НАЗАД работа с обучающимися советы педагогам советы родителям
 
Рекомендации психолога по подготовке к экзаменам

При любой контрольной проверке знаний лучше сначала отвечать на легкие вопросы. Тогда останется больше времени на более сложные задания. При ответе на трудный вопрос иногда удается подстегнуть память с помощью свободных ассоциаций. Запишите первое, что придет вам в голову по этому вопросу. Свободные ассоциации могут помочь при извлечении из памяти остальной информации. Но никогда не тратьте на один вопрос слишком много времени. Правильно рассчитав время, вы сэкономите несколько минут на то, чтобы, окончив работу, успеть ее перечитать.
Многие люди страдают от сильного волнения перед началом и во время экзамена. Быть может, и у вас на экзамене потеют ладони, стоит ком в горле и язык прилипает к небу. Но это только некоторые из симптомов. К сожалению, еще один симптом – это возникновение трудностей при извлечении воспоминаний. Знания как будто вылетают у вас из головы, и во время экзамена вы не можете припомнить ответа ни на один вопрос. Но как только вы сдаете экзаменационную работу и покидаете аудиторию, ваше волнение проходит. Вы ясно вспоминаете правильные ответы, но уже поздно.
Умеренное волнение перед экзаменом, по-видимому, даже способствует получению более высоких результатов. Вы напрягаете все свои силы и очень хотите успешно сдать экзамен. Однако сильное волнение приносит только вред. Для того, чтобы помочь людям преодолеть экзаменационное волнение, психологи разработали три метода. Первым из них является десенсибилизация. Представив себе обстановку экзамена и письменно ответив на вопросы заранее, будучи в совершенно спокойном состоянии, вы сможете стать менее чувствительным и не так сильно нервничать и во время настоящего экзамена.
Вторая возможность – учить «с запасом». Продолжайте заниматься даже после того, как вам покажется, что вы достигли полного понимания и знания материала. Тогда вы будете чувствовать больше уверенности в себе и вам будет легче вспомнить правильные ответы, когда вы разволнуетесь. Этим методом часто пользуются театральные актеры: они настолько хорошо заучивают свою роль, что какой бы сильный страх их ни охватывал на сцене, слова и роль произносятся как бы сами собой.
Третий метод заключается в том, чтобы постараться успокоиться перед тем, как войти в экзаменационную аудиторию. Панические разговоры с товарищами могут усиливать экзаменационное волнение. Представьте себе что-нибудь успокаивающее – например, что вы загораете на песочке под шум морского прибоя или дремлете у костра, а на землю мягко опускаются снежинки. Этот метод следует применять только в том случае, если вы склонны к сильному волнению. Не забывайте о том, что умеренное волнение приносит пользу, - не хотите же вы задремать во время экзамена!
Отвечая, смотрите на экзаменатора. Многие, взяв билет, тут же принимают позу зародыша и бормочут что-то утробным голосом. Этого делать нельзя: ваш ответ не услышат и не поймут. Многим людям не нравится, когда им смотрят в глаза. Смотрите чуть-чуть мимо глаз, держа выражение лица учителя под контролем. А если оно уж очень вас пугает, смотрите в свои записи, но не в окно. Помните, что вы беседуете с человеком, желающим вам помочь. И о позе – не разваливайтесь, но и не заковывайте себя. Нельзя суетиться, волноваться. Шелест бумаги, бегающие, беспокойные глазки, гуляющие под столом руки – все это заставит экзаменатора внимательно присмотреться. Спокойствие, только спокойствие. Прямая спина, открытый, честный, задумчивый взгляд, беззвучно нашептываемые при подготовке цифры формулы – все должно свидетельствовать о напряженной работе мозга. При ответе никогда не показывайте своих сомнений.
Важно еще, как вы одеты и причесаны. Не вызывайте улыбки своим внешним видом. Забудьте о словечках «типа», «вааще», «в натуре», «тусовка» и так далее. Потерпеть 20-30 минут можно.
Большинство экзаменаторов особенно ценят в ответе:
- умение выделить главное;
- самостоятельность – умение обобщать материал из разных источников, а не только из конспекта, использование своих собственных примеров для иллюстрации излагаемых положений, оригинальные пути их практического использования;
- заинтересованность в предмете (вы не вынуждены отвечать на почему-то введенный в состав экзаменов предмет, а рады возможности поговорить на интереснейшую тему);
- умение применить свои знания для ответа на вопросы, лежащие в стороне от основного.
Естественно, что важность и исполнение каких-то рекомендаций окажутся для вас несущественными, но если хотя бы две из них помогут вам улучшить результаты вашей работы – цель достигнута.
 
 
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ТЕМУ  "ТЕМПЕРАМЕНТ"

      Общее понятие о темпераменте
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент:
1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается
в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать
окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности.
Выражение общей активности у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности
двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости,
интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или,
наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).
3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности
(восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности,
эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и
прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках
человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до
известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.
Психологическая характеристика темпераментов
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.
Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом.
Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом
• сила нервных процессов
• уравновешенность нервных процессов
• подвижность нервных процессов
Темперамент:
• сильный уравновешенный подвижный сангвиник
• сильный инертный флегматик
• сильный неуравновешенный холерик
• слабый меланхолик
                 Сангвинический темперамент.
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.
У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение.
        Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого - уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе.
            Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.
         Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.
        Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. "Чистые" темпераменты встречаются относительно редко.
Тип темперамента можно определить по цвету, который человек предпочитает в повседневной жизни. Например: красный цвет любят сангвиники, желтый – холерики (отражает эмоциональную неустойчивость). По цвету, который человек любит, можно узнать его характер, например: синий – характеризует человека, который стремится к новому, иногда нетерпеливого, поверхностного; красный- человека динамичного, активного, энергичного; зеленый – ригидного, не гибкого, настойчивого; желтый – оптимистичного, поверхностного; фиолетовый цвет предпочитают неустойчивые, бросающиеся в крайности люди.
       ТЕСТ- ОПРОСНИК АЙЗЕНКА
Если бы кто-то удосужился провести сравнительный анализ по использованию психологических методик, можно было бы не сомневаться, что первое место в ней (по чистоте использования) уверенно занял бы тест - опросник EPI, созданный английским психологом Г. Айзенком. Данный автор, проанализировав материалы обследования 700 солдат невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии - интраверсии и невротизма. Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально - психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на внутренний субъективный мир (интраверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (и малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интравертам же, наоборот, присуща необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения в социальной адаптации.
Второй фактор - невротизм - описывает некоторое свойство - состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фокрор этот так же биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характерезующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптивностью, а на другом - чрезвычайно неврозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагается между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному расположению).
Тест-опросник Айзенка учитывает ситуационные характеристики, так как оказывается, что в ситуациях со слабыми стимулами более адекватным будет поведение человека с меньшей эмоциональной стабильностью и интравертированностью, поскольку именно он проявляет столь необходимую здесь психологическую чувствительность. Стабильный интраверт в подобных ситуациях может проявлять раздражение, переходящее в агрессию, ибо он не ощущает слабых, но значимых воздействий и не понимает причин своего несоответствия обстоятельствам. Однако экстраверт, несомненно, более адаптивен в «сильных средах» (напряженных условиях), в которых интраверт легко впадает в депрессию, вызванную нервным истощением и запредельным торможением.
Так же хотелось бы отметить, что данный тест используется при анализе конституциональных уровней супружеской совмесимости.
Список вопросов теста Г. Айзенка.
Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на следующие 57 вопросов.
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?
3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли Вам трудно отказаться от своих намерений?
5. Обдумываете ли Вы свои дела, не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам не выгодно?
7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?
9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?
11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
13. Часто ли Вы действуете под влиянием момента?
14. Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало бы что-нибудь делать или говорить?
15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что Вас легко задеть?
17. Любите ли Вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?
19. Верно ли, что иногда Вы на столько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств не большим числом близких людей?
21. Много ли Вы мечтаете?
22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?
23. Часто ли Вас тревожит чувство вины?
24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли вы дать волю собственным чувствам и вволю повеселиться в шумной компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают, напряжены до предела?
27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?
28. После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержаны, когда находитесь среди людей?
30. Бывают ли, что Вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что Вам не спиться от того, что разные мысли лезут в голову?
32. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее спросить и проще узнать об этом у друзей?
33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания?
35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?
36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверенны, что они об этом не узнают?
37. Верно ли, что вам не приятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
38. Верно ли, что Вы раздражительны?
39. Нравиться ли Вам работа, которая требует быстроты действий?
40. Верно ли, что Вам не редко не дают мысли о разных неприятностях и «ужасов», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что Вы не торопливы в движениях?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?
43. Часто ли Вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая поговорить с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились ли Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
49. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?
50. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
51. Трудно ли получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?
52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?
56. Любите ли Вы подшутить над другими?
57. Страдаете ли Вы от бессонницы?
Код опросника
За каждый ответ, совпадающий с кодом опросника, начисляется 1 балл.
1. Шкала экстраверсии-интроверсии: ответы «да» на вопросы 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;
ответы «нет» на вопросы 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.
Интроверсии: 0-12 баллов.
Экстраверсии: 13-24 балла.
2. Шкала невротизма (эмоциональной стабильности - эмоциональной нестабильности): ответы «да» на вопросы 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35,38,40,43,45,47,50,52,55,57.
Эмоциональная стабильность (устойчивость): 0-12 баллов.
Эмоциональная нестабильность (неустойчивость): 13-24 балла.
3. Уровень вашей искренности: начислите по 1 баллу за каждое совпадение: «да» - 6, 24, 36; «нет» - 12, 18, 30, 42, 48, 54. Если совпадений меньше 4, результат тестирования достоверный.

 
                                    

                                                                 Рекомендации родителям агрессивных подростков.
• быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка
• демонстрировать модель неагрессивного поведения
• быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки
• наказания не должны унижать ребенка
• обучать приемлемым способам выражения гнева
• обучать распознанию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей
• развивать способность к эмпатии (сопереживанию)
• расширять поведенческий репертуар ребенка
• отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях
• учить брать ответственность на себя


                                                            Рекомендации родителям тревожных подростков.
• никогда не сравнивайте ребенка с окружающими, т.к. это может вызвать озлобление или формирование неуверенности в себе
• чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию (расслабление)
• способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что
• чаще обращайтесь к ребенку по имени
• демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку
• не предъявляйте к ребенку завышенных требований
• будьте последовательны в воспитании ребенка
• старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний
• используйте наказание лишь в крайних случаях

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

                                                              Рекомендации родителям аутичных подростков.
• принимать ребенка таким, какой он есть
• исходить из интересов ребенка
• строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка
• как можно чаще разговаривать с ребенком
• научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка