Продолжение

 Глава IV. Формирование и реализация государственной
                       научно-технической политики

     Статья 11. Основные цели и принципы государственной научно-технической 
политики
     1. Основными целями государственной научно-технической политики являются 
развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического 
потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, 
реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных 
преобразований в области материального производства, повышение его эффективности 
и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты 
информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства 
и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки 
и образования.
     2. Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя 
из следующих основных принципов:
     признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития 
производительных сил государства;
     гласность и использование различных форм общественных обсуждений при 
выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных 
и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется 
на основе конкурсов;
     гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
     интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности 
на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных 
учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях и 
экспериментальных разработках посредством создания учебно-научных комплексов 
на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, 
научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также 
научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной 
власти;
     поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки 
и техники;
     концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
     стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности 
через систему экономических и иных льгот;
     развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством 
создания системы государственных научных центров и других структур;
     стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности 
субъектов Российской Федерации и интеграция их научно-технического потенциала;
     развитие международного научного и научно-технического сотрудничества 
Российской Федерации.

     Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации 
и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области 
формирования и реализации государственной научно-технической политики
     1. К ведению органов государственной власти Российской Федерации относятся:
     разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;
     выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Российской 
Федерации;
     формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ 
и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, 
ответственных за их выполнение;
     финансирование научной и (или) научно-технической деятельности за счет 
средств федерального бюджета;
     установление системы экономических и иных льгот в целях стимулирования 
научной и (или) научно-технической деятельности и использование ее результатов;
     содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности 
субъектов Российской Федерации;
     управление государственными научными организациями федерального значения, 
в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
     реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и 
проектам, предусмотренным международными договорами Российской Федерации;
     охрана прав интеллектуальной собственности;
     формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, 
сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и 
управление ими;
     установление государственной системы аттестации научных и научно-технических 
работников.
     Правительство Российской Федерации определяет полномочия федеральных 
органов исполнительной власти в области формирования и реализации единой государственной 
научно-технической политики, утверждает федеральные научные и научно-технические 
программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники.
     Формирование и практическое осуществление государственной научно-технической 
политики гражданского назначения обеспечивают Министерство науки и технической 
политики Российской Федерации или его правопреемник совместно с Российской 
академией наук, отраслевыми академиями наук, федеральными органами исполнительной 
власти.

 См. Положение о Министерстве науки и технологий РФ, утвержденное постановлением 
Правительства РФ от 30 декабря 1998 г. N 1586

     Формирование и практическое осуществление государственной политики поддержки 
приоритетных направлений оборонной промышленности, отраслей оборонного значения 
и связанных с ними науки и образования обеспечивают органы исполнительной 
власти, ведущие государственные оборонные заказы.
     2. К совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации 
и органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:
     формирование экономического механизма осуществления государственной научно-технической 
политики;
     организация научно-технического прогнозирования;
     размещение объектов научно-технического потенциала и создание инфраструктуры 
научно-технической и инновационной деятельности;
     формирование рынков научной и (или) научно-технической продукции Российской 
Федерации и субъектов Российской Федерации;
     формирование научно-технической базы научных организаций федерального 
значения, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации;
     разработка и реализация мер по социальной защите научных и научно-технических 
работников, в том числе их материальное обеспечение;
     формирование совместных фондов научного, научно-технического и технологического 
развития;
     международные научные связи.
     3. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации 
относятся:
     участие в выработке и реализации государственной научно-технической политики;
     определение приоритетных направлений развития науки и техники в субъектах 
Российской Федерации;
     формирование научных и научно-технических программ и проектов субъектов 
Российской Федерации;
     финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств 
бюджетов субъектов Российской Федерации;
     формирование органов управления в сфере научной и научно-технической 
деятельности субъектов Российской Федерации и межрегиональных органов;
     управление государственными научными организациями регионального значения, 
в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
     контроль за деятельностью государственных научных организаций федерального 
значения по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти 
субъектов Российской Федерации;
     создание условий для более эффективного использования имеющихся материальных 
и информационных ресурсов;
     формирование межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического 
и технологического развития;
     осуществление иных полномочий, не отнесенных федеральными законами к 
ведению органов государственной власти Российской Федерации.
     4. По вопросам совместного ведения органы государственной власти Российской 
Федерации при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с соответствующими 
органами государственной власти субъектов Российской Федерации в форме:
     подготовки совместных предложений о совершенствовании организационно-экономического 
механизма научной и инновационной деятельности;
     участия представителей соответствующих органов государственной власти 
субъектов Российской Федерации в составах научных и координационных советов 
по проблемам науки и техники, научно-технических комиссий, экспертных и рабочих 
групп, создаваемых органами государственной власти Российской Федерации;
     взаимной передачи отдельных полномочий на координацию научно-технической 
деятельности, затрагивающей совместные интересы Российской Федерации и субъектов 
Российской Федерации;
     подготовки и реализации совместных мер по содержанию и развитию социальной 
сферы научных организаций.

     Статья 13. Порядок формирования государственной научно-технической политики
     1. Направления государственной научно-технической политики на среднесрочный 
и долгосрочный периоды определяются Президентом Российской Федерации на основе 
специального доклада Правительства Российской Федерации, формируемого с учетом 
предложений субъектов Российской Федерации.
     2. Законодательный орган государственной власти Российской Федерации 
ежегодно в соответствии с посланием Президента Российской Федерации о положении 
в Российской Федерации и предложениями Правительства Российской Федерации 
определяет при утверждении федерального бюджета годовые объемы средств, выделяемых 
для выполнения федеральных научно-технических программ и проектов, объем финансирования 
научных организаций и размер средств, направляемых в федеральные фонды поддержки 
научной и (или) научно-технической деятельности, а также систему экономических 
льгот, стимулирующих эту деятельность.
     3. Определение основных направлений государственной научно-технической 
политики, научно-техническое прогнозирование, выбор приоритетных направлений 
развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации 
научных и научно-технических программ и проектов, об использовании достижений 
науки и техники осуществляются в условиях гласности, с использованием различных 
форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов.
     Государственная научно-техническая политика в отношении отраслей разрабатывается 
и реализуется соответствующими органами исполнительной власти с привлечением 
хозяйствующих субъектов и их объединений с учетом единой государственной научно-технической 
политики.
     4. Государственная научно-техническая политика субъектов Российской Федерации 
формируется и проводится при взаимодействии органов государственной власти 
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской 
Федерации.
     Государственная научно-техническая политика на региональном уровне разрабатывается 
и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации 
с учетом единой государственной научно-технической политики и интересов регионов.
     5. Органы государственной власти содействуют сохранению высокого уровня 
научно-технического потенциала организаций, выпускающих продукцию оборонного 
назначения, и других организаций в условиях конверсии, оказывают экономическую, 
организационную, социальную и иную поддержку их научным коллективам.
     Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за выполнение 
работ по федеральной научной и (или) научно-технической программе, осуществляет 
по отношению к организациям оборонных отраслей, работающим по указанной программе, 
функции государственного заказчика и обеспечивает необходимые меры по их государственной 
поддержке.

     Статья 14. Организация и проведение экспертиз научной и научно-технической 
деятельности
     1. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной 
власти субъектов Российской Федерации организуют проведение экспертиз научных 
и научно-технических программ и проектов, финансируемых за счет средств соответствующего 
бюджета.
     2. Экспертиза проводится организациями, осуществляющими независимую экспертизу, 
другими организациями, а также экспертами с участием представителей субъектов 
Российской Федерации, организаций, финансирующих научную и (или) научно-техническую 
деятельность, при: выборе приоритетных направлений государственной научно-технической 
политики, а также развития науки и техники;
     формировании научных и научно-технических программ и проектов;
     проведении конкурсов на участие в научных и научно-технических программах 
и проектах, контроле за их осуществлением и использованием полученных научных 
и (или) научно-технических результатов в экономике государства.
     3. В экспертизе научной и (или) научно-технической деятельности не может 
участвовать специалист, имеющий личную заинтересованность в ее результатах.
     4. По результатам экспертиз научных и научно-технических программ и проектов 
органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной 
власти субъектов Российской Федерации обязаны заблаговременно информировать 
население о безопасности, в том числе экологической, об экономической и о 
социальной значимости создаваемых производств и объектов, использующих достижения 
науки и техники.
     5. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, 
в установленном порядке проводится обязательная государственная экспертиза 
научно-технических программ и проектов.

     Статья 15. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности
     1. Финансовое обеспечение научной и (или) научно-технической деятельности 
основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования. 
Финансирование этой деятельности осуществляется за счет средств федерального 
бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников 
(собственных или привлеченных средств хозяйствующих субъектов и их объединений, 
а также средств заказчиков работ), иных источников в соответствии с законодательством 
Российской Федерации.
     Средства на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок 
гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере не менее 
четырех процентов расходной части федерального бюджета.
     2. Правительство Российской Федерации организует разработку и исполнение 
федерального бюджета в части расходов на научные исследования и экспериментальные 
разработки, определяет порядок создания государственных фондов поддержки научной 
и (или) научно-технической деятельности, утверждает распределение предусмотренных 
федеральным бюджетом средств на эти цели между государственными заказчиками 
федеральных целевых программ, федеральными органами исполнительной власти, 
научными организациями и указанными государственными фондами.
     3. Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно 
за счет средств федерального бюджета. В целях содействия инициативным проектам 
фундаментальных научных исследований, отбираемым на основе конкурса, в порядке, 
устанавливаемом Правительством Российской Федерации, создаются фонды поддержки 
научной и (или) научно-технической деятельности.
     4. Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные 
научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет 
средств федерального бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической 
деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, 
банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут 
финансироваться также научно-технические программы, сформированные и реализуемые 
на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические 
программы создания новых техники и технологии двойного применения.
     5. Работы регионального значения могут финансироваться за счет средств 
бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, региональных фондов 
поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого 
участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих 
субъектов.
     За счет средств федерального бюджета могут финансироваться, в том числе 
в порядке долевого участия, наиболее важные региональные научные и научно-технические 
программы и проекты, результаты осуществления которых могут быть использованы 
и в других регионах.
     Совместное использование средств, выделенных из федерального бюджета, 
бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на финансирование 
научных исследований федерального значения, осуществляется на долевых началах 
по согласованию между соответствующими органами Российской Федерации, субъектов 
Российской Федерации и органами местного самоуправления.
     6. Финансирование научной и (или) научно-технической деятельности осуществляется 
государством на основе сочетания финансовой поддержки научных организаций 
и целевого финансирования конкретных научных и научно-технических программ 
и проектов.
     7. В Российской Федерации действуют государственные, негосударственные 
и международные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.
     Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной 
власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством 
Российской Федерации, создают государственные фонды поддержки научной и (или) 
научно-технической деятельности как некоммерческие организации, деятельность 
которых финансируется за счет средств соответствующего бюджета или иных источников, 
не запрещенных законодательством Российской Федерации. Государственный фонд 
поддержки научной и (или) научно-технической деятельности является самоуправляемой 
организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством 
Российской Федерации и уставом.
     Государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности 
организуют независимую экспертизу научных и научно-технических программ и 
проектов, представляемых субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, 
и на основе конкурса выделяют средства на финансирование указанных программ 
и проектов. Государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической 
деятельности ведут раздельный учет средств, выделяемых на реализацию деятельности, 
предусмотренной их уставами, и на иные цели.

 Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 189-ФЗ пункт 8 статьи 15 настоящего 
Федерального закона изложен в новой редакции
 См. текст пункта в предыдущей редакции

     8. В федеральных органах исполнительной власти, коммерческих организациях, 
а также в органах государственной власти субъектов Российской Федерации могут 
создаваться внебюджетные фонды за счет относимых на себестоимость производимой 
продукции отчислений организаций для финансирования научных исследований и 
экспериментальных разработок.
     Порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов 
исполнительной власти и коммерческих организаций определяется Правительством 
Российской Федерации, внебюджетных фондов органов государственной власти субъектов 
Российской Федерации - законодательством субъектов Российской Федерации.

 См. Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных 
фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, утвержденный 
постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. N 315

     9. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной 
власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за расходованием 
средств, выделенных из соответствующих бюджетов или внебюджетных фондов на 
научную и (или) научно-техническую деятельность, определяют формы и способы 
использования ее результатов.
     10. Научная и (или) научно-техническая деятельность может осуществляться 
за счет грантов.

 См. Перечень международных и иностранных учреждений, международных и иностранных 
некоммерческих и благотворительных организаций (фондов), гранты (безвозмездная 
помощь) которых, предоставленные для поддержки российской науки, освобождаются 
от уплаты подоходного налога с физических лиц (получателей грантов), утвержденный 
приказом ГКНТ России от 5 ноября 1996 г. N 56

     Гранты передаются научным работникам, научным организациям, образовательным 
учреждениям высшего профессионального образования, другим юридическим лицам 
и гражданам.
     Получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством 
Российской Федерации или в случае их использования на территории иностранного 
государства в соответствии с законодательством этого государства, а также 
на условиях, на которых эти гранты выделяются.

     Статья 16. Международное научное и научно-техническое сотрудничество 
Российской Федерации
     1. Органы государственной власти Российской Федерации создают необходимые 
условия для международного научного и научно технического сотрудничества.
     Субъект научной и (или) научно-технической деятельности вправе вступать 
в международные научные и научно-технические организации и объединения, участвовать 
в международных научных и научно-технических программах и проектах, научных 
и научно-технических программах и проектах иностранных государств, заключать 
договоры (контракты) и иные соглашения с иностранными юридическими лицами 
на работу как в Российской Федерации, так и за пределами территории Российской 
Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     На территории Российской Федерации в установленном порядке могут создаваться 
научные организации и научные центры с участием иностранных граждан, лиц без 
гражданства и иностранных юридических лиц.
     2. Иностранные инвестиции в область науки и техники осуществляются в 
порядке и в формах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
     3. Российская Федерация поддерживает научное и научно-техническое сотрудничество 
с иностранными государствами на основе соответствующих международных договоров 
Российской Федерации, международных научных и научно-технических программ 
и проектов, а также содействует расширению научно-технического сотрудничества 
научных работников и научных и иных организаций.
     Органы государственной власти Российской Федерации, учитывая наличие 
высокоинтегрированного научно-технического потенциала Содружества Независимых 
Государств и других государств - бывших республик СССР, сложившиеся научно-технические 
связи, содействуют развитию научно-технического сотрудничества на основе многосторонних 
и двусторонних договоров с ними.
     4. Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют контроль 
за передачей научных и (или) научно-технических результатов, а также научной 
и (или) научно-технической продукции за пределы территории Российской Федерации 
в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

                    Глава V. Заключительные положения

     Статья 17. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим 
Федеральным законом
     Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации 
привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным 
законом.

     Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
     Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации  Б.Ельцин

Москва, Кремль
23 августа 1996 года
N 127-ФЗ