МОУ  "Тюрлеминская  СОШ"    

Домашняя Обратная связь Оглавление Форма поиска

Страница психолога
 Муниципальное  образовательное учреждение "Тюрлеминская  средняя общеобразовательная школа"Козловского района Чувашской Республики

 

    

        

 

  • Конкурс  социальных  педагогов

Субакаева  Екатерина  Геннадьевна  - работа социального педагога

     23 октября 2008 года в Центре  психолого-  педагогической реабилитации и коррекции  проходил 1  республиканский  конкурс социальных педагогов.  В этом конкурсе приняло участие 47 социальных педагогов общеобразовательных учреждений Чувашской Республики, из них  на 2 и 3  туры были допущены  15 .   Для  второго и третьего тура социальным педагогом  Субакаевой Екатериной  Геннадьевной  была разработана    авторская программа  «Давай поговорим …»  и составлена  презентация о формах  общения  с детьми. Третий тур  проходил в форме  импровизации.  Она получила  свидетельство об участии в этом конкурсе.

                                           

  •  Посещение на дому

    В дни осенних каникул  педагоги Куприянова Р.И., Субакаева Е.Г посетили учащихся  на дому в селе Аттиково  с целью изучения жилищно – бытовых условий . Посещая детей и их семьи,  они  убедились в том,  что родители вкладывают много сил и  старания,  чтобы  дети  росли  и развивались. Они  побывали также   у  опекунов   Тихоновых,   в семье которых  проживают  Егоров Тимур и  Осипов Алексей; Петровых ,  где живут Аброскины  Любовь и Алексей, Артемьевых   с подопечным  Владимировым  Василием.  Дети чувствуют в этих  семьях,  как дома, у них  имеется  все необходимое для учебы и  развития. Опекуны стараются  относиться к детям   внимательно и заботливо.

                                

 

                                                                       

Полезные советы:

 

Умеете ли вы слушать

 

Правила предупреждения конфликтов

 

Полезная информация:

 

Умение вести разговор - это талант

 

Твое настроение

 

Каков характер - таковы и поступки   

 

Советы для детей

 

Доверяйте своим родителям – они самые близкие вам люди, они могут помочь вам, дать хороший совет.

Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.

Делитесь своими радостями.

Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.

Старайтесь их понимать, помогайте им.

Не огорчайте их и не обижайтесь на них понапрасну.      

Знакомьте их со своими друзьями, рассказывайте о них.

Расспрашивайте своих родителей об их детстве, о друзьях детства.

Демонстрируйте родителям достоинства своих друзей, а не недостатки.

10. Радуйтесь вместе с родителями успехам своих друзей.

    

 

Правила предупреждения конфликтов

 

 -Не говорите сразу со взвинченным, раздраженным человеком

 -Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела

-Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»

- Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу

-Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок.    

Твое настроение. Понаблюдай за собой и определи, в каком эмоциональном состоянии ты находишься чаще всего: жизнерадостном, оптимистичном или грустном, печальном или подавленном, мрачном. Это твое настроение. У каждого человека есть свой тон обычного настроения. Про одного мы говорим: «жизнерадостный человек», хотя у него в отдельные моменты может быть и печальное, и подавленное настроение. Другого мы воспринимаем как мрачного, недовольного, хотя и он иногда может быть радостным, оживленным. Самое интересное, что мы никому не докладываем о своем настроении, но... взгляд, слово, движение, мимика, наклон головы, интонация, вздох, улыбка — и все становится ясно. Есть ли у тебя «свое» настроение, такое, в котором ты находишься чаще всего? А как ты думаешь, каким тебя видят твои друзья, одноклассники, родители?

Учти, что свое настроение мы чаще всего невольно передаем другим людям. Психологические исследования показывают, что человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое состояние на окружающих, с которыми он находится во взаимодействии. В результате у всех может возникнуть общее подавленное настроение, когда не хочется ни шутить, ни разговаривать, ни обмениваться впе­чатлениями, когда в голову не приходят новые мысли, идеи, когда душой владеют не жизнеутверждающие чувства, а мрачные предчувствия.

Но с другой стороны, тебе известно, что постоянно выраженная в словах и поведении бурная жизнерадостность, экзальтированность в проявлении своих чувств, даже положительных, также угнетающе действует на окружающих людей, утомляет их и часто вызывает раздражение, особенно тогда, когда оптимизм одного человека не соответствует настроению других.

Поэтому важно знать особенности своего обычного настроения и думать о соответствии твоего настроения той или иной конкретной ситуации, а также о мере (степени) его проявления в поведении. Иными словами, ты должен управлять своим настроением, а не оно тобой.

   «Каков характер, таковы и поступки» гласит народная мудрость. Ты должен хорошо знать особенности, черты своего характера и не забывать, что они проявляются в твоем поведении. Основное внимание обрати на воспитание характера. Каждая его черта диктует тебе в определенных условиях те или иные поступки, накладывает печать на твои действия, мысли и чувства.

Слова, движения, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее, скрытое от посторонних глаз содержание.

Для того чтобы узнать человека, требуется время и постоянное общение с ним. С незнакомым человеком трудно общаться и иметь дело прежде всего потому, что ты не зна­ешь, чего от него можно ожидать и что он ждет от тебя. Зная характер человека, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в той или иной ситуации, как поступит при данных обстоятельствах, что сделает, что и как скажет.

Вспомни своих друзей, знакомых, одноклассников... Наверняка ты можешь предвидеть, как почти любой из них отнесется к той или иной проблеме, как поведет себя при определенных обстоятельствах, какое примет решение. Если же поступки твоего знакомого или друга зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, ты говоришь о его «бесхарактерности». Вспомним народные пословицы: «Плывет по течению, как полено», «Не человек, а охапка пустяков». Видишь, в народе такие люди ни­когда уважением не пользовались. Человек, от которого не знаешь, чего ждать — это ненадежный человек.

Черт характера, или качеств личности, очень много. Их условно делят на две взаимосвязанные группы.

Первая группа — это такие черты характера, которые являются моральными качествами — либо добродетелями, либо пороками человека: коллективизм и эгоизм; чуткость и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; бережливость и мотовство; скромность, самокритичность и зазнайство; требовательность к себе и заносчивость; чувство собственного достоинства и высокомерие и т. д.

Вторая группа — волевые черты характера: целеустремленность, решительность, самообладание, выдержка, терпение, дисциплинированность, мужество, смелость и т. д. Они выражаются в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной цели.

Однако волевые черты и поступки ценны не сами по себе, а лишь на основе нравственной воспитанности человека: смелость хулигана или решительность глупца не могут быть положительными качествами.

Какие черты характера наиболее привлекательны в человеке? Ты, наверное, согласишься, что это доброжелательность, чувство достоинства, справедливость, душевная чуткость, простота в общении с людьми, оптимизм, преданность друзьям и своему делу, юмор. Да, и юмор тоже. К. Паустовский писал, что самая глубокая, самая напряженная деятельность человека может и даже должна сопровождаться юмором. Отсутствие юмора свидетельствует не только о равнодушии ко всему окружающему, но и об известной умственной тупости. Культурный, воспитанный человек разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем ссорой, скандалом, проявлением досады.

 Банальна истина, что важнейшим условием и залогом продуктивного общения является     умение слушать собеседника.

Надо отметить, что «слушать» и «слышать» - не одно и тоже. Слушание – это не только молчание, а процесс, в ходе которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает то ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.

Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания:

-Не уходите от ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют два человека:

 один – говорит, другой –              слушает, причем в роли слушающего каждый должен выступать попеременно.

-Будьте внимательными. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что вы слушаете. Помните, что говорящий хочет общаться с внимательным, живым собеседником, а не каменной стеной.

- Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник.

-Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника.

-Наблюдайте за невербальными сигналами говорящего.

- Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Это создает благоприятную атмосферу для общения.

-Старайтесь выразить понимание.

- «Умение вести разговор — это талант» (Стендаль). Если хочешь заинтересовать другого человека разговором, старайся расположить его к себе с первой же минуты, с первых же слов. Непременное условие взаимопонимания в общении — участливое, доброе отношение к собеседнику. Замечательный педагог и детский врач Януш Корчак удивительно точно вы­разил эту мысль: «часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется, что добрый человек — это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует».

Задумайся, а умеешь ли ты разговаривать с людьми, например, в компании друзей, знакомых? Сейчас многие этого не умеют. Наверное, ты можешь припомнить такую ситуацию: пришли в гости к знакомым или собрались где-либо компанией, думали дружески поговорить, обсудить самые разнообразные, интересные всем проблемы. А разговор не получился. Почему? Все говорят одновременно (и ты тоже!), шумно, с увлечением, каждый — свое, и друг друга не слушают. И в результате — никакого удовольствия от встречи. А это так обидно.

Воспитанный человек умеет разговаривать в компании, он уважает собеседника или собеседников, а поэтому с интересом выслушивает их, не торопится с собственными высказываниями. К. Морли остроумно заметил, что «существует только один способ стать хорошим собеседником —уметь слушать».

И еще, обрати внимание на то, что беседу, разговор оживляет не столько ум, сколько взаимное доверие. Это доверие означает уверенность в себе и в своем собеседнике, в моти­вах своих и его поступков, благожелательное отношение друг к другу и окружающим, доверие основано на искренности собеседника. Никакое общение, сотрудничество не может основываться на недоверии и подозрительности.

Развивай у себя чувство доверия к людям. Хороший человек обычно доверчив. (В своих, отношениях с людьми он исходит из представления, что каждый добр, честен, порядочен, и очень удивляется, огорчается, расстраивается, когда в ком-то этих, качеств не обнаруживает. Плохой человек подозрителен, он в каждом видит жулика («Так, уж, и ничего он с этого не имеет?!»), карьериста («Что это он так старается, ему что, больше всех, надо?!») любую удачу другого человека объясняет тем, что «кто-то его толкает, кто-то за ним стоит» или что тот действует недозволенными средствами — хитростью, лестью, обманом; и его очень трудно убедить в порядочности этого человека. Среди твоих, знакомых, тоже, наверное, есть и плохие, и хорошие люди. А ты? 'Наверное, тебе, как и каждому, есть над чем задуматься.

Ты должен научиться культурно спорить. При этом помни, что в споре может родиться истина и вообще он имеет какой-то смысл только в том случае, если идет обсуждение того или иного факта, явления, ситуации, если выслушиваются аргументы «за» и «против», сопоставляются мнения. Самое трудное в споре — иметь четкое представление о своей точке зрения, о позиции, которую ты защищаешь.

Быть может, и у тебя так было, когда ты просто навязывал свое мнение, делал это упорно, не заботясь о доказательствах не вслушиваясь в возражения и, главное, не интересуясь ими. А ты никогда не воспринимал возражения как личную обиду? Тут уж забывается предмет спора, да и не спор это. Между тем культура поведения в споре предполагает необходимость внимательно выслушивать и другую сторону, с уважением относиться к другой точке зрения. Народная поговорка предупреждает: «Говори, но не спорь, а хоть спорь, да не вздорь».

Школьная тревожность.
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если человек находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера ,что в свою очередь вызывает тревожность как ответную реакцию на стрессовую ситуацию. Устойчивая тревожность порождает вегетативные, неврозоподобные и психические нарушения.

Независимо от того, в какой системе обучаются дети, у какого учителя, в той или иной степени испытывают тревогу по одним и тем же параметрам» страх ситуации проверки знаний», « страх самовыражения», «страх несоответствия ожиданиям окружающих».
Необходимо учитывать эти данные в работе с учащимися, поскольку нормальная тревожность мобилизует психическую деятельность, а повышенная оказывает противоположное воздействие, препятствуя нормальным взаимоотношениям и обучению.

Игры
«Волшебный стул»

 Цель: способствовать повышению С-оценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка- его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» - он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (5-6 человек). Причем, имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные).
Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.
«Театр масок» (Игры за партами. Для снятия нервного напряжения после контрольных)
Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.
«Ребята! Мы с вами посетим «Театр масок». Вы все будете артистами, а я-фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица разных героев.
Например: покажите, как выглядит злая баба-Яга».
Дети с помощью мимики и жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу.
«Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы. Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.
А теперь изобразите Ворону (из басни «Ворона и Лисица» в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр».
Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв.
«Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!
А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком».
Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. «Замрите! Замрите! Снимаю! Молодцы!» Замечательно. Хорошо потрудились.
- Далее учитель на свое усмотрение может похвалить особо тревожных детей.
-«Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Положите руки на парту, а голову на руки, закройте глаза. Давайте посидим молча, расслабимся и отдохнем. Всем спасибо!»

Правила работы с тревожными детьми
(шпаргалка для взрослых)
1.Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению с- оценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10.Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11.Не унижайте ребенка, наказывая его.

Как играть с тревожными детьми
На начальных этапах работы с тревожным ребенком следует руководствоваться следующими правилами:
Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?»
Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить на материале, уже знакомом ему. Можно использовать часть инструкции или правил для игры, в которую ребенок играл не однократно.
Игры с закрытыми глазами рекомендуются использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнять это условие.
Если ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений («Воздушный шарик». «Корабль и ветер», « дудочка», « Штанга», «Винт»…)
Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующее: «Подарок под елкой», «Драка», «Сосульки», «Шалтай Болтай».
Игры, способствующие повышению С-оценки, можно проводить на любом этапе работы. Эффект от этих игр буде лишь в том случае, если они проводятся многократно иррегулярно( каждый раз можно вносить элемент новизны). Игра
«Зайка и слон», «Волшебный стул» и другие…»

Профилактика тревожности

(рекомендации родителям)
1. Обращаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
2. Будьте последовательный в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнять.
Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4.Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
5.Если по каким либо объективным причинам ребенку трудно учится, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке.
Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Опросник « Признаки тревожности»
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточится на чем-то.
3. Любое задание вызывает изменение, беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень скован, напряжен.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое у него вызывает страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
15-20 : высокая тревожность
7-14 : средняя
1-6 : низкая

 

[Домашняя]

Отправить сообщение дл: koz-tssh@mail.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
© 2008 Муниципальное образовательное учреждение "Тюрлеминская средняя общеобразовательная школа" Козловского района Чувашской Республики
Дата изменения: 14.04.2009