04 июня 2018 г.
За существенным ростом цен на АЗС и качеством топлива сейчас следит вся страна. Есть автомобиль или нет — подорожание нефтепродуктов сказывается на каждом семейном бюджете. Дополнительные расходы на перевозки закладываются в стоимость всех товаров. И за дорогой бензин платит каждый из нас, купивший даже буханку хлеба.
До этого в январе по рынку прошла волна повышения цен на бензин. В феврале президент Владимир Путин заявил о возможности снижения цен на бензин, и до президентских выборов 18 марта топливо действительно дорожало весьма умеренно. А после выборов нефтетрейдеры бросились наверстывать упущенное. За последние два месяца цена на бензин повысилась более чем на 2 рубля. В чем же причина резкого роста цен на бензин в последнее время?
Рост цен на бензин вызван тремя основными причинами. Первая из них – сезонный фактор. Спрос на нефтепродукты в весенне-летний период всегда повышается из-за начала сельхозработ и активизации автолюбителей.
Вторая причина. В этом году добавился еще и скачок мировых цен на нефть. Многие удивятся, ведь нефть у нас своя, как это может повлиять на внутренний рынок? При высоких мировых ценах экспортировать просто выгоднее, чем отдавать продукт дешевле на внутренний рынок. Вот российские нефтяные компании и нацелены на Запад, нежели внутри страны. При сегодняшнем сочетании нефтяных котировок и курса доллара экспорт одной тонны топлива приносит почти семь тысяч рублей дополнительной прибыли по сравнению с продажей внутри России. А привлекательность экспорта приводит к нехватке топлива на внутреннем рынке.
Третья причина (по порядку, но не по значимости) – увеличение акцизов. В ноябре прошлого года Госдума приняла решение о ежегодном повышении в течение трех лет акцизов на алкоголь (крепкий алкоголь, вина, сидр и медовуху), табак (все виды табачных изделий и электронные сигареты) и топливо. Если в 2017 году в цене каждого литра бензина акциз составлял 7,8 рубля, то в этом году уже 8,1 рубля, а в следующем будет 8,5 рубля. Акциз на дизельное топливо повысится еще больше: в 2018-м по сравнению с 2016-м на 28,5 %, в 2019-и – 39%. Проблема в том, что на налоги (акциз, налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых) в цене российского топлива приходится 60%. Поэтому повышение фискального бремени очень сильно влияет на стоимость бензина. Во время обсуждения Госдумой законопроекта о повышении акцизов Минфин уверял, что цены на топливо вырастут несущественно, на один-два рубля. Прогноз не оправдался. По оценкам, если не увеличение акцизов, сейчас цена на топливо была бы ниже примерно на десять процентов. Летом прошлого года, на встрече с работниками Лебединского горно-обогатительного комбината, президент РФ Владимир Путин говорил, почему в нефтедобывающей России цены на бензин растут. По его словам, «ни в коем случае нельзя позволять производителям, продавцам и посредникам задирать цены. Но искусственно занижать их тоже нецелесообразно и даже вредно в конечном итоге для экономики в целом».
Что же дальше? Прогнозы экспертов неутешительны: биржевые и оптовые цены продолжат расти. Эксперты сходятся в том, что для замедления роста цен на бензин необходимо, во-первых, увеличить объемы топлива, поставляемые на внутренний рынок, и, во-вторых, снизить акцизы. С этим согласна ФАС, которая совместно с Минэнерго уже подготовила приказ об увеличении минимального норматива продаж на бирже бензина (с десяти до 15% от объема производства) и дизельного топлива (с пяти до 7,5%). Это позволит замедлить повышение оптовых цен, а следом стабилизируется и розница. Но на согласование и принятие документа уйдет несколько месяцев, так что подействует он в лучшем случае осенью. ФАС готовит свои предложения и по акцизам.
Большинство специалистов уверены: рост цен на бензин остановится, когда нефтепродукты внутри страны будут продавать по экспортным ценам. Одно ясно, что подорожание бензина всегда идет во вред экономике. По сути, повышение цен на бензин является фактором, который разгоняет инфляцию. По всей видимости, рост цен на бензин и дизельное топливо в 2018 году будет заметно обгонять темпы инфляции. Государству необходимы дополнительные и гарантированные доходы. По мнению экспертов, вероятнее всего, к концу текущего года стоит ожидать, что стоимость бензина Аи-92 поднимется до уровня примерно в 42–45 руб., а Аи-95 — до 44–46 руб. Где-то на этом же уровне, 44–47 руб., будет стоить дизельное топливо. Потребление бензина на душу населения у нас в три раза ниже, чем в Канаде и Норвегии, то есть в странах с таким же климатом и большими расстояниями перевозок. Если мы хотим, чтобы наша экономика развивалась, то необходимо сделать бензин более доступным для россиян. Для этого надо или повысить доходы населения, или снизить цену бензина. Одновременно необходимо вернуться к рыночным механизмам ценообразования. Чтобы вернуться к рыночным механизмам ценообразования на бензин, необходимо снизить налоги. Следовательно, правительству надо действовать против собственных интересов. Найти баланс между интересами госбюджета и населения России — сложная государственная задача, и будем надеяться, что новое правительство сможет с ней справиться.
Помимо повышения цен на топливо многих водителей также беспокоит «паленый» бензин. На сегодняшний день на территории России находится около 15 тыс. автозаправок. Из них только 40% принадлежит ВИНК (вертикально интегрированные нефтекомпании: добыча, переработка, розница). Остальная доля розничного рынка принадлежит независимым компаниям. Но по «показателю пролива» (топливо, проданное через одну АЗС) пропорция обратная: ВИНК продают больше — их доля в продажах около 60%. При этом ВИНК находятся в зоне постоянного внимания надзорных ведомств и общественности, что побуждает их к развитию внутренних систем контроля качества топлива на АЗС. А потому, риск нарваться на контрафакт на заправках независимых компаний значительно выше. По экспертным оценкам, которые неоднократно подтверждались данными Минэнерго и Росстандарта, ежегодный оборот некачественного топлива в нашей стране может достигать 7–10 млн. тонн, что соответствует примерно 10% от общего объема внутреннего потребления. Это колоссальные деньги — 300–350 млрд. рублей. По данным РСПП, сформированным на основе опроса владельцев, менеджеров ВИНК и независимых участников рынка, наибольший объем контрафакта реализуется в Приволжском и Южном федеральных округах.
В Росстандарте отмечают изменение ситуации на рынке в лучшую сторону: число выявленных нарушителей было сокращено более чем в 2 раза — с 42,5% в 2015-м до 18% в 2016 году. В этом году чистого бензина на АЗС станет еще больше. С января этого года вступили в силу поправки в КоАП, ужесточающие ответственность за реализацию суррогатов, вплоть до оборотных штрафов и приостановления деятельности АЗС.