|
«Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!»Так гениально
выразил А.Пушкин сущность искусства В.А. Моцарта. Солнечно ясным и
удивительно загадочным, простым и безмерно сложным, глубоко человечным и вселенским предстает
мир моцартовской музыки. Вокруг фактов жизни и творчества этого композитора сложились легенды.Каждая
эпоха стремится глубже проникнуть в тайну его сочинений, где ясно слышатся многие
приемы, устремленные в будущее, опережающие свое время. Моцарт всегда нов, как бы
ни был он «традиционен»
«Свадьба Фигаро»,
созданная в последнее десятилетие жизни композитора, принадлежит к числу
наиболее зрелых и совершенных произведений. Это новое явление в истории
музыкального театра XVIII века. Никогда еще не было столь полным торжество
жизненной правды на оперной сцене. Никогда не сочеталось более счастливо
веселое и поучительное, гениальное и простое.
Выбор «Свадьбы
Фигаро» для оперы исходил от самого Моцарта и был очень смелым, ибо
комедия Бомарше,вызвавшая столь острую полемику в предреволюционном
Париже, была запрещена цензурой в императорской Вене. Словно зашифровывая
подлинный смысл своего произведения, Бомарше предпослал ему
эпиграф-двустишие из водевиля: «Тут смешался глас рассудка с блеском
легкой болтовни». И Моцарт оценил это.
За один год сценической
жизни комедия встревожила своей антифеодальной, революционной
направленностью аристократию всей Европы и , конечно,не могла идти ни в
какое сравнение с принятым тогда традиционным буфонным оперным либретто.
Это один из редких примеров, когда композитор взял не только актуальную,
но и сделавшую сенсацию пьесу.
Новизну задачи
хорошо понимал либреттист оперы - итальянский поэт Лоренцо да Понте,
сумевший обойти запрет цензуры, несколько сгладив политическую остроту
пьесы. Моцарт также был далек в своем замысле от того, чтобы подчинять всю
концепцию оперы только сатирико-обличительным целям. Он создал полную
жизни, светлой поэзии и оптимизма комическую оперу нового типа. Веселая
суета «безумного» дня, недоразумения, переодевания, обилие комедийных
событий и вместе с тем борьба Фигаро за свои человеческие права - все
соединилось в этом произведени. Персонажи обрели чисто моцартовскую
одухотворенность, музыка преобразила особой лирической наполненностью
героев оперы, которые радуются и печалятся, мечтают и томятся жаждою
любви. Стремясь сблизить оперу с реальным бытом!, Моцарт сочетает
трагическое с комическим, великое с ничтожным, ибо сама реальная жизнь
такова.
В «Свадьбе Фигаро» Моцарт
выступил как величайший музыкальный мастер обрисовки характеров,Следуя за
происходящим, музыка создает целую галерею живых, реальных, взятых из
подлинной жизни психологических «портретов» героев оперы - находчивого и
решительного Фигаро, очаровательной Сюзанны, подлого Базилио, властного
Графа, пылкого Керубино, умной Графини. Сюжет оперы постоянно «сталкивает»
действующих лиц. Поэтому значительное место отведено ансамблям, количество
которых в опере равно числу арий! Большую роль в создании ярких и
выразительных характеристик персонажей играет оркестр. Не случайно многие
вокальные номера предваряются большими оркестровыми вступлениями, в
которых порою «сказано» самое важное.
Первое представление
«Свадьбы Фигаро» состоялось 1 мая 1786 года в венском «Бургтеатре», всего
через два года после появления на парижской сцене комедии Бомарше. Опера
восхитила всех, за исключением императора Австрии Иосифа II и его
приближенных. Этого оказалось достаточно, чтобы произведение вскоре сошло
со сцены. Однако музыка «Свадьбы Фигаро» сразу же приобрела огромную
популярность. А знаменитая ария Фигаро «Мальчик резвый» распевалась и
разыгрывалас ь на улицах Вены, в кабачках и ресторанах, в садах и парках.
Последовавшая вслед за этим постановка в декабре 1786 года в Праге имела
триумфальный успех. С этого момента и началась вечная жизнь оперы, в
которой гений Моцарта стоит перед нами в полном блеске.
|