюджета.
     Порядок использования результатов научных исследований Российской академии 
наук и отраслевых академий наук, проведенных за счет средств федерального 
бюджета, определяется законодательством Российской Федерации.
     Российская академия наук и отраслевые академии наук ежегодно представляют 
Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации отчеты 
о проведенных научных исследованиях, научных и (или) научно-технических результатах, 
а также предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных и 
прикладных наук.
     Академии наук, имеющие государственный статус, в установленном ими порядке 
ежегодно представляют в уполномоченные на то государственные органы субъектов 
Российской Федерации, на территориях которых расположены научные организации 
указанных академий наук, информацию о проведенных за счет средств федерального 
бюджета научными организациями указанных академий наук научных исследованиях, 
представляющую интерес для соответствующих субъектов Российской Федерации.
     5. Научные организации, организации научного обслуживания и социальной 
сферы Российской академии наук, ее региональных отделений и отраслевых академий 
наук владеют, пользуются и распоряжаются федеральным имуществом, переданным 
указанным организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение 
в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным 
законом и уставами. Реестры федерального имущества, переданного указанным 
организациям в оперативное управление или в хозяйственное ведение, утверждаются 
соответствующими академиями наук.
     Доходы научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной 
сферы от разрешенной их уставами деятельности и имущество, приобретенное указанными 
организациями за счет таких доходов, поступают в самостоятельное распоряжение 
указанных организаций и учитываются на отдельном балансе.
     Научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы 
Российской академии наук и отраслевых академий наук имеют право сдавать в 
аренду без права выкупа временно не используемое указанными организациями 
и находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое, 
на основании решения соответствующей академии наук, которое должно быть согласовано 
с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным 
Правительством Российской Федерации на управление и распоряжение объектами 
федеральной собственности. Размер арендной платы определяется договором и 
не должен быть ниже среднего размера арендной платы, обычно взимаемой за аренду 
имущества в местах расположения таких организаций.
     Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, 
в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и используются 
указанными организациями в качестве источника дополнительного бюджетного финансирования 
содержания и развития их материально-технической базы.
     6. За академиями наук, их научными организациями и организациями научного 
обслуживания и социальной сферы закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование 
земельные участки, выделенные им в установленном порядке.

         Глава III. Организация и принципы регулирования научной
                 и (или) научно-технической деятельности

     Статья 7. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью
     1. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется 
на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.
     2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной 
власти субъектов Российской Федерации, научные организации и организации научного 
обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют соответствующие 
приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают формирование 
системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной 
и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и 
научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, 
реализацию достижений науки и техники.
     3. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется 
в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
     Органы государственной власти, учреждающие государственные научные организации:
     утверждают уставы государственных научных организаций;
     осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного 
государственным научным организациям имущества;
     осуществляют другие функции в пределах их полномочий.
     Руководители государственных научных организаций и научных организаций 
академий наук, а также негосударственных научных организаций назначаются (избираются) 
в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.
     4. Ученые советы государственных научных организаций разрабатывают и 
утверждают планы научных работ и развития государственных научных организаций 
гласно исходя из государственных заданий, профиля государственных научных 
организаций, их научных и экономических интересов.

     Статья 8. Договоры (контракты) на создание, передачу и использование 
научной и (или) научно-технической продукции
     1. Основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком 
и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том 
числе министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, 
являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной 
и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, 
инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе 
договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении 
прибыли.
     2. На основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные исследования 
и экспериментальные разработки для государственных нужд. В этих случаях договоры 
(контракты) заключаются между государственным органом - заказчиком и организацией 
- исполнителем.
     Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов 
Российской Федерации, учредившие государственные научные организации, вправе 
устанавливать для государственных научных организаций обязательный государственный 
заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.

 См. Положение об организации конкурсов на проведение НИОКР, выполняемых по 
заказам Минэкономики РФ, в том числе работ, входящих в закрепленные за Министерством 
федеральные целевые программы, утвержденное приказом Минэкономики РФ от 8 
сентября 1997 г. N 104

     3. Условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими 
результатами определяются законодательством Российской Федерации, а также 
не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон - субъектов научной 
и (или) научно-технической деятельности и потребителей научной и (или) научно-технической 
продукции.

     Статья 9. Информационное обеспечение научной и (или) научно-технической 
деятельности
     1. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности имеют право 
на обмен информацией, за исключением информации, содержащей сведения, относящиеся 
к государственной, служебной или коммерческой тайне.
     2. Правительство Российской Федерации обеспечивает создание федеральных 
информационных фондов и систем в области науки и техники, осуществляющих сбор, 
государственную регистрацию, аналитическую обработку, хранение и доведение 
до потребителей научной и технической информации, содействует изданию научной 
и научно-технической продукции, приобретению научных журналов, книг, иных 
печатных изданий о научных и (или) научно-технических результатах за пределами 
территории Российской Федерации.
     Правительство Российской Федерации гарантирует субъектам научной и (или) 
научно-технической деятельности доступ к указанной информации, право на ее 
приобретение и обеспечивает им доступ в международные информационные фонды 
и системы в области науки и техники.
     3. В случае ликвидации государственных научных организаций, при которых 
функционируют банки данных и базы данных научной и (или) научно-технической 
информации, обеспечиваются сохранность указанных банков данных и баз данных 
и передача их правопреемникам в установленном порядке.

 См. Положение о государственной системе научно-технической информации, утвержденное 
постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. N 950

     Статья 10. Ограничение и лицензирование отдельных видов научной и (или) 
научно-технической деятельности
     Правительство Российской Федерации вправе:
     устанавливать порядок проведения научных исследований и использования 
научных и (или) научно-технических результатов, которые могут создать угрозу 
безопасности Российской Федерации, здоровью граждан, окружающей природной 
среде;
     лицензировать отдельные виды научной и (или) научно-технической деятельности;
     вводить в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях 
ограничения на право использования отдельных научных и (или) научно-технических 
результатов, распространяя на них режим секретности и осуществляя надзор за 
его соблюдением;
     вводить сертификационные и метрологические требования к отдельным видам 
научной и (или) научно-технической деятельности.