|
G.L.G.
"Ouest France" 25-26 ноября
2000г.(Брест)
"Une tres belle "La Traviata"
Снова в "Кварце" - оперный театр "Геликон".
ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ "ТРАВИАТА".
Известный брестской публике по своему первому появлению в ноябре
1999 года со "Сказками Гофмана", московский оперный театр
"Геликон" снова появился перед ней в четверг вечером с
"Травиатой" Верди. Мы холодно обошлись с постановкой, сверкающей
машинизмом "high tech", но на этот раз Дмитрий Бертман более чем
убедителен. Из-под пыли он и его труппа извлекли на свет красоту, чистую
эмоцию.
Однако все это могло показаться очень избитым, а
сюжет, который Верди позаимствовал у Александра Дюма-сына, - незначительным:
поскольку Эмма Бовари слишком склонялась у изголовья "Дамы с
камелиями", мы опасаемся мелодрамы, которая обитает в чахоточных легких
романтизма. Это так, если не принимать во внимание бунтарство Верди, Бертмана и
труппы, которую он воодушевляет и зажигает.
Вспомним об истории создания театра. 1989 год:
падение камней, бетона, который поднимается и разделяет. Пройдя через облако
пыли, Бертман, молодой московский режиссер, ученик школ непокорной режиссуры
(Ансимов, Станиславский, Брук, Шаляпин, Стреллер), основывает - с несколькими
единомышленниками и, без сомнения, с молотком в руке - Другой театр, в
противовес Большому (который в свое время сформировал Бертмана), сгибающемуся
под тяжестью золота, постаревшего от скуки. Театр "Геликон" ищет
более обнаженную правду, более жесткую, более строгую, новые грани смысла. И
вскоре - новая золотая лихорадка, работа без отдыха (400 человек, 120
музыкантов, хор из 45 человек, 40 солистов, репертуар из 22 наименований, три
постановки в год), неоспоримый успех у московской публики, которая соглашается
платить за место в десять раз дороже, чем в Большом, и международное признание.
Этот успех стал возможен только благодаря участию
дирижера Кирилла Тихонова и его учеников, один из которых, Валерий Крицков, был
в этот четверг за пультом.
Великолепие декораций.
Размести пыль - не значит отказаться от великолепия
декораций. Жилище Виолетты, куртизанки, блещет люксом, необходимым для
роскошной жизни - это образ жизни Нана*, но сцена кажется опасно замкнутой, как
бы с помощью мушараби**, которая разделяет пространство, зрительное поле, одновременно
предмет сплетничающего вуайеризма и ажурный знак заключения. Она станет
решеткой, о которую обдирают свое отчаяние, где шумно веселится компания
паразитов, но также решеткой, сквозь которую наблюдает и неумолимо появляется
Аннина, двойственная служанка, в головном уборе и строгой одежде Смерти,
которая не отвечает. Где рядом со спешностью и жаждой жить есть жажда любви.
Опера - "искусство энергии. . ., предлагающее множество одновременных
видений, множество ощущений одновременно", - завершает Дмитрий Бертман:
это "двойной язык", которым он хочет опьяниться.
Действительно, он сдержал слово: можно рыдать. . .
от смеха! Но никто не смеется, так как все упирается в голос, голоса, ритмы,
музыку, и здесь мы пойманы в ловушку беспощадной облавой Верди и Бертмана.
Певцы и певицы сдались, связанные по рукам и ногам, на их милость: мы боялись
молодости(!) - они показали хорошо сделанную искренность, боялись мелодрамы -
они ответили сдержанностью; наконец, мы стали опасаться смерти Виолетты - она испарилась
через символические дверь и окно: хлипкая птичка оперы! Мы сердимся на Елену
Вознесенскую за столь ранящую сдержанность, на Алексея Косарева - за столько
влюбленной неловкости, на Сергея Костюка - за столько отеческой человечности.
Пусть они уезжают! . . И поскорее к нам возвращаются.
* - актриса и куртизанка из одноименного романа Мопассана.
** - на Востоке деревянная частая решетка на окнах.
G.L.G.
![]() |
следующая ![]() |