![]() |
| ||||||||
|
![]() |
| |||||||
УчителямРазработки уроков
Медведева М. В.- учитель истории, обществознания Среднекибечской СОШУрок- игра по теме:«Отечественная война 1812 года» Цели урока: систематизировать , обобщить и закрепить знания учащихся по теме; совершенствовать навыки анализа исторических документов ; активизировать познавательный интерес учащихся к истории ; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся. Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся. Форма урока: урок- игра. Оборудование: выставка дополнительной литературы, наглядные пособия : картины, исторические личности, грамоты для награждения команд.
Ход игры
Игровое поле представляет собой квадрат, поделённый на 25 клеток ( он чертится на доске) .Каждый столбик имеет свою тему: А Б В Г Д 1 1 1 1 1 А- «события» 2 2 2 2 2 Б –«личности» 3 3 3 3 3 В- «историческая география» 4 4 4 4 4 Г –«культура» 5 5 5 5 5 Д –«термины» Класс делится на 3 команды. Команда выбирая вопрос, например В-2, имеет преимущественное право ответа. Если она не может ответить, отвечает команда поднявшая руку. За правильный ответ команда получает количество балов, указанное в соответствующей клетке. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
А. События1. Когда началась Отечественная война ? 2. Когда произошло объединение двух армий ? 3. Когда произошла битва под Бородино ? 4. Когда состоялся Совет в Филях? 5. Когда завершилась Отечественная война ? Б. Личности 1.Князь, русский генерал, смертельно раненый в Бородинском сражении. (Багратион) 2. На кого написана эпиграмма ? Воспитанный под барабаном, Наш царь лихим был капитаном Под Аустерлицем он бежал, В двенадцатом году дрожал…(На Александра 1) 3. За всю военную карьеру пуля дважды попадала ему в голову. Первая вошла в левый висок и вышла у правого глаза. Столь же опасна была и вторая пуля, пробившая ему голову. Врач, лечивший его, писал: «Надобно думать, что само Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна». Назовите имя этого человека, действительно вошедшего в русскую историю как спаситель Отечества. ( Это М. И. Кутузов) 4. Известно, что перед битвой на Бородинском поле русские войска были выстроены в 5 оборонительных линий на глубину 1,5 км. Длина первых двух линий составляла около 8 км. Однако по ходу сражения наиболее кровопролитные события развернулись вокруг небольшой высоты, которую сами французы назвали «редутом смерти», «могилой русской кавалерии». Вспомните, как , согласно разработанной Кутузовым диспозицией, называли этот опорный пункт обороны сами русские? ( Батарея Раевского) 5. Послушайте отрывок из статьи В. Г. Белинского и назовите фамилию поэта, к которому относится данная характеристика. « Что бы он там ни заявлял, он был поэтом, поэтом прежде сего, поэтом во всём решительно… для него жизнь была поэзией, а поэзия жизнью, и он поэтизировал всё к чему ни прикасался… да и сам он говорил, что партизанство- поприще, исполненное поэзией». В. Историческая география1. Где и когда произошло соединение двух армий Барклая де Толли и Багратиона? (Под Смоленском) 2. Где Кутузов высказал следующие аргументы ? «Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва- вся Россия будет потеряна…» ( На совете в Филях) 3. Где произошло событие, о котором написал А. Ермолов: «В этом сражении французская армия расшиблась о русскую армию.» ( Бородино) 4. Где происходит следующее событие? «Сначала он не казался опасным, и мы не думали, что он возник от солдатских огней, разведённым слишком близко к домам , почти сплошь деревянным…На следующий день поднялся сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой. Сотни бродяг (нанятые Ростопчиным) рассеялись по разным частям города и спрятанными под полами головёшками поджигали дома, стоявшие на ветру» ( пожар в Москве) 5. Послушайте воспоминания французского воина и назовите препятствие на пути французов. «С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько сапёров в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий…Там- мир; война- с их стороны; всё спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей…» ( Река Неман) Г. Культура 1. Какое скульптурное сооружение было воздвигнуто в Москве в честь победы в Отечественной войне 1812 года? Кто его автор ? (Триумфальная арка. Архитектор О. Бове) 2. Послушайте отрывок и назовите произведение и его автора. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. ( Бородино . М. Ю. Лермонтов) 3. К сожалению, в ходе Отечественной войны русские солдаты, воюя с французами, иногда, как правило, ночью, по ошибке убивали своих же офицеров- выходцев из дворянских семей. Предположите, по какой причине происходили подобные трагические ошибки? ( Русские офицеры- дворяне порой излишне щеголяли между собой совершенным знанием французского языка) 4. Послушайте отрывок и назовите произведение и его автора. Нет , не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приёмный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. 5. Послушайте об истории одного населённого пункта и назовите его. «…принадлежало в то время обер- гофмейстерине Нарышкиной. Князь Кутузов, оставляя знаменитый лагерь 11 октября, просил письмом помещицу, чтобы укрепления… , близ коих остановился быстрый поток разорителей… остались неприкосновенными. «Вы не имеете нужды воздвигать памятников, - говорит фельдмаршал в конце письма своего,-… укрепления, грозно возвышающиеся между спокойными нашими воинами, будут сами по себе неизгладимыми следами русского мужества и русской славы». ( Это Тарутино)
Д. Термины1. Какое слово лишнее в ряду? Артиллерия, инфантерия, отряд, кавалерия. Докажите свою точку зрения.(Отряд. Перечислены роды войск) 2. Дайте определения следующему понятию. Флеши. ( долговременное полевое укрепление в форме тупого угла) 3. Дайте определения следующему понятию. Артиллерия.( Род войск с огнестрельными орудиями –пушками, гаубицами) 4. Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. (патриотизм) 5. Военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах. ( ополчение) 3. Подведение итогов. Награждение.
Литература:
Бардакова О. П.Урок- игра по теме «Политическая раздробленность на Руси».// Преподавание истории в школе, 2004,- №4. с. 39-42 Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. В 2 кн. Кн. 2.-М.: Мысль, 1994. Колганова Е. В. Поурочные разработки по истории России X1X века . 8 кл./ Под науч. Ред. Б. Н. Серова.-М. : Вако, 2004 Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и её ближайших соседей . Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ М.:- Аванта+, 2001. Электронный учебник. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. | |||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |