|
Для дореволюционной Чувашии было характерно типичное бездорожье старой России. Она представляла собой настоящий "медвежий угол", несмотря на то, что находилась рядом с такой крупнейшей транспортной магистралью, как Волга, которая связывала Чебоксары, Ядрин, Мариинский Посад в летнее время с губернским центром Казанью. Вдоль Волги проходила единственная в то время гужевая дорога - Козьмодемьянск-Чебоксары-Казань - отрезок печальной памяти "Владимирки". Но для Чувашии она имела небольшое значение. Вся же остальная территория была лишена каких-либо более или менее благоустроенных дорог.
Первая железная дорога - Москва-Рязань-Казань— была проложена через Чувашию в 1891 г. от Алатыря в северо восточном направлении на Тюрлему и Свияжск. Она пересекала всю Чувашию с юго-запада на северо-восток на протяжении 180 км, но большая ее часть прошла по лесным малолюдным просторам Присурья. Только небольшой восточный отрезок затронул густонаселенные области республики. И несмотря на это, линия Москва - Казань имела для Чувашии большое значение Она не только связывала коротким путем чувашские уезды с губернским центром Казанью и индустриальными городами Промышленного Центра, но и дала значительный толчок развитию производительных сил Чувашии, способствовала появлению на ее территории новых промышленных и торговых предприятий, в частности лесных, и возникновению новых поселков и городов. Так, в 1891 г. в центре Чувашии на этой линии был построен небольшой полустанок Шихраны, быстро выросший за последите 25 лет в крупный промышленный центр республики - город Канаш, ставший сейчас ее "транспортным сердцем". На этой линии были построены также разъезды: Киря, Буинск, Ибреси, Урмары, Тюрлема, превратившиеся теперь в промышленные поселки. В период первой мировой войны была построена железная дорога Арзамас-Шихраны (Канаш), вступившая в строй уже в советское время и соединившая более коротким путем Москву с Казанью. Эта железная дорога, продолженная до Свердловска, имела еще большее народнохозяйственное значение для Чувашии. По ней пошел большой поток промышленных грузов и сырья с Урала и из Сибири в Промышленный Центр и обратно. Из маленьких станций Казанской дороги выросли поселок Вурнары и город Шумерля. Еще более возросло значение Канаша. Но большая часть республики оставалась без путей и дорог. Чебоксары, ставшие после образования Чувашской Автономной области в 1920 г. ее столицей, были зимой фактически на полгода отрезаны от остальной территории. В период же весенней и осенней распутицы транспортная связь с этим городом вовсе прекращалась. Даже летом поездка на лошади из Чебоксар в Канаш занимала не менее двух суток.
Важнейшей народнохозяйственной проблемой республики, без разрешения которой невозможны были ее подъем и ликвидация экономической и культурной отсталости, стало строительство дорог, в частности сооружение шоссейной и железной дорог Канаш -Чебоксары. Правда, еще до революции разрабатывались проекты нескольких линий: Шихраны-Цивильск, Шихраны-Симбирск, но они так и не были осуществлены. Только из-за бездорожья Чувашская АССР ежегодно терпела 3 млн. руб. убытка. Этот вопрос был разрешен в Чувашии только тогда, когда весь народ взялся за строительство дорог, когда оно стало кровным делом всего населения Чувашии.
//Матвеев Г. П. Экономико-географический очерк Чувашии. – Чебоксары, 1959. – С. 101-102.
Строительство линии Канаш - Чебоксары началось летом 1937 года. Каждый колхоз, вблизи которого проходила трасса дороги, старался внести свой вклад. Стройка вскоре становится народной. Особенно активное участие на строительстве дороги принимают комсомольцы и молодежь республики. Партийные и советские органы Чувашии, как в центре, так и на местах, уделяют стройке повседневное внимание и заботу. Чебоксарский, Цивильский, Канашский и другие близлежащие районы выделяют потребное количество конных и пеших рабочих. Земляное полотно дороги создается при активном участии населения. Работы по сооружению линии не прекращались и в суровую зиму 1938 года. Для ускорения строительства из местных ресурсов выделили необходимые материалы: лес, кирпич, пиломатериалы и др.
Партийные и советские органы республики проявляют постоянную заботу о культурно-бытовых нуждах строителей. По указанию Совета Народных Комиссаров и Чувашского обкома партии Чувашпотребсоюз открывает по всей линии для обслуживания строителей ларьки и столовые. Коллективы театров и клубов часто непосредственно на стройке дают концерты и спектакли. Регулярно обслуживают строителей кинопередвижки. Коммунисты и комсомольцы проводят в бригадах беседы, читки газет. О такой заботе строители первой в Чувашии линии Алатырь - Свияжск не могли даже и мечтать.
Рабочие и колхозники, занятые на строительстве дороги, на эту заботу отвечали перевыполнением норм выработки. Многие строители заслуженно носили почетное звание новаторов и ударников. Например, передовая бригада т. Степанова, состоявшая из посланцев комсомола, на укладке стрелочных переводов на станции Цивильск систематически перевыполняла задание в 2 раза. Особо отличались своей сноровкой рабочие М. Евдокимов, А. Колбасов, X. Рубцова. Их опыт передавался другим. А. Колбасов был награжден советским правительством медалью «За трудовое отличие», а X. Рубцова Почетной грамотой Президиума Верховного ' Совета Чувашской АССР.
По решению Чувашского обкома партии на строительстве дороги Канаш - Чебоксары создается многотиражная газета «За высокие темпы», выходящая на чувашском и русском языках. Её роль трудно переоценить. Газета систематически освещала на своих страницах ход социалистического соревнования, передавала опыт передовых строителей, боролась за высокие темпы работ, являлась проводником партийных директив.
Первый грузовой поезд па станцию Чебоксары прибыл первого января 1939 года. В числе других грузов в столицу республики было доставлено вагон с мебелью из Шумерли в адрес Чувашпотребсоюза, 2 вагона бумаги в адрес Чувашгосиздата и т. д. Дорога вступила во временную эксплуатацию.
Для трудящихся столицы Чувашии это явилось большим праздником.. Первый пассажирский поезд встречали в торжественной обстановке при большом стечении парода.
Вагоны для пассажирского поезда на период временной эксплуатации прислал коллектив Муромского узла с бригадой лучших проводников. Среди них были отличники производства П. Фадеев, С. Безруков, С. Ширманов, В. Урюпин. За время работы на новой линии они получили от первых пассажиров много благодарностей.
Строительство линии Канаш - Чебоксары явилось кузницей подготовки национальных кадров для железнодорожного транспорта. Например, в коллективе Чебоксарской дистанции пути более 88 процентов работников - чуваши. Линейные командиры: дорожные мастера и бригадиры пути в основном также чуваши. Среди них - три женщины - чувашки.
Многие строители навсегда связали свою трудовую деятельность с новой дорогой, которую они строили своими руками. Бывший строитель Иван Миронович Миронов ныне работает бригадиром пути. Его рабочий участок один из передовых. Михаил Павлович Павлов - теперь начальник разъезда Траки. Машинисты Константин Константинович Каменский и Ишмет Ишметович Сагитов водят теперь по этой линии пассажирские поезда. Молодой техник Галина Романовна Федулова, прибывшая на строительство в 1938 году после окончания техникума Путей сообщения, получила здесь первые навыки самостоятельной работы. Теперь она является начальньник отдела кадров паровозного депо Канаш.
Небольшая стоимость строительства дороги быстро окупилась. Расчетный уровень грузооборота давно перекрыт. Но главное столица республики стала связана со всеми крупнейшими промышленными центрами страны железной дорогой и водным транспортом. Строительство дороги обеспечило быстрый рост крупной промышленности в городе Чебоксары и экономический подъем прилегающих районов.
Вокруг железнодорожных станций в годы первых пятилеток начала бурно расти промышленность. В результате на месте небольших станций возникли город Шумерля и рабочие поселки Киря, Буинск, Ибреси, Вурнары, Урмары. Советская власть в этих некогда глухих местах обеспечила подъем экономики и культуры. Для удовлетворения нужд населения новых городов и рабочих поселков были построены жилые дома, школы, столовые, магазины, клубы и красные уголки.
Объем перевозок по железным дорогам Чувашии возрастал из года в год. Значительно больше стало проходить через узловую станцию Канаш поездов на Москву и Урал, на Юг и Чебоксары. Увеличивался грузооборот станций. В адрес промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций стало все больше прибывать грузов.
Молодая промышленность Чувашии наращивает темпы своего роста. Колхозное крестьянство с помощью машинно-тракторных станций увеличивает из года в год производство сельскохозяйственной продукции. Народное хозяйство Чувашии невиданными темпами идет вперед,
ликвидируя наследие прошлого. Грузооборот железнодорожных станций Чувашии в 1940 году возрос по сравнению с довоенным 1913 годом в 9,5 раз.
Мирный труд советских людей был прерван вероломным нападением на нашу Родину гитлеровской Германией. Железнодорожники Чувашии, как и весь советский народ, свою работу с первых дней Великой Отечественной войны подчиняют общей цели - победе над германским фашизмом.
// Тимофеев П. Т. Развитие железнодорожного транспорта в Чувашии. – Чебоксары : Чувашгосиздат, 1958. – С. 36-39.
Большое внимание уделялось, особенно во второй и третьей пятилетках, развитию транспорта. В начале 1937 г. началось строительство железной дороги Канаш - Чебоксары, в котором приняли участие десятки тысяч тружеников Чувашии. Сооружение линии было завершено в кратчайшие сроки, и уже 1 января 1939 г. на станцию Чебоксары прибыл первый грузовой поезд. Соединение столицы республики с Московско-Казанской железной дорогой намного расширило возможности роста экономики Чебоксар и прилегающих районов. Общий объем перевозок грузов по железной дороге увеличился с 750 ты-с. т в 1928 г. до 2251 тыс. т в 1940 г.
// Чувашской АССр 70 лет. – Чебоксары, 1990. – С. 40.
|
|