1.2. Вопросы местного значения
Осуществление местного самоуправления связано прежде всего с возможностью реализовывать вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Такие вопросы составляют собственную компетенцию местного самоуправления и таким образом обеспечивают его автономию в системе публичной власти.
В соответствии с выделением в законодательстве четырех типов муниципальных образований, Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает в ст.ст. 14-16 вопросы местного значения отдельно для: а) поселения; б) муниципального района; в) городского округа. В отношении же внутригородских территорий городов федерального значения ч. 3 ст. 79 данного закона предусмотрено, что перечень вопросов местного значения для них устанавливается соответствующими законами субъектов РФ.
В России на начало 2008 года – наибольшее число приходится на муниципалитеты сельских поселений (82,2%). Муниципальные районы составляют 7,45% всех муниципальных образований, городские поселения – 7,18% и городские округа – 2,16% (Диаграмма 1). В то же время если городское население в нашей стране составляет 73%, то сельское – 23% всего населения государства.
Учитывая, что муниципальные районы представляют собой всегда совокупность поселений, такая «двухтиповая» модель территориальной организации местного самоуправления определяет и разграничение вопросов местного самоуправления. Среди них выделяются вопросы местного значения межпоселенческого характера – часть вопросов местного значения, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.
Закон также определяет основы компетенции представительного органа муниципального образования, устанавливая в ч. 10 ст. 35 вопросы его исключительной компетенции. Статья 36 Закона наделяет собственными полномочиями главу муниципального образования.
- Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон № 131-ФЗ. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ. Федеральные законы и законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.
- Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений и вопросов местного значения городских округов. К таким работам могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессиональной подготовки. Могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.
- Полномочия органов местного самоуправления осуществляются ими самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
- Важно также обратить внимание на то, что в октябре 2007 г. Федеральный закон № 131-ФЗ был дополнен ст. 18.1 об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления. В целях реализации этого положения Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» был утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Перечень включает 30 показателей, большинство которых разбито на несколько подпунктов. Предложенная система показателей направлена на оценку работы органов местного самоуправления в сферах образования, здравоохранения, дорожного хозяйства и транспортного обслуживания, жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства и др.
- Оценку деятельности органов местного самоуправления предлагается проводить как по количественным показателям (например, доля населения, охваченного профилактическими осмотрами), так и по степени удовлетворенности населения. В частности, одним из показателей является удовлетворенность населения (процент от числа опрошенных): медицинской помощью; качеством дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования детей; деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), в том числе их информационной открытостью.
- Указ также предусматривает разработку системы отчетности органов местного самоуправления перед органами государственной власти субъектов РФ, ежегодный мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных в границах субъекта РФ. Главам местных администраций городских округов и муниципальных районов предписано представлять доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности соответствующих органов местного самоуправления за 2008 г. и последующие годы.
- Указом предусматривается обязательное опубликование докладов в сети Интернет, что существенно расширяет информационную открытость органов местного самоуправления, даёт возможность каждому жителю муниципального образования оценить эффективность работы избранной им власти и сравнить её с результатами работы в других муниципальных образованиях. Такой анализ позволит выявлять сферы, требующие приоритетного внимания не только органов местного самоуправления, но и органов государственной власти.
- Органам исполнительной власти рекомендовано также выделять гранты городским округам и муниципальным районам за достижение наилучших значений показателей.
Компетенция – совокупность юридически закрепленных полномочий по предметам ведения, предоставленных органу
местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления для осуществления своих функций.