Маскарадные маски
Маски имеют очень древнюю историю, так как появились они еще в процессе
развития родового общества. Надевая маски животных и исполняя ритуальные танцы,
охотники как бы заманивали и побеждали зверей и страх перед ними, утверждая свое
единство с природой. В пери- од распада родового общества масками широко
пользовались колдуны и шаманы, в раннеклассовом обществе родились мистерии -
прообраз нынешнего театра, в которых, как и в первых театрах античных времен,
маски были обязательными для актеров.
Из языческих в христианские зимние праздники перешел обычай ряжения -
облачения в маски и хождения в них по домам. Самый простой вариант ряжения -
вывернутый наизнанку тулуп и чернение лица сажей - до наших дней остается
популярным в сельской местности. Более сложные маски изображали животных (бык,
коза, олень, медведь, волк, баран, аист, петух), демонов, обязательного всадника
на бутафорском коне, так называемой <кобылке бесовской > и т.п. Наполняя улицы
беспорядочным весельем, кривляньем, неимоверным шумом с петушиными криками и
кошачьими воплями, ряженые старались рассеять нечистую силу, нейтрализовать
ее.
Придворные костюмированные балы, карнавалы и маскарады появились как
результат преобразования народных традиций - на Рождество и масленицу ряженых
крестьян зазывали в дворцовые покои, им подражали высокородные господа (так, по
свидетельству князя Курбского, Иван Грозный очень любил плясать вместе с
ряжеными). Со временем маскарады превратились в один из видов праздничных
развлечений и были очень популярны, так как создавали мир, обратный
существующему и полный ритуальных вольностей и свободы. Их участники на короткое
время могли превратиться в собственную противоположность: богатые одевались
бедняками, а бедные - богачами, мужчины - женщинами, священники - нечистой силой
(первоначально обычай рядиться был привилегией мужчин, доступной представителям
всех сословий, включая клир). В России последний придворный костюмированный бал
состоялся в 1903 году в Зимнем дворце. На этом балу Николай II был одет в костюм
царя Алексея Михайловича, а царица Александра Федоровна - в костюм его первой
жены Марии Ильиничны Милославской, драгоценности к которому изготовила фирма
Фаберже.
Маски из бархата или тафты появились во Франции в XVI веке, а наибольшее
распространение получили в Англии и Голландии как часть женского дорожного и
прогулочного костюма. Все лицо или большую его часть закрывали маской или
полумаской-лупом - для предохранения от воздействий пыли, солнца или ненастной
погоды. Маску запрещалось носить в присутствии монарха. Со временем маски из
ткани также стали неотъемлемой частью карнавальных и маскарадных костюмов и
именно в этом качестве дошли до наших дней.