Рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений граждан, юридических и должностных лиц является неотъемлемой частью правозащитной деятельности органов прокуратуры. Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан на личное обращение, а также направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления.
Порядок рассмотрения жалоб и заявлений граждан определен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии со ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры наделены полномочиями по разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, содержащих сведения о нарушении законов. Основные положения, определяющие порядок и сроки рассмотрения обращений в органах прокуратуры отражены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».
Согласно закону гражданин имеет право, в том числе знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право на обжалование принятого решения вышестоящему прокурору, а также в суд.
Письменное решение о предоставлении заявителю либо его представителю возможности ознакомиться с документами, об изготовлении копий документов принимают, в том числе, прокуроры и их заместители, начальники управлений (отделов).
При необходимости решение об ознакомлении заявителя либо его представителя с конкретно указанным им документом и снятии с него копий может принять непосредственный исполнитель, рассматривавший обращение, по согласованию со своим руководителем.