Гостевая книга
Муниципальное образовательное учреждение
Янтиковская
 основная общеобразовательная школа
д. Янтиково Козловского района Чувашской Республики
Наш адрес
История школы
 
Наши учителя
 
Методкабинет
 
Школьники
 
Фотоальбом
 
Школьная жизнь

"ТАК нельзя воспитывать ребенка !"

 Негативная оценка деятельности ребенка. Ребенку нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т.д.» В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе.
 Следует говорить о ситуации, поступке ребенка,  избегая личностных негативных оценочных суждений. («Ты сделал плохо», а НЕ «Ты плохой»). В противном случае у ребенка формируется комплекс неполноценности. Невротическое развитие ребенка начинается с переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых.
 Родители должны стремиться поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания.
 Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны психотравмирующими, а с другой, они формируют негативизм, эгоизм, зависть.
 Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно, лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.
 Взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложения кооперации. Это предложение не должно исчерпываться прямым указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать перед ребенком возможности самостоятельного разрешения проблемной ситуации. Вместо того, чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу решения.
 Родители, продолжающие говорить с детьми с позиции  равенства. Разговор «сверху вниз» с детьми приводит к тому, что дети в свою очередь также «сверху вниз» говорят с родителями.
 Его касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказание невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.
Основная задача семейного воспитания помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

- внимательно слушайте ребенка. Родители, которые внимательно слушают своего ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе.
- Проявлять мысли и чувства без агрессивности, родители должны честно говорить о том, что они испытывают и при проявлении собственных чувств уважать личность ребенка.
Дети учатся жить у жизни.
А ЗНАЕТЕ, ВЫ, ЧТО, ЕСЛИ:
Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
Ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
Ребенка хвалят, он учится быть благородным;
Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
Ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире;

Уважаемые родители!

Ваши дети подобны нежным цветам в огромном саду, им  нужны «утренний ветерок и весеннее солнце, а не изнурительный зной и сильная буря». Нельзя оскорблять и ненавидеть своих детей, обижать их, нельзя использовать силу, унижать в  присутствии друзей, преувеличивать их ошибки.
Обращайтесь с детьми с величайшей добротой и любовью, и тогда их уважение к Вам будет идти из глубины сердца, и они исполнят свой долг предначертанный Богом.


Как правильно делать замечания ребенку.

Не секрет, что поведение ребенка очень часто таково, что взрослые просто вынуждены сделать ребенку замечание. Чаще всего эти замечания несомненно справедливы, и вызваны недостойным поведением ребенка, но почти так же часто вызваны раздражительностью, плохим настроением или просто нежеланием понять проблемы ребенка. Взрослый, конечно же, считает, что его замечания направлены на благо ребенку, что он помогает ребенку стать лучше. Но наши желания слишком уж часто расходятся с действительностью.
Американский педагог и психолог Гордон исследовал типы замечаний и поучений со стороны взрослых к ребенку и выделил 12 основных типов псевдопомощи ребенку – т.е. когда взрослый думает, что помогает ребенку и положительно на него влияет, а на самом деле ребенок такую помощь и в таком виде просто не способен воспринять из-за особенностей детской психики.
Поищите в собственной практике выделенные Гордоном виды будто бы помощи ребенку в разрешении его проблем. Помните при этом, что псевдопомощь только мешает и закрывает ребенку истинные пути решения проблем, т.е. только мешает стать лучше.
1 тип
Приказы, команды, указания (например: «Хватит тебе жаловаться, лучше работай хорошенько!»).
2 тип
Предупреждение или угроза (например: «Тебе бы лучше убрать снег, если ты собираешься получить подарок ко дню рождения).
3 тип
Морализирование, поучение, наставление, указание обязанностей (например: «Ты же знаешь, что учеба — твоя работа!», «Тебе следует оставить свои заботы дома, а в школе думай об уроках!»).
4 тип
Советы, предложения, предлагаемые решения (например: «Тебе надо разработать хороший распорядок дня, тогда ты будешь все успевать!»).
5 тип
Поучение, наставление, убеждение, приведение логических аргументов (например: «Вспомни, до экзамена осталось 30 дней!»).
6 тип
Критика, порицание, несогласие, осуждение (например: «Ты попросту большой лентяй!»).
7 тип
Обзывание, наклеивание ярлыков (например: «Ты ведешь себя как третьеклассник, а не девятиклассник»).
8 тип
Оценка, истолкование, диагноз (например: «Ты просто стараешься увильнуть от этого дела!»).
9 тип
Поощрение, соглашение, положительная оценка (например:«Ты действительно очень способный человек. Я уверен, что ты найдешь выход из этой ситуации»).
10 тип
Одобрение, симпатия, поддержка (например: «Ты не первый, кто испытывает такие трудности. У меня были такие же трудности. Поверь, ты привыкнешь и станет легче!»).
11 тип
Вопрос-допытывание (например: «Ты думаешь, что это для тебя слишком трудно? Сколько же времени ты на это убил? А ты знаешь, что мы в твои годы еще не такое делали!»).
И, наконец, 12 тип
Уход, отвлечение, сарказм, юмор, развлечение (например: «Успокойся, давай поговорим о чем-либо приятном» или «Кажется, кто-то не с той ноги сегодня встал»).

Если в вашей практике виды такой помощи вашему ребенку никогда не встречаются – вы идеальный родитель. Но таких, наверное, не бывает.
Но как же по другому наставить ребенка на правильный путь?
Вопрос слишком трудный, чтобы на него можно было дать простой ответ – ведь все зависит от конкретного ребенка и конкретной ситуации. Тем не менее тот же Гордон предлагает наиболее общие принципы подхода к тому, как правильно делать замечания ребенку.
1. Без лишних эмоций описать плохое поведение ребенка (например, подставляет бегущему ножку, нецензурно выражается и др.).
2. Краткое сообщение о том, как действует это плохое поведение, чем оно плохо? В чем зло? (Последствия должны быть значительными и реальными, так как если ребенок поймет, что его поведение вызывает ощутимые отрицательные последствия, у него скорее появится желание измениться.) Суть второй части замечания — негативный эффект, вред неприемлемого поведения.
3. Сообщение о чувствах, вызываемых неприемлемым поведением.
Пример: ребенок подставил ножку, тот упал
Наша обычная реакция: ты что делаешь! А ну-ка перестань! Придется тебя лишить карманных денег! Чтобы такое было в последний раз, а не то!!!!.... Дальше каждый кто как может.
По Гордону: Сынок, ты подставил ножку Пете, и он упал. Хорошо, что Петя упал удачно, а ведь мог сломать нос или даже руку. А если бы на его месте оказалась баба Клава, даже страшно представить, что бы случилось. Мне очень неприятно, что мой сын оказался способным на такой плохой поступок.
 

Сценарий
выступления экологической агитбригады


Под шум ветра на сцену выходят все и поют (по мотивам широко известных песен):
Одну простую сказку,
А может и не сказку,
А может не простую
Хотим вам рассказать.
Её мы помним с детства,
А может и не с детства,
А может и не помним,
Но будем вспоминать.

В одной лесистой местности,
Да в заповедной части
Как-то вдруг вне графика
случилося несчастье
Медведь сказал не разобрав
видно быть потопу
В общем так туристы раз
собрались на природу.
Тут поднялся галдёж и лай
Весь заповедник задрожал,
А заяц крикнул из ветвей
Турист большой - ему видней …

Все уходят. На сцене остается березка. Выходят два туриста (парень с девушкой). Они поют:
Ещё не вечер, ещё не вечер,
Ещё светла дорога и ясны глаза.
Ещё не вечер, ещё не вечер,
Ещё иду я рядом с тобою безоглядно.
Пусть говорят, что приближается гроза,
Пусть говорят, что лгут и сердце и глаза.
Только не буду верить я таким словам -
Никому тебя я не отдам…
(с последними словами турист ломает ветку березы и размахивает ей)
Туристы уходят. Березка грустно поет:
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли-люли, стояла,
Злые люди заломали.
Некому берёзу подлечити,
Некому кудряву подвязати,
Люли-люли, стояла,
Злые люди заломали.

Снова выходят туристы:
Какой прогноз у нас сегодня, милый,
Что нас опять сегодня ждет в лесу?
Согреет нас огонь веселый, жаркий,
Или замерзнем мы с тобой к утру?
Главней всего тепло и ужин,
А всё другое суета..
Есть я и ты, а всё, что кроме,
Легко уладить с помощью костра.
Есть я и ты, а всё, что кроме,
Легко уладить с помощью костра.

(по ходу еще ломают ветки у березы и разжигают костер, который весело и звонко трещит, затем уходят)

Березка в это время поет:

У природы нет плохой погоды,
Ход времен нельзя остановить.
И туриста, как и осень года,
Надо не скорбя нам принимать,
Надо не скорбя нам принимать,
Надо не скорбя нам принимать…

Выходит лесник (друг леса):

Какой прогноз - дожди или туманы?
Не ждёт ли нас нечаянно беда…
Туриста, как и лаву из вулкана,
Я предсказать не в силах никогда.
Главней всего в лесу порядок,
А всё другое суета…
Есть я и ты - а всё, что кроме,
Легко уладить с помощью бинта.
Есть я и ты - а всё, что кроме,
Легко уладить с помощью бинта.

(с помощью бинта подвязывает раны березке)


Становится слышен треск горящего костра.
Березка:
А костер все трещит,
Уж лесочек горит…
Лишь журавлик затих –
В неба копоть глядит…
Поет:

Улеглось в лесу под вечер
Многозвучье птичих стай.
Мать журавлика целует,
Поскорее засыпай…
Он на маму смотрит нежно,
И качает головой,

Дальше журавлик:
Я хочу увидеть небо – голубое, голубое,
Я хочу увидеть небо – не копти его, турист..


Березка:
Но костер все трещит,
Пуще лес наш горит…
Все живое бежит –
Вон из леса спешит.

Журавлик:
Прощай, от всех лесочков
В дальний край
Уходят тучи птичих стай.
Прощай, мы расстаемся навсегда
Под алым небом от костра,
Прощай, и ничего не обещай,
И ничего не говори,
А чтоб понять мою печаль,
В пустое небо посмотри.

Березка:
Пуще пламя трещит,
Весь лесок уж горит,
А журавлик в слезах
Над лесочком летит…

Журавлик:
И в минуту расставанья
Я скажу ему:
«Турист, я хочу увидеть землю
Голубую, голубую,
Я хочу увидеть землю –
Пожалей ее, турист.»
(журавлик улетает)

Выходят лесник с помощниками и туристы, тушат огонь. В это время один из них поет:
Давай оставим всё как есть:
Повинных не осудят.
Давай оставим всё как есть:
Как было - будет!
Пока горит шальной рассвет
О дне грядущем помечтай.
Давай оставим всё как есть, давай!
Давай оставим всё как есть, давай!
Давай оставим всё как есть, давай!

Туристы:
Люди всякое про нас говорят,
Все решают, кто из нас виноват,
Но с тобой мы знаем точный ответ,
Виноваты в том, что сделано, все.

Если спросит меня голос с небес:
"Что на свете всех дороже тебе?"
Я отвечу ничего не тая:
"Птицы, звери, лес - Земля!"


Березка:
Изменились туристы,
Извинились туристы,
И вернулся журавлик
В родное гнездо…

Журавлик:
Мы все спешим за чудесами,
Но нет чудесней ничего,
Чем та земля под небесами,
Где крыша дома твоего,
Где крыша дома твоего.

Мир полон радости и счастья,
Но край родной милей всего,
И так прекрасно возвращаться
Под крышу дома своего,
Под крышу дома своего.

Березка:
Идею этой сказки,
А может и не сказки,
Поймёт не только взрослый,
Но даже карапуз.
Смотрите повнимательней,
Ничто не упустите,
Вдруг где идет вредительство
Или горит костер.
Смотрите повнимательней,
Ничто не упустите,
Вдруг где идет вредительство
Или горит костер.

И финальная песня( все вместе):
Родная, родная, родная земля,
Холмы и равнины, леса и поля.
Ты доброй судьбою на счастье дана,
Одна ты на свете и в сердце одна.

Родная, родная, родная земля,
Холмы и равнины, леса и поля.
Ты доброй судьбою на счастье дана,
Одна ты на свете и в сердце одна.

 

 

В начало