| ||||||
|
| |||||
Коррекционно-развивающая работаНеобходимость родительского всеобуча
Представьте себе хирурга, который знает, где находится больной орган, а как его вылечить – не знает. Что произойдёт, если он будет оперировать наугад? В таком случае больному останется только посочувствовать. Зачастую родителей можно сравнить с таким хирургом. Понимая необходимость воспитания, они действуют и воспитывают детей интуитивно и, в общем-то, не всегда правильно. Воспитание в таких семьях идёт без цели и задач, спонтанно, часто посредством критики, поучений, упрёков, а иногда с применением физических методов наказания. Нередко родители в повседневной жизни забывают о своих прямых обязанностях и вспоминают об этом в тот момент, когда оказываются в кабинете директора вместе с сыном или дочерью. Всё это не способствует формированию психически здоровой личности, психологически грамотного общества. Нередко бывает и так: родитель более или менее осознаёт, в чём именно заключается правильное воспитание, а на практике испытывает трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают “всё не так”, пытаются вести себя по-новому, быстро срываются, теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей. Никто не будет оспаривать такой вывод: родителей надо и просвещать, и обучать способам правильного общения с детьми. Эти задачи в нашей школе решаются с помощью такой формы как родительский всеобуч. Функциональной группой, включающей двух психологов, социального педагога, медицинского работника, логопеда, завуча по воспитательной работе, было проведено анкетирование всех родителей по вопросам, касающимся работы медико-психолого-педагогической службы. Очень встревожило то, что многие родители не видят проблем в отношениях с детьми, их не интересуют сведения по педагогике и психологии, не очень-то верят, что специалисты, в частности психолог, могут им помочь. Они в то же время есть родители, которые чётко формулируют свои запросы. Полученная информация помогла составить тематику родительских собраний конкретно в каждом классе. Собрание, конечно, хорошая форма работы, но минус такой формы – то, что родители являются пассивными слушателями, собрание воспринимают как лекцию и уходят часто с нерешёнными проблемами. Поэтому уже второй год в школе наряду с тематическими родительскими собраниями проводится такое направление родительского всеобуча, как “Родительская школа”, главной задачей которой являются ответы на те вопросы, которые оказались нерешёнными после родительских собраний. Если собрание проводится для родителей одного класса или параллели и его посещение является обязательным, то на занятия “Родительской школы” приглашаются все желающие. Рассылаются индивидуальные приглашения для родителей учащихся начальной школы, классным руководителям среднего и старшего звена также сообщается о дате проведения занятий. В приглашениях сообщается тема, предлагаются вопросы, которые предстоит обсудить. В содержание занятий включаются некоторые научные сведения, результаты исследований и экспериментов учёных-психологов [3,5], а также опыт самих родителей. Таким образом, при данной форме работы родители уже не являются пассивными слушателями, а принимают активное участие в дискуссии по интересующим вопросам.
Об эффективности проведённых занятий говорят отзывы родителей:
Полезно очень посещать ваши занятия.
Думаю, что занятия очень нужны. Очень жаль, что они не проводились раньше.
Советы, затронутые на занятии, были интересны, в дальнейшем просим проводить их, посещать постараемся регулярно.
У вас на консультации хотелось бы бывать чаще. Это полезные уроки, которые нужны родителям.
Занятия очень полезны и поучительны. Хотелось, чтоб почаще были занятия.
Тем самым мы к детям будем менять своё отношение, ошибок в воспитании у нас много. Следует обратить внимание, что по сравнению с прошлым учебным годом увеличилось количество индивидуальных обращений родителей к психологу. В основном они приходят в связи с возникшими проблемами переходного возраста, поведением в школе. Это говорит о том, что родителей очень волнуют взаимоотношения с собственными детьми и они готовы идти навстречу и детям, и учителям, чтоб этот трудный период прошёл достаточно благополучно для обеих сторон. Такой интерес родителей, по-видимому, появился ещё и потому, что практически во всех классах в течение учебного года психологи школы выступили на родительских собраниях, где говорилось о возрастных особенностях учащихся разных возрастов, о трудностях в саморазвитии, в общении со сверстниками, с родителями; все родители приглашались на индивидуальные консультации. Не секрет, что родители неохотно идут на консультации, нечасто обращаются за помощью. Привлечь родителей помогли и “Родительская школа”, и новые формы проведения родительских собраний. Как заинтересовать родителей? Как привлечь их к школьным и личностным проблемам ребёнка? Как сделать их союзниками педагогов в решении этих проблем? Эти и другие вопросы я ставлю для себя, готовясь к родительским собраниям, которые стараюсь разрабатывать и проводить нестандартно. Одно из таких собраний я предлагаю вашему вниманию.
Роль школьного психолога в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения
| ||||||
| ||||||