| ||||||
|
| |||||
Из опыта работыИз опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ» Бельдековой Антонины Антоновны Развитие речи учащихся на уроках языка в национальной школе
Видов работы по развитию речи очень много. Это и ответы на вопросы по содержанию прочитанного, составление диалогов на различные темы, участие в беседе, перевод с родного языка на русский, пересказ содержания прочитанного, составление рассказов, рассказ о своих наблюдениях, подбор синонимов и антонимов, изложения и сочинения различных форм, сочинения по картине и т. д.Я хочу остановиться на тех формах, которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными и продуктивными в сельской школе., где отсутствует русское общение. За годы в работе в школе я убедилась в том, что самым важным в работе по развитию речи является обогащение словарного запаса учащихся. На уроках русского языка она может быть связана непосредственно с работой по грамматике и орфографии. В основе проведения словарной работы должна лежать определенная система. Словарную работу я веду на каждом уроке. Слова для усвоения на уроке выбираю согласно его смысловой теме. Усвоение новых слов на уроке проходит через следующие этапы: 1) Объяснение значения слова при помощи синонимов, толкования значения, перевода на родной язык ; 2)Орфоэпическое проговаривание слова, постановка ударения, деление на слоги ; 3) запись слова в словари учащихся ; 4)Составление словосочетаний и предложений с ними ;5) различные упражнения с целью прочного усвоения правильного написания и употребления нового слова. Например, в 5 классе первые уроки русского языка объединены смысловой темой «Школа». Для активного усвоения даются слова: пенал, резинка, библиотека, лестница, единица, коридор, директор, портфель, экскурсия, хрестоматия, дисциплина, грамматика, фонетика, линейка, орфография и т.д. После объяснения значения слов и записи в словари составлялись предложения. На следующих уроках проводились беседы на темы «Здравствуй, школа!» и «Первый день в школе», составлялись диалоги с употреблением данных слов. В заключение проводилась игра «В школьном буфете», где учащиеся выступали в роли продавца и покупателя. После этого плакат с новыми словами вывешивался в классе. В течение учебного года одна смысловая тема повторяется несколько раз. И каждый раз даются и новые слова. При повторении грамматического материала пройденной темы изученные слова используются в различных упражнениях. Таким образом, за учебный год изучаются все слова, отобранные для усвоения по данной теме. Большие возможности для обогащения и расширения словарного запаса учащихся дает, например, изучения раздела «Состав слова». Выполняя различные упражнения, подбирая однокоренные слова, учащиеся обогащают свой словарный запас. Очень полезно для развития речи выполнение упражнений по образованию новых слов путем прибавления возможных по смыслу приставок. Эту работу обычно провожу в форме игры –соревнования между рядами, отдельными учащимися. Как правило, даю одно и то же слово для образования новых слов. Требую объяснения значения каждого слова., иногда и составления предложения. Для развития и обогащения словарного запаса применяю еще одну игру, которая также нравится учащимся . Суть игры состоит в следующем: из букв слова, данного учителем, учащиеся должны придумывать новые слова. Учитель дает слово Башкирия. Учащиеся придумывают: Башкир, Кира, Ира, Шар, бак, рак, раб, брак… После этого сама дополняю или помогают учащиеся, объясняю значения слов. Например, в данном случае можно дополнить словами :бар, краб , бирка. Перечисленные формы работы по развитию речи учащихся можно использовать при прохождении всего раздела «Морфологии». Большие возможности для развития речи учащихся дает работа по подбору синонимов, антонимов, определений к именам существительным, составление диалогов на различные темы и т.д. Особое место в развитии письменной речи занимают изложения и сочинения различных видов. Из всех видов изложений трудным для учащихся являются сжатые изложения с творческими заданиями При проведении сжатого изложения учащиеся сокращают текст , не задумываясь над основными фактами текста, просто отбрасывая отдельные части. Поэтому после чтения я провожу беседу с учащимися по содержанию и обращаю их внимание на основное , главное в тексте и после этого составляется план изложения; один из сильных учащихся пересказывает содержание, сокращая текст. Большое значение в национальной школе, на мой взгляд, имеют и сочинения по картинам ..Они практически решают проблемы связи занятий по литературе с уроками русского языка. Для развития речи учащихся больше внимания уделяю на упражнения с деформированными предложениями .Эта работа требует от учащихся знания правил изменения знаменательных частей речи, правильного употребления служебных слов, особенно предлогов. Я убедилась, что систематическая над деформированными предложениями развивает мышление учащихся, активизирует, требует более внимательного отношения к языковому материалу,
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |