Земляки на карте города | Электронный журнал об улицах города, названных в честь выдающихся людей Чувашии |
Бухтулов Пётр Харитонович Иванов Константин Васильевич Кабалин Иван Андреевич Кречетникова Клавдия Ивановна Николаев Андриян Григорьевич Павлов Владимир Борисович Сеспель Михаил Кузьмич Ухсай Яков Гаврилович Чапаев Василий Иванович |
Константин Васильевич Иванов - чувашский поэт, классик чувашской литературы, автор поэмы "Нарспи". Предки Константина Васильевича Иванова были выходцами из Чебоксарского уезда, крестьянами приволжского края, сбежавшими от царского притеснения в приуральские степи. Родился К.В. Иванов 15 (27) мая 1890 года в селе Слакбаш Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Белебеевский район Республики Башкортостан). Отец его Вазинькка, сын писаря Мигулая Семеновича, был волевым, любознательным и грамотным человеком. Он свободно говорил на русском, башкирском и татарском языках, выписывал газеты и журналы, изучал основы земледелия и удивлял односельчан своими прогнозами на урожай. Вазинькка постарался дать образование всем своим детям. Дошкольные годы Кэстюк большей частью провел у бабушки в соседней деревне Кайраклы, а восьмилетним мальчиком был отдан в сельскую начальную школу. Через три года тетка - младшая сестра отца Евгения Николаевна (учительствовала в селе Кегень-Васильевке нынешнего Миякинского района) - перевела его в свою школу. А по окончании начального обучения определила в Белебеевское городское училище, чтобы заполнить время в ожидании приема в Симбирскую чувашскую школу. В 1903 году старательный и способный Кэстюк легко прошел испытания в подготовительный класс Симбирской чувашской школы и усердно готовился стать ее учеником. За эти два года мальчик полюбил столярное дело, подолгу не выходил из школьной мастерской, занимаясь резьбой по дереву, а также живописью. Эту любовь к творчеству Иванов пронес через всю свою недолгую жизнь. Известно, что он собственными руками смастерил из дерева пишущую машинку, сам же делал столы и шкафы, другую нехитрую мебель, а также писал портреты и оформлял декорации к спектаклям. Зарождение чувашского фотоискусства также связано с именем Константина Иванова. Вся его жизнь в дальнейшем тесно переплеталась с деятельностью чувашской учительской школы И.Я. Яковлева - единственным в имперской России учебным заведением с программой учительской семинарии для чувашей, в которой он был вначале учеником, а затем и преподавателем. Революционные события 1905-1907 годов до глубины души волновали молодых людей, ровесников Иванова. Из стен чувашской учительской школы вышли на путь социальной борьбы такие видные революционеры, как Тимофей Таэр, Даниил Эльмень, Дмитрий Юман, Гавриил Алюнов, Тимофей Кривов. Константин Иванов тоже выступил с призывом: Вставай, подымайся, чувашский народ! Встань на войну, люд голодный! Пусть народ ненависть покажет свою - Вперед, вперед, вперед! - писал он в духе французских и русских песен свою «Крестьянскую Марсельезу», свой революционный марш. Творчество поэта питалось идеями освободительного движения. Все произведения Константина Иванова были созданы в течение полутора-двух лет - в 1906-1908 годах. Тогда ему было всего 17-18 лет. «Этот невероятный взлет поражает наше воображение, ибо в трех тысячах стихотворных строк встает целая энциклопедия чувашской жизни», - писал в свое время поэт Педер Хузангай. За участие в политических митингах и выражение протеста против устоев царизма класс, в котором учился Иванов, был в 1907 году распущен распоряжением попечителя учебного округа. Все 37 учащихся получили «волчий билет» без права продолжения учебы в каком-либо заведении. Попытки К. Иванова поступить в другие учительские семинарии не принесли успеха. Поэт вернулся в родную деревню и занялся крестьянским трудом, а также сбором фольклора башкирских чувашей. Когда утих шум, поднятый вокруг «бунтовщиков» чувашской школы, И.Я.Яковлев вызвал к себе наиболее талантливых учеников и предложил работу по переводу книг на чувашский язык. К.В. Иванов с увлечением редактировал чувашские учебники, переводил рассказы и сказки, много рисовал. По-новому зазвучали в его переводах стихи и поэмы М.Лермонтова, Н.Огарева, А.Кольцова, Н.Некрасова, А.Майкова, рассказы К.Ушинского, Л.Толстого. За короткий срок он написал стихотворения «Думы старого леса», «Осень», «Голодные», стихотворные сказки и баллады «Две дочери», «Железная мялка», «Вдова», завершил поэму «Нарспи», набросал трагедию «Раб дьявола». К 40-летию Симбирской чувашской школы К. Иванов написал посвящение «Наше время». Это стихотворение, полное раздумий о судьбе народа и его истории. При прямом участии И.Я. Яковлева в 1908 году вышла в свет книга «Сказки и предания чуваш», куда вошли оригинальные произведения К. Иванова, а также его поэма «Нарспи», вызвавшая всеобщий восторг и ставшая лебединой песней поэта. После «Нарспи» он прожил всего семь лет. Может, и в это время он писал не менее гениальные песни, но они не стали достоянием народа. По воспоминаниям сестры поэта, наследие автора «Нарспи» разнеслось по миру ветром разрухи в годы гражданской войны. Весной 1909 года девятнадцатилетний поэт экстерном сдал экзамены на звание народного учителя и уехал из Симбирска. Лето и осень он проводит вместе с бывшим учителем Икковской школы Чебоксарского уезда Н.Ф. Беляевым на землемерных работах в Сызранском уезде. Беляев, которого тоже лишили работы за революционную деятельность, ничем не мог помочь своему другу. Ожидания новой поры учительства для обоих были напрасными. Ярые нападки на Симбирскую чувашскую школу, запреты на чувашское книгоиздание наглухо закрыли двери перед К.В.Ивановым. Он вновь уезжает в родные Слакбаши и проводит там целый год. Только в ноябре 1910 года выпадает ему возможность вернуться в Симбирск. И.Я. Яковлев посодействовал поэту в устройстве учителем чистописания и рисования в женском двухклассном училище. Литературная деятельность поэта в 1911-1913 годах ограничивалась участием в издании известного чувашского букваря Ивана Трофимова в качестве художника-иллюстратора и переводчика небольших произведений, кроме того, он помогал своему другу фольклористу Петру Пазухину в подготовке сборника «Образцы чувашских народных песен и текстов к ним». В черные годы реакции поэт обращается к живописи, готовится к сдаче экзаменов в Академию художеств. В 1913 году он пишет декорации к опере «Иван Сусанин», поставленной учащимися Симбирской чувашской школы. Его талант реализуется в портретной живописи и графике, в скульптуре, фотографии и декоративном искусстве. Но юношу подстерегают новые беды: он заболевает туберкулезом легких и катаром желудка. Предчувствуя свою судьбу, летом 1914 года Константин совершает поездку в Тарханы на могилу М.Ю. Лермонтова. Осенью в третий раз возвращается он из Симбирска домой, чтобы навсегда остаться на родине: 13 (26) марта 1915 года поэт умер в отцовском доме. Так безвременно закатилась звезда национальной поэзии.
|