В селе Тенеево, как и в других деревнях Чувашии,
сохранились многие традиции, в особенности
трудовая взаимопомощь людей. Наиболее
распространенной является "ниме"-помощь одних
хозяйств другим в срочных или трудоемких делах:
чаще всего в связи с полевыми работами и в
строительстве домов, бань, рытье колодцев, возке
снопов, сена, леса. К "ниме " готовятся
заранее: варят пиво, закалывают скот. Хозяин
старается угостить работающих лучше, чтобы не
потерять уважения к себе. |
|
"Ниме" назначают обычно на какой-нибудь
свободный день, чаще всего в субботу ,но никак
не в понедельник, который считается тяжелым.
Нередко "ниме" устраивают в праздничные дни.
Тенеевцы живут очень дружно. Они помогают друг
другу в случае болезни, при пожарах. Оказывают
погорельцам посильную помощь.
Традиции сохранились также и при выгоне
скота. Весной, когда первый раз выгоняют скот в
стадо, пастуху каждая хозяйка дарит яйцо, а
иногда деньги. Хозяин провожает овец рябиновой
веткой. Существует поверье, что это оберегает
скот от болезней.
Конечно, есть и другие моменты в жизни села
Тенеево. Например - Утаси. Утаси - сенокосная
пора. В традиционных обрядах и обычаях тенеевцев,
связанных с сенокосной порой, сохранились многие
древние особенности. Первый выход на сенокос
напоминает большой всенародный праздник. К этому
дню готовятся заранее. В старину перед началом
сенокоса чуваши - язычники проводили ута чук -
жертвоприношение перед сенокосом. Для этого всем
обществом покупали быка, сельчане с каждого
хозяйства жертвовали барана, собирали крупу,
масло. Руководил обрядом почтенный старик. После
проведения ута чук , если погода позволяла,
выходили на сенокос.
В настоящее время на сенокос выходят всей
деревней: косят парни и девушки, взрослые
мужчины и женщины. Старики и ребята ворошат
сено, складывают его в кучи и копны. Всем на
сенокосе находится работа по силам.
На сенокос выходят, как на праздник, в
лучших нарядах. Это действительно праздничное,
веселое время.
Следующая традиция-это вырма. Вырма - это
жатва, уборочная страда. В старину хлеба убирали
вручную. Жали серпами. Это был изнурительный и
трудный , вместе с тем весьма ответственный
период.
Существовало множество ритуалов, совершаемых
перед началом жатвы. Например, самой проворной
женщине в семье поручалось произносить
благодарственную молитву духам земли. После
совершения ритуалов начиналась работа. Жали с
самого раннего утра до сумерек. Красивое это
было зрелище: девушки и женщины в расшитых
красных белых рубахах, в полном праздничном
серебряном убранстве. Не труд, а праздник, может
показаться со стороны, но это был труд
изнурительный труд хлебороба.
Сегодня серпом уже не пользуются - всю
тяжелую, доводившую до изнеможения работу,
приняли на себя комбайны, техника заменила
людей. Комбайны жнут, а машины развозят урожай
по токам. Раз хлеб на току - считай, что урожай
убран.
Так соблюдаются и сохраняются в настоящее
время в селе Тенеево лучшие народные трудовые
традиции. |