ГЛАВА 3
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА И ДУХОВНЫЙ ПРОГРЕСС НАРОДА
§ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
Педагогическая культура народа - это та сфера его материальной и духовной
культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в
колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх,
детских орудиях труда, в детском питании и правилах кормления детей, в детском
фольклоре, традиционных детских праздниках и во многих других элементах народной
жизни.
С возникновением воспитательно-образовательных учреждений и формированием науки
о воспитании педагогическая культура включает в себя и государственную систему
народного образования, включая подготовку учителей, и педагогическое просвещение
масс. В педагогической культуре получила отражение эволюция педагогических
представлений народа с древнейших времен до настоящего времени. Она неоднородна,
поскольку наряду с величайшими достижениями педагогики в ней сохранились
предубеждения, предвзятости, предрассудки и суеверия, уходящие корнями в седую
патриархально-родовую древность. Такая неоднородность объясняется также
историческими условиями жизни народов, неравномерностью их культурного развития.
Пережитки и предрассудки старых поколений сохраняют свое влияние в обществе.
Чаще всего они находят почву среди наиболее отсталой части населения, а подчас -
и в индивидуальном поведении культурных людей. «Умственная и нравственная жизнь
патриархального общества, - писал Н.Г.Чернышевский, - слишком бедна для
цивилизованного народа». Интеллектуальная и нравственная бедность, порожденная
патриархальным обществом, сохраняет свое влияние на индивиды и в последующие
периоды, причем более всего это проявляется в сфере воспитания и в
педагогической культуре.
В педагогической культуре глубокой древности монопольная роль принадлежала,
бесспорно, матери. Уже самый процесс кормления первобытного младенца грудью -
значительно более длительный, чем у животного, его тесная физическая близость к
матери были прообразом и началом контактов душевных, первых педагогических
влияний.
Не только предметы ухода за детьми, предметы, содействующие воспитанию, но и
само отношение к воспитанию претерпевают постоянную эволюцию вместе со всем
материальным и духовным прогрессом общества. Эволюция чувства любви к детям, как
одного из первых морально-педагогических чувств, могла бы быть прослежена на
обширном историко-этнографическом материале и могла бы дать интереснейший
материал о духовном прогрессе человечества. Каждому человеку свойственна
инстинктивная, безотчетная любовь к своим детям. Инстинктивность в свою очередь
порождает стихийный элемент в воспитании. Внесение элемента сознательности в
педагогический процесс предполагает разумную, осознанную, контролируемую любовь
к своим детям, а также заботу о детях народа в целом. Процесс воспитания может
стать управляемым только при условии, если регулируемо чувство любви к
собственным детям, и если оно учитывает интересы других детей, подрастающего
поколения народа и страны в целом.
Любовь к детям может рассматриваться не только как сугубо личное чувство, но
также как принадлежность большой и малой семьи, рода, племени, народности,
народа и страны. Понятие о народной педагогической культуре может быть вполне
научным только при условии, если в воспитании подрастающего поколения
учитываются интересы всего народа и речь ведется о народном воспитании.
Любовь к детям - важнейший компонент педагогической культуры человечества,
одновременно элемент педагогической культуры и человека. Педагогическая культура
отдельной личности в цивилизованном мире не может измеряться любовью только к
собственным детям. Эгоистическая любовь исключительно к своим детям как
порождение семейного эгоизма была чужда народному воспитанию. Эволюция
общественной жизни расширяет общественный кругозор людей, что влечет за собой
повышение уровня и педагогической культуры. Высокий уровень педагогической
культуры непременно связан с общественными интересами, предполагает беспокойство
за судьбы всего человечества, за его будущее. Поэтому разумная любовь к детям
при высокой педагогической культуре всегда деятельная, требующая участия каждого
и всех в воспитании и перевоспитании подрастающего поколения, а также
самовоспитания.
В сфере педагогической культуры народа нет взаимно однозначного соответствия
между знаниями, с одной стороны, умениями и навыками - с другой. В народной
педагогике не единичны случаи, когда люди приобретают умения, минуя знания. Это
объясняется тем, что в народной педагогике не было теоретиков; народные педагоги
были мыслящими практиками. Вместе с тем возможны несоответствия между знанием
научной теории воспитания и педагогической деятельностью. Ирония Макаренко
относительно профессора педагогики, не справляющегося с воспитанием собственного
сына, имеет вполне реальные основания. Одно дело - знание педагогики, другое
дело - умение влиять на детей. Нередко здравый смысл, интуиция, импровизация
оказываются сильнее, чем наука. Редко кто решается сказать: «Я воспитываю своих
детей, опираясь на высшие достижения педагогической науки». Дело в том, что
воспитательное влияние оказывается комплексно. Другое дело - обучение, когда
новейшие технологии современной дидактики используются не только учителями, но и
родителями, например, в подготовке детей к школе. Зафиксирован целый ряд
случаев, когда неграмотные и малограмотные родители проявляют больше
благоразумия и здравого смысла в воспитании своих детей, чем те, у кого имеется,
например, высшее педагогическое образование. Педагогическое благоразумие
проявляет себя порою в сфере интуиции. Разумеется, это не означает, что
педагогическая культура может существовать независимо от системы педагогических
знаний, а лишь подчеркивает еще раз, насколько сложна сфера деятельности по
воспитанию подрастающего поколения. Есть и обратные примеры, когда
педагогическая наука разрешает воспитательные и образовательные проблемы
совершенно независимо от народных педагогических традиций. Например, даже
высокоталантливые педагоги из народа были не в состоянии облегчить участь детей
с дефектами, умственными или физическими.
Человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не
переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений. Путь к
пониманию будущего любой науки, в том числе и педагогической, лежит через
постижение ее настоящего и прошедшего. Духовные ценности, накопленные в
древности, Гегель сравнивал с матерью-землей, от соприкосновения с которой
наука, как Антей, обновляет свои силы. Поэтому мы и считаем, что традиционность
культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры
народа. Чем больше сохранившихся и широко бытующих древних традиций, чем
внимательней к ним народ, тем выше его культура. Гегель считал, что «...всякий
новый расцвет науки и просвещения возникает путем обращения к древности».
Проявление внимания и интереса к древней культуре народа, по словам Энгельса,
есть признак его истинной просвещенности. Совершенно в том же духе высказывался
и А.С. Пушкин: по его мнению, прошлого нет только у дикарей.
Высокие результаты воспитания детей в народной среде - один из важнейших
предметов анализа педагогической науки. Раскрытие секретов народного воспитания
по готовым результатам может пролить свет на особенности педагогической культуры
народа и страны в целом. Народу давно известен обычай судить о человеке по
происхождению и воспитанию, по родителям и воспитателям. Хороший человек - от
хороших воспитателей - для народа это обычная закономерность, хотя допускались и
парадоксы: хорошие люди могут получится при неблагоприятных общественных и
семейных условиях. В народе отдавали должное внутренним возможностям личности,
ее самостоятельности и личной ответственности за свое поведение.
Народной педагогике присуще воспитание делом, в деле, поэтому лучшими
воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то
конкретному виду деятельности: мастера-ремесленники, певцы, сказочники и др.
Народ, обладая непогрешимым нравственным чутьем, всегда критически относился ко
всякого рода педагогическим новациям, отсеивая все, что не соответствовало его
идеалам. Отечественная история педагогической мысли свидетельствует, что
жизнеспособными оказывались лишь те педагогические идеи, которые были приняты и
поддержаны народом. Одновременно высокая педагогическая культура народа -
показатель высокой культуры народа в целом, первая имеет определяющее значение
для последней. Самые усиленные попытки развить какие-то конкретные стороны
культуры приводят обычно только ко временным успехам. Развитие культуры может
стать глобальным только при том условии, если вся культурная работа опирается на
высокую культуру воспитания подрастающего поколения.
§ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ТРАДИЦИИ И ИХ МЕСТО
В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ
НАРОДА
Создание общей теории культуры и тем более ее общей истории невозможно без
воссоздания подлинной картины истории воспитания, важнейшей из сторон
педагогической культуры.
Между экономической жизнью общества и его духовной жизнью воспитание выступает
как связующее звено. Этим объясняется и особенное положение педагогической
культуры в целом в материальной и духовной жизни народа. Педагогическая
культура, глубоко проникающая как в материальную, так и в духовную культуру
общества, служит мостом между ними. Преемственная связь между двумя сферами
человеческой культуры обеспечивается именно педагогической культурой.
Материальный прогресс общества находит, отражение в духовном прогрессе общества.
Материальный прогресс первичен, но это отнюдь не исключает обратного влияния
духовного прогресса на дальнейшее усиление и ускорение материального прогресса.
Совокупная педагогическая культура народа, включающая в себя как достижения
педагогической мысли в стране, педагогическую просвещенность масс, состояние
воспитания подрастающего поколения, так и индивидуальную педагогическую культуру
граждан, отражает конкретный уровень общественного прогресса. Совершенно
закономерно поэтому, что именно демократический строй создает наиболее
благоприятные условия для расцвета педагогической культуры народа. Творческая
инициатива и активность масс, поддерживаемая обществом, распространяется и на
педагогическую сферу. Серьезнейшим стимулом в расцвете педагогической культуры
является повышение внимания к народным традициям воспитания. Народная педагогика
возникла как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической
науки, всегда обогащала ее и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Таким
образом, получалось своего рода расширенное воспроизводство педагогической
культуры. Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической
культуры народа и общества в целом.
Первичными элементами народной педагогики были примитивные педагогические умения
как зачатки педагогического искусства («ремесла»). Критериями деятельности
народных педагогов служили здравый смысл, эмпирическое обобщение опыта, что
послужило в дальнейшем исходным основанием для педагогической теории. На ранних
ступенях воспитатели из народа, не зная еще науки, постепенно начинали опираться
на передающуюся из поколения в поколение народную мудрость - зачатки теории.
Народная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности несла большие
потери, мудрость распылялась, многие открытия делались заново тысячи раз.
Отсутствие возможности концентрировать педагогические знания являлось
препятствием в прогрессе педагогической культуры народа.
Педагогическая культура народа тесно связана со всеми сферами народной жизни,
она носит синтетический характер. В этом ее сила. Известный советский философ
Г.Н. Волков высказал интересную мысль: «Попробуйте мысленно лишить современное
общество всех орудий жизни и средств материальной культуры: всей техники,
зданий, дорог, коммуникаций. Поставьте общество "один на один" с нетронутой
природой. Что произойдет? Вернется эпоха первобытного варварства? Ничего
подобного. Человечество претерпит большие лишения, его развитие затормозится, но
лишь на несколько десятилетий, в течение их общество заново построит всю
материальную культуру цивилизации, построит по последнему слову науки». А что же
случится с человечеством, если оно лишится духовной культуры, и соответственно
перестанет заниматься педагогической деятельностью?
Для каждого человека имеет важное значение его близость к духовной культуре
человечества. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем он стоит ниже
как мыслящее и чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити, связывающие
человека со всем человечеством, тем выше он как член человеческого общества.
Любой зверь, родившийся и выросший в зоопарке, среди людей, останется зверем,
только в той или иной степени ущербным в отличие от своих вольных собратьев.
Любое дитя человеческое вне человеческого общения, не сможет стать человеком
несмотря на все свои физические данные, сближающие его с предками. Примеров тому
множество.
Животные все свое прошлое, настоящее и будущее в форме телесной эволюции носят с
собой: в каждой паре особей есть все, что есть во всех особях вида. «Ноев
ковчег» действительно мог бы сохранить животный мир, но человечество - никогда.
Для человечества имеет значение совокупная культура многих тысячелетий,
поколений, рас, национальностей, этнических групп, классов и сословий. Каждая
социальная группа, каждая национальность чем-то обогащает совокупную культуру
человечества. Поэтому, если бы даже в «ковчеге Ноя» оказались пары от всех двух
тысяч национальностей и этнических групп, живущих в настоящее время на Земле, то
и тогда они не сумели бы восстановить человечество во всем его современном
духовном многообразии и богатстве, ибо парам не удалось бы сберечь культуру даже
представляемых ими народов.
Духовное богатство современного человечества включает все интеллектуальное,
социальное, историческое, этническое многообразие. Это многообразие еще более
увеличивается тем, что каждая личность индивидуальна. Все люди, как писал И.Я.
Яковлев, разные, хотя и обозначены одним словом: человек. Единое человечество
будущего воплотит в себе все прогрессивное многообразие прошлого и настоящего и
будет состоять из всесторонне развитых членов, представляющих в
трансформированном виде все это многообразие.
Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная энергия, накопленная
всем многовековым развитием человеческой цивилизации, усилиями всех поколений
наших предков. Связь между поколениями обеспечивается воспитанием. Поэтому
педагогическая культура является своего рода двигателем, приводящим в движение
человеческий ум, использующим эту аккумулированную и концентрированную духовную
энергию. Сохранение и развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего
педагогического прогресса. Чем эффективнее процесс воспитания, тем выше общий
духовный прогресс личности, народа, страны и человечества в целом.
Если человека создал труд, то вполне человеком прачеловек стал только тогда,
когда его труд делался сознательным. В материальной культуре человечества
определяющим является человеческий разум. Это положение находится в полном
соответствии с указанием Маркса о том, что способ производства материальной
жизни обусловливает духовные процессы жизни вообще: идеи, однажды возникнув,
приобретают силу обратного воздействия, что обусловливает экономическое и
духовное развитие страны и в конечном счете изменение в психическом складе
общества. Это обратное воздействие осуществляется именно благодаря воспитанию.
Уже в древнейших русских летописях в устном народном творчестве, особенно в
сказках и пословицах, утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем,
что самое ценное человеческое качество - добродетель, и ее надо прививать, ей
необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание,
невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет
лишь тот, кто знает, как именно надо поступать. Поведение зависит от знания, а
связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание. Следовательно,
никакая человеческая добродетель невозможна вне педагогической культуры,
являющейся чрезвычайно важным компонентом духовной культуры человечества.
Соответственно педагогическая культура пользуется всеми важнейшими достижениями
человеческой культуры - наукой, искусством. Искусство воспитывает чувства,
философия - интеллект, педагогика регулирует и то и другое. Особенность
педагогического творчества состоит в том, что в процессе воспитания накопленные
духовные богатства не только передаются из поколения в поколение, но и
перерабатываются, совершенствуются, развиваются и обогащаются. Педагогический
прогресс поэтому всегда означает одновременно и духовный прогресс в целом.
На заре зарождения человечества древний человек знал только примитивный труд и
соответствующее ему примитивное воспитание, знание по существу совпадало с
умением. Обособление знания от умения означало уже зарождение науки. Древнейшая
примитивная наука стояла очень близко к природе и человеку и была единой, т.е.
носила интегральный характер. Современная наука, обновляющая и умножающая
интеллектуальное богатство человека, его творческие способности, структурно
возвращается к своему началу, но на совершенно новой основе. «Наукой будущего»
станет одна наука, ориентированная на человека. В этой науке достойное место
займет педагогика как наука наиболее гуманная и обращенная к будущему, к детям,
человековедческая наука.
Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в
детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между
национальным и интернациональным чем больше национального в воспитании, тем
сильнее, культурнее, духовно богаче нация.
Ни один народ не исчезает бесследно. Духовный потенциал ушедших из истории
народов сохраняется, живет и развивается в других народах. Народ не может
умереть. Духовная преемственность поколений проявляется во взаимосвязи древних
этносов и молодых наций. Эта связь по форме напоминает преемственность родителей
и детей, но по существу, конечно, несравненно сложнее: ни один народ не является
потомком только одних или даже однородных предков. При благоприятных условиях
даже казалось исчезнувшие народы могут воспрянуть вновь. Воскреснут их герои,
мифы и предания. Духовный заряд скифов, гуннов, аланов, половцев, хазаров,
шумеров, печенегов сохраняется в русских, украинцах, грузинах, осетинах,
абхазах, чувашах и многих других родственных и соседних с ними народах,
сохраняется в человечестве как в единой многонациональной семье.
§ 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ
О характере народного воспитания интересное наблюдение сделано Антоном
Семеновичем Макаренко. По его мнению, оно осуществляется «как будто между делом,
как будто в боковых параллельных процессах», к которым относятся и трудовая
деятельность народа, и обряды, и развлечения во всех многообразных формах и
различных проявлениях.
Педагогические знания до возникновения письменности редко выступали обособленно
от других знаний народа. Они являлись частью совокупных знаний о природе и
обществе, входили в состав общего комплекса сведений трудящихся о жизни и
окружающей действительности, выступали, как выражался Макаренко, сплошь и рядом
в незаметных и неощутимых выражениях.
Воспитывают не только люди, но и посредством людей вся окружающая
действительность, включая вещи, предметы. Это положение Макаренко подтверждается
народной педагогикой, в которой все окружающее, начиная от солнца и сердца
человеческого и кончая песчинкой и каплей росы, подчинено задачам воспитания
детей.
Всеобщая гармония, царящая в природе, накладывала свой отпечаток и на народную
педагогику. Педагогические знания народа находились в тесной связи с житейской
философией и моралью, с агрономическими, метеорологическими, астрономическими и
другими знаниями народа.
Педагогические явления просматриваются во всех сферах народной жизни, например,
на свадьбе, на молодежных праздниках и даже на поминках, но более всего,
конечно, в трудовой деятельности. Педагогика труда - величайшая из педагогик.
Солнце - одно для всех. Поэтому в его педагогической поэтизации лишь отражаются
национальный характер и национальное видение мира. Что же касается конкретных
особенностей природы, в которой протекает жизнь того или иного народа, то они
очень сильно влияют на формирование национальных черт. Именно в этом смысле - с
определенной долей условности - можно говорить о «педагогике Волги», «педагогике
степей», «педагогике гор» и даже «педагогике дубрав» (например у чувашей имеет
место обожествление дуба). О нем поют песни, загадывают загадки, о нем много
пословиц и сказок. Юманом (Дубом) именуют народных героев, это имя присваивают
единственному сыну. Четыре возраста дуба имеют специальные названия. Прощаясь с
родиной, обходят дуб, делая круг, чтобы целым и невредимым вернуться домой. Есть
поверье: дуб только телесно крепок, а душа у него нежная: посидит в его тени
подлый человек - и дерево засохнет.
Для русского человека священное дерево - береза, она символ родины. Любовь к
родине начинается с березки у крыльца. О ней поют песни, она незаменима в
работе. Из ее древесины - и топорище, и соха, и борона, и метла, и веник... Из
бересты - посуда и обувь и первая русская «бумага». Березовая лучина - источник
света, дрова - источник тепла. Березовый сок, сережки, гриб -лекарства.
Березовая роща - краса земли. «Есть дерево об четыре дела: первое дело - мир
освещает; другое дело - крик утишает; третье дело - больных исцеляет; четвертое
дело - чистоту соблюдает (береза: лучина, деготь на колеса, береста на обвой
горшков, банный веник)». Уже малым детям загадывают: «Стоит дерево, цветом
зелено; в этом дереве четыре угодья: первое - больным здоровье, другое - от теми
свет, третье - дряхлых, вялых пеленатье, а четвертое - людям колодец». Для
маленьких - отгадка нелегкая, но они ее, как и саму загадку, заучивали наизусть.
Взрослые подробно разъясняли детям суть загадки и отгатки, особенности
использования «березовых» предметов и лечебных средств.
На педагогические явления народной жизни, связанные с природой, обратил внимание
К.Д. Ушинский. Саратовские поля, калмыцкая степь, владимирские болота,
орловско-тульские холмистые пространства, малороссийские равнины и
новороссийская степь, белорусские песчаные и лесистые пространства, вологодские
леса не могут не влиять на характер жизни и деятельности населения этих мест и
соответственно на характер педагогических явлений.
Делая большие выписки из «Введения» Карла Риттера, Ушинский предается раздумьям
о роли природы в формировании человека и целого народа, об отражении природных
условий в национальном характере. Влияние совокупности природных условий на
людей до того могущественно, что разрушение этих условий может довести человека
до мучительной тоски по родине. Ушинский считал, что разумное пользование
естественными богатствами родины «доводит энергию народов, которым оно
беспрепятственно и вполне досталось на долю, до удивительной степени высоты».
Его суждения о «поющих сынах природы», оссиановской поэзии, родившейся на
обнаженных полянах сурового, отуманенного облаками шотландского высокого
прибрежья; лесной песни канадца, о песне негра на рисовом поле, песне камчадала
про медведя, рыбачьей песне островитянина исполнены веры в духовные силы
каждого, даже самого малочисленного народа. По мнению Ушинского, «впечатление из
природного быта через высшее духовное посредство может передаваться и в быт
образованности отдельного существа или целого народа». А духовные силы народа -
это всегда показатель высоких педагогических, воспитательных возможностей.
Воспитание подрастающего поколения было условием и гарантией поступательного
движения человеческого общества. Оно определялось экономическими условиями жизни
общества, но, в свою очередь, влияя на все стороны жизни людей, оказывалось
сильным фактором в самом экономическом развитии общества. Великие функции
воспитания определяли и особенное место народной педагогики в совокупности
различных знаний и среди других видов многообразной деятельности трудящихся. Она
проникает во все без исключения области знаний и деятельности народа и
обеспечивает их единство.
Макаренко писал: «...нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного факта в
нашей истории, которые, кроме своего прямого хозяйственного или военного, или
политического значения, не имели бы и значения воспитательного, которые не были
бы вкладом в новую этику и не вызывали бы нарастания нового морального опыта».
Обычай, обряд, праздник, песня, труд, борьба народа против социального и
национального гнета - все это всегда прямо или косвенно связывалось с
педагогическими явлениями. Макаренко ставил проблему всестороннего научного
обобщения опыта народного воспитания и расширения его «до общенародных опытных
традиций».
§ 4. НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
Преемственность - условие непрерывного развития. Одновременно сама
перманентность в развитии есть конкретное проявление преемственной связи
будущего с прошлым через настоящее. Определенный порядок, определенная
последовательность перехода от одного к другому, от предшественника к преемнику,
разумеется, не предполагает примитивную прямолинейность. Преемственность в
развитии не исключает ни равномерного поступательного движения от низших форм к
высшим, ни скачков, ни цикличности и повторяемости.
Преемственность поколений обеспечивается воспитанием, которое выступает как
фактор социального развития личности и духовного прогресса народа.
Преемственность в воспитании, являясь одной из главных сторон преемственности
поколений, предполагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей,
согласованность между домашним и общественным воспитанием, педагогический
оптимизм - опору на достигнутые результаты в воспитании для преодоления
отдельных отрицательных черт поведения воспитанников, обеспечение правильного
соотношения между целями воспитания и т.п.
Преемственность реализуется во времени и пространстве. Физическая
преемственность обеспечивается природой - наследственностью, генотипом,
материально-экономическая - наследованием, духовная - воспитанием. Природа,
социальные условия, педагогические факторы взаимодействуют друг с другом,
препятствуя или содействуя преемственности. Воспитание усиливает преемственность
там, где она может существовать и без него. Порою даже стихийный воспитательный
процесс, ничем не подкрепляемый и функционирующий лишь в сфере подражания,
обеспечивает преемственность. Жест, мимика, манеры родителей воспроизводятся
детьми, неосознано и подспудно влияют на формирование характера, стиль поведения
и т.п. Преемственность и в области трудовых интересов иногда может вырасти из
простого любопытства и порождаемого им подражания. То же самое возможно в сфере
народного искусства.
Проявления преемственности чрезвычайно многообразны. Она осуществляется в сугубо
личном плане, и в форме продолжения и укрепления семейных традиций, и как
духовная связь людей и единство поколений. Преемственность касается судьбы целых
народов. Она может носить общенародный, общенациональный, общечеловеческий
характер. Усиление общечеловеческих моментов преемственности ускоряет социальный
прогресс. Чем шире и глубже преемственность, тем благоприятнее условия
для прогресса и отдельного индивида, и общества.
Преемственность может затрагивать сферу нравственности и способствовать
формированию отрицательных черт личности младших членов семьи. Например,
добившийся «теплого места под солнцем» может служить воодушевляющим примером для
ряда поколений родственников, готовых добиваться личного успеха за счет
интересов других людей и даже народа в целом.
Преемственность может быть и стихийной, но чаще всего она явление осознанное.
Интересно характеризует К.В. Иванов осознание своей связи с предками по линии
материнского рода. Он считал, что особенности характера рода определялись
влиянием прабабушки Прты: «...и род ее был подобен ей: отважный, смелый и злой».
Им выделены и отдельные факторы, содействовавшие преемственности поколений рода:
в их числе он приводит песенный речитатив, переходящий из поколения в поколение,
призывавший помнить предков и свою принадлежность к роду Прты. Биография рода
как своеобразная история группы семей, связанной общностью происхождения,
духовно питает преемственность поколений.
В сознательном стремлении родителей к тому, чтобы дети жили лучше, тоже
проявляется педагогический аспект преемственности. В благословении новобрачных,
в свадебных ритуалах, в благопожеланиях новорожденным постоянно присутствует
забота о преемственности поколений. Эта забота сказывается в повышенном внимании
к вопросам воспитания. В.Г. Белинский видел преемственность поколений народа
прежде всего в его самобытности. Каждый народ может принести свою долю в общую
сокровищницу человечества, только живя самобытной жизнью: «В чем же состоит эта
самобытность каждого народа? В особенном, одному ему принадлежащем образе мыслей
и взгляде на предмет, в религии, языке, и более всего в обычаях... Все эти
обычаи укрепляются давностью, освящаются временем и переходят из рода в род, от
поколения к поколению как наследие потомков от предков».
Народ, считал Белинский, крепко дорожит обычаями, как своим священнейшим
достоянием, и посягательство на внезапную и решительную реформу их без своего
согласия считает посягательством на свое бытие. В данном случае такое
посягательство означает разрушение духовной преемственности поколений и поэтому
вызывает протест народа, его ожесточеннейшее сопротивление. Национальная
преемственность связана с народностью в воспитании, ибо «национальная физиономия
всего больше сохранилась в низших слоях народа».
Народные идеи о преемственности поколений по существу, являются педагогическими.
«Не хвались отцом, хвались молодцом» в этой пословице утверждается
преемственность трех поколений содержится призыв к воспитанию сына по примеру
своего от (деда). К заслугам отца сын не имеет отношения, но, воспитав сына он
прибавит славу к доброму имени своего отца. Другая пословица внушает: «Не
хвались родителями, хвались добродетелями». Главное - считают в народе -
воспитание и самовоспитание, добродетели делают человека достойным своих
родителей. Подобные народные афоризмы имеют большое воспитательное значение.
Пословицы «Из роду в род - тот же урод», «От худого семени не жди доброго
племени», «Кто от кого, тот и в того», «Одного отца дети», «Один отец, один и
норовец», свидетельствуют о признании народом наследственной преемственности.
Две пословицы, приведенные в предыдущем абзаце, как бы выполняют контролирующие
функции по отношению к настоящим. В совокупности же они создают картину
взаимодействия наследственной преемственности с педагогической. В народной
педагогике не допускается ухудшение передаваемых дурным воспитанием «из рода в
род» черт личности: «Сын - в отца, отец - во пса, а все - в бешеную собаку»,
отрицательный пример отца в воспитании вызывает ухудшение нравственных качеств
детей. Человек может быть телесно красив, но уродлив в силу воспитания: «Бел
лицом, да худ отцом». Сын может быть похож на отца лицом, но определяющим,
является сходство с ним в поведении, характере, деятельности, сформировавшееся
благодаря примеру, воспитанию. «Отец рыбак, и дети в воду смотрят». В подобных
афоризмах косвенно проводится мысль о роли воспитания: «Не такого он отца сын,
не такой матери дитя (чтобы сделать худое)» - это педагогическое изречение,
кроме всего прочего, интересно и тем, что может быть адресовано воспитуемому и
может послужить ему опорой в преодолении некоторых отрицательных черт в
поведении, т.е. самовоспитании.
В народных представлениях о педагогической преемственности немало
противоречивого, ибо в них отражаются разные исторические эпохи, различные
человеческие характеры и многообразные, конкретные жизненные ситуации: «И от
доброго отца родится бешена овца», «Бывает добрая овца и от беспутного отца»,
«От одной матки, да не одни ребятки», «Один брат сыт и крепок, другой брат жидок
и редок» и др. Однако во многих случаях противоречия оказываются только
кажущимися. Во-первых, тот же народ говорит: «Нет правил без исключений».
Во-вторых, в народе живет оптимистическое убеждение в том, что «Любой человек -
хозяин своего счастья» и самовоспитанием может добиться удивительных результатов
в корректировке своего нравственного облика. Говорят: «Он словно переродился.
Будто снова на свет народился».
Преемственность в педагогической сфере очень устойчива. Прогресс народа - в
духовном обогащении людей из поколения в поколение: «Чего мать не видела - дочь
увидит, чего отец не видел - сын увидит». Преемственность - не только в том,
что, как говорят чуваши, «Отец и сын едут на одной телеге», но самое главное - в
том, что «Задние копыта идут по следу передних»
(в смысле - молодежь идет по
стопам старших). Как говорит И. Я. Яковлев, настоящий воспитатель живет в
воспитанниках и воспитанниках воспитанников.
«Для родины нужно, чтобы дети были лучше отцов» - говорит грузинская пословица.
И действительно, преемственность сказывается и в том, что результаты воспитания
предшествующего поколения отражаются на поведении следующего, причем плохое
становится хуже, хорошее - лучше: «От избалованного родится ребенок, подрастет и
вором станет», - утверждают чувашские старцы. В этой пословице три поколения
оказались в преемственной связи: дед избаловал своего сына, внук стал вором.
Суровый тон пословицы можно понять: для чувашей, как и для других народов,
воровство означает крайнюю степень человеческого падения. В народе издавна
родство также рассматривалось как одна из сторон преемственной связи поколений.
Однако считалось, что родство надо еще доказать и делом. Родство душ проверяется
в деятельности, в поведении. В преемственности выше всего ценится духовная
общность людей: «Духовное родство пуще плотского» - гласит русская народная
пословица.
Подлинным является только такое воспитание, которое служит интересам народа.
Воспитание, не отвечающее этим требованиям, антинародно и может быть
охарактеризовано как антивоспитание, ибо оно развращает человеческую личность.
Народное воспитание в прошлом, отмечает И.Т. Огородников, включало и
определенные виды обучения, предполагавшего усвоение знаний, закрепленных в
многовековом опыте человечества, т.е. в народной педагогике воспитание и
обучение находились в едином целостном процессе и дополняли друг друга. С
возникновением обучения, организованного эксплуататорскими классами, создалась
угроза народному воспитанию. Домашнее воспитание у трудящихся выступало фактором
установления связи обучения с трудовой и духовной жизнью народа. Обучение же в
государственных учебных заведениях выступало как средство перевоспитания,
преодоления последствий народного (домашнего) воспитания. Особенно это было
характерно для монастырских училищ,
созданных в XVII-XVIII
вв. для «инородцев» Поволжья. Дифференциация господствующими классами и их
государством обучения и воспитания создала угрозу формированию целостной
личности. Вот почему принцип воспитывающего обучения, научно обоснованный
Коменским, в истории воспитания имел эпохальное значение. Его огромный смысл
состоял в восстановлении преемственной связи материнского (родительского)
воспитания с изучением в школе родного языка, в обеспечении единства обучения и
воспитания в целом.
Духовный контакт отдельных личностей несет на себе печать преемственности
поколений. Духовные сокровища предков сохраняются и передаются в рассказах,
пересказах, легендах, назиданиях, пословицах. Предки говорят устами потомков,
устами деда говорит прадед, пращур. Так, в укреплении преемственной связи
поколений старшее поколение участвует и непосредственно, и опосредованно - через
своих воспитанников, воспитанников своих воспитанников, через духовные
сокровища, сохраненные ими. Однако при отсутствии письменности чем дальше в
глубь веков уходят предки, тем слабее слышен их голос, тем труднее доходит их
мысль. Здесь на помощь народной педагогике должно прийти подлинно народное
образование на государственном уровне, которое, контролируя и сохраняя все самое
лучшее, обеспечит приемственность поколений в едином процессе обучения и
воспитания.
§ 5. НАРОД КАК ТВОРЕЦ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Анализируя состояние педагогической культуры, следует всегда помнить о той
питательной среде, которая вскормила ее, которая подготовила ее возникновение,
развитие и расцвет - о народе. Индивидуальное творчество любого из деятелей
культуры развивается всегда на базе тех достижений, которые были завоеваны
народом и человечеством в целом до него. Прежде чем он начнет развивать культуру
своего народа, он должен усвоить то, что создано его народом за многовековую
историю труда и борьбы, что создано другими народами, всем человечеством до
него. Только совокупное духовное богатство народа и человечества может послужить
реальным фундаментом созидательного творчества конкретных деятелей культуры.
Гениальный поэт, философ, педагог, народный просветитель Гете писал: «Что такое
я сам сделал? Что я сделал? Я собрал и использовал все, что я видел, слышал,
наблюдал. Мои произведения вскормлены тысячами различных индивидов, невеждами и
мудрецами, умными и глупцами; детство, зрелый возраст, старость - все принесли
свои мысли, свои способности, свои надежды, свою манеру жить; я часто снимал
жатву, посеянную другими, мой труд - труд коллективного существа и носит он имя
Гете». То же самое могли бы о себе сказать Коменский и Ушинский, Макаренко и
Сухомлинский, Гогебашвили и Насыри, Абовян и Ахундов и многие другие великие
педагоги. Гениальность и величие любого из педагогов измеряется близостью к
педагогической культуре народа, способностью максимально глубоко проникать в
глубины его духовных сокровищ.
До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в
поколение с помощью произведений устного народного творчества. Сказки,
пословицы, поговорки, загадки, предания и песни - замечательные памятники
народной педагогики, кладезь педагогической мудрости. Велика созидательная роль
народных масс в развитии духовной культуры. Исследователи творчества Пушкина,
Лермонтова, Тургенева, Горького, Чайковского, Глинки и др., убедительно
показывают, какое влияние на них оказало устное народное творчество. Основа и
корни великого искусства всегда народны. Массовая культура - явление временное,
неспособное оставить заметный след в жизни народов, ибо нищета духа ее
создателей так или иначе не замедлит проявить себя.
Педагогическая культура, как и культура в целом, всегда питалась от народных
корней. Такие педагогические требования, как принцип природосообразности,
принцип естественных последствий, получили отражение, хотя и в самой примитивной
форме, в произведениях устного народного творчества задолго до обоснования их в
педагогической науке. Однако до сих пор в историко-педагогической науке очень
мало места отводится исследованию вопроса о воспитании детей трудящихся масс.
Много говорится об афинском и спартанском, римском воспитании детей, воспитании
детей светских феодалов и в иезуитских орденах и т.п. О воспитании детей рабов и
крепостных крестьян, составлявших большинство в рабовладельческом и феодальном
обществе, сохранилось, к сожалению, очень мало сведений. Рабы не принимались ни
в какие школы, для крепостных крестьян были закрыты двери даже цифирных училищ.
Но на основе этого было бы нелепо делать вывод о том, что рабы и крепостные
крестьяне не воспитывали своих детей.
Школьное воспитание, как указывал К.Д. Ушинский, далеко не составляет всего
воспитания народа, причем только народное воспитание, по мнению великого
русского педагога, является живым органом в историческом процессе народного
развития. Классовая борьба, борьба с рабовладельцами, борьба с помещиками, с
царизмом - это не только дни поражений и побед, но это и дни морального и
духовного роста масс, творящих историю, дни роста каждой отдельной личности.
Спартак, Мюнцер, Пугачев, Разин были не только вождями, но и народными
учителями, воспитателями. Народ сложил о них песни, легенды, в которых
проповедовались освободительные идеи, любовь к родине. Имя Пугачева и после его
смерти продолжало воспитывать крестьянские массы. То же самое можно сказать и о
других борцах против тирании и угнетения. Тенденциозное искажение их образов -
явление временное и объясняется попытками сегодняшних хозяев жизни заставить
забыть историю борьбы с угнетателями.
История - одно из мощных средств народной педагогики. Оценка и характеристика
исторических уроков, содержащиеся в устном народном творчестве на протяжении
многих веков, оказывали влияние на духовно-нравственное формирование будущих
поколений народных борцов. На примерах участия народных масс в исторических
движениях воспитывались трудящиеся, не имевшие доступа к просвещению и
образованию. В произведениях устного народного творчества содержится полный
нравственный кодекс человека: в них говорится о любви к родителям, о верности и
справедливости, о любви к труду и презрении к бездельникам и лентяям, о
ненависти к угнетателям, о бесстрашии перед врагами и грозными силами природы, о
любознательности, о чутком и вежливом отношении к старым и старшим и т.д. В
памятниках народной педагогики, созданных сотни, быть может, и тысячи лет назад,
уже определены способы и приемы обучения и воспитания, элементарные
педагогические требования. В них рассказывается о приучении детей к труду,
детских орудиях труда, детских праздниках, песнях и музыкальных инструментах, о
моральном кодексе детской среды, эстетических идеалах молодежи и т.п.
Изумительны старинные русские игрушки, хранящиеся в Музее игрушек. Они -
свидетельства педагогической мудрости народных масс, высокой педагогической
культуры народа. Как поразительно глубоко знали педагоги из народа
психологические особенности детей! Какое тонкое проникновение в духовный мир
детства! Представители господствующих классов, не занимавшиеся воспитанием даже
собственных детей, едва ли занимались изобретением игрушек и игр. «Первый
воспитатель - народ» (К.Д. Ушинский), следовательно, и подлинным творцом
общечеловеческой педагогической культуры являются народные массы.
Глубокий след в истории педагогики, бесспорно, оставили и спартанское, и
афинское воспитание, и школы риторов, грамматистов, цифирные училища... Для
совокупной педагогической культуры человечества не лишены интереса и духовные
семинарии, и иезуитская система воспитания. Однако нельзя забывать, что в
названных школах учились только дети эксплуататоров, и все эти системы
воспитания принадлежали закрытой касте. Макаренко называл иезуитское воспитание
«одной из самых сильных педагогических школ прошлого», в то же время он отмечал
незначительность ее социального эффекта. Антинародный характер монархического,
например, воспитания тоже приводил его к ничтожным результатам. Провал многих
педагогических начинаний был обусловлен прежде всего их враждебностью к народным
традициям и интересам.
В свою очередь народ создавал свою систему воспитания. Приведем известный
пример. В древней Греции совершеннолетним считался только тот, кто посадил и
вырастил хотя бы одно оливковое дерево. В результате этого в Греции выросли
оливковые рощи. Но было бы неверно думать, что эта оригинальная система
трудового воспитания пошла от патрициев, презиравших физический труд.
Несомненно, это - достижение народной педагогики.
Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие
художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного
творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У
народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался
труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже
больше: оно, главным образом, осуществлялось в процессе труда. Возьмем,
например, песни бурлаков, ткачих, грузчиков и др. Пряли - пели, рассказывали
сказки; работали в поле, на лугу - пели... Неслучайно в народном эпическом
творчестве преобладает трудовая тематика.
Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что
труженики искусно и тонко украшали и любовно отделывали орудия труда. Эти орудия
должны были быть не только удобны, но и настолько красивы, чтобы радовать глаз,
поднимать настроение. Украшения орудий труда, таких, например, как упряжь, сани,
телега, веретено, прялка, гребень, мялка и т.д. и т.п. носили характер массового
всенародного художественного творчества. Народ искал радость в труде. В
подневольной работе радости, конечно, было мало, но эстетика, вносимая в
трудовой процесс, облегчала участь труженика, делала жизнь полнокровней.
Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Какие
чудесные вышивки создавали и какие кружева вязали девушки! Сколько живого чутья
к рисунку и краскам в праздничных девичьих нарядах! Взять также деревянную
резьбу, которой щедро убирали избы - оконные наличники, ставни, карнизы
напоминали искусную вышивку. Этот художественный вкус воспитывался веками.
Следовательно, источники педагогической культуры нужно искать не только в самом
процессе воспитания, но и во всем образе жизни народа. Красота, создаваемая
трудящимися, - это красота их духовного мира, одновременно и свидетельство
прекраснейших достижений педагогической культуры.
Столь же высокая, как эстетика быта, была нравственность у простого народа!
Самоотверженная любовь к родине и ненависть к угнетателям - характерная черта
морального облика трудящегося человека. Ушинский восторгался высокими моральными
качествами трудящихся и с презрением клеймил низкую мораль богатых американцев,
так называемых «благовоспитанных» немцев и русских «благородного происхождения».
Нравственное воспитание детей народа проходило в труде и борьбе.
Народная педагогика, несомненно, ставила и задачи умственного развития детей.
Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все
они преследовали педагогические цели, одна из которых - умственное развитие
детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об
интеллектуальном развитии подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы
так много гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей.
Народная педагогика не обходила также вопроса и о физическое развитии детей.
Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но
довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры, национальная
борьба, скачки и другие народные виды спорта. У многих народов ежегодно
проводились национальные праздники с обязательным включением в их программу
спортивных состязаний. В произведениях устного педагогического творчества всех
народов отражена забота трудящихся о здоровье молодого поколения, в них
воспевается физическая сила, неутомимость, выносливость, настойчивость и т.д.
Результативность педагогического опыта классиков современной педагогики
Макаренко, Шацкого, Сухомлинского прежде всего объясняется тем, что они
гениально использовали обобщенный богатейший коллективный опыт народа и исходили
из «педагогики общества». Заслуги их именно в том, что они глубоко поняли роль
народа в развитии педагогической мысли, и в их трудах слились воедино научные и
народные педагогические представления и воззрения.
Контрольные вопросы и задания
1. Подберите 3-5 пословиц на одну и ту же
конкретную тему и порассуждайте на эту тему.
2. «Что хуже всего? Лень... Плохо - не слышать,
хуже - не видеть. Плохо без ног, но гораздо хуже без труда. Зачем ленивому глаза
и уши, руки и ноги? Зачем бездельнику ум?» Прокомментируйте раздумья сельской
старушки.
3. Последнее из семи чувашских свадебных
благопожеланий родителей жениха звучит примерно так: «Счастливый муж добр,
ласков, верен, здоров, трудолюбив, основателен, справедлив, живет он долго, но
умирает раньше жены. Будь счастливым мужем»... Что могли бы вы сказать об этом
благословении? Попытайтесь переделать его в соответствии со своими
представлениями.
4. Судьбу каждого человека и любого народа в
конечном счете решают три любви - любовь к детям, любовь к труду, любовь к
Родине. Продолжите высказанную мысль.
5. Каждый рождается внуком, умирает дедом.
Порассуждайте по поводу этого изречения в связи с темой преемственности
поколений.
6. В «Тихом Доне» умирающая Ильинична в полусне
видит своего Григория грудным ребенком в поле. Давняя картина предстает перед
нею в полной ясности. Перед смертью она молится не Богу, а сыну.
- Гришенька! Родненький мой! - помолчала и уже
другим низким и глухим голосом сказала: Кровинушка моя!..
Что вы можете сказать по поводу этого отрывка?
7. М.А. Шолохов много писал о детях, об их
воспитании, об улучшении работы сельской школы, сам был тружеником ликбеза,
учителем начальной школы. Куда отнести его творчество - к педагогике народной
или профессиональной? «Педагогическая поэма» - художественное произведение. Как
вы считаете, А.С. Макаренко - педагог или писатель?
|