Гороскоп Рецепты Поздравления Тосты Открытки Анекдоты Гадания Конкурсы


 

Поздравление главы


Районные мероприятия


Новогодние новости


Поздравления коллективу


Новый год без пожаров


Все о елках


Все про новый      2010 год


Рождество


 

 

маркированный список

История Рождества 

маркированный список

Как отмечают Рождество

маркированный список

 Крещение 

маркированный список

Рождественские гадания 

маркированный список

Рождество и все что с ним связано

маркированный список

Коляда

маркированный список

Что такое сочельник

История Рождества

Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. Этот праздник отмечается католиками 25 декабря, и православными 7 января по новому стилю. Этот праздник установлен в честь рождения Иисуса Христа в Вифлееме, и является одним из главных христианских праздников. Это не два различных праздника, а один и тот же праздник, отмечаемый по разному стилю календаря, старому и новому. Такое почитание этого праздника в первую очередь связано с системой летоисчисления по Юлианскому и Григорианскому календарю. В восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи праздником. А в западной церкви, в некоторых конфессиях, этот праздник почитается даже выше Пасхи. Это происходит потому, что Рождество Христово символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом (рождением) в мир Иисуса Христа. В восточных странах Пасха символизирует духовное воскресение человека, которое чтится больше чем Рождество Христово. К Рождественскому празднику верующие люди подготавливают себя сорокадневным постом, который называется Рождественским. Канун праздника, который также называется сочельником, отмечается особо строгим постом. В этот день по церковному уставу употребляют в пищу сочиво (пшеничные зерна, предварительно размоченные водой), и то только после появления первой вечерней звезды, которая олицетворяет появление Вифлеемской звезды. В IV веке были окончательно сформированы правила по празднованию Рождества Христова. Так, например, если навечерие праздника припадает на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования этого праздника. В навечерие праздника, вместо обычных часов читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные Ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову. После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие не происходит в субботу или в воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается Великим повечерием, на котором выражается духовная радость по поводу Рождества Христова пророческой песней «Яко с нами Бог». В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, а в VII веке Соффоний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский, а также Герман, Патриарх Константинопольский для праздника Рождества Христова написали церковные песнопения, которые и использует нынешняя церковь. А также исполняется Рождественский кондак «Дева днесь…», написанный преподобным Романом Сладкопевцем. Однако красивый и торжественный праздник Рождества Христова празднуется в разных странах не одинаково, а несет на себе отпечаток обычаев и традиций определенного народа. Так, например, в католицизме Рождество Христово отмечается пышно и торжественно тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем. Такое построение праздника символизирует собой Рождение Иисуса Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего человека. Со времен Франциска Ассизского в католических храмах устанавливают ясли с фигуркой Младенца Христа, для того чтобы верующие могли совершить поклонение образу новорожденного Иисуса Христа. Сооружается вертеп (то есть пещера, где родился Иисус Христос) с фигурами Святого семейства и в православных храмах. И в католицизме и в православии во время Рождественской проповеди особенно подчеркивается та мысль, что с рождением Иисуса Христа (что символизирует приход в мир людей Мессии) открывается возможность перед каждым верующим человеком достичь спасения души и через исполнение учения Христова получить жизнь вечную и райское блаженство. В народе праздник Рождества Христова сопровождался народным гулянием, песнями и играми, посиделками и колядованием, святочным веселием.

Своей торжественностью, праздник Рождества Христова заставляет думать, что он появился в самые первые времена Христианства, в век еще апостольский. Даже как-то трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать дня рождения своего Спасителя, чтобы не «помнили» «и не святили» этого дня. На самом же деле было далеко не так и было по очень простой причине. Вовсе не случайность, что христиане не празднуют дня рождения своего, а празднуют именины, т. е. день крещения своего. Этим христианин показывает, что не великая была бы радость для мира, да и для него самого, что родился на земле лишний грешник, если б грешник этот в свое время не переродился в праведника через Таинство Крещения.

Древние христиане называли днем рождения день смерти человека и называли самым серьезным образом. Для дня кончины мучеников самое принятое название было natalitia, «родины». При таком взгляде на день рождения вообще, могло ли прийти на мысль христианам праздновать и день рождения Спасителя? Правда, его рождение было настолько необычно, было таким счастьем для мира, что и сравнивать его нельзя с каким бы то ни было человеческим рождением.

Христос для христиан был до того небесным человеком, вторым Адамом, Господом с небес, что мысль их не могла достаточно любовно останавливаться на его плотском рождении. Скорее хотелось праздновать Его воскресение, вознесение на небо, ниспослание Духа Святого, чем «еже по плоти» рождество Его. И действительно, все эти праздники древнее Рождества. Древнее его и праздники в честь мучеников.

Древняя церковь была принуждена внешними влияниями установить праздник в честь этого события. И раньше, чем Рождество Спасителя, она стала праздновать Его крещение. Крещение и Рождество, таким образом, праздновалось в один день под общим названием «Богоявления», и именно в день, посвященный ранее одному крещению — 6 января. Так, по крайней мере, было в IV, V и даже отчасти в VI веках в Палестине, Египте и других местах Востока. Армянская церковь, отделившаяся от католической в эту эпоху, сохранила эту практику доселе: она празднует Рождество Христово 6 января и не имеет праздника Крещения.

Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии. Чем было вызвано это отделение и почему именно оно произошло в Риме? Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем «Непобедимого», т.е. днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18-23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, а потому носившему мрачный характер. За этим печальным праздником «бога времени» следовал светлый праздник «бога солнца», как и у нас, пост предшествовал великим праздникам. И после победы язычества над христианством этот праздник с особенным блеском совершался в Риме, по крайней мере, так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике.

Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, и перенесли в Риме с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного непобедимого солнца.

За Римом в этом отношении последовали и все восточные церкви. При этом стоит отметить, что из восточных церквей на этот праздник впервые произнесли проповеди три великие святителя: Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн Златоуст в Антиохии.

Древней церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийского (III в.), одни полагали это событие в мае — 20, другие в январе — 10 или 6; по другим свидетельствам III — II веков Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. Но уже в IV веке церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря, и на основании приблизительно следующих соображений. Месяц и день смерти Христовой точно известен из Евангелий; а в церкви издавна распространено было убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т.е. в еврейскую пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая от этого числа 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату 25 декабря. Таким образом, весьма вероятно, что и само событие Рождества Христова падало на время, когда оно и празднуется.

Почему мы празднуем Рождество Христово именно 7 января (25 декабря по старому стилю)? Ведь ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Иисус Христос родился именно в этот день.

Ответ надо искать в ранней истории церкви, в IV веке. В то время римский император Константин, бывший язычником, принял христианство и специальным указом узаконил религию Иисуса. Новая церковь сразу повела борьбу с существовавшими культами, используя для этого и наполняя новым христианским смыслом традиционные языческие обряды и праздники.

Один из главных праздников тогдашние солнцепоклонники отмечали в последние дни декабря, в период зимнего солнцестояния, когда начинается приближение Земли к Солнцу и становится светлее. Эти дни воспринимались язычниками как победа света над тьмой. Именно тогда и стали христиане праздновать Рождество как рождение подлинного Солнца, вхождение в мир духовного света истинного Бога.

Рождество — день рождения сына Божиего у Девы Марии — день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. Согласно copyright-by-праздник ветхозаветным пророкам, Христос родился в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира. Первыми о его рождении узнали пастухи. Приняв всем сердцем эту весть, они отправились поклониться младенцу. Восточные мудрецы—волхвы, также уверовавшие во Христа, предприняли трудный путь к месту его рождения. Но были и такие, как царь Ирод, пожелавший смерти ему. Когда он понял, что его замысел найти младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котором видел претендента на царский престол. Так было погублено 14 000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа.

В связи с этим период с 7 по 18 января, называемый Святками, продолжается 12 дней и делится так: первая неделя, с 7 по 14 января, называется святой, вторая, с 14 по 18 января — страшными вечерами, в память об истреблении младенцев в Вифлееме. В храмах в рождественскую ночь повсеместно идут праздничные богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, радостно поет славословия хор.

 

Рождественские праздники в Восточной Европе начинаются со Дня Святого Николауса — 6 декабря, и заканчиваются 6 января. Для большинства стран Восточной Европы Рождество — самый главный семейный праздник (за исключением мусульманских Боснии и Албании).
Итак, 6 декабря, в День Святого Николауса, покровителя всех детей, начинается череда новогодних праздников. В этот день каждый получает маленький симпатичный подарочек: новогоднюю свечку, коробку конфет, елочную игрушку. Само отмечание Рождества длится два или три дня и начинается с праздничного рождественского ужина. Традиционно за стол садятся, когда на небе зажигаются первые звезды. Католические ортодоксальные семьи не включают в рождественское меню никакие мясные блюда. Подарками обычно обмениваются по окончании праздничного обеда. Большинство католиков непременно посещают вечернюю мессу. Остальные принимают участие в различных новогодних фестивалях.

В Польше из календарных зимних праздников особенно почитаемы рождественские — «Годы»; в их обрядности прослеживаются элементы аграрной и скотоводческой магии, культа предков. Канун Рождества — сочельник и первый его день считаются семейными праздниками. В сочельник в доме, где соблюдаются обычаи старины, во все четыре угла ставят необмолоченные снопы хлеба, под скатерть кладут сено, а на праздничный стол ставят особый прибор — память об ушедших навсегда членах семьи. В этот вечер никто не должен чувствовать себя забытым, поэтому на семейный сочельник принято приглашать одиноких людей. Принято в сочельник собираться в доме родителей или в кругу своей семьи. К этому дню наряжают елку. На ужин обязательно готовят рыбные блюда, вся остальная пища тоже постная. Перед едой сотрапезники разламывают облатни, одаривают ими друг друга, желая счастливого нового года, здоровья, удачи. Пища в первый день Рождества должна быть обильной и состоять преимущественно из мясных блюд. На Рождество дети получают подарки, от святого Миколая. В прошлом в рождественские праздники и на Новый год колядовали. Сейчас колядуют не повсеместно, колядниками бывают мальчики, а сам обряд превратился в игру, увеселенье. В том же значении бытуют святочные и новогодние гадания, выступления ряженых.

В Германии принято дарить Рождественскую звезду. Сто лет назад это растение привезли из Мексики, у нас оно называется молочай. При правильном уходе в Рождество на зеленом кустике красуется ярко-красный или розовый венчик, напоминающий звезду. Дарят и клевер в горшке — знак того, что вам обязательно улыбнется счастье. Поросята и трубочисты из пряников тоже приносят счастье.

У словаков одним из самых больших календарных праздников остаётся Рождество. Его отмечают в семейном кругу, наряжают рождественское дерево (ранее это мог быть и сноп), дарят подарки. Распространены новогодние обходы «полазников» с пожеланиями счастья и добра, имевшие когда-то магическую функцию.

Согласно чешской традиции, под стол с рождественским обедом обязательно надо положить головку чеснока, — он защитит членов семьи от всего дурного.

В Венгрии приготовления к Рождеству начинаются с первого воскресения Рождественского поста. Первая примета праздника — свечи, украшенные гирляндами, которые появляются в домах, в офисах, в общем, везде. А в рождественские вечера перед домом, где есть девушка на выданье, юноши устраивают шутливые представления ряженых. Вещее девичье сердце само подскажет, кто среди ряженых — суженый, кому вручить награду — поцелуй.

В Хорватии сохранилась уникальная традиция запекать пшеничные зерна внутри маленькой рыбки ко дню Святой Луции, который отмечается 13 декабря. А на Рождество в центр праздничный стола ставят свечи, украшенные гирляндами из еловых веток. Еще одна особенность праздника в Хорватии — выпекание маленьких сердечек из теста красного цвета. Их украшают кусочками сахара, а потом вешают на елку.

У румын календарные праздники сопровождаются аграрными обрядами. Новогодний цикл начинался с рождественских обрядов — крэчин (день св. Игната). В сочельник ходили по домам, распевая колядки. Заканчивался праздник хождением с ряжеными «козой», «оленем» или «медведем». Под Новый год парни ходили по деревне с моделью плуга, исполняя колядку — плугушор, в которой повествовалось о предстоящих сельскохозяйственных работах. В канун Нового года выступают народные театры, в т.ч. кукольный (пэпушэрие).

В Болгарии на Рождество вы можете услышать огромное количество религиозных гимнов, исполняемых всеми, от мала до велика. У болгаров тоже есть своя уникальная традиция — лепить из хлебного мякиша сцены рождения Христа. Характерной особенностью болгарских рождественско-новогодних обрядов и весенних обрядов колядования, является присутствие в них особого персонажа — «царя». Рождественское полено, предназначенное к сожжению, обертывали белым холстом, ставили около очага, пели обрядовые песни от имени самого дерева.

У австрийцев бытуют обычаи ряжения на Рождество, Богоявление, Новый год, масленицу.

В цикл французских рождественских праздников входит День святой Екатерины, покровительницы девушек. Раньше в этот день высаживались молодые деревца, а улицы городов и сел наполнялись толпами девушек в собственноручно сшитых нарядных чепцах. Сегодня во французской столице отмечается «катеринет» — праздник молодых мастериц и портних. Катеринет — это парад туалетов, придуманных самими девушками, всевозможные конкурсы и танцевальные вечера. И, наконец, традиционный бал.

На севере Уэльса важнейший цикл календарных праздников — рождественский: дома украшаются ветвями падуба, перед каждым домом молодые люди поют поздравительные гимны. В день Рождества устраивали спортивные игры (обычно футбол). На юге более популярен Новый год: в новогоднюю ночь устраиваются шествия шахтёров с зажжёнными лампочками, с пением гимнов. Жители Уэльса славятся хоровым пением. Ежегодно они устраивают фольклорные фестивали — эйстеддфоды; проводятся по ритуалу, имитирующему обряды друидов (главная церемония — присуждение звания барда автору лучшей поэмы).

У шведов Рождество (Юль) — главный праздник, подготовку к которому начинают за 2-3 недели: варят пиво, пекут хлеб, обрядовое печенье (в форме свиньи, козла или звезды). Сохраняется поверье о целебных свойствах рождественского хлеба и пива. Рождественские танцевальные вечера сопровождаются ряжением (рядятся обычно в козла). В музее-заповеднике Скансен (в Стокгольме), куда собираются из разных областей страны, устраиваются рождественские ярмарки, гуляния на Новый год и Иванов день.

У финнов Рождество не мыслилось без застланного соломой пола. Прежде чем расстилать солому, ее бросали горстями вверх, в потолок, гадая о будущем урожае. Солому расстилали под скатертью рождественского стола, ритуальные блюда праздничной трапезы ставили на пол, застеленный соломой, на соломе в рождественскую ночь спали.

Эстония многие традиции заимствовала у Скандинавских стран, неудивительно, что и Рождество у них носит название jxulud, по имени шведского божества Зимнего солнцестояния. Даже новогодние венки, одеваемые на голову, украшаются на языческий манер, так, как это было принято в давние времена.

В Литве современные обычаи отмечания напоминают польские традиции, хотя из-за того, что Литва была христианизирована только в 14 веке, здесь сохранилось множество древних поверий и обрядов. Традиционный рождественский обед в Литве, в основном, состоит из рыбных блюд. Проходит он в неспешной беседе до самого времени вечерней мессы. Обычай оставлять самое лучшее место за столом для нежданного гостя пришла из Польши, и свято почитается литовцами.

Русская общественная жизнь, связанная с народной календарной обрядностью, проявлялась главным образом в совместных гуляниях и праздничных развлечениях. Рождественско-новогодний цикл обрядов, связанных с зимним солнцеворотом, назывался святками. Молодые люди весёлой гурьбой обходили дома с пожеланиями хозяевам всяческого благополучия и получали за это вознаграждение, более всего съестными припасами.

Большим разнообразием у белорусов отличается календарный обрядовый цикл. Особенно выделялись Коляды. Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо — ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и щедровки. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём и др., обходила дома соседей и исполняла величальные песни (калядки).

В большинстве стран Восточной Европы за Рождеством следует День Святого Стефана, тоже официальный выходной. Разнообразные мероприятия проходят вплоть до 6 января, — последнего дня рождественских каникул.