МОУ "Среднекибечская средняя общеобразовательная школа"

Учителям

                            Разработки уроков

                         

Медведева М. В.- учитель истории, обществознания Среднекибечской СОШ

Урок- игра по теме:«Отечественная война 1812 года» 

Цели урока: систематизировать , обобщить и закрепить знания учащихся по теме;

                     совершенствовать навыки анализа исторических документов ;

                     активизировать познавательный интерес учащихся к истории ;

                     способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся.

Тип урока:  урок закрепления знаний и умений учащихся.

Форма урока: урок- игра.

Оборудование: выставка дополнительной литературы, наглядные пособия : картины, исторические личности, грамоты для награждения команд.

 

Ход игры

  1. Вступительное слово учителя, объяснение правил игры.

Игровое поле представляет собой квадрат, поделённый на 25 клеток ( он чертится на доске) .Каждый столбик имеет свою тему:

А Б  В  Г  Д

1   1  1  1  1          А- «события»

2   2  2  2  2          Б –«личности»

3   3  3  3  3          В- «историческая география»

4   4  4  4  4          Г –«культура»

5   5  5  5  5          Д –«термины»

Класс делится на 3 команды. Команда выбирая вопрос, например В-2, имеет преимущественное право ответа. Если она не может ответить, отвечает команда поднявшая руку. За правильный ответ команда получает количество балов, указанное в соответствующей клетке. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

  1. Конкурс знатоков.

А. События

1. Когда началась Отечественная война ?

2. Когда произошло объединение двух армий ?

3. Когда произошла битва под Бородино ?

4. Когда состоялся Совет в Филях?

5. Когда завершилась Отечественная война ?

Б. Личности

1.Князь, русский генерал, смертельно раненый в Бородинском сражении. (Багратион)

2. На кого написана эпиграмма ?

    Воспитанный под барабаном,

    Наш царь лихим был капитаном

    Под Аустерлицем он бежал,

    В двенадцатом году дрожал…(На Александра 1)

3. За всю военную карьеру пуля дважды попадала ему в голову. Первая вошла в левый висок и вышла у правого глаза. Столь же опасна была и вторая пуля, пробившая ему голову. Врач, лечивший его, писал: «Надобно думать, что само Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна». Назовите имя этого человека,  действительно вошедшего в русскую историю как спаситель Отечества. ( Это М. И. Кутузов)

4. Известно, что перед битвой на Бородинском поле русские войска были выстроены в 5 оборонительных линий на глубину 1,5 км. Длина первых двух линий составляла около 8 км. Однако по ходу сражения наиболее кровопролитные события развернулись вокруг небольшой высоты, которую сами французы назвали «редутом смерти», «могилой русской кавалерии». Вспомните, как , согласно разработанной Кутузовым диспозицией, называли этот опорный пункт обороны сами русские? ( Батарея Раевского)

5. Послушайте отрывок из статьи В. Г. Белинского и назовите фамилию поэта, к которому относится данная характеристика.

« Что бы он там ни заявлял, он был поэтом, поэтом прежде сего, поэтом во всём решительно… для него жизнь была поэзией, а поэзия жизнью, и он поэтизировал всё к чему ни прикасался… да и сам он говорил, что партизанство- поприще, исполненное поэзией».

В. Историческая география

1. Где и когда произошло соединение двух армий  Барклая де Толли и Багратиона? (Под Смоленском)

2. Где Кутузов высказал следующие аргументы ?

    «Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва- вся Россия будет потеряна…» ( На совете в Филях)

3. Где произошло событие, о котором написал А. Ермолов: «В этом сражении французская армия расшиблась о русскую армию.» ( Бородино)

4. Где происходит следующее событие?

    «Сначала он не казался опасным, и мы не думали, что он возник от солдатских огней, разведённым слишком близко к домам , почти сплошь деревянным…На следующий день поднялся сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой. Сотни бродяг (нанятые Ростопчиным) рассеялись по разным частям города и спрятанными под полами головёшками поджигали дома, стоявшие на ветру» ( пожар в Москве)

5. Послушайте воспоминания французского воина и назовите препятствие на пути французов.

   «С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько сапёров в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий…Там- мир; война- с их стороны;  всё спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей…» ( Река Неман)

Г. Культура

1. Какое скульптурное сооружение было воздвигнуто в Москве в честь победы в Отечественной войне 1812 года? Кто его автор ? (Триумфальная арка. Архитектор О. Бове)

2. Послушайте отрывок и назовите произведение и его автора.

    Вам не видать таких сражений!..

    Носились знамена, как тени,

    В дыму огонь блестел,

    Звучал булат, картечь визжала,

    Рука бойцов колоть устала,

    И ядрам пролетать мешала

    Гора кровавых тел.    ( Бородино . М. Ю. Лермонтов)

3. К сожалению, в ходе Отечественной войны русские солдаты, воюя с французами, иногда, как правило, ночью, по ошибке убивали своих же офицеров- выходцев из дворянских семей. Предположите, по какой причине происходили подобные трагические ошибки? ( Русские офицеры- дворяне порой излишне щеголяли между собой совершенным знанием французского языка)

4.  Послушайте отрывок и назовите произведение и его автора.

     Нет , не пошла Москва моя

     К нему с повинной головою.

     Не праздник, не приёмный дар,

     Она готовила пожар

     Нетерпеливому герою.

5. Послушайте об истории одного населённого пункта и назовите его.

    «…принадлежало в то время обер- гофмейстерине Нарышкиной. Князь Кутузов, оставляя знаменитый лагерь 11 октября, просил письмом помещицу, чтобы укрепления… , близ коих остановился быстрый поток разорителей… остались неприкосновенными. «Вы не имеете нужды воздвигать памятников, - говорит фельдмаршал в конце письма своего,-… укрепления, грозно возвышающиеся между спокойными нашими воинами, будут сами по себе неизгладимыми следами русского мужества и русской славы». ( Это Тарутино)

 

Д. Термины

1. Какое слово лишнее в ряду? Артиллерия, инфантерия, отряд, кавалерия. Докажите свою точку зрения.(Отряд. Перечислены роды войск)

2. Дайте определения следующему понятию. Флеши. ( долговременное полевое укрепление в форме тупого угла)

3. Дайте определения следующему понятию. Артиллерия.( Род войск с огнестрельными орудиями –пушками, гаубицами)

4. Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. (патриотизм)

5. Военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах. ( ополчение)

3. Подведение итогов. Награждение.

 

                                                                                      Литература:

 

Бардакова О. П.Урок- игра по теме «Политическая раздробленность на Руси».// Преподавание истории в  школе, 2004,- №4. с. 39-42

Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. В 2 кн. Кн. 2.-М.: Мысль, 1994.

Колганова Е. В. Поурочные разработки по истории России X1X века . 8 кл./  Под науч. Ред. Б. Н. Серова.-М. : Вако, 2004

Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и её ближайших соседей . Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ М.:- Аванта+, 2001.

Электронный учебник. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".