1.     Введение. 

Основное, чему должна научить школа, привить любовь к самостоятельному познанию окружающего мира и пополнению знаний, создать положительную мотивацию познавательной деятельности.

Главная цель обучения и воспитания, по словам К.Д. Ушинского, “дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу”. Внеклассная работа в системе дополнительного образования может стать именно той формой деятельности, где все участники образовательного процесса (учителя и ученики), смогут найти возможности для проявления креативных способностей, соответствующих творческой деятельности, где поощряется проявления инициативности, изобретательности, смекалки  школьников с любым уровнем подготовки, где созданы условия для развития положительной мотивации познавательной деятельности.

Среди многообразных форм внеклассной и внешкольной работы проведение декад, недель и вечеров занимает видное место. Разные по тематике, содержанию и организации, они являются одним из наиболее увлекательных, любимых и распространенных видов внеклассной работы.

В процессе организации и проведении вечеров решается обычно целый комплекс различных учебных и воспитательных задач. Обучающее значение вечеров не исчерпываются тем, что учащие приобретут новые знания или углубят уже имеющиеся. Готовя доклады или сообщения, компьютерные рисунки, презентации или иные формы проектных работы, ученики развивают свое умение самостоятельно работать, творчески мыслить, ориентироваться в мире книг или в бескрайном океане информаций – во «Всемирной паутине» Интернете, извлекать ценные сведения из добытого, критически осмысливать и отбирать материал. Знания не преподносятся им в готовом виде, они «добываются», и этот процесс очень важен. Ученикам «прививается вкус» к самостоятельной работе. 

2. Методика проведения декады по ИКТ.

В нашей школе стало традицией подводить  итоги работы кружка «Роботляндия» организацией декады по информационным технологиям. При этом педагог дополнительного образования, он же учитель по информатике, ставит определенные цели:

1.      Образовательные:

§         повторение и обобщение знаний о принципах построения и работы компьютера на основе самостоятельного поиска дополнительного материала, выполнением различных проектов с помощью различных программ;   

§         развитие у школьников умения моделировать ситуацию;

§         интеграция информатики с другими предметами;

§         развитие познавательного интереса;

§         повторение и закрепление пройденного материала применительно к неординарным ситуациям;

§         развитие у школьников умения излагать свои мысли;
воспитание уважения к сопернику, умение работать в группе, находчивость.

2.      Развивающие:

§         развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, показательного интереса к предмету, кругозора.

3.      Воспитательные:

§         развитие познавательного интереса, логического мышления, воспитание ответственности, коллективизма при работе в группах.

 

 

Подготовка к декаде обычно начинается примерно за 1,5 – 2 месяца с заседания кружка «Роботляндия» с привлечением актива учащихся, интересующихся компьютером. Дело педагога – тактично подсказать тематику мероприятий, увлечь ею учеников. Нужно дать возможность ученикам перед разработкой программы предварительно сориентироваться в материале. Для этого вывешивается красочно оформленные списки рекомендуемой литературы или электронных пособий, имеющихся в школе или в сельской модельной библиотеке. Высказать свои пожелания о содержании готовящихся мероприятий, представить свои проекты и материалы прошлых декад.

На следующем заседании кружка приступаем к разработки программы вечера: делается это сообща, детально обсуждая все проекты и пожелания , выбирая лучшие из них. Автор наиболее и интересного проекта на торжественной линейке подведения итогов декады награждается дипломом. Педагог не должен при обсуждении настойчиво навязывать свое мнение или готовое решение. Важно, чтобы учащиеся были самостоятельны и чувствовали, что это их творчество. Только при этом условии мероприятия получатся содержательными,  интересными, свежими и непохожими на предыдущий. Ведь фантазия ребят, их выдумка и сообразительность огромны.

 Об открытии декады объявляется на общешкольной линейке. О проводимых мероприятиях учащиеся следят по информационным бюллетеням на доске объявлений.

Из более «продвинутых» в информатике учащихся определяется Совет по проведению декады, из числа старшеклассников назначаются консультанты по работе с учащимися младшего и среднего возраста.

В течение организационного периода были даны задания различным школьным подразделениям подготовить к Декаде:

bulletбиблиотеке – выставку литературы;
bulletучителям начальных классах – подготовительные беседы о мире компьютеров;
bulletпресс-центру в классах– спецвыпуск стенной и компьютерной газеты “Компьютерленд”, посвященной  Декаде;
bulletотдельным учащимся – подготовить яркие афиши, плакаты с высказываниями крупнейших ученых о роли ЭВМ и научно-технического прогресса в жизни человека.
bulletсельской модельной библиотеке – выставку электронных учебников, презентаций, книг, современной литературы по компьютерам.

В период декады наибольше времени отводится на практический характер работы с компьютером. Учащиеся выполняют  работы  в различных программных средах. Объявляются конкурсы на лучший компьютерный рисунок с помощью Paint( см. Приложение №5), лучшие оформительские работы, бюллетени, , кроссворды с помощью Word (см. Приложение №4), буклеты с помощью Publisher, презентационные работы с помощью PowerPoint (см. Приложение №7), анимационные рисунки и фотоколлажи с помощью.  Adobe Photoshop (см. Приложение №6), Macromedia Flash. Организуются соревнования  по компьютерным играм; сражаются с компьютером по шашкам, шахматам; соревнуются по поиску информации в лабиринтах Интернета различными поисковыми системами; устанавливают переписку со сверстниками соседних школ по Электронной почте; знакомятся материалами (особенно, по ЕГЭ) спутникового Всероссийского образовательного канала; слушают компьютерную музыку, скачивают на мобильные телефоны.

Для младшеклассников организуется экскурсии в к компьютерный класс, где они получают первые навыки обращения простейшими программами, работают с различными  тренажерами, набирают текст, играют. Просматривают работы, выполненные старшеклассниками: презентационные проекты о нашей школе, родном селе и об учащихся школы. Это их подводит к мысли, что все увиденное и испробованное не чудо, не готовые купленные продукции, и вселяет в них надежду, что все это посильно и им.

Учащиеся в период декады получают задания на дом, т.к. в школе имеются лишь 4 современных компьютера, 2 – IBM, а часть учащихся имеют дома компьютеры, или могут воспользоваться компьютеров сельской модельной библиотеки. Они должны освоить дома компьютерную программу самостоятельно, а в конце декады предложить свой проект на конкурс. По необходимости обращаются к учителю за консультацией.

Кроме практических навыков учащиеся получают и теоретические знания по информатике. В период декады организуются вечера в различных формах (см. Приложение №1,    2,    3). Проходят живо, интересно, привлекается большое количество учеников как организаторов, так и болельщиков, зрителей.

 3.Заключение.

Рассмотренные выше вопросы, конечно, не могут претендовать на полное освещение всех сторон организации и проведении итогов работы кружка в сфере дополнительного образования в форме декады. Был обобщен лишь некоторый опыт, накопленный автором. Практика, безусловно, подскажет новые и интересные формы организации.

Главное, мощнейшее воздействие оказывают эти мероприятия на личность ребенка:

bulletэмоциональные переживания, радость творчества и победы, огорчение при поражении, удовлетворение или неудовлетворение собой или другими, т. е. проведённые мероприятия не  оставляет учеников равнодушными;
bulletизменение в личности ребёнка (появляется интерес к предмету, притупляется страх перед компьютером – это можно будет наблюдать при первых встречах с ним).

 

4.Литература

1. Забрулин А.А. Игровой компонент на уроках информатики. Журнал «Информатика и образование», 2001. №8

2. Забрулин А.А. Игровой компонент в обучении информатики. Приложение к журналу «Информатика и образование» 2001. №3.

3.Забрулин А.А. Решение кроссвордов как способ проверки знаний. Журнал «Информатика и образование» 2002. №8.

4.Викторины по информатике. Приложение к журналу «Информатика и образование» 2005. №2.

5.Симонович С.В., Мураховский В.И. Интернет у вас дома.  М., АСТ пресс, 2001.

       6.Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю. Курс компьютерной технологии.М., АБФ, 2000.

       7.Сагман С. Microsoft Office 2000.М., ДМК, 2002.