Если Ваш ребенок – подросток, значит, для Вас и для него наступило нелегкое время – время построения новых отношений. Другое название подросткового возраста – «переходный». Это период, когда вчерашний ребенок вступает во взрослую жизнь, требующую найти ответы на очень непростые вопросы: «Кто я? Что я могу?».
Отвечая на них, подросток стремится выйти за пределы налагаемых на него ранее запретов и ограничений, чтобы самому принять их или опровергнуть. Поведение подростка крайне противоречиво. Балансируя между стремлением доказать свою взрослость и потребностью получить поддержку в столь сложный для себя период, ребенок то требует, чтобы его оставили в покое и отвергает любую помощь, которую семья пытается ему предложить, то ищет внимания к себе, желая приобрести поддержку близких.
Чтобы выработать свою жизненную позицию, подросток требует делать различные вещи. Само по себе «исследующее» поведение не является поводом для беспокойства до тех пор, пока оно не касается таких явлений, как употребление психоактивных веществ, прежде всего, наркотиков.
Что же может сделать в этой ситуации родитель?
К сожалению, мы не всесильны и не в состоянии оградить ребенка от всех опасностей и невзгод – негативного внешнего влияния, душевных страданий и проблем – всего того, что может способствовать формированию зависимости. Но все-таки мы можем сделать очень многое! Чтобы не случилось в жизни Вашего ребенка, важно помнить: Ваши отношения с ним – его самая главная и надежная защита от угрозы зависимости.
ЧТО ЖЕ ТОЛКАЕТ ПОДРОСТКОВ
К УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ?
- Желание не отстать от компании, стать «своим» среди сверстников.
- Стремление забыть о своих проблемах.
- Одиночество.
- Любопытство и скука (отсутствие значимых интересов), интерес к «запретному плоду», желание испытать неизведанное.
- Желание выглядеть взрослым, протест против навязываемых родителями запретов.
- Сложные отношения в семье.
- Эмоциональное отвержение со стороны родителей (чувство, что мама или папа его не понимает, отвергает).
- Несостоятельность в учебе.
- Бунт против чрезмерной опеки со стороны родителей.
ЧТО МОЖЕТ НАСТОРОЖИТЬ?
Признаки, которые могут свидетельствовать об употреблении наркотиков:
- Перепады настроения. Как правило, наркотики вызывают перепады настроения – от эйфории до депрессии. Ребенок может быть пассивным и отстраненным, а через минуту – злым и враждебным.
- Проявление необычных реакций: взвинченное состояние, раздражение, агрессивность, чрезмерная болтливость.
- Потеря интереса к прежним увлечениям – спорту, хобби.
- Самоизоляция в семье: ребенок начинает избегать родителей, не участвует в семейных делах.
- Снижение успеваемости, участившиеся прогулы занятий.
- Кражи из дома и вне дома. Частое выпрашивание денег у родственников, наличие больших денежных сумм без объяснений их появления.
- Неряшливость: подросток не заботится о гигиене и смене одежды. Он предпочитает носить вещи с длинными рукавами в любую погоду.
-Смена круга общения: потеря прежних друзей, частые, но короткие и туманные разговоры с одним и тем же узким кругом приятелей.
- Ухудшение памяти, рассеянность, неспособность мыслить критически, объяснять причины своих поступков.
- Безынициативность, «потухшие» глаза, разговоры о бессмысленности жизни.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ:
- Потеря аппетита или, наоборот, приступы «волчьего» аппетита.
- Чрезмерно расширенные или суженные зрачки.
- Нехарактерные приступы сонливости или бессонницы.
- Повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ВАС ПОЯВИЛИСЬ СОМНЕНИЯ?
- Сохраните доверительные отношения с ребенком.
Чем больше доверяет Вам ребенок, тем легче определить глубину проблемы и договориться о путях ее решения. Постарайтесь воспроизвести опыт своей молодости. Возврат в собственную юность всегда помогает лучше контактировать со своим ребенком, разделять его чувства, обсуждать интересующие темы на приемлемом уровне понимания.
Вы можете переживать сильные отрицательные эмоции. Не начинайте разговор, пока не справитесь с ними. Угрозы и упреки могут заставить ребенка «закрыться». Вам же для оказания ему помощи необходимо сохранения доверия.
- Помогите ребенку.
Необходимо разделять проблемы с ребенком и предлагать поддержку. Помощь может быть эффективной, только если Вы готовы:
- понять образ мыслей вашего ребенка;
- признать, что он имеет собственные убеждения и ответственность при принятии решения об употреблении психоактивных веществ или отказе от них.
Говоря о запретах, следует привести убедительные доказательства необходимости сохранения некоторых из них, даже для взрослого человека. Например, ограничения остаются в тех областях, знакомство с которыми представляет угрозу для жизни и, как хождение по минному полю, не допускает ошибок. Это в полной мере относится к наркотикам.
Важно не столько информировать о подстерегающих опасностях, которые, как правило, не пугают подростка, но больше делиться своими чувствами, заставляющими Вас, как родителя, настаивать на соблюдении запрета. Это вовлекает ребенка в контакт, облегчает понимание и принятие им Вашей позиции. Задача родителей – научить подростка пользоваться возросшей свободой и так строить отношения с ним, чтобы знать ребенка наилучшим образом.
- Будьте позитивным образцом для подражания.
Не забывайте, что живущий рядом с вами подросток прекрасно видит, как Вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.
- Не прячьтесь от проблемы.
У вас может возникнуть мысль: «Это просто не может произойти с моим ребенком. Мы о нем хорошо заботились и учили его совсем другому». Подросток требует наркотики не потому, что он «плохо воспитан», им руководит стремление познать окружающий мир, и не хватает жизненного опыта, чтобы понять огромную опасность некоторых своих«экспериментов». Иногда ребенок не может противостоять давлению группы сверстников. Ребенку в такой ситуации нужна Ваша помощь, Вам потребуется помощь специалистов: психолога, нарколога.-
Будьте терпеливы и упорны
Ели Ваш ребенок использовал наркотик, то это еще не значит, что он болен. Зависимость от наркотических веществ формируется достаточно быстро, но все же на ее развитие требуется время. Возможно, Вы столкнулись с однократной попыткой, и подросток уже принял решение больше ее не повторять. Однако, не стоит «испытывать судьбу». Вам необходимо как можно быстрее выяснить, что происходит. Для решения проблемы потребуется время, силы, энергия и настойчивость.
Если Вы оказались в сложной жизненной ситуации, Вы можете рассчитывать на нашу поддержку
Детский Телефон Доверия:
8-800-2000-122;
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Когда Вы говорите о психоактивных веществах с ребенком, не игнорируйте сторону удовольствия. Вам необходимо помочь ему сделать выбор между непродолжительным удовольствием и длительными, часто необратимыми последствиями.
- Не существует единственно правильного пути обсуждения этой темы.
- Говорите о себе, чтобы ребенку было легче говорить о себе.
- Не запрещайте безапелляционно и не советуйте. Задавайте вопросы. Если Вы не знаете о некоторых вещах, не стесняйтесь спросить. Ваш ребенок может быть готов ответить.
- Нюансы беседы, незначительные замечания часто наиболее важны.
- Попросите ребенка объяснить, что его заботит. Не торопите с ответом. Дайте время подумать.
- Не навязывайте ребенку свои взгляды и не судите его.
- Когда Вам трудно принять отличающееся мнение ребенка и Вы ощущаете дискомфорт, не стесняйтесь сказать ему об этом открыто. Не забудьте, что Вы говорите о своих чувствах, а не о его неправоте.
- Не позволяйте эмоциям выйти из-под контроля. Лучше отложите разговор до следующего дня. Для оказания помощи подростку недостаточно только Вашего желания. Необходимо, чтобы ребенок был готов ее принять, и это не происходит автоматически.
ЧТО ПОМОГАЕТ ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА ОТ ЗАВИСИМОСТИ?
1. Доброжелательные взаимоотношения в семье. Принятие, доверие, уважение, поддержка – это то, что дает каждому члену семьи опору и возможность устоять в сложных жизненных ситуациях.
2. Наличие у подростков интересных дел и увлечений: спорт, хобби, общение по интересам и т.п. Все это делает ненужным прием наркотиков для «спасения» от тревоги, неуверенности или ухода от проблем.
3. Общие интересные занятия и увлечения членов семьи. Влияния сверстников все ровно не избежать. Но если в дружной семье есть интересное общение и общие цели, ее ценности перевесят «опасные ценности» уличного окружения.
4. Воспитание у ребенка уверенности в себе – это дает возможность противостоять влиянию и отстаивать собственную позицию.
5. Однозначно и четко выраженное отрицательное отношение к наркотикам со стороны членов семьи.
6. Умение сказать «НЕТ».
Ребенок, решивший не употреблять психоактивные вещества, должен быть в состоянии противостоять групповому давлению. Родители могут помочь ему в формировании способности придерживаться собственного выбора.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Ребенок должен иметь возможность говорить «нет» дома. Таким образом, у него развивается уверенность, требующаяся для противостояния групповому давлению.
- Важно обсуждать причины, лежащие за отказом, но делать это тактично и осторожно.
УСТАНОВЛЕНИЕ ПОДРОСТКОМ
СОБСТВЕННЫХ ГРАНИЦ
- Групповое давление не обязательно является негативным.
- Друзья подростка хотят, чтобы он делал вместе с ними различные вещи. Иногда это что-то хорошее, например, занятия спортом, а иногда опасное – употребление наркотиков. Обсудите вместе со своим ребенком, какие инициативы его друзей являются позитивными, какие – нейтральными и какие способны привести к тяжелым последствиям.
- Поговорите с подростком о том, что не все, предлагаемое группой сверстников, совпадает с его желаниями. Иногда он совершает определенные поступки только ради сохранения хороших отношений с друзьями.
- Помогите своему ребенку понять, какие требования сверстников входят в противоречие с его собственными убеждениями и интересами. Для этого вашему сыну или дочери полезно задать себе три вопроса:
- Стал(а) бы я это делать, если бы был(а) уверен(а), что отказ не испортит моих отношений с друзьями?
- Может ли мой поступок иметь отрицательные последствия для меня или кого-то другого?
- Буду ли я потом испытывать чувство вины, как будто я совершил(а) что-то неправильное или нехорошее?
- Попросите подростка составить список возможных предложений со стороны сверстников, на которые он предпочел бы ответить отказом. Например, попробовать наркотики, повредить чужое имущество, оскорбить человека. Окажите помощь своему
ребенку, если ему трудно самому справиться с заданием.
- Напротив каждого нежелательного предложения подростку необходимо записать один или несколько вариантов отказа от него. Попробуйте использовать следующие способы сказать «нет»;
- сказать «нет», не споря и не объясняя причин, на все уговоры продолжать отвечать «нет»;
- объяснить причины отказа, но не оправдываться, Вы имеете право на свою точку зрения;
- перейти в наступление, сообщив собеседнику, что он на Вас «давит»;
- сформулировать отказ в шутливой форме, не сдавая при этом своих позиций;
- предложить заняться чем-то другим;
- уйти и не участвовать в нежелательном действии;
- попытаться отговорить остальных от совершения поступка, имеющего негативные последствия.
Дорогие родители!
Я очень хочу, чтобы Вы об этом узнали:
- Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
- Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
- Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
- Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне больно.
- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
- Давайте мне простор для выбора, создавайте условия для того, чтобы я имел свободу выбора и выбирал самостоятельно.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки.
- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
- Не требуйте от меня больше, чем я могу. Иначе я начинаю ощущать, что ваша любовь зависит всецело от моих достижений: если получил хорошую отметку, то мы тебя любим, если плохую – отвергаем. Не торгуйте святым чувством.
- Просто любите меня таким, каков я есть. Я отвечу вам тем же.
Ваш ребенок.